Дело 2-4/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2019 года с.Ербогачен Катангского района
Катангский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Кийко Т.А.,
при секретаре Марасуловой Е.Н.,
с участием заместителя прокурора Катангского района Лисичникова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Катангского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Катангский район» о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на объект жилищно- коммунальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катангского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Катангский район» о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на объект жилищно- коммунальной инфраструктуры, указав в обоснование следующие обстоятельства.
Прокуратурой Катангского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства. В рамках проведенной проверки выявлены нарушения со стороны Администрации МО «Катангский район» относительно регистрации права собственности на объекты жилищно- коммунальной инфраструктуры.
В собственности Администрации МО «Катангский район» находится котельная, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 53 кв.м., год постройки – 1972. Указанный объект жилищно- коммунального хозяйства включен в реестр муниципального имущества МО «<адрес>», закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП «Ербогаченское» и используется в целях теплоснабжения Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Катангская районная больница». Регистрация права собственности на котельную, Администрацией МО «Катангский район» до настоящего времени не проведена. Отсутствие зарегистрированного права собственности муниципального образования на объекты коммунальной инфраструктуры, препятствует надлежащей передаче такого имущества хозяйствующим субъектам, что приводит к эксплуатации данного объекта без надлежащего содержания, проведения текущего и капитального ремонта.
Прокурор просил возложить на администрацию МО «Катангский район» обязанность- в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать в установленном законом порядке право муниципальной собственности на здание котельной, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 53 кв.м., год постройки – 1972.
В судебном заседании зам. прокурора поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, полагая, что бездействием администрации МО «<адрес>» нарушаются права неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В возражениях на исковое заявление указал, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона № 122- ФЗ от 21 июля 1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Право собственности муниципального образования на рассматриваемый объект возникло в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность», и в настоящее время является юридически действительным.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании установлено, что в собственности Администрации МО «Катангский район» находится котельная, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 53 кв.м., год постройки – 1972. Указанный объект жилищно- коммунального хозяйства включен в реестр муниципального имущества МО «Катангский район». Постановлением Администрации МО «Катангский район» №36-п от 27.02.2013 года котельная закреплена за МУП «Ербогаченское» на праве хозяйственного ведения и используется в целях теплоснабжения Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Катангская районная больница».
На основании п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Закрепляя положение о действительности ранее возникших прав, указанный Закон определил, что государственная регистрация права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости (ч. 3 ст. 69).
Исходя из действительности ранее возникших прав, Законом предусмотрено, что заявление на государственную регистрацию ранее возникшего права может быть подано вместе с заявлением на государственную регистрацию перехода этого права, его обременения или сделки с соответствующим недвижимым имуществом.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в п. 5 разъясняет, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации и возникают с момента их государственной регистрации.
Частью 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры.
Рассматривая настоящий спор, суд исходит из анализа положений статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которым полномочия органов местного самоуправления по передаче муниципального имущества, такого, как объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, могут быть реализованы только по договорам аренды или по концессионным соглашениям, которые, в силу указанных норм, а также положений части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», должны заключаться по результатам проведения конкурсных процедур в целях развития добросовестной конкуренции, а также обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества.
Регистрация права собственности на котельную, Администрацией МО «Катангский район» до настоящего времени не проведена, как не проведена и регистрация права хозяйственного ведения на указанный объект за МУП «Ербогаченское».
Отсутствие зарегистрированного права собственности муниципального образования на объекты коммунальной инфраструктуры, препятствует надлежащей передаче такого имущества хозяйствующим субъектам, что приводит к эксплуатации данного объекта без надлежащего содержания, проведения текущего и капитального ремонта и в свою очередь ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, находящихся в лечебном учреждении, на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об ошибочном понимании Администрацией МО «Катангский район» положений закона о регистрации прав на рассматриваемый объект коммунальной инфраструктуры по желанию его обладателя, и полагает возможным удовлетворить требования прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Катангского района в интересах неопределенного круга лиц- удовлетворить.
Возложить на администрацию МО «Катангский район» обязанность- в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать в установленном законом порядке право муниципальной собственности на здание котельной, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 53 кв.м., год постройки – 1972.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Катангский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.А.Кийко