ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4/19 от 24.01.2019 Верхнеуфалейского городского суда (Челябинская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхний Уфалей 24 января 2019 года

Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Шуниной Н.Е.,

при секретаре Крапивиной Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Верхнеуфалейского городского округа о включении жилого дома в реестр муниципальной собственности

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Верхнеуфалейского городского округа о включении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в реестр муниципальной собственности.

В обоснование исковых требований истец указала, что с 2000 года по настоящее время она и члены ее семьи проживают в доме по указанному адресу, в который были вселены на основании ордера серии выданного администрацией г. Верхнего Уфалея на основании Постановления главы города Верхнего Уфалея от 22 марта 2000 года № 338 «Об утверждении решения администрации и профкома Дирекции «Челябгидрострой» о предоставлении жилой площади». В 2015 году она обратилась в отдел приватизации Верхнеуфалейского городского округа для оформления договора передачи в безвозмездное пользование дома, однако ей было отказано в принятии документов по причине того, что <адрес> не числится в реестре муниципальной собственности.

Истец считает, что по независящим от нее обстоятельствам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Представитель ответчика Администрации Верхнеуфалейского городского округа участия в судебном заседании не принимал. В письменном отзыве просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Считают себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, а также по учету и ведению их реестра наделено Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа. Кроме того, спорное жилое помещение принадлежит Дирекции «Челябгидрострой», в муниципальную собственность жилое помещение не передавалось. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа участия в судебном заседании не принимал, в письменном отзыве просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение оставили на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Федерального государственное бюджетного учреждения по эксплуатации водохранилищ Челябинской области в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал, что документы о реорганизации предприятия с 1999 года, передаче жилищного фонда в собственность или на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) отсутствуют. В архиве ФГУ ЭВ Челябинской области отсутствуют документы о реорганизации предприятия с 1999 года по настоящее время, историческая справка не может быть предоставлена ввиду отсутствия у Учреждения каких-либо документов по рассматриваемому спору. Профкомом Дирекции «Челябгидрострой» спорный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в их собственность не передавался и на балансе ФГУ ЭВ Челябинской области отсутствует. Какие-либо права на недвижимое имущество у третьего лица отсутствуют. Не возражают против удовлетворения исковых требований.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Условиями для осуществления гражданами права на жилище, в том числе защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда в соответствии с п. 5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ обеспечивают органы местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Согласно п. 1 ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Согласно ст. 5 ФЗ № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР действующей на момент предоставления жилой площади, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер.

Судом установлено, что 22 марта 2000 года Постановлением главы города Верхнего Уфалея Челябинской области № 338 утверждено решение администрации и профкома Дирекции «Челябгидрострой» о предоставлении жилой площади ФИО1

На основании ордера серии выданного администрацией г. Верхнего Уфалея 23 марта 2000 года истице ФИО1 предоставлено право на занятие жилого помещения – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, жилой площадью 53, 6 кв.м.

С 13 сентября 2001 года по настоящее время истица ФИО1 зарегистрирована и проживает по указанному адресу.

Вместе с истицей по адресу: <адрес> имеют регистрацию: ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8,ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ.р.; ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ.р.; ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ.р.; ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ.р.; ФИО12ДД.ММ.ГГГГ.р.

30 октября 2015 года истица обратилась в Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа в целях приватизации указанного жилого помещения, однако ей было отказано в связи с тем, что данное жилое помещение в реестре муниципальной собственности не числится.

В настоящее время, указанное обстоятельство явилось препятствием для истца, желающего реализовать свое право на приватизацию жилья.

По сведениям Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа жилой дом по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности не числится.

Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от 30.10.2015 года, зарегистрированные права на объекты недвижимого имущества – земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, в ЕГРП отсутствуют.

По сообщению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области от 15 ноября 2018 года, сведения о зарегистрированных правах на жилой дом по адресу: <адрес>, отсутствуют.

По сведениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) от 25.10.2018 года, по состоянию на 25 октября 2018 года в реестре федерального имущества, сформированном на электронном носителе в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской федерации от 16.07.2007 года № 447 « О совершенствовании учета федерального имущества» сведения о запрашиваемом объекте - жилой дом по адресу: <адрес>, отсутствуют.

По сообщению Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, в реестре федерального имущества сведения о жилом <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют.

По информации Министерства имущества и природных ресурсов <адрес>, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре имущества не значится.

По сообщению ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области от 19.11.2018 года, по данным архива технической инвентаризации по состоянию на 1998 год, до начала деятельности Южно-Уральской регистрационной палаты, объект недвижимого имущества – жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, зарегистрирован на праве собственности за Дирекцией «Челябгидрострой» по договору купли-продажи от 09.07.1985 года .

Единый государственный реестр юридических лиц содержит сведения о Дирекции по строительству Долгобродского водохранилища и других объектов отрасли «Водное хозяйство» в Челябинской области «Челябгидрострой» (сокращенное наименование Дирекция « Челябгидрострой»).

По сведениям ИФНС России по Центральному району г. Челябинска от 24 января 2019 года, согласно сведений, содержащихся в регистрационном деле, 28 апреля 2003 года в ЕГРЮЛ внесена запись об изменении наименования – прежнее наименование Дирекция по строительству Долгобродского водохранилища и других объектов отрасли «Водное хозяйство» в Челябинской области «Челябгидрострой» (сокращенное наименование Дирекция« Челябгидрострой»), новое наименование –Федеральное государственное учреждение «Челябгидрострой» (сокращенное наименование ФГУ « Челябгидростроой»).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица Федеральное Государственное учреждение «Челябгидрострой» 13.05.2011 года внесена запись о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения.

Правопреемником ФГУ « Челябгидростроой» является Федеральное государственное учреждение по эксплуатации водохранилищ Челябинской области ( сокращенное наименование ФГУ ЭВ Челябинской области).

Из письменных пояснений ФГУ ЭВ Челябинской области от 22 января 2019 года, следует, что Дирекцией «Челябгидрострой» спорный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в их собственность не передавался и на балансе ФГУ ЭВ Челябинской области отсутствует.

Статья 18 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», предусматривала, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно ст. 18 указанного Закона, а также ст. 9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» в редакции на 28.04.2003года, действовавшего в то время, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд подлежал передаче в муниципальную собственность, в силу прямого указания закона.

С учетом указанных выше обстоятельств и норм материального права, суд исходит из того, что поскольку спорное жилое помещение не значится в федеральной или государственной собственности, не числится на балансе правопреемника ФГУ « Челябгидростой» - ФГУ ЭВ Челябинской области, при этом, располагается на территории муниципалитета, то по смыслу закона, регулирующего муниципальные правоотношения, является муниципальным имуществом.

Доводы администрации Верхнеуфалейского городского округа о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, не состоятельны, поскольку п.3 и п.6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают, что к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

При изложенных выше обстоятельствах, исковые требования ФИО1 к Администрации Верхнеуфалейского городского округа о включении в реестр муниципального имущества Верхнеуфалейского городского округа занимаемого ею и членами ее семьи жилого помещения по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области включить в реестр муниципального имущества Верхнеуфалейского городского округа жилое помещение – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>).

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верхнеуфалейский городской суд.

Председательствующий: Н.Е. Шунина