Дело № 2-4/2020
УИД42RS0015-01-2019-001081-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2020 года г. Новокузнецк
Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Катусенко С.И.,
при секретаре судебного заседания Федосеевой Ю.Г.,
с участием представителя истца Кузнецовой Н.В. - Волобуевой Е.А.,
с участием представителя ответчика ООО «НИКА» - Короленко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Кузнецовой Н.В. к ООО «НИКА» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кузнецова Н.В. обратилась в суд с иском о взыскании с ООО «НИКА» в пользу собственников многоквартирного (ул...) денежных средств в размере 479 987, 96 рублей путем перечисления на расчетный счет управляющей компании ООО «Уютный город» с зачислением на лицевой счет дома, о взыскании морального вреда и штрафа.
Свои требования мотивировала тем, что они являются собственниками жилых помещений, находящихся по адресу (ул...).
Начиная с 01 июля 2015 года, услуги по содержанию общего имущества дома оказывает ООО «Ника».
В 2018 году собственники переизбрали управляющую компанию, в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей ООО «Ника» по обслуживанию дома по (ул...) выбрали в качестве управляющей организации ООО «Уютный город». Результаты данного собрания оформлены протоколом от 18.06.2018.
В данном решении собственников, Кузнецову Н.В. выбрали в качестве Председателя Совета многоквартирного дома по (ул...). Таким образом, истец, как представитель собственников жилья обращается в суд за защитой прав потребителей.
За время обслуживания ООО «Ника» нарушала действующее законодательство РФ, а недавно, собственники жилья узнали, что ООО «Ника» незаконно снимала денежные средства с лицевого счета многоквартирного дома ежегодно.
С 2016 ООО «Ника» начала начислять ОДН за услуги холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроэнергия, водоотведение и т.д.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ издало постановления №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и №344 от 16.04.2013 «О внесении изменений в некоторые акт Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг», которым утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователе помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - «Правила»).
Согласно п.36 Правил, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке установленном Правилами.
Согласно п.44 Правил, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальных услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужд между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру обшей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуг предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил порядок расчета распространяется на случаи, при которых в соответствии с Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании, жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 14 приложения №2 к Правилам.
Согласно протоколу общего собрания собственников МКД №1 от 25 июня 2015 года способом управления МКД выбрано управление управляющей организацией, которая является ответчик ООО «Ника».
Собственники приняли решение, что все коммунальные услуги оплачивают напрямую в ресурсоснабжаюшие организации, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, то есть ОДН.
В годовом отчете за 2016 год ООО «Ника» изначально начисляет жителям платежи по статьям содержание, ремонт жилья, вывоз мусора, уборка мусоропровода, повышающий коэффициент и провайдеры. Собственники оплатили вышеназванные услуги в полном объёме. Начислений собственникам по ОДН Управляющая компания (далее «УК»), ресурсоснабжающих организаций за 2016 не было, но УК ООО «Ника» сделало списание с лицевого счета многоквартирного дома в размере 41 692, 43 рублей по статье ОДН (ООО «Водоканал»), что является незаконным.
В 2017 собственникам жилья были выставлены к оплате следующие начисления: ОДН Холодная вода, начисления – 6068,12 рублей, оплата собственников составила5553, 11рублей, а списание ООО «Никой» произведено в размере 51526,76 рублей.
ОДН Горячая вода,начисления – 16009,83 рублей, оплата собственников составила14511,63, рублей, а списание ООО «Никой» с лицевого счета дома произведено в размере 110766,14 рублей.
ОДН Электроэнергия, начисления – 125776,22 рублей, оплата собственников составила – 100575,28 рублей, а списание ООО «Никой» с лицевого счета дома произведено в размере 100797,55 рублей.
В 2018 году собственникам жилья были выставлены к оплате следующие начисления: ОДН Холодная вода, начисления – 3118,67 рублей, оплата собственников составила2984,73 рублей, а списание ООО «Никой» произведено в размере 28068,61 рублей.
ОДН Водоотведение, начисления – 4255,56 рублей, оплата собственников составила – 3316,89 рублей, а списание ООО «Никой» произведено в размере 29698,38 рублей.
ОДН Горячая вода, начисления – 9229.56 рублей, оплата собственников составила 8765,86 рублей, а списание ООО «Никой» с лицевого счета дома произведено в размере 8709,80 рублей.
ОДН Электроэнергия, начисления – 70 563, 30 рублей,плата собственников составила– 75740,57 рублей, а списание ООО «Никой» с лицевого счета дома произведено в размере 48728,29 рублей.
Таким образом, итого, незаконно списано с лицевого счета дома денежные средства мере 479 987,96 рублей, а это нарушает права потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Собственники обращались в ООО «Нику» для пояснения начислений и списаний по ОДН, где ООО «Никой» был дан ответ, что для уменьшения ОДН нужно просто выключать в своих тамбурах.
В 2018 году в ООО «Ника» также обращались собственники жилья для расшифровки ОДН исходя из площади квартир, просили сделать сверку расчетов по статьям содержание и ремонт жилья.
С 1 января 2017 года ОДН стала жилищной услугой (п. 1 ст. 154 ЖК РФ) и соответственно, плата за ОДН на горячую, холодную воду и электроэнергию стала ограничена нормативом и должна быть включена в платёжный документ управляющей организации за содержание жилья.
Согласно частям 7 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ, исключается возможность внесения собственниками помещений платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в том числе, и на основании решения общего с 25 июня 2015 года (протокол №1) собственники выбрали способ управление управляющей организацией – ООО «Ника», таким образом, следует, что исполнителем коммунальных услуг в МКД является именно ООО «Ника».
Фактические поступления от жителей дома по ОДН составляют 5 000рублей, а с лицевого счета списывают в 20 раз больше.
Таким образом, с 01.01.2017 в отчетах ежеквартальных и ежегодных они наблюдают незаконное списание денежных средств с лицевого счета дома на ОДН холодная вода,гор.вода, электроэнергия, водоотведение и т.д.
Так как данные расходы ранее не входили в плату за содержание жилого помещения, то первоначальное включение расходов на коммунальный ресурс в целя содержания общего имущества многоквартирного дома осуществляется без решения общего собрания собственников помещений дома.
С 2015 до 2018 обслуживала ООО «Ника», соответственно собственники не подозревали о незаконном списании денежные средств по статье ОДН с лицевого счет дома выставленных ресурсоснабжающей организацией
В 2018 собственниками принято решение не распределять объёма ресурс предоставленной ОДН, в том числе превышения объёма ресурса ОДН. (Протокол № с 27.01.2018)
То есть не распределение объема в размере превышения объема норматив предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления норматива, предоставленной на ОДН, не распределять между всем жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, а выплачивать ООО «Ника» управляющей организацией за счет собственной прибыли.
Согласно п. 8 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, поставщиком этих услуг являются организации или предприятия, заключившие договор предоставления коммунальных услуг с конечным потребителем, на него и ложится оплата сверхнормативных ОДН.
Следовательно, согласно пункта 44 Правил, распределяемый между потребителями объем ком.услуги, предоставленной на ОДН в МКД за расчетный период, не может превышать объема ком.услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления ком.услуги, предоставленной на ОДН, а сверхнормативный объем ком.услуги, предоставленной на ОДН должен оплачиваться исполнителем коммунальных услуг за счет собственной прибыли, а не потребителями.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.»
Таким образом, своими действиями по расчету объемов ком.услуги, предоставленной на ОДН в период с 01 января 2016 по октябрь 2018 года ООО «Ника» нарушала права потребителей, а именно всех собственников дома.
Ответчик нарушил жилищное законодательство, в частности, права как потребителей коммунальных услуг на законное распределение объемов коммунальных ресурсов, предоставленных на ОДН между потребителями.
Между собственниками жилья и ООО «Ника» существуют договорные отношения, оформленные договором управления, по условиям которого и на основании Жилищного кодекса РФ, управляющая организация должна предоставлять услуги по содержанию дома, его общего имущества и в полном объеме осуществлять другую деятельность, связанную с управлением дома. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» ответчик, поставляя коммунальные услуги, должен предоставить потребителю услуги качества, соответствующего условиям договора, требованиям стандартов, санитарным требованиям и установленным нормам. Предоставляемые услуги должны быть безопасными для жизни, здоровья, окружающей среды, не причиняющие вреда имуществу.
Они неоднократно отсылали письменные претензии в адрес ответчика, но никаких мер не было принято.
Собственники многоквартирного дома рассчитывали, что ответчик устранит все возникшие недостатки в досудебном порядке, но он игнорировал их просьбы и действия перерасчет не выполнен. Денежные средства списаны незаконно с лицевого счета дома.
Действиями ответчика всем собственникам жилья был причинен огромный моральный вред, а именно физические и нравственные страдания, который они оценивают в размере 100 0000 рублей.
05.07.2019, 16.07.2019, 25.05.2020, 25.06.2020 Кузнецова Н.В. уточняла предмет исковых требований, поддерживая доводы, изложенные в первоначальном иске, просит взыскать с ООО «НИКА» в пользу собственников многоквартирного (ул...) денежные средства в размере 2 538, 32 рублей путем перечисления их на имя Кузнецовой Н.В., взыскать моральный вред в размере 10 000 рублей в пользу собственников многоквартирного (ул...) с перечислением их на расчетный счет Кузнецовой Н.В. и штраф 50 % от присужденных сумм в пользу потребителя Кузнецовой Н.В.
Истец Кузнецова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя Волобуевой Е.А.
Представитель истца Кузнецовой Н.В. – Волобуева Е.А. в судебном заселении на исковых требованиях с учетом уточнения настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что УК ООО «Ника» с 2017 года находится на полном договоре с ресурсоснабжающей организацией. Поскольку это полный договор, то денежные средства, которые перечисляются в УК, в рамках этого договора, это действительно как 2 юридических лица. Они проследили те квитанции, которые УК выставляла собственникам, в частности Кузнецовой Н.В. на основании этих квитанций они собрали такие сведения по тем счет – фактурам, которые были предоставлены в материалы дела. Там есть разделение именно по многоквартирному дому. Действительно ООО «Водоканал» был прав, когда дал ответ о том, что именно УК занимается начислением ОДН. Сама организация ООО «Водоканал» ведет учет в разрезе объемов. Объемы выставляются управляющей компании, и она должна их оплачивать. С 2018 года собственникам начисляли по максимуму ОДН, это видно с учетом всех тарифов, которые действовали. Они четко увидели, что существует разница. Получается отрицательный ОДН. Отрицательный ОДН по МКД Тореза 93 показывает, что есть превышение в разрезе фактического потребления, то есть собственники потребляли меньше, чем они получали начисление по квитанциям, то есть по нормативу. Начисления, которые действовали сверх нормативов, по жилищному законодательству РФ, УК должна оплачивать самостоятельно, из своих собственных средств, из прибыли. По 2017 эта разница составила по холодному водоснабжению 45 146, 86 рублей. За 2018 41 087,72 копейки. За весь период эта сумма составила 90 949, 06 рублей. По водоотведению 41 764, 33 рублей. Это на основании тех счетов фактур, которые предоставлены в материалы дела. Что касается ООО «Кузбассэнергосбыт», Кузнецова Н.В. также сделала запрос в организацию. Они получили ответ, в котором есть ссылка на то, что УК является юридическим лицом, и между ООО «Кузбассэнергосбыт» и УК ООО «Ника» был заключен договор, и на основании этого договора те объемы, которые в качестве ресурсов «Кузбассэнергосбыт» поставлял ООО «Нике», а «Ника» по приборам учета поставляла собственникам. Данные объемы также передавались в ресурсоснабжающую организацию. На основании этих показаний и производился взаиморасчет с управляющей компанией. То, что касается «Кузбасстеплосбыт», они также дали ответ, ссылаясь на то, что УК должна заниматься с собственниками дома по расчету ОДН. То есть все показания, которые имеются, они все передаются в УК. По «Кузнецктеплосбыт» они однозначно не смогли посмотреть. Но те показания, которые существуют в разнице, УК перечисляла ресурсоснабжающим организациям, в меньшем объеме. Тем самым выставляя ОДН больше. Сверх нормативов образовавшаяся сумма должна была оплачиваться управляющей компанией. Но, поскольку это был прямой договор, у УК возникали другие регуляторы по начислению и перечислению этого ОДН. Например, собственники платили квартплату не вовремя, а оплачивали ее спустя какое-то время, то есть месяца через 2-3, но те собственники, которые оплачивали позже, все равно, эти деньги приходили на лицевой счет дома, на счет этой организации. В УК возникает разница. То есть если посмотреть в таблицу по водоотведению, то там можно увидеть, что некоторые месяца УК не перечисляла, потому что у нее не образовывалась эта задолженность. Каким образом поступают платежи – платежи от собственников падают на их расчетный счет ресурсоснабжающей организации, но с учетом тех счет – фактур, которые непосредственно ресурсоснабжающая организация выставляет УК, и у них образовывается определенная дельта. Ни одна ресурсоснабжающая организация не сможет поставлять свои ресурсы, если УК как юридическое лицо, будет иметь какую-то задолженность. То есть УК воспользовалась денежными средствами собственников, покрывая эту задолженность. Поэтому излишне перечисленные денежные средства, которые они видят в годовом отчете, они по сути дела, закрывают ту задолженность, которая образовалась по прямому, полному договору, между двумя юридическими лицами. ОДН, который является коммунальной услугой, должен рассчитываться УК, и порядок расчетов должна предоставлять управляющая организация. В соответствии с Постановлением № 603 от 2016, у поставщика - исполнителя коммунальных услуг, имеется обязанность по возмещению сверх нормативного объема коммунальных услуг, поставленные на ОДН. Определение этого понятия зафиксировано в правилах № 124. В спорный момент для нашего рассмотрения периодов, как раз являются взаимоотношения с ООО «Ника». Если УК «Ника» приняла на себя обязанность рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией, значит, она должна предоставить норматив, а сверх норматива УК обязана восполнить за счет собственных средств или за счет прибыли. Поэтому данные в таблице, еще раз подтверждают, что сверхнормативное перечисление у жильцов имелось. Если фактическое потребление ресурсов было бы выгодно, и удобно жителям и собственникам. ОДН начисляется по нормативу. Исходя из годового отчета, по лицевому счету, имеется информация, что Кузнецова Н.В. оплачивала ОДН сверх норматива. Кузнецовой Н.В. этот момент трудно проверить, так как перерасчет УК не делала. У них имеются сведения, где в 2017, исходя из таблиц, четко видно, что УК ставит на перерасчет дополнительные средства. Для этого нужно собрать квитанции всех жителей, так как не понять, эти начисления к ней относятся или нет. Но это сделать невозможно, по причине того, что перерасчет УК не предоставляет. Кузнецова Н.В. попросила у своих соседей квитанции за этот период, дополнительно, и увидела, что действительно в 2017 году есть дополнительные начисления, и там видно, что 62,12 копеек. Они не говорят о методе расчета. Метод расчета должна предоставить УК. Они говорят о методе расчета иска, эти цифры берутся из годового отчета УК. По сути дела УК должна пояснить, правильно ли было начисление, может Кузнецовой Н.В. нужно уменьшить сумму. Она не согласна, что УК ООО «Ника» оплатила ресурсоснабжающей организации ровно те суммы, которые выставлены за ОДН. Задолженность юридического лица определяется перечисленными денежными средствами. Они должны появиться из начисления ОДН. ОДН, исчислен УК, на сегодняшний день, у нее на руках нет до настоящего времени. Они не отрицают, что какая-то погрешность возможна. У них имеются сведения, что УК оставляла у себя на расчетном счете денежные средства, с учетом погашенной задолженности должников по лицевым счетам. Когда должники платили гораздо позже, у УК в рамках полного договора, не возникало никаких долгов, поэтому они просто не платили. Но денежные средства с собственников начислены. И перечисленные денежные средства компанией взымались все равно. По произведенным расчетам, есть прямые доказательства того, что рассчитанный ОДН составляет гораздо ниже сумму, чем та сумма, которая представлена в отчетах, и годовых отчетах, предоставленных представителем ответчика. В тех отчетах по списанию сумма превышает в разы. Поскольку УК ООО «Ника» являлась поставщиком коммунальных услуг, для собственников, она обязана была производить оплату для собственников, по фактическому использованию. Согласно ЖК РФ, УК должна делать расчеты, проводить работы, способствующие снижению размера оплаты коммунальных услуг. В связи с тем, что есть разница по ООО «Водоканал» и «Кузбассэнергосбыт», ими представлен порядок расчета ОДН, порядок расчета по электроэнергии, холодной воде и водоотведению. Поэтому она надеется, что фактически собранные показатели, по квитанциям, являются самым главным доказательством того, что УК не правомочно списывала денежные средства.
Представитель ответчика ООО «Ника» - Короленко М.В. в судебном заселении заявленные исковые требования не признают, поскольку решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного (ул...), оформленным протоколом № 1 от 24.04.2019 постановлено расторгнуть договор управления многоквартирным домом, заключенный между собственниками помещений и ООО «Уютный город», в связи с неудовлетворительной работой управляющей компании.. Решение о расторжении договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО «Уютный город», принято на общем собрании собственников помещений, то есть правомочным органом управления многоквартирным домом, данное решение до настоящего времени не оспорено и недействительным не признано. Выбор другой управляющей организации является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом с предшествующей организацией. То есть на момент подачи заявления в суд договор с ООО «Уютный горд» был уже расторгнут, поэтому оснований для удовлетворения требований не имеется.
Представитель ответчика ООО «Ника» - Короленко М.В. представил письменный отзыв, на доводах, изложенных в отзыве, настаивает.
Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуга, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
п. 5 ч. 1.1 ст. 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
ч. 2 ст. 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 11 указанной статьи, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.
Если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и(или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Приэтом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии (ч. 12 ст. 162 ЖК РФ).
Ст.154 ЖК РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно п. 2 ч. 1 этой статьи в данную структуру входит плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
Из приведенных положений закона следует, что плата за жилое помещение включает в себя как плату за текущий ремонт, так и иные расходы, в том числе за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из указанного следует, что платеж является единым и денежные средства, поступившие по данному виду начисления, разграничению не подлежат.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 9 п. Постановления Пленума Верховною Суда РФ от 27.06.2017 № 22 (далее Пленум), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:
плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);
плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В п.п. 14 и 15 Пленума указано, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ). Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации к устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44. часть 7 статьи 156 ЖК РФ). Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок обжалования в суд решения, принятого общим собранием собственников помещений в таком доме, установлены статьями 45 и 46 ЖК РФ, а также главой 9.1 ГК РФ.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, в который входит перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах (п. 17. п.19 Перечня).
Таким образом, поскольку действующим жилищным законодательством предусмотрена единая плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержания общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, у управляющей компании ООО «Ника- имелось право направить поступившие по данному платежу денежные средства на оплату общедомовых расходов потребления электроэнергии в период управления, поскольку, плата предусмотрена в том числе, и на данные цели.
Довод истца о том, что ответчик, направил денежные средства на оплату приведенных расходов в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, связан с неправильным применением и толкованием закона.
п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственником помещений многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме, т.е. проведении текущего ремонта, его видах, сроках и т.п.
Закон не обязывает управляющую компанию расходовать денежные средства, поступившие в качестве оплаты по п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, с согласия общего с собственников дома, поскольку это противоречит положениям ст. 162 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания общего имущества многоквартирной возложено на собственников помещений.
По существу, истец просит произвести перерасчет направленных на оплату услуг содержания и ремонту денежных средств, начисленных по тарифу, утвержденном на общем собрании без законных на то оснований. Истец фактически просит выделить долю в оплаты услуг содержания и текущего ремонта в денежном эквиваленте на свое помещение. Однако действующее законодательство не допускает подобного. С учетом приведена права отсутствуют основания для взыскания с ООО «Ника» суммы, уплаченной истцом в виде квартплаты. Ведь, согласно сформированным квитанциям на имя истца, дополнительных платежей, в том числе на имя истца не начислялось.
Кроме того, просит обратить внимание на то, что фактически истцом заявлено требование, связанное с недостатками выполненной услуги, поскольку оспаривание актов, локального сметного расчета, не являющихся сделками и ненормативными правовыми актами, в порядке гражданского или административного судопроизводства законом не предусмотрено.
Истцом изначально заявлялись требования о взыскании сумм за период управления МКД (ул...) ООО «Ника» с 2016 года по 2018 год. Управление в указанный период обусловлено заключенным договором управления №1 от 01.07.2015 г. Позже истец дополняет исковые требования взысканием денежных средств за период управления - 2019 год, а точнее часть периода 2019 года, так как с в управление ООО «Ника» дом поступил только 02.09.2019 г. по договору управления от 24.04.2019 г. Таким образом, считает, что дополнения иска по своей природе являются самостоятельным иском, основанным на иных, отличных от предыдущих правовых основаниях. Считает, что в удовлетворении ходатайства о принятии дополнительных требований в части взыскания за период 2019 года следует отказать.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с абзацем 2 ч. 3 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.
Аналогичные положения содержатся в ст.724 ГК РФ.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Гарантийный срок на работы по управлению МКД не устанавливался исполнителем, следовательно, требование о некачественном выполнении работ/ недостатках работ истина вправе была предъявить исполнителю работ в пределах установленного законом двухлетнего срока с момента приемки выполненных работ.
Пунктом 3.1.17 договора управления №1 от 01.07.2015 года установлено, что управляющая организация обязана оформлять отчет о выполненных работах в течение месяца, следующего за отчетным.
Согласно п. 3.1.18 договора управления годовой отчет предоставляется уполномоченному собственниками лицу предоставляется управляющей компанией до конца марта года следующего за отчетным. Согласно представленным отчетам, таковые были представлены и акцептированы представителем собственников помещений. Более того, указанные отчеты своевременно были размещены на сайте управляющей компании, на информационном ресурсе - реформа ЖКХ.
Считает, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям. Просит в иске отказать, в том числе по причине пропуска срока исковой давности.
Представитель третьего лица ООО "Уютный город" не явился, о времени и месту судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Судом исследованы письменные материалы дела:
Т. 1
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 18.06.2018. Форма проведения голосования: заочное голосование. Дата начала голосования с 20 часов 00 минут 05.06.2018, дата окончания до 22 часов 00 минут 17.06.2018. Место сдачи решения собственников в письменной форме по вопросам повестки дня общего собрания: (ул...). Инициатор общего собрания Кузнецова Н.В., собственник (ул...).
Повестка дня с 20.06.2018 в связи с ненадлежащим исполнением условий договора отказ в одностороннем порядке от исполнения всех договоров имеющих значение для управления общим имуществом собственников помещений вмногоквартирном доме, агентских и иных договоров имеющих значение дня управления общим имуществом собственников помещений МКД, заключенных с ООО «НИКА».
Выбор управляющей организации ООО «Уютный город» с 20.06.2018.
Утверждение размера по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на период с 20.06.2018 по 19.06.2019 в размере за 1 кв.м в месяц со следующим назначением: содержание жилья – 10, 00 рубл./кв.м.; текущей ремонт жилья – 4, 20 рубл./кв.м.; вызов и утилизация ТКО – 2,25 рубл./кв.м.; содержание и ремонт лифтового оборудования – 4, 46 рубл./кв.м. (л.д. 37-47 т.1);
- заявление собственника жилья Т.А.Р. на имя руководителя УК ООО «НИКА», в котором она просит предоставить ей расчеты по ОДН электроэнергии, ОДН горячей воды, ОДН холодной воды и ОДН водоотведения, относительно площади ее квартиры, так как считаетначисления по ним завышены(л.д. 49 т. 1);
- ответ ООО «НИКА» от 24.10.2016 на обращение Т.А.Р. (л.д. 95 т.1);
- копия устава ООО «Уютный город» (л.д. 66-72 т.1);
- требование ООО «НИКА» от 25.04.2019 на имя директора ООО «Уютный город», о том, что ООО «НИКА» на основании принятого решения приступает к управлению МКД (ул...) с 01.05.2019, на основании его просит освободить все помещения в МКД (ул...) от имущества принадлежащего ООО «Уютный город», передать всю техническую документацию на дом, комплектыключей от мусорных камер, комплекты ключей от чердачных помещений, комплекты ключей от люков на крышу от входов в пандусы и от железной двери в подвал из пандуса, от входов в подвал из подъездов, а так же иную документацию и имущество, связанное с управлением МКД (ул...) (л.д. 90-92 т.1);
- протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: (ул...) от 24.04.2019. Инициатор собрания С.Л.Ю. Повестка дня расторжение с 01.05.2019 в одностороннем порядке договора управления МКД (ул...). С 01.05.2019 выбор управляющей организации ООО «НИКА». Установление размере платы с 01.05.2019 за ЖУ собственников помещений (в расчёте за 1 кв.м.) за содержание и текущий ремонт жилья – 20, 60 рублей, в том числе: содержание жилья – 10, 70 рубл./кв.м.; текущей ремонт жилья – 6, 00 рубл./кв.м.; содержание и ТО лифта – 3, 90 рубл./кв.м. (л.д. 94-104 т. 1);
- уведомление инициатора общего собрания С.Л.Ю. на имя директора ООО «Уютный город» от 25.04.2019, о том, что ООО «НИКА» на основании принятого решения приступает к управлению МКД (ул...) с *..*..*, на основании его просит освободить все помещения в МКД (ул...) от имущества принадлежащего ООО «Уютный город», передать всю техническуюдокументацию на дом, комплекты ключей от мусорных камер, комплекты ключей от чердачных помещений, комплекты ключей от люков на крышу от входов в пандусы и от железной двери в подвал из пандуса, от входов в подвал из подъездов, а так же иную документацию и имущество, связанное с управлением МКД (ул...) (л.д. 105-107 т. 1);
- ответ на запрос ООО «Водоканал» сообщает, что между ООО «Водоканал» и ООО «НИКА» был заключен договор водоснабжения и водоотведения № 5223 от 22.07.2015, в соответствии с которым все правоотношения по поставке ресурса, в интересующий период складывались с самой компанией. Счета за потребление ресурса (как на индивидуальное потребление жителям, так и на ОДН) выставлялись компании. ООО «Водоканал» самостоятельно не производило начисление ОДН жителям дома по адресу (ул...).
Правоотношение по предоставлению коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, жителями складывались у управляющей компании. Начисление платежей за коммунальные услуги жителям (и за индивидуальное потребление, и за потребление ресурса на ОДН), производилась ООО «Ника».
С *..*..* потребление ресурса на обслуживание мест общего пользования (ранее ОДН) перестало быть коммунальной услугой «водоснабжение» и «водоотведение», та как действующим ЖК РФ было включено в состав услуги «содержание и ремонт жилья», которую оказывает жителям управляющая компания. (л.д. 150 т. 1);
- ответ на запрос ПАО «Кузбассэнергосбыт», согласно которому между ПАО «Кузбассэнергосбыт» и ООО «НИКА» заключен договор энергоснабжения № 102285 от 01.01.2017.
Согласно счетам-фактурам и расшифровкам к ним, за период с 31.01.2017 по 31.07.2018 по адресу: (ул...), объем электроэнергии отпущенной на общедомовые нужды (далее – ОДН) составляет 23 005 кВтч.
За период с 01.01.2017 по 01.07.2018 ООО «НИКА» перечислило в ПАО «Кузбассэнергосбыт» денежные средства в размере 467 121, 24 рубля за электроэнергию, опушённую на ОДН.
В настоящее время задолженность у ООО «НИКА» перед ПАО «Кузбассэнергосбыт» по договору за период с 01.01.2017 по 01.07.2018 отсутствует (л.д. 154-173 т.1, л.д. 5-82 т.2);
Т. 2
-ответ ООО «КузнецкТеплоСбыт» о том, то с 01.08.2015 по 31.10.2018, а также с 01.09.2019 и по настоящее время в отношении многоквартирного дома по (ул...) между ООО «КузнецкТеплоСбыт» и ООО «НИКА» заключен договор теплоснабжения № 5091 от 27.07.2015. По состоянию на 09.06.2020 просроченная задолженность ООО «НИКА» перед ООО «КузнецкТеплоСбыт» отсутствует (л.д. 2 т.2);
- акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2017 по 01.07.2018 (л.д. 3 т. 2);
- ответ на запрос ООО «Водоканал», о том, что по адресу: (ул...) за период с 01.01.2018 – 01.07.2019 ООО «Водоканал» не производил начисление ОДН;
- ответ Южного межрайонного отделения ПАО «Кузбаэнергосбыт», сообщает, что отношения сторон, связанные с подачей электрической энергии гражданам-потребителям коммунальной услуги по электроснабжению, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Согласно п. 40 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011,потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, …
С сентября 2019 по настоящее время обслуживающей организацией по отношению МКД, расположенному по адресу: (ул...), д. являлась ООО «Ника» (Справка расчетов платы за потребленную электрическую энергию.)
По адресу: (ул...), открыт лицевой №... на имя Кузнецовой Н.В., расчет за потребленную электроэнергию производился по показаниям выносного прибора учета типа «НИВА» №... установленного сетевой компанией ООО «КЭнК» (далее - сетевая организация) на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и потребителя, и принятого в качестве расчетного.
По состоянию на 10.07.2020 по лицевому счету №... задолженность отсутствует.
С 01.01.2017 вступило в силу ПП РФ № 1498 от 26.12.2016 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Согласно данному постановления ресуроснабжающая организация начисляет плату за коммунальные услуги, потребленные в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, со следующими формами управления: непосредственное управление; способ управления не выбран; способ управления не реализован.
В остальных случаях управляющая организация начисляет плату за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые включаются в размер платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, расчет начислений ОДН в отношении граждан-потребителей осуществляет управляющая организация.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования Кузнецовой Н.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 30 ЖК РФ, «1. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
3. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, …
4. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. «
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ, «1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
3. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.»
Ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, « 1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1.2. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
11. В случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, …, обязаны:
1) предоставлять ресурсоснабжающим организациям, … информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета …, установленных в многоквартирном доме;
2) осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме;
3) принимать от собственников помещений в многоквартирном доме ….обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;…
Согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В соответствии со ст.154 ЖК РФ, «2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами…с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
5. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.»
Согласно ст. 156 ЖК РФ, «1. Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
7. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
9.1. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9.2. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения … также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
9.3. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
10. Изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, «1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
1.2. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).»
Согласно ст. 158 ЖК РФ «1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.».
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 « Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» предусмотрено:
10. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;…
в п. 11 данного постановления указан перечень работ, которые должна провести управляющая компания по содержанию общего имущества дома, в том числе и текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с п.16 данного постановления, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 28 данного Постановления, «Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений….
В соответствии с п.29 данного Постановления, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации …
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"):
п. 31. Исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящих Правил...
40. Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
42. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
п.44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Судом установлено, что Кузнецова Н.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (ул...), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (т. 1 л.д. 7).
С 01.07.2015 многоквартирный дом по адресу: (ул...) обслуживает управляющая компания ООО «НИКА», на основании протокола № 1 общего собрания от 25.06.2015 и договора управления многоквартирным домом от 01.07.2015(т.1 л.д. 8-9,10-16).
Как утверждает истец в лице представителя в период оказания услуг по содержанию общего имущества (ул...), ООО «Ника» нарушила действующее законодательство РФ при начислении платы за ОДН, с 2016 ООО «Ника» начало начислять ОДН за услуги холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроэнергия, водоотведение, незаконно снимала денежные средства с лицевого счета многоквартирного дома ежегодно.
12.03.2018 Кузнецова Н.В. обратилась к директору УК ООО «НИКА» с заявлением, в котором просила предоставить сверку расчетов по оплате ЖУ, с указанием сумм перерасчета пор ОДН эл.энергии (в августе 2015); перечень и обоснованность проводимых работ по статье ТО лифта; расчет по ОДН эл.энергии с 2017, исходя из занимаемой ею площади, что ответчиком не было не было исполнено.
Представитель истца поясняет, что ОДН начисляется по нормативу, однако, исходя из годового отчета, следует, что Кузнецова Н.В. оплачивала ОДН сверх норматива. Фактические поступления от жителей дома по ОДН составляют 5 000 рублей, а с лицевого счета списывают в 20 раз больше.
Представитель истца в обоснование своих доводов указывает, что ответчик незаконно распределяет оплату за превышение объема норматива предоставленной услуги на ОДН, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления норматива, предоставленной услуги на ОДН, между всем жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, ООО «Ника», как управляющая организация, данную разницу должна выплачивать за счет собственной прибыли. В связи с чем, начисление ОДН Кузнецовой Н.В. нужно уменьшить.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и на основании представленных и исследованных судом доказательств.
В соответствии с условиями договора, ООО «Ника» взял на себя обязательства - осуществлять содержание и ремонт общего имущества дома по адресу (ул...), собирать в интересах и за счет собственников помещений обязательные платежи на содержание и ремонт многоквартирного дома; вести в интересах и за счет собственников помещений лицевого счета многоквартирного дома; в интересах собственников помещений вести распоряжение денежными средствами последних, аккумулированных на лицевом счете многоквартирного дома; выполнять объем работ по ремонту общего имущества, при наличии средств собственников помещений на лицевом счете многоквартирного дома для последующих расчетов за фактически выполненные работы; объемы услуг обеспечиваются компанией в пределах денежных средств собственников помещений, размещенных на лицевом счете дома; в интересах и за счет собственников помещений заключать договоры на прием обязательных платежей от собственников помещений, оказания иных услуг; отслеживать поступления платежей собственников помещений и аккумулировать полученные средства; передавать в аренду общее имущество многоквартирного дома
Истец, в лице представителя, как на основания иска ссылается на то, что ответчиком незаконно списаны с лицевого счета дома денежные средства за ОДН, доля Кузнецовой Н.В. составляет 2538,31 рублей, которые подлежат взысканию в пользу собственников многоквартирного дома по адресу: (ул...) посредством перечисления Кузнецовой Н.В. 2538, 31 рублей.
Суд полагает, что требования Кузнецовой Н.В. не подлежат удовлетворению, поскольку истцом не оспорен расчет управляющей компании по начислению платежей на общедомовые нужды, истцом не заявлялись требования о признании незаконными, неправильными начисления платежей на общедомовые нужды, не заявлялось требование о признании оказанных услуг ненадлежащего качества, кроме того, не представлено достаточных, достоверных доказательств, что Кузнецовой Н.В., как и другим собственникам дома по (ул...) производились начисления за ОДН сверх нормативов.
В своих пояснениях представитель истца говорила о том, что считает, что услуги ответчиком оказываются ненадлежащего качества, однако, в нарушение ст.ст.39, 131,132 ГПК РФ истцом не было заявлено в письменном виде изменение основания иска, не приведены доводы и доказательства, какая услуга оказана ненадлежаще, в чем проявилась некачественность услуги.
Действующее законодательство обязывает управляющие компании использовать денежные средства строго по целевому назначению, соответственно имеющиеся денежные средства на лицевом счете дома могут быть потрачены только на оказание услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества дома. Истица не представила доказательств, что ООО «Ника» использовала денежные средства, поступившие на лицевой счет дома не на оплату ОДН, а на оплату других услуг, работ.
Согласно действующему законодательству, плата за жилое помещение включает в себя плату за текущий ремонт, а также иные расходы, в том числе за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, которые являются необходимыми для содержания общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Платеж является единым, а потому денежные средства, поступившие по данному виду начисления, разграничению не подлежат, что не противоречит ст.ст.154,156 ЖК РФ, Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 « О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности».
Законодатель предусмотрел, под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В связи с чем, следует признать обоснованной позицию представителя ответчика о том, что у управляющей компании ООО «Ника» имелось право направить поступившие по данному платежу денежные средства на оплату общедомовых расходов потребления электроэнергии в период управления, поскольку плата предусмотрена в том числе, и на данные цели, а действующим жилищным законодательством предусмотрена единая плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержания общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Законом не предусмотрена обязанность управляющей компанию расходовать денежные средства, поступившие в качестве оплаты по п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, с согласия общего с собственников дома, поскольку это противоречит положениям ст. 162 ЖК РФ.
С учетом требований действующего законодательства, незаконно требования истца - выделить долю в оплате услуг содержания и текущего ремонта на помещение истца, при этом, суд также учитывает, что истица не представила доказательств, что ей начислялись платежи по оплате ОДН сверх нормативов, либо услуга ОДН не оказана или оказана не в полном объеме.
Как установлено судом из представленных документов (актов выполненных работ, счет-фактур, локального сметного расчета), дополнительных платежей на имя истца не начислялось.
Доводы представителя ответчика о том, что за оказанные услуги по содержанию общего имущества дома компания во исполнение заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями, подтверждаются ответом из ООО «Водоканал», согласно которому счета за потребление ресурса (как на индивидуальное потребление жителям, так и на ОДН) выставлялись компании, оплаты произведены (л.д. 150 т. 1); ответом ПАО «Кузбассэнергосбыт», согласно которому за период с 01.01.2017 по 01.07.2018 ООО «НИКА» перечислило в ПАО «Кузбассэнергосбыт» денежные средства в размере 467 121, 24 рубля за электроэнергию, опушённую на ОДН, задолженность у ООО «НИКА» перед ПАО «Кузбассэнергосбыт» по договору за период с 01.01.2017 по 01.07.2018 отсутствует (л.д. 154-173 т.1, л.д. 5-82 т.2); ответом ООО «КузнецкТеплоСбыт» о том, по состоянию на 09.06.2020 просроченная задолженность ООО «НИКА» перед ООО «КузнецкТеплоСбыт» отсутствует (л.д. 2 т.2).
Ответчик в лице представителя, ссылаясь на ст. 199,724 ГК РФ, абз. 2 ч. 3 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" считает необходимым применить срок исковой давности, который для данных правоотношений составляет 2 года, и отказать в иске Кузнецовой Н.В., поскольку собственникам ежегодно предоставлялся годовой отчет, отчеты своевременно размещались на сайте управляющей компании, на информационном ресурсе - реформа ЖКХ, но никто из собственников не заявлял требование и признании оказанной услуги ненадлежащего качества.
Суд полагает, что обратившись с суд за защитой нарушенного права 29.04.2019, истица не пропустила срок для защиты своего права, поскольку в своем иске истица ссылается на представленные отчеты по выполненным работам за 2017 и 2018 года.
Поскольку Кузнецовой Н.В. в удовлетворении требований о взыскании в ее пользу денежных средств в размере 2 538, 32 рублей отказано, то и не подлежат ее исковые требования о взыскании компенсации морального вреда и штрафа.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Кузнецовой Н.В. в иске к ООО «Ника» о взыскании в пользу собственников многоквартирного дома по адресу: (ул...) посредством перечисления Кузнецовой Н.В. 2538, 31 рублей, о взыскании штрафа, о взыскании морального вреда.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.И. Катусенко
Решение принято в окончательной форме 19 августа 2020.
Судья С.И. Катусенко