ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4/2018 от 06.02.2018 Кормиловского районного суда (Омская область)

Дело №2-4/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Кормиловка 06 февраля 2018 г.

Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бочаровой У.В.

при секретаре Споденейко О.В.

с участием прокурора Кормиловского района Султанова М.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кормиловского муниципального района об обязании укомплектовать штат ЕДДС оперативно-диспетчерским персоналом, в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» и п. 1.4.2 «Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного КЧС и ПБ Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и организовать прямые каналы связи со службами экстренного реагирования, ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по <адрес>», ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей, организовать наличие средств радиосвязи КВ диапазона, радиостанции, средств видеотображения коллективного пользования

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор района обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Кормиловского муниципального района о возложении обязанности укомплектовать штат ЕДДС оперативно-диспетчерским персоналом, в соответствии с п. 3.10 ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», п. 1.4.2 «Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования», утвержденного КЧС и ПБ Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности организовать прямые каналы связи со службами экстренного реагирования, ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по <адрес>», ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей, организовать наличие средств радиосвязи КВ диапазона, радиостанции, средств видеотображения коллективного пользования. В обоснование требований указал, что на территории Кормиловского муниципального района создана и функционирует ЕДДС, вместе с тем, в деятельности ЕДДС Кормиловского муниципального района выявлен ряд нарушений, а именно на дежурство заступает один оперативный дежурный, в то время как в каждую смену должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник. В нарушение действующего законодательства отсутствуют прямые каналы связи со службами экстренного реагирования, ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по <адрес>», ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектов с массовым пребыванием людей.

В судебном заседании прокурор района Султанов М.Д. исковые требования уточнил, просил суд возложить обязанность на Администрацию Кормиловского муниципального района <адрес> укомплектовать штат ЕДДС оперативно-диспетчерским персоналом, в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» и п. 1.4.2 «Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного КЧС и ПБ Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности организовать прямые каналы связи со службами экстренного реагирования, ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по <адрес>», ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей, организовать наличие средств радиосвязи КВ диапазона, радиостанции, средств видеотображения коллективного пользования. Необходимость уточнения исковых требований вызвана изданием нового ГОСТ Р 22.7.01-2016 регулирующего данные отношения взамен утратившего с ДД.ММ.ГГГГ силу ГОСТ Р 22.7.01-99«Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

Представитель ответчика Парамут Т.Н. возражала относительно исковых требований прокурора по следующим основаниям: ГОСТ Р 22.7.01-99 имеющий обязательный характер утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ Изданный ГОСТ Р 22.7.01-2016 регулирующий аналогичные отношения носит рекомендательный характер в связи с чем, не выполнение требований изложенных в нем нельзя расценивать как бездействие и исполнять принудительно. Пункт 1.4.2 «Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования», утвержденного КЧС и ПБ Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ имеет императивное значение для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и не распространяет своего действия на органы местного самоуправления.

Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается, по крайней мере необходимые для дела обстоятельства должны быть установлены в судебном заседании. По данному спору доказыванию подлежали следующие обстоятельства. Наличие обязанности органа местного самоуправления (Администрации Кормиловского муниципального района) создать ЕДДС и оснастить ее определенным оборудованием и штатом, перечень оборудования, сил и средств, являющихся обязательным для ЕДДС муниципального образования, наличие созданной ЕДДС Кормиловского муниципального района, не соответствие оснащения ЕДДС <адрес> перечню оборудования, сил и средств являющемуся обязательным для ЕДДС муниципального образования.

Материалами дела установлено, что на территории Кормиловского муниципального района <адрес> на основании постановления Главы администрации Кормиловского муниципального района -п от ДД.ММ.ГГГГ создана Единая дежурно-диспетчерская служба, которая функционирует на базе телефонного номера «112».

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Единая дежурно-диспетчерская служба Кормиловского муниципального района не обеспечена в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-2016 следующими средствами радиосвязи КВ диапазона, радиостанции, видеоотображения коллективного пользования, а также оборудованием позволяющим организовать прямые каналы связи со службами экстренного реагирования, ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по <адрес>», ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей. Данные нарушения нашли свое отражение также в информации ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, представлении прокурора об устрани нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответах Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Не оснащение Единой дежурно-диспетчерской службы перечисленным выше оборудованием свидетельствует о бездействии администрации Кормиловского муниципального района по неисполнению требований закона в данной части.

Статьей 4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлена правовая основа создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

В соответствии с частью 1 статьи 4 вышеназванного Закона и указанного постановления единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит из органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Во исполнение федерального законодательства издано Постановление Правительства Омской области -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>». В территориальную подсистему РСЧС на муниципальном уровне входят 58 звеньев (в том числе и Кормиловский муниципальный район). Органами повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС на муниципальном и объектовом уровнях являются соответственно единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований <адрес>, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления <адрес> в соответствии с законодательством, и дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Органы повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС создаются в порядке и в целях, определенных пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 11 Положения о единой системе, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Данным постановлением рекомендовано органам местного самоуправления <адрес> разработать и утвердить положения о звеньях территориальной подсистемы РСЧС; утвердить перечни сил и средств постоянной готовности муниципального уровня территориальной подсистемы РСЧС и обеспечить их учет.

Во исполнение указанных документов на муниципальном уровне издано постановление -п от ДД.ММ.ГГГГ «О единой дежурно-диспетчерской службе Кормиловского муниципального района <адрес>», а также постановление от ДД.ММ.ГГГГ О внесении изменений в Постановление Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-п «О единой диспетчерской службе Кормиловского муниципального района». В данных постановлениях указано, что ЕДДС Кормиловского муниципального района создана в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения».

Согласно пункта 8, 9 положения о ЕДДС Кормиловского муниципального района требования к помещениям ЕДДС Кормиловского муниципального района определяется потребностью в площадях помещений ЕДДС на основе санитарных правил и норм и на основе значений количества специалистов оперативной дежурной смены, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий), а также исходя из количества населения в Кормиловском муниципальном районе, средней продолжительности обработки звонка и количестве звонков в сутки. ЕДДС должна иметь следующее оборудование: средства связи (в том числе радиосвязи), средства видеотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи и другое.

Требования к персоналу и оснащению ЕДДС закреплены в ГОСТ Р 22.7.01.-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения».

Пунктом 3.9., 3.10 ГОСТ Р 22.7.01.-2016 установлено, что ЕДДС муниципального образования должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену в обязательном порядке должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник, а в отдельных муниципальных образованиях, по решению органа местного самоуправления, также специалисты.

Применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:

- организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация);

- нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации;

- соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил);

- указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.

Суд полагает, что ГОСТ Р 22.7.01.-2016 является обязательным для исполнения Администрацией Кормиловского муниципального района, в связи с тем, что на данный ГОСТ прямо указано в постановлений Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-п «О единой диспетчерской службе Кормиловского муниципального района».

Кроме того, в самом положении о ЕДДС Кормиловского муниципального района в качестве персонала ЕДДС предусмотрен начальник ЕДДС, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, оператор, также в положении закреплены принципы определения количественного состава ЕДДС в зависимости от населения территории муниципального образования, такие же как и в ГОСТ.

В связи с изложенным суд находит несостоятельным доводы ответчика, о добровольности применения требований изложенных в ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2016 к ЕДДС Кормиловского муниципального района. Кроме того, оснащение ЕДДС в виде радиостанции и видеотображения коллективного пользования непосредственно указано в положении о ЕДДС <адрес> в качестве обязательного оборудования в составе ЕДДС.

Указанное свидетельствует о законности требований прокурора <адрес> о возложении на Администрацию Кормиловского муниципального района обязанности укомплектовать штат ЕДДС оперативно-диспетчерским персоналом, в соответствии с п. 3.10 ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», п. 1.4.2 «Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования», утвержденного КЧС и ПБ Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности организовать прямые каналы связи со службами экстренного реагирования, ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по <адрес>», ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей, организовать наличие средств радиосвязи КВ диапазона, радиостанции, средств видеотображения коллективного пользования.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кормиловского муниципального района об обязании укомплектовать штат ЕДДС оперативно-диспетчерским персоналом, в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» и п. 1.4.2 «Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного КЧС и ПБ Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и организовать прямые каналы связи со службами экстренного реагирования, ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по <адрес>», ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей, организовать наличие средств радиосвязи КВ диапазона, радиостанции, средств видеотображения коллективного пользования удовлетворить.

Обязать Администрацию Кормиловского муниципального района укомплектовать штат ЕДДС оперативно-диспетчерским персоналом, в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» и п. 1.4.2 «Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного КЧС и ПБ Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию Кормиловского муниципального района <адрес> организовать прямые каналы связи со службами экстренного реагирования, ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по <адрес>», ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей, организовать наличие средств радиосвязи КВ диапазона, радиостанции, средств видеотображения коллективного пользования.

Решение в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд.

Судья У.В. Бочарова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья У.В. Бочарова