ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4/2022 от 20.04.2022 Октябрьского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-4/2022 (2-516/2021) копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2022 года п. Октябрьский Пермского края

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующей судьи Лямзиной Т.М.,

при секретаре Немытых С.К.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Брагиной Е.Ю.,

представителя ответчика МУП «Автотранспортник» ФИО1 ФИО9

представителя соответчика администрации Октябрьского городского округа Пермского края ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Автотранспортник», администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности получить заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство полигона и его эксплуатации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Автотранспортник» (далее МУП «Автотранспортник») о возложении обязанности получить заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство полигона и его эксплуатации, о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ эксплуатировать 2 очередь полигона после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на строительство 2 очереди.

В обосновании требований указал, что прокуратурой района в феврале – марте 2021 года с привлечением ведущего специалиста – эксперта Западно – Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (далее – Управление) была проведена проверка исполнения МУП «Автотранспортник» законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, государственной экологической экспертизе, в ходе которой установлено, что основным видом деятельности МУП «Автотранспортник» является деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, дополнительными видами деятельности является сбор отходов, сбор неопасных отходов, обработка и утилизация отходов, обработка и утилизация неопасных отходов и др.

МУП «Автотранспортник» имеет лицензию для осуществления сбора, обезвреживания, размещения (в части захоронения) отходов 4 класса опасности.

Полигон ТБО расположен в северной стороне от п. Октябрьский на окраине лесного массива. Проектный срок эксплуатации полигона ТБО - 20 лет. Начало работы полигона с ДД.ММ.ГГГГ.

В 2004 году по заказу МУП «Дирекция единого заказчика» Октябрьского района разработана проектно – сметная документация ЭСП 66/2004 «Полигон твердых бытовых отходов в п. Октябрьский Пермской области» (далее – проектная документация). Разработчиком проектной документации и исполнителем муниципального заказа являлось Общество с ограниченной ответственностью Научно – исследовательская, проектная и внедренческая фирма «Экостройпроект».

В соответствии с проектом строительство полигона ТБО планировалось осуществить в 3 очереди. В 2010 году построена и сдана в эксплуатацию только первая очередь из трех. Также получено положительное заключение -э от ДД.ММ.ГГГГ экспертной комиссией государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта: «Полигон твердых бытовых отходов в п. Октябрьский Пермской области», который утвержден приказом Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от ДД.ММ.ГГГГ-э, срок действия заключения утвержден до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с заполняемостью первой очереди полигона ТБО с 2019 года возникла необходимость строительства второй очереди.

В ходе обследования полигона ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вторая очередь в завершенной стадии строительства. Также установлено, что перед строительством второй карты полигона ТБО государственная экологическая экспертиза комиссии по проектной документации не проводилась.

Одним из обязательных требований при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности при обезвреживании и захоронении отходов является проведение государственной экологической экспертизы.

МУП «Автотранспортник» строительство 2 очереди полигона ТБО осуществлено без проведения государственной экологической экспертизы, тем самым реализован проект, подлежащий государственной экологической экспертизе в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

С учетом уточненных исковых требований просят возложить на МУП «Автотранспортник» и администрацию Октябрьского городского округа Пермского края обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство 2 очереди полигона твердых бытовых отходов в п. Октябрьский Октябрьского городского округа Пермского края, месторасположение которого находится в 1 км. восточнее <адрес>.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ администрация Октябрьского городского округа Пермского края привлечена в качестве соответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Брагина Е.Ю. на требованиях настаивала, по существу изложила доводы, содержащиеся в иске, уточненные просила требования удовлетворить.

Ответчик – представитель администрации Октябрьского городского округа Пермского края ФИО2 в судебном заседании требования прокурора не признала, указав, что разрешение на строительство полигона твердых бытовых отходов в п. Октябрьский Октябрьского городского округа Пермского края, месторасположение которого находится в 1 км. восточнее п. Сарс Октябрьского городского округа Пермского края было получено в 2007 году, в 2010 году полигон был построен и сдан в эксплуатацию, считает, что таким образом разрешение на строительство полигона получено до дня вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 309-ФЗ, в связи с чем требования п.п.7.2. ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», на данный объект не распространяется. Кроме того указала, что проектной документацией предусмотрено строительство полигона площадью 58036 кв.м., полигон введен в эксплуатацию соответствующей площадью, то есть в эксплуатацию введены 1 и 2 карта складирования ТБО. Так же Министерством ЖКХ и благоустройства <адрес> ведется разработка проекта корректировки Территориальной схемы, в связи с чем потоки отходов будут направлены на резервные полигоны. В настоящее время администрацией Октябрьского городского округа готовятся документы для передачи полигона в Федеральную собственность. Считает, что возложение обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на строительство 2 очереди полигона ТБО не целесообразно, в связи с чем просила в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме.

Ответчик – представитель МУП «Автотранспортник» Шерстобитов ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признал, поддержав доводы представителя администрации Октябрьского городского округа <адрес>. Также указал, что для получения требуемой прокурором документации необходимо время не менее года, поскольку данная процедура длительная, необходимо пройти согласование с несколькими специализированными органами, получить их заключения, только после этого можно получить заключение государственной экологической экспертизы.

Представитель третьего лица – Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Закона «О прокуратуре», прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края и МУП «Автотранспортник» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, Октябрьский муниципальный район, 1 км. восточнее <адрес> для размещения полигона твердых бытовых отходов (т. 1 л.д. 172-174, 175).

На основании договора -ПД/10 от ДД.ММ.ГГГГ о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, дополнительного соглашения к указанному договору от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальному унитарному предприятию «Автотранспортник» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество, в том числе полигон ТБО 2011 года постройки (т. 1 л.д. 176-179, 183-184,185-186).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Автотранспортник» принадлежит на праве хозяйственного ведения полигон твердых бытовых отходов в <адрес>, площадью 58036 кв.м., местонахождение: <адрес><адрес> (т. 1 л.д. 171).

В результате проведенной прокуратурой Октябрьского района проверки исполнения МУП «Автотранспортник» законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, государственной экологической экспертизе установлено, что МУП «Автотранспортник», учредителем которого является администрация Октябрьского городского округа, образовано в январе 2009 года. Основным видом деятельности МУП «Автотранспортник» является деятельность сухопутного пассажирского транспорта - перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении. Дополнительными видами деятельности является сбор отходов, сбор неопасных отходов, обработка и утилизация отходов, обработка и утилизация неопасных отходов и др.

МУП «Автотранспортник» имеет лицензию № (59)-3632-СР от 22.05.2017г., выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании которой предприятие осуществляет сбор, обезвреживание, размещение (в части захоронения) отходов 4 класса опасности.

На л.д. 17-153 т. 1 представлена проектно – сметная документация ЭСП 66/2004 «Полигон твердых бытовых отходов в п. Октябрьский Пермской области» разработанная ООО Научно – исследовательская, проектная и внедренческая фирма «Экостройпроект» по заказу МУП «Дирекция единого заказчика» Октябрьского района.

Согласно заключению .07 по рабочему проекту «Полигон твердых бытовых отходов <адрес>» для полигона ТБО отведена площадка площадью 5,0 га, расположенная между <адрес> и Сарс на землях администрации Сарсинского поссовета, на расстоянии 1,75 км. восточнее <адрес> и на расстоянии 2,4 км. северо-западнее <адрес>. Территория складирования ТБО разделена на три равных карты площадью 1,13 га каждая, время заполнения одной карты 7 лет, последней карты – 6 лет. Строительство полигона будет осуществляется в три очереди – в каждую очередь строительства входит одна карта с обвалованием и прилегающими подъездными путями. Расчитанный срок эксплуатации полигона составляет 20 лет. Рабочий проект рекомендуется к утверждению. (т. 1 л.д. 111- 116).

Техническая часть проекта ЭСП 66/2004 «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес>» согласована главой администрации Октябрьского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 117-127).На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору согласовало материалы рабочего проекта «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес>». Срок действия заключения утвержден до ДД.ММ.ГГГГ, срок разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу утвержден до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 130).

Из письма главы администрации Октябрьского муниципального района <адрес> № СЭД-266-01-18-176 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного руководителю Управления Росприроднадзора по <адрес>, следует, что в 2010 году была построена и сдана в эксплуатацию только первая очередь из трех очередей строительства полигона ТБО. На ДД.ММ.ГГГГ заполнение полигона ТБО составляет 94% от проектной вместимости. Строительство второй и третьей очереди полигона ТБО в 2011-2018 годах не осуществлялось, в связи с чем направлен запрос о необходимости проведения государственной экологической экспертизы при строительстве второй очереди полигона ТБО (т. 1 л.д. 148-149).

Управлением Росприроднадзора по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Октябрьского муниципального района <адрес> направлена информация о необходимости, в соответствии с п. 7.2 ст. 11 Закона № 174-ФЗ получения положительного заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссии по проектной документации для строительства второй и третьей очереди полигона ТБО в <адрес> необходимо получение (т. 1 л.д.150-151).

ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Автотранспортник» и ООО «Трансстрой» заключен договор строительного подряда . Предметом Договора является строительство 2 очереди полигона ТБО в <адрес> – строительство 2 карты складирования с обваловыванием и прилегающими подъездными коммуникациями, инженерных сетей и коммуникаций, принадлежащих 2 карте (т. 1 л.д. 210-214).

В силу ст. 3 Закона № 174-ФЗ «Об экологический экспертизе» одним из принципов экологической экспертизы является обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе федерального уровня, установлен ст. 11 Закона № 174-ФЗ.

Согласно ст. 11 Закона № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I – V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I – V классов опасности; объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае реализации такого объекта с отступлениями от документации, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона № 174-ФЗ заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную или иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона № 174-ФЗ положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.

Согласно ст. 1 Закона № 174-ФЗ экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Одним из обязательных требований при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности при обезвреживании и захоронении отходов является проведение государственной экологической экспертизы.

В ходе проведенной Прокуратурой Октябрьского района проверки с привлечением ведущего специалиста – эксперта Западно – Уральского межрегионального управления Росприроднадзора установлено, что вторая очередь полигона ТБО в завершенной стадии строительства. Также установлено, что перед строительством второй карты полигона ТБО государственная экологическая экспертиза комиссии по проектной документации не проводилась (л.д. 162-165).

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства МУП «Автотранспортник» строительство 2 очереди полигона ТБО осуществлено без проведения государственной экологической экспертизы, тем самым реализован проект, подлежащий государственной экологической экспертизе в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В связи с указанным постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 ФИО11-Ю от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Автотранспортник» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Правонарушение выразилось в том, что МУП «Автотранспортник», осуществляя лицензируемые виды деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на территории Октябрьского городского округа <адрес>, в нарушение требований п.2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 1, п.1 ст. 11, п.1, п.5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не обеспечило проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объекта - «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес>» при строительстве второй очереди (т. 1 л.д. 218-225).

Решениями Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Седьмого кассационного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 ФИО12. -Ю от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (т. 1 л.д. 234-238, 245-252, т. 2 л.д. 56-57)

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных ГПК РФ (ч. 2 ст. 61 ГПК РФ).

С учетом установленных постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 ФИО13-Ю от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельств, которые суд признает преюдициальными в соответствии со статьей 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о доказанности факта строительства МУП «Автотранспортник» 2 очереди полигона ТБО без проведения государственной экологической экспертизы, реализации проекта, подлежащего государственной экологической экспертизе в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Принимая во внимание, что указанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц, создавая угрозу загрязнения окружающей среды, а контроль за деятельностью МУП «Автотранспортник», как учредителем должен осуществляется администрацией Октябрьского городского округа, вопреки мнению представителей ответчиков, суд приходит к выводу, что требования прокурора Октябрьского района, направленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на МУП «Автотранспортник» и администрацию Октябрьского городского округа Пермского края обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство 2 очереди полигона твердых бытовых отходов являются обоснованными.

Доводы представителей ответчиков о том, что с ДД.ММ.ГГГГ полигон не будет эксплуатироваться и что в дальнейшем он будет передан в федеральный бюджет, суд считает несостоятельными, в силу того, что в настоящее время полигон находится в собственности ответчиков, эксплуатируется в соответствии с его назначением.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос об установлении срока для исполнения указанных обязанностей, суд принимает во внимание значимость безопасности граждан и интересов ответчиков как собственника объектов. С учетом этих обстоятельств, суд считает возможным установить ответчикам срок исполнения обязанностей до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Автотранспортник», администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности получить заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство полигона и его эксплуатации – удовлетворить.

Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Автотранспортник» (ИНН ) и администрацию Октябрьского городского округа <адрес> обязанность получить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство 2 очереди полигона твердых бытовых отходов в <адрес> городского округа <адрес>, месторасположение которого находится в 1 км. восточнее <адрес> городского округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Т.М. Лямзина

Судья:

Секретарь судебного заседания:

Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда <адрес> и подшит в деле 2-4/2022