ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4/38/19 от 08.04.2019 Советского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-4/38/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Пижанка 08 апреля 2019 года

Советский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Данилиной С.А.

при секретаре Найдановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Советском районе» о назначении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты,

установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Советском районе» о назначении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты. В обоснование требований указано, что в феврале 2019 года он обратился с заявлением в КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Советском районе» через отдел в пгт. Пижанка Кировской области о назначении ему компенсации по оплате жилого помещения, отопления и электроснабжения. В назначении компенсации ему было отказано на том основании, что на момент назначения пенсии (29.12.2010г.) он работал не в образовательной организации и не мог пользоваться бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением (протокол от 14.02.2019 г.). С данным решением он не согласен, считает, что условия, обозначенные в абз.2 п.1 ст.15 Закона Кировской области от 14.10.2013г. № 320-ЗО «Об образовании в Кировской области» им выполнены. С 01.12.1992 года по 28.03.2006 года, т.е. более 10 лет, он работал учителем физического воспитания в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 8 вида пгт. Пижанка. Во время работы в школе он пользовался льготой в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг как педагогический работник. В настоящее время он продолжает проживать в этом же посёлке городского типа. На момент перевода из школы на муниципальную службу (28.03.2006г.) его педагогический стаж составлял более 29 лет. То есть, пенсионное право как педагогического работника у него возникло в период работы в школе. Реализация возможности выхода на пенсию являлась для него правом, а не обязанностью. Поэтому оформлением пенсии он занялся позднее, в декабре 2010 года. Считает, что тот факт, что он вышел на пенсию не из образовательного учреждения не может являться основанием для лишения его права на получение указанных льгот в настоящее время. Просит обязать КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Советском районе» (отдел в пгт. Пижанка) назначить ему меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты согласно Закону Кировской области от 14.10.2013г. № 320-ЗО «Об образовании в Кировской области».

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования уточнил, просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты. Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогичные, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик - КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Советском районе» своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований, изложив свою позицию согласно представленному письменному отзыву, указав, что педагогический стаж ФИО1 для целей предоставления мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Кировской области на момент выхода на пенсию составил 15 лет 7 месяцев 6 дней. В период выхода на пенсию, а именно 29.12.2010 г., ФИО1 работал в администрации Пижанского района в должности заведующего отделом культуры, следовательно, не мог пользоваться бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, в том числе путем компенсации 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной выплаты, в связи с чем у КОГКУ «Межрайонного управления социальной защиты населения в Советском районе» не имеется оснований для предоставления ФИО2 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты. Просят в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать (л.д.26-29).

Представитель третьего лица - Министерства социального развития Кировской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, изложив свою позицию согласно письменному отзыву, в соответствии с которым до 2006 года истец работал в образовательной организации, в 2010 году вышел на пенсию. Непосредственно перед выходом на пенсию истец в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, не работал и компенсацией не пользовался. В связи с чем считают отказ КОГКУСЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Советском районе» в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки правомерным (л.д. 31-34).

Заслушав истца ФИО1, изучив возражения ответчика, мнение третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. «б» п.6 постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985г. № 154/12-22 были утверждены Разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

Пункт 1 указанных Разъяснений закрепляет сохранение права на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением за работниками просвещения и другими специалистами народного образования, перешедшими на пенсию при условии, что общий стаж работы таких работников составляет не менее 10 лет и на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

В пункте 4 Разъяснений указано, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1.

В силу абз. 3 п. 5 ст. 55 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», действовавшего до 01.09.2013, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании» нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций), устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств областного бюджета.Согласно абз.2 п.1 ст.15 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 320-ЗО «Об образовании в Кировской области» руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (за исключением совместителей) образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в указанных организациях, или получающим страховую пенсию, или достигшим возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин), которые непосредственно до наступления любого из вышеуказанных обстоятельств проработали не менее 10 лет в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, и пользовались (имели право пользоваться) бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением (электроснабжением), в том числе путем компенсации 100 процентов расходов в виде ежемесячной денежной выплаты, или компенсацией в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты, и проживающим в указанных населенных пунктах, предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату за наем и (или) за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, на оплату электрической энергии, тепловой энергии, стоимости твердого топлива при наличии печного отопления и транспортных услуг для доставки этого топлива, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Как следует из представленных и исследованных в судебном заседании материалов дела решением от 14.02.2019г. КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Советском районе» (отдел в пгт.Пижанка) ФИО1 было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, на основании того, что на момент выхода на пенсию - 29.12.2010 года он не работал в образовательной организации и не пользовался бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, в том числе путём компенсации 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной выплаты.

Согласно записям в трудовой книжке, с 11.11.1991 года ФИО1 работал заместителем директора по учебно-воспитательской работе Пижанской школы Д..., с 01.12.1992 года принят учителем физического воспитания в Пижанскую школу И... в порядке перевода и Пижанской школы Д..., с 28.03.2006 года уволен в порядке перевода в администрацию <данные изъяты> (л.д.12-17).

С 29.12.2010 года ФИО1 является получателем досрочной пенсии по старости на льготных условиях, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д. 39).

Право на указанную пенсию признано за ФИО1 на основании решения Пижанского районного суда от 12.05.2011 года, согласно которому в педагогический стаж ФИО1 включены спорные периоды работы с начала трудовой деятельности по 28.03.2006г., т.е. по дату увольнения из муниципального образовательного учреждения. Решение вступило в законную силу 21.06.2011 года (гр.дело № 2-44 от 12.05.2011 года, л.д.46-54).

Согласно ч.2 ст.61 Гражданско- процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно справке КОГОБУ «Школа И...» от 08.02.2019 года ФИО1 получал компенсацию за коммунальные услуги. Выплата компенсации прекращена 28.03.2006 года (л.д.18).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент увольнения-28.03.2006 года из Муниципального образовательного учреждения школы И... ФИО1 имел право на досрочную пенсию по старости на льготных условиях как педагогический работник (педагогический стаж составил более 25 лет), имел не менее 10 лет стажа в образовательной организации, расположенной в сельской местности и пользовался мерой социальной поддержки в виде компенсации расходов на коммунальные услуги.

Суд считает, что при решении вопроса о праве ФИО1 на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату ЖКУ применима правовая позиция, изложенная в п. 4 Разъяснений 1985 года, о том, что правом на меры социальной поддержки обладают не только лица, вышедшие на пенсию в период работы в соответствующих учреждениях, но и лица, которые до увольнения приобрели право на пенсию.

Доводы представителя третьего лица- Министерства социального развития Кировской области о том, что непосредственно перед выходом на пенсию истец не работал в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и компенсацией не пользовался, в связи с чем он не имеет права на предоставление соответствующих льгот, судом отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.

Согласно абз.2 п.1 ст.15 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 320-ЗО «Об образовании в Кировской области» право на получение мер социальной поддержки имеют руководители, педагогические работники и иные специалисты (за исключением совместителей) образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в указанных организациях, или получают страховую пенсию, или достигли возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин), и которые непосредственно до наступления любого из вышеуказанных обстоятельств проработали не менее 10 лет в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, и пользовались (имели право пользоваться) бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением (электроснабжением).

В судебном заседании установлено, что на момент увольнения из образовательной организации -28.03.2006 года истец более 25 лет осуществлял педагогическую деятельность, соответственно приобрел право на пенсию, но этим право не воспользовался, непосредственно до наступления указанного обстоятельства более 10 лет проработал в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и пользовался бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения в соответствии с Законом Кировской области от 14.10.2013 № 320-ЗО «Об образовании в Кировской области».

В соответствии с п.12 Порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015г. № 59/560, компенсация расходов на оплату ЖКУ предоставляется со дня обращения гражданина либо его представителя (законного представителя) в орган социальной защиты населения либо в МФЦ с документами, предусмотренными пунктом 5 настоящего Порядка, но не ранее дня установления льготного статуса, дающего право на получение компенсации расходов на оплату ЖКУ.

ФИО1 обратился в КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Советском районе» с заявлением 13.02.2019 года, соответственно, ежемесячная денежная выплата должна быть ему назначена с даты обращения, т.е. с 13.02.2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты, со дня обращения за ней, то есть с 13.02.2019г.

Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Советский районный суд Кировской области

Судья С.А.Данилина

Мотивированное решение составлено 09.04.2019г.

Судья С.А.Данилина