Дело № 2-4/43/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Пижанка 12 марта 2020 г.
Советский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Данилиной С.А.,
при секретаре Найдановой И.В.,
с участием прокурора района Зыкова Р.И.,
представителя администрации Пижанского городского поселения – юрисконсульта администрации Пижанского городского поселения Христолюбова С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пижанского района в интересах неопределенного круга лиц к МО «Пижанское городское поселение Пижанского района Кировской области» в лице МУ «Администрация Пижанского городского поселения» об обязании обеспечить беспрерывное наружное искусственное освещение улиц населенного пункта д. Мари – Ошаево Пижанского городского поселения,
установил:
Прокурор Пижанского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МО «Пижанское городское поселение Пижанского района Кировской области» в лице МУ «Администрация Пижанского городского поселения» об обязании организовать беспрерывное наружное искусственное освещение улиц Пижанского городского поселения. В обоснование требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства о местном самоуправлении были выявлены нарушения в части ненадлежащей организации наружного освещения улиц городского поселения, а именно наружное освещение улиц д.Мари –Ошаево Пижанского района Кировской области, находящегося в границах Пижанского городского поселения, в темное время суток отсутствует, что может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, создает предпосылки для роста количества дорожно – транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по населенному пункту в темное время суток.
В судебном заседании прокурор района Зыков Р.И. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Пижанского городского поселения юрисконсульт администрации Пижанского городского поселения Христолюбов С.Б. возражал против удовлетворения заявленных требований, изложив позицию согласно представленному письменному отзыву, дополнительно пояснив, что в настоящее время администрацией городского поселения проводится работа по обеспечению беспрерывного искусственного освещения улиц д. Мари - Ошаево.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены общие правовые принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с п.5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В статье 3 ФЗ № 257-ФЗ дано понятие дорожной деятельности - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильных дорог в соответствии с данным законом понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 года № 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в соответствии с разделом IV которой в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений; обслуживание систем контроля и управления линиями электроосвещения; замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение.
Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 года № 783 введен в действие Свод правил Естественное и искусственное освещение актуализированная редакция «СНиП 23-05-95* СП 52.13330.2011», в котором определены требования к наружному освещению городов, поселков и сельских населенных пунктов.
В соответствии с п.7.45 СНиП 23-05-95 * 52.13330.2011 для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала на направление дороги.
Пунктом 7.46 СНиП 23-05-95 * 52.13330.2011 определена средняя горизонтальная освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений (главные улицы, площади общественных и торговых центров- 10лк; улицы в жилой застройке: основные-6 лк, второстепенные -4 лк; поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов -2 лк).
В судебном заседании установлено, что муниципальное учреждение «Администрация Пижанского городского поселения Пижанского района» является юридическим лицом (л.д.65,66).
Согласно ст. 8 Устава МО «Пижанское городское поселение» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.6).
Согласно ст.32 Устава МО «Пижанское городское поселение» администрация поселения – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно – распорядительные функции. К компетенции администрации поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.18).
Таким образом, администрация Пижанского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в полномочия которого входят в том числе, организация освещения улиц.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в целях реализации вопросов местного значения в части организации освещения улиц Пижанского городского поселения между МУ «Администрации Пижанского городского поселения» и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Кировской области заключено соглашение о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий (л.д.44-50).
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных Соглашением, администрацией поселения подготовлен локальный сметный расчет о стоимости работ, необходимых для обеспечения освещения улиц д. Мари – Ошаево Пижанского района Кировской области (л.д.51-60).
На реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий, предусмотренных муниципальной программой, в бюджете Пижанского городского поселения на 2020 предусмотрены денежные средства в сумме 60 тысяч рублей (л.д.61-63).
Данные обстоятельства в судебном заседании участвующими в деле лицами не оспаривались.
Таким образом, организация освещения улиц, находящихся в собственности МО «Пижанское городское поселение Пижанского района Кировской области» является обязанностью администрации Пижанского городского поселения.
Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что в 2019 администрацией поселения не были приняты меры по устранению нарушений законодательства в части обеспечения беспрерывного искусственного освещения улиц д. Мари - Ошаево из – за отсутствия финансов, а также то, что необходимо отказать в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что администрацией поселения проводится работа по организации уличного освещения в населенных пунктах поселения, суд считает несостоятельными, поскольку сам факт организации работы по исполнению возложенных на ответчика законом обязанностей, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовых возможностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Пижанского района удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Пижанское городское поселение Пижанского района Кировской области» в лице администрации Пижанского городского поселения обеспечить беспрерывное наружное искусственное освещение улиц населенного пункта д. Мари – Ошаево Пижанского городского поселения в темное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Советский районный суд Кировской области.
Судья С.А.Данилина
Мотивированное решение суда составлено 16.03.2020.
Судья С.А.Данилина