Дело № 2-4/93/2020
УИД <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Пижанка 20 октября 2020 г.
Советский районный суд Кировской области в составе судьи Данилиной С.А. при секретаре Бояринцевой М.Ю.
с участием помощника прокурора Пижанского района Зонова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пижанского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц к РПМП «Пижанскагропромэнерго» о возложении обязанности по разработке нормативов технологических потерь при подаче тепловой энергии, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии,
установил:
Прокурор Пижанского района Кировской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к РПМП «Пижанскагропромэнерго» о возложении обязанности обратиться в установленном нормативными правовыми актами порядке в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области с заявлением об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии. В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере теплоснабжения, в ходе которой в деятельности теплоснабжающей организации – РПМП «Пижанскагропромэнерго» выявлены нарушения указанного законодательства, а именно ответчиком нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям, удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, запаса топлива на источниках тепловой энергии для котельных на 2020 г. и 2021 г. не разработаны и Министерством энергетики и ЖКХ Кировской области не утверждены. 10.06.2020 по результатам проверки прокуратурой района директору РПМП «Пижанскагропромэнерго» внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое оставлено без удовлетворения. Бездействие ответчика и отсутствие соответствующих нормативов в случае возникновения в предстоящий отопительный период чрезвычайной ситуации может привести к прекращению теплоснабжения социально значимых объектов района. С учетом изложенного просит обязать РПМП «Пижанскагропромэнерго» обратиться в установленном нормативными правовыми актами порядке в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области за утверждением нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии.
В судебном заседании помощник прокурора Пижанского района Зонов Д.С. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, поскольку до настоящего времени выявленные нарушения законодательства ответчиком не устранены.
Представитель ответчика РПМП «Пижанскагропромэнерго» ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что РПМП «Пижанскагропромэнерго» является ресурсоснабжающим предприятием (производство тепловой энергии). Данный вид деятельности является регулируемым при установлении тарифа. Регулятором является Региональная служба по тарифам Кировской области. Тарифы на тепловую энергию установлены решением Правления РСТ Кировской области «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям РПМП «Пижанскагропромэнерго», о долгосрочных параметрах регулирования № 45/65-тэ-2019 от 18.12.2018. Согласно данному решению на 2019-2023 гг. для предприятия установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию. Согласно смете расходов на производство и передачу (продажу) тепловой энергии по РПМП «Пижанскагропромэнерго» на период 2019-2023 гг. при расчёте потерь тепловой энергии в сети, расхода каменного угля и нормативных запасов каменного угля учтены нормативы, установленные Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области на 2018. Установленные нормативы учтены при установлении долгосрочных тарифов на 2019-2023 гг. При ежегодной корректировке тарифа на тепловую энергию, согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлению Правительства Российской Федерации от 22.10.21012. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Положению о региональной службе по тарифам Кировской области, данные параметры не корректируются и остаются неизменными на протяжении всего долгосрочного периода 2019-2023 гг. Таким образом, потребность в ежегодной разработке и утверждении нормативов расхода топлива, запасов топлива и нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии на 2019-2023 гг., так же учитывая её высокую стоимость, для предприятия неактуальна.
Заслушав помощника прокурора Пижанского района Зонова Д.С., представителя ответчика ФИО1, изучив мнение третьего лица Министерства энергетики и жилищно – коммунального хозяйства Кировской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.11 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон «О теплоснабжении») теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с п.п.2,3,4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О теплоснабжении, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения, относится утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения; утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В силу пп.4.2.14.8 п.п 4.2 п.4 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» Министерство энергетики Российской Федерации принимает следующие нормативные правовые акты, в том числе: порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Порядок определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержден приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 (далее – Порядок определения нормативов удельного расхода топлива).
Согласно п.3 Порядка определения нормативов удельного расхода (НУР) топлива, настоящий порядок применяется при установлении нормативов удельного расхода топлива на очередной расчетный период регулирования (финансовый год), а также при установлении НУР на каждый расчетный период регулирования в рамках долгосрочного периода регулирования при установлении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения.
Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержден приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 325 (далее – Порядок определения нормативов технологических потерь).
Согласно п.5 Порядка определения нормативов технологических потерь при определении нормативов технологических потерь на предстоящий период регулирования допускается использование расчетов указанных нормативов на предыдущий регулируемый период с пересчетом их по упрощенным формулам, приведенным в главе III настоящего порядка, в случае если в предстоящий период регулирования не планируется отклонение от условий работы тепловых сетей, принятых при разработке указанных нормативов, более пределов, указанных в данном пункте.
5.1. по нормативу «потери и затраты теплоносителей»: при изменении емкости (внутреннего объема) трубопроводов тепловых сетей, эксплуатируемых теплосетевой организацией, на 5%;
Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) утвержден приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 (далее – Порядок определения нормативов запасов топлива).
Согласно п.2 Порядка определения нормативов запасов топлива норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому (п.15 Настоящего порядка).
Постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 № 67-П утверждено Положение о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.
В соответствии с п. 2, 4, 5 приложения № 2 к Положению о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области оказание государственных услуг по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более; утверждению нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; утверждению нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более относится к полномочиям министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.
Предоставление государственной услуги по утверждению нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 29.01.2014 № 245/46 «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области государственной услуги по утверждению нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более».
Оказание государственной услуги по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям осуществляется на основании административного регламента предоставления министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области государственной услуги по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот человек и более, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/582.
Государственная услуга по утверждению нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии предоставляется указанным министерством в соответствии с административным регламентом предоставления министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области государственной услуги по утверждению нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 22 мегаватт и более, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 29.01.2014 №245/45.
Заявителями в рамках предоставления государственной услуги по утверждению нормативов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (либо их уполномоченные представители), осуществляющие производство тепловой энергии на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (далее - регулируемая деятельность).
Пунктами 2.6 указанных административных регламентов установлены исчерпывающие перечни документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Действующим законодательством не закреплены сроки для обращения в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области за установлением указанных нормативов, но в тоже время определен срок утверждения норматива неснижаемого запаса топлива - до первого октября года предшествующего отопительному периоду, а также определено, что норматив технологических потерь утверждается на каждый предстоящий период регулирования, а норматив удельного расхода топлива определяется на очередной расчетный период регулирования (финансовый год), а также при установлении норматива удельного расхода топлива на каждый расчетный период регулирования в рамках долгосрочного периода регулирования при установлении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, т.е. норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям, норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии и норматив запаса топлива на источниках тепловой энергии должны быть утверждены на каждый год.
Отсутствие законодательно закрепленных сроков обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (либо их уполномоченные представителей), осуществляющих производство тепловой энергии на источниках тепловой энергии в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не исключает обязанность по обращению за утверждением указанных нормативов.
В судебном заседании установлено, что на основании договора безвозмездного пользования от 09.09.2019 в целях организации предоставления потребителям услуг теплоснабжения администрацией Пижанского района Кировской области РПМП «Пижанскагропромэнерго» на срок заключения концессионного соглашения переданы во владение и пользование здания котельных, оборудование и тепловые сети (л.д.9-12).
Согласно материалам дела суммарная установленная мощность теплооборудования на переданных объектах теплоснабжения РПМП «Пижанскагропромэнерго» менее 25 мВт и составляет 4,73 (л.д.8).
В настоящее время в отношении котельных, находящихся в пользовании РПМП «Пижанскагропромэнерго», отсутствуют утвержденные уполномоченным органом нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям, нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативы запаса топлива на источниках тепловой энергии.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку могут повлечь за собой негативные последствия в виде прекращения теплоснабжения социально-значимых объектов.
Доводы ответчика о том, что для предприятия на 2019-2023 гг. установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию и при их установлении учтены нормативы, утвержденные Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области для котельных, переданных РПМП «Пижанскагропромэнерго», на 2018 год, которые являются неизменными на весь долгосрочный период, являются необоснованными, поскольку из смысла приказов Минэнерго России от 30.12.2008 №№ 323, 325 и от 10.08.2012 № 377 усматривается, что указанные нормативы устанавливаются на каждый год, кроме того согласно п.52 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», на которое ссылается ответчик, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Пижанского района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Пижанского района удовлетворить.
Обязать районное производственное межхозяйственное предприятие «Пижанскагропромэнерго» обратиться в установленном нормативными правовыми актами порядке в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области с заявлением об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Кировской области.
Судья С.А. Данилина
Мотивированное решение суда составлено 21.10.2020.
Судья С.А. Данилина