Новичихинский районный суд Алтайского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Новичихинский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-5/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2011 года
с.Новичиха
Новичихинский районный суд в составе председательствующего судьи Томаровского А.А., при секретаре судебного заседания Фоминой И.Н., с участием прокурора Новичихинского района Старченко А.В., представителя ответчика администрации Поломошенского сельсовета Новичихинского района Солопова В.А., представителя третьего лица - Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Логинова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Поломошенского сельсовета Новичихинского района Алтайского края о возложении обязанности организовать и осуществить мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения пруда «Церковный» на реке Ганиха, расположенного в с. Поломошное Новичихинского района Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Новичихинский районный суд с иском к администрации Поломошенского сельсовета Новичихинского района Алтайского края о возложении обязанности организовать и осуществить мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения пруда «Церковный» на реке Ганиха, расположенного в с. Поломошное Новичихинского района Алтайского края.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой в период 2010-2011 годов были проведены проверки в связи с наличием на территории Новичихинского района Алтайского края гидротехнического сооружения пруда «Церковный» на реке Ганиха в с.Поломошное. Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ выполненному межведомственной группой в составе представителей Южно-Сибирского управления Ростехнадзора, отдела ИТМ, РХБ и МЗ КГУ ГО ЧС и ПБ по АК, Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю ВОБВУ Федерального агентства водных ресурсов, при участии представителей администрации Новичихинского района, администрации Новичихинского сельсовета и прокуратуры Новичихинского района установлено, что обследуемое гидротехническое сооружение (далее ГТС) пруда «Церковный» на реке Ганиха в с. Поломошное состоит из плотины земляной, водосбросного сооружения шахтного типа, оборудованной сифоном. По гребню плотины проходит автодорога «К-77» Новичиха -Поломошное-Лобаниха -Клепечиха. Длина сооружения напорного фронта составляет 400 м., объем сооружения 1,5 млн. куб. м. воды, площадь ориентировочно 30 га., максимальная глубина 5 м..
Железобетонные конструкции водовыпуска изношены, дренируют, имеется оголенная арматура. Обводной канал не действует в связи с отсутствием трубного перехода с верхнего бьефа в нижний.
По результатам обследования специалистами сделан вывод о том, что ГТС пруда «Церковный» является ограниченно работоспособным и в случае разрушения гидротехнического сооружения (плотины) произойдет нарушение транспортного сообщения, в том числе между частями с. Поломошное. В частности от центральной части села будут отрезаны шесть домов, с населением 24 человека, преимущественно пенсионеры. Для предотвращения возможных негативных последствий необходимо выполнить ремонтные работы донного водовыпуска ГТС, привести в рабочее состояние обводной канал, произвести очистку верхового и низового откосов паводкового водосброса от древесно-кустарниковой растительности. А так же организовать мониторинг за техническим состоянием ГТС и разработать мероприятия, необходимые для обеспечения безопасного пропуска паводковых вод 2011 года.
Собственником гидротехнического сооружения является администрация Поломошенского сельсовета Новичихинского района, а поэтому, принимая во внимание, что последняя уклоняется от добровольного исполнения возложенных на неё законодательством РФ обязанностей, руководствуясь требованиями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ «Об охране окружающей среды» и положениями Конституции РФ, прокурор просит суд обязать администрацию Поломошенского сельсовета Новичихинского района выполнить их принудительно.
В ходе судебного заседания исковые требования в полном объеме были поддержаны прокурором Новичихинского района, участвующим в рассмотрении дела по поручению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора. При этом участвующий в деле прокурор сообщил, что заявленные требования обоснованны и законны. Непринятие органом местного самоуправления мер по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения нарушает интересы Российской Федерации и конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и безопасность. По телу плотины проходит автомобильная дорога имеющая межрайонное значение, которой ежедневно пользуются жители села, проживающие и работающие на разных берегах пруда «Церковыный» реки Ганиха, и в случае разрушения ГТС, возникнет чрезвычайная ситуация вследствие которой нарушены транспортное и пешеходное сообщение между частями села. На основании указанного выше прокурор просит суд обязать администрацию Поломошенского сельсовета Новичихинского района Алтайского края организовать и осуществить мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения пруда «Церковный» на реке Ганиха, состоящего из плотины земляной, водосбросного сооружения шахтного типа, донного водовыпуска совмещенного с сифоном, расположенного по адресу: Алтайский край Новичихинский район, с. Поломошное, а именно произвести ремонт донного водовыпуска, привести в рабочее состояние обводной канал, произвести очистку верхового и низового откосов паводкового водосброса от древесно-кустарниковой растительности. А так же организовать постоянный мониторинг за техническим состоянием ГТС и разработать мероприятия, необходимые для обеспечения безопасного пропуска паводковых вод 2011 года.
Представитель третьего лица - Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Логинов В.Н. в судебном заседании поддержал позицию Алтайского межрайонного природоохранного прокурора и прокурора Новичихинского района и сообщил, что действительно в ходе проведенного обследования ГТС пруда «Церковный» расположенного в с. Поломошное Новичихинского района, межведомственной комиссией было установлено, что данное ГТС является ограниченно работоспособным, т.е. его использование возможно лишь при условии ограниченных нагрузок на тело плотины и механизмы ГТС регулирующие водосброс. В настоящее время ГТС находится состоянии когда отсутствие контроля и проведения необходимых мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации может повлечь за собой опасные последствия, так как объем водохранилища значителен. При прорыве плотины ГТС нарушится транспортное сообщение не только между частями села, но и между селами района.
ДД.ММ.ГГГГ была проведена повторная проверка технического состояния ГТС. При этом анализ результатов проверки показал, что с момента проверки в октябре 2010 года состояние ГТС не улучшилось. Железобетонные конструкции изношены, дренируют, оголилась арматура. Обводной канал не действует и зарос кустарником. Заявления ответчика о том, что мониторинг им производится, на момент проверки документально не подтверждены.
Для устранения выявленных в ходе проверки нарушений на ГТС необходимо произвести работы по восстановлению работоспособности объекта, а так же организовать мониторинг за техническим состоянием ГТС, разработать мероприятия, необходимые для обеспечения безопасного пропуска паводковых вод 2011 года.
Представитель ответчика -администрации Поломошенского сельсовета Солопов В.А. иск признал лишь в части необходимости осуществления ремонта донного водовыпуска, приведения в рабочее состояние обводного канала и очистки верхового и низового откосов паводкового водосброса от древесно-кустарниковой растительности. В остальной части исковые требования он счел необоснованными, так как согласно предоставленных администрацией Поломошенского сельсовета документов последней уже разработаны мероприятия, необходимые для обеспечения безопасного пропуска паводковых вод 2011 года, ведётся мониторинг за техническим состоянием ГТС.
Выслушав доводы сторон и изучив предоставленные в судебное заседание доказательства суд находит иск обоснованными и подлежащим удовлетворению в заявленном объёме.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п.п. 8,26,31 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
В силу пп. «г», «е», «з» п.2 ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, создают при органах местного самоуправления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При этом мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, должны проводиться заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должны проводиться с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны (ст. 7 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Одним из источников возникновения чрезвычайной ситуации являются водные объекты с расположенными на них гидротехническими сооружениями. При этом в силу положений статьи 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" под гидротехническим сооружением понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации гидротехническое сооружение рассматривается как сооружение, предназначенное для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов, и образующее в совокупности с водным объектом единую водохозяйственную систему. Кроме того в соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, осуществление по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействия с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; обязан незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения региональные органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления и др..
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Согласно п. 3 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 года № 237, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация также обязаны содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ выполненного межведомственной группой по поручению Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры, гидротехническое сооружение пруда «Церковный» на реке Ганиха в с. Поломошное состоит из плотины земляной, водосбросного сооружения шахтного типа, оборудованной сифоном. По гребню плотины проходит автодорога «К-77» между соединяющая села Новичиха, Поломошное, Лобаниха Новичихинского района и с. Клепечиха Поспелихинского района. Длина сооружения напорного фронта составляет 400 м., объем сооружения 1,5 млн. куб. м. воду, площадь ориентировочно 30 га., максимальная глубина 5 м.. Железобетонные конструкции водовыпуска гидротехнического сооружения изношены, дренируют, имеется оголенная арматура. Обводной канал не действует в связи с отсутствием трубного перехода с верхнего бьефа в нижний.
По результатам указанного выше обследования специалистами сделан вывод о том, что ГТС пруда «Церковный» ограниченно работоспособное и в случае разрушения гидротехнического сооружения произойдет нарушение транспортного и пешеходного сообщения как между частями с.Поломошное, так и между селами, и соседними районами.
С целью предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации необходимо организовать и осуществить мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения пруда, в том числе произвести работы по ремонту донного водовыпуска, обводного канала и очистки верхового и низового откосов паводкового водосброса от древесно-кустарниковой растительности. Кроме того признано необходимым разработать мероприятия направленные на обеспечение безопасного пропуска паводковых вод, производства мониторинга ГТС и назначению ответственного за техническим состоянием гидротехнического сооружения.
Участвующий при рассмотрении иска в качестве третьего лица представитель Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Логинов В.Н., подтвердил выводы заключения межведомственной комиссии обследовавшей ГТС и сообщил, что в настоящее время ГТС находится в предаварийном состоянии и отсутствие контроля и проведения необходимых мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации могут повлечь за собой опасные последствия, так как объем водохранилища значителен.
Компетентность и выводы межведомственной комиссии проводившей обследование гидротехнического сооружения пруда «Ворошиловский» (озеро «Хохлы») в судебном заседании сторонами не оспорены, а поэтому суд полагает составленные комиссией акты обследования допустимыми доказательствами.
Указанные выше выводы комиссии в ходе судебного заседания фактически подтверждены и актом обследования ГТС пруда «Центральный» от ДД.ММ.ГГГГ выполненного межведомственной комиссией состаявшей из представителей администрации Новичихинского района, Поломошенского сельсовета, ГУП ДХАК «Новичихинское ДРСУ», ТО № управления Роснедвижимости и межрайонного отдела экологического контроля. Согласно данного документа гидротехническое сооружение на момент проверки находится в аварийном состоянии и его износ составляет 70 %. Установлены подмыв, осыпание и разрушение проезда, разрушение основания водосброса, обнажение арматуры, а так же разрушение бетонных конструкций донника, колодцев и др..
Анализируя выводы комиссий, суд приходит к выводу, что с 2008 года каких либо ремонтно-восстановительных работ на ГТС не производилось.
Из свидетельства о государственной регистрации права выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по алтайскому края следует, что гидротехническое сооружение - плотина пруда «Церковный», общей протяженностью 400 м., имеющая инвентарный номер №, литер: №, расположенная в с Поломошное Новичихинского района принадлежит на основании договора о безвозмездной передаче от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному образованию Поломошенский сельсовет Новичихинского района Алтайского края, и имеет кадастровый номер №. А поэтому являясь собственником ГТС Поломошенский сельсовет был обязан организовать и осуществить мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения пруда «Церковный» на реке Ганиха.
Проанализировав содержание предоставленных представителем ответчиком документов, по его мнению, свидетельствующих о необоснованности требований прокурора, о разработке сельсоветом мероприятий направленных на обеспечение безопасного пропуска паводковых вод и производство мониторинга ГТС, суд полагает данные доводы ответчика необоснованными. В судебное заседание предоставлены лишь данные по основным мероприятиям по ГОЧС направленным на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а не на заблаговременное обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения до наступления чрезвычайной ситуации.
Указание же о производстве Поломошенским сельсоветом постоянного мониторинга за техническим состоянием ГТС так же опровергаются результатами проверок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (акт №) и от ДД.ММ.ГГГГ (акт №). К тому же для приобщения к материалам дела ответчиком предоставлен оригинал журнала учета наблюдений за ГТС с отметками от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как мониторинг должен производиться регулярно, независимо от судебных разбирательств. На основании предоставленных для изучения данных суд приходит к убеждению, что указанный ответчиком мониторинг сведен лишь в визуальному наблюдению за состоянием ГТС, тогда как мониторинг гидротехнического сооружения включает в себя комплексную систему наблюдения ГТС, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных (созданных человеком или возникших в результате его деятельности факторов), а так же подготовку рекомендаций по преодолению негативных тенденций и устранению выявленных недостатков (см. «Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России» утв. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №).
Предложенный к изучению суда Перечень профилактических и организационно-технических мероприятий в период подготовки и проведения паводка на территории Поломошенского сельсовета Новичихинского района на весенний период 2011 года не может быть признан в качестве документа указывающего на тщательную разработку ответчиком мероприятий, необходимых для обеспечения безлопастного пропуска паводковых вод 2011 года. В частности в данном документе не определено лицо ответственное за состояние гидротехнического сооружения, не указаны мероприятия направленные на восстановление работоспособности ГТС (анализ актов 2008,2010 и 2011 годов), в том числе очистку обводного канала, верхового и низового откосов паводкового водосброса от древесно-кустарниковой растительности. Не конкретизировано наименование организаций и предприятий обязанных оказать содействие в выполнении запланированных мероприятий, не конкретизировано в чем заключаются данные обязанности и кем они должны быть исполнены, какими средствами (техника, материалы, финансовые средства и т.д.).
К основным принципам в сфере охраны окружающей среды на основании ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Отсутствие постоянной работы Поломошенского сельсовета Новичихинского района направленной на обеспечение безопасной эксплуатации ГТС пруда «Церковный» создает опасность прорыва плотины и подтопления части с. Поломошное Новичихинского района, нарушения транспортного сообщения между селами района, что в свою очередь создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению в заявленном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Иск Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
2. Возложить на администрацию Поломошенского сельсовета Новичихинского района Алтайского края обязанность организовать и осуществить мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения пруда «Церковный» на реке Ганиха, состоящего из плотины земляной, водосбросного сооружения шахтного типа, донного водовыпуска совмещенного с сифоном, расположенного по адресу: Алтайский край Новичихинский район, с. Поломошное (кадастровый номер №), а именно:
- произвести ремонт донного водовыпуска;
- привести в рабочее состояние обводной канал,
- произвести очистку верхового и низового откосов паводкового водосброса от древесно-кустарниковой растительности;
- организовать мониторинг за техническим состоянием ГТС;
- разработать мероприятия, необходимые для обеспечения безопасного пропуска паводковых вод 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новичихинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления в описательной части, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судья Новичихинского районного суда
Алтайского края Томаровский А.А.