ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-50(2018) от 10.05.2018 Малосердобинского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2-50 (2018)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Село Малая Сердоба Пензенской области 10 мая 2018 года

Малосердобинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Толкуновой Е.А.,

при секретаре Лариной М.А.,

с участием прокурора Малосердобинского района Пензенской области Кротова Н.Е.,

представителя третьего лица - Управления образования администрации Малосердобинского района Пензенской области - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Малосердобинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению многопрофильный лицей с. Малая Сердоба Малосердобинского района Пензенской области о возложении обязанности по оборудованию зданий образовательного учреждения турникетами,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Малосердобинского района Пензенской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению многопрофильный лицей с. Малая Сердоба Малосердобинского района Пензенской области о возложении обязанности по оборудованию зданий образовательного учреждения турникетами.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в зданиях МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба, расположенных в селах Малая Сердоба, Липовка, Ключи, в нарушение действующего законодательства отсутствует система контроля и управления доступом, а именно, турникет, который способствовал бы исключению фактов несанкционированного прохода в здание посторонних лиц и проносу запрещенных предметов, при этом посетители дошкольных учреждений и имеющиеся при них вещи никем не осматриваются.

Нарушение требований законодательства, считает прокурор, может способствовать совершению диверсионно-террористических актов, что повлечет за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери.

Прокурор просит обязать ответчика оборудовать здание образовательного учреждения турникетом.

В судебном заседании прокурор Малосердобинского района Кротов Н.Е. исковые требования и их обоснование поддержал, пояснил, что прокуратурой района при проведении проверки МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба выявлены нарушения антитеррористического законодательства: в зданиях МБОУ многопрофильный лицей, расположенных в селах Малая Сердоба, Липовка, Ключи, отсутствует турникет, вход в помещение школ свободный, посетителей и имеющиеся при них вещи никто не осматривает. Кротов Н.Е. просил иск удовлетворить, обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок до 1 сентября 2018 года.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О дате, времени и месте рассмотрения дела ответчик надлежащим образом извещен, о рассмотрении дела в отсутствие представителя или об отложении рассмотрения дела ответчик суд не просил. 28.04.2018г. в суд от ответчика поступило ходатайство об освобождении его от уплаты государственной пошлины по причине недостаточного финансирования.

Представитель третьего лица, и.о. начальника Управления образования администрации Малосердобинского района Пензенской области ФИО1, с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что работа по установке турникетов в образовательных учреждениях ведется, однако недостаточное финансирование не позволило установить турникеты во всех школах и садах района.

Представитель третьего лица - администрации Малосердобинского района Пензенской области - в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О дате, времени и месте рассмотрения дела третье лицо надлежащим образом извещено, о рассмотрении дела в отсутствие представителя или об отложении рассмотрения дела администрация суд не просила.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно части 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее - Постановление № 272) предусмотрено, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем: проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий; определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов; контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами; контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; осуществления мероприятий по защите информации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2008г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма; системности и комплексного использования политических информационно- пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности и др.

Согласно ст. 3 Закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пунктом 3.1 статьи 5 Закона № 35-ФЗ установлено, что юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Правильное планирование и организация проведения профилактических мероприятий, их результативность, является наиболее существенным фактором, влияющим на предупреждение преступлений террористического характера.

Вместе с тем, в ходе проведения прокуратурой Малосердобинского района проверки зданий МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба, расположенных в селах Малая Сердоба, Липовка, Ключи, выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства, которые нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Судом установлено, что в зданиях МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба, расположенных в названных выше селах, отсутствует система контроля и управления доступом, а именно турникет, который способствовал бы исключению фактов несанкционированного прохода в здание посторонних лиц и проносу запрещенных предметов. Посетители дошкольных учреждений и имеющиеся при них вещи никем не осматриваются.

Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства о противодействии терроризму, отсутствие системной целенаправленной работы в данной сфере, непринятие комплекса предупредительных мер могут способствовать совершению диверсионно­-террористических актов, что повлечет за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери.

Проанализировав названные выше нормы права, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Малосердобинского района обоснованы и подлежат удовлетворению. Срок для исполнения обязанности по установке турникетов, указанный прокурором, суд считает разумным и достаточным.

При этом суд считает, что недостаточное финансирование ответчика не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения им своих обязанностей и не исключает его гражданско-правовую ответственность.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Статья 103 ГПК РФ (часть 1) устанавливает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Часть 2 ст. 333.20 НК РФ предусматривает, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ.

С учетом имущественного положения ответчика, который является муниципальным учреждением, финансируемым из местного бюджета, суд считает возможным освободить его от уплаты госпошлины.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Малосердобинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению многопрофильный лицей с. Малая Сердоба Малосердобинского района Пензенской области о возложении обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения турникетами удовлетворить полностью.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение многопрофильный лицей с. Малая Сердоба Малосердобинского района Пензенской области в срок до 1 сентября 2018 года оборудовать здания образовательного учреждения, расположенные в селах Малая Сердоба, Липовка, Ключи, системой контроля и управления доступом - турникетом.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение многопрофильный лицей с. Малая Сердоба Малосердобинского района Пензенской области освободить от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в Пензенский областной суд через Малосердобинский районный суд Пензенской области.

Судья:подпись