К делу № 2-50-2019
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
ст.Калининская Краснодарский край 25 марта 2019 года.
Калининский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Радченко И.О.,
при секретаре Чуб Е.Д.,
с участием старшего помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Власенко А.Б.,
заинтересованного лица, в чьих интересах заявлены требования прокурора Чегодаевой Н.П.,
ответчика - ИП ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах гр. Чегодаевой Н.П. к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным не доначисление сумм страховых взносов в органы Пенсионного фонда РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района Краснодарского края в интересах гр. Чегодаевой Н.П. обратился в Калининский районный суд Краснодарского края к ИП ФИО1 о признании незаконным не доначисление сумм страховых взносов в органы Пенсионного фонда РФ, в котором указал, что Прокуратурой района по обращению Чегодаевой Н.П. проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ИП ФИО1, в ходе которой выявлены нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений. Статьей 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Основополагающим принципом трудового права согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, а также обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТКРФ). В силу ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Согласно ч.2 ст. 303 ТК РФ работодатель - физическое лицо обязан уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами. В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица. Аналогичные положения содержатся предусмотрены ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ). Согласно ст. 7 вышеуказанного закона застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско- правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. В соответствии с п.2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны зарегистрироваться в установленном законом порядке, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов, предоставлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Частью 3 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что страховыми взносами являются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Статьей 18.1 НК РФ установлено, что в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Страховые взносы отменяются НК РФ. Плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (ч. 1 ст. 419 НК РФ). В силу ч. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. База для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ (ч. 1 ст. 421 НК РФ). Согласно ст. 424 НК РФ дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками, указанными в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ; день осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица - для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть в соответствии с Законом №212-ФЗ. В соответствии со ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в 2012 - 2016 годах для страхователей, являющихся ИП, применяется тариф страховых взносов 22,0 процента от установленной базы для начисления страховых взносов с учетом ее индексации. Частью 1 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон №255-ФЗ) регламентировано, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Установлено, что в нарушение ст. 133.1 ТК РФ в соответствии с трудовым договором от 17.08.2012 в период с 17.08.2012 по 01.03.2016 ежемесячная заработная плата Чегодаевой Н.П. составляла 3000 рублей. Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору №2 от 17.08.2012 в период с 01.03.2016 по 30.08.2018 ежемесячная заработная плата Чегодаевой составляла 5500 рублей. При этом, согласно приказа департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 10.04.2012 № 120 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за I квартал 2012 года» прожиточный минимум составлял в августе 2012 года 6469 рублей. Прожиточный минимум составлял в сентябре, октябре и ноябре 2012 года 6548 рублей (Приказа департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 19.07.2012 № 207 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2012 года»). Прожиточный минимум в декабре 2012 года, в январе - феврале 2013 года составлял 6740 рублей (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 26.10.2012 № 321 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за III квартал 2012 года»). Прожиточный минимум с марта по август 2013 года составлял 6830 рублей (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от № 23 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за IV квартал 2012 года»). Прожиточный минимум в январе и феврале 2014 года составлял 7702 рубля (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 21.08.2013 № 307 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за I и II кварталы 2013 года»). Прожиточный минимум в марте, апреле и мае 2014 года составлял 7755 рублей (приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 28.01.2014 № 30 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за IV квартал 2013 года»). Прожиточный минимум в июне, июле и августе 2014 года составлял 8027 рублей (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 24.04.2014 № 155 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за I квартал 2014 года»). Прожиточный минимум в марте, апреле и мае 2014 года составлял 8286 рублей (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 30.07.2014 № 458 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2014 года»). Прожиточный минимум в декабре 2014 года, январе феврале 2015 года составлял 8331 рубль (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 05.11.2014 № 847 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за III квартал 2014 года»). Прожиточный минимум в марте, апреле и мае 2015 года составлял 8682 рубля (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 06.02.2015 № 43 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за IV квартал 2014 года»). Прожиточный минимум в июне и июле 2015 года составлял 9965 рублей (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 27.04.2015 № 141 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за I квартал 2015 года»). Прожиточный минимум составлял с августа 2015 года по апрель 2016 года 10366 рублей (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 16.07.2015 № 298 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2015 года»). Прожиточный минимум составлял в июне, июле 2016 года 10433 рубля (Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 05.05.2016 № 568 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за I квартал 2016 года»). Прожиточный минимум составлял с августа 2016 года по август 2017 года 10764 рубля (Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 20.07.2016 № 876 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2016 года»). Прожиточный минимум составлял с сентября 2017 года по апрель 2018 года 11141 рубль (Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 31.07.2017 № 1096 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2017 года»). Согласно Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с мая 2018 составляет 11 163 рублей. Из объяснений Чегодаевой Н.П. и ФИО2 (осуществляла трудовую деятельность у ИП ФИО1 в качестве продавца с июня 2016 по июнь 2017 года) от 04.09.2018 установлено, что ИП ФИО1 фактически выплачивал заработную плату больше указанной в трудовом договоре. Заработная плата ежемесячно ниже 11000 рублей не опускалась. При этом, соответствующие страховые взносы с указанной разницы в уполномоченные органы ИП ФИО1 не перечислял. Исходя из вышеуказанных минимальных размеров оплаты труда в Краснодарском крае общая сумма заработной платы за весь период трудовой деятельности Чегодаевой Н.П., с которой ИП ФИО1 в бюджетные фонды и налоговый орган не начислял страховые взносы составила 250813 рублей, а именно за 2012 год - 12514 рублей, за 2013 год - 42863 рублей, за 2014 год -52147 рублей, за 2015 год - 68267 рублей, за 2016 год - 55882 рублей, за 2017 год - 19140 рублей. Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 11.1 Закона №255-ФЗ ИП ФИО1 не выплатил Чегодаевой Н.П. пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет за апрель - август 2018 года. С учетом минимального размера оплаты труда, установленного в Краснодарском крае ежемесячное пособие Чегодаевой Н.П. должно составлять не менее 4400 рублей, то есть общая сумма невыплаченного пособия составляет 22000 рублей. Указанные нарушения подтверждаются материалами проверки по обращению Чегодаевой Н.П. от 09.08.2018 №424, в том числе справкой о проведении проверки соблюдения трудового законодательства в деятельности ИП ФИО1 от 30.08.2018. В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяется судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. В силу ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения. В прокуратуру Калининского района 19.09.2018 обратилась Чегодаева Н.П., которая просила прокурора обратиться в суд в ее и интересах с требованиями об обязании ИП ФИО1 произвести начисления и доначисления страховых сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации, произвести ей выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не менее 4400 рублей за каждый месяц в общей сумме 22000 рублей, а также выплатить ей компенсацию морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ в размере 10000 рублей. Указанное, дает право прокурору на обращение в суд в интересах вышеуказанного лица в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. На основании изложенного, прокурор Калининского района просит признать незаконным недоначисление ИП ФИО1 сумм страховых взносов за период с 17.08.2012 по 01.01.2017 в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в МИ ФНС России №10 по Краснодарскому краю с фактически выданной заработной платы Чегодаевой Н.П. за 2012 год - в сумме 12514 рублей, за 2013 год - в сумме 42863 рублей, за 2014 год - в сумме 52147 рублей, за 2015 год - в сумме 68267 рублей, за 2016 год -в сумме 55882 рублей, за 2017 год- в сумме 19140 рублей. Обязать ИП ФИО1 произвести расчет недоначисленных сумм страховых взносов с заработной платы Чегодаевой Н.П. исходя из сумм за 2012 год -12514 рублей, за 2013 год - 42863 рублей, за 2014 год - 52147 рублей, за 2015 год -68267 рублей, за 2016 год -55882 рублей, за 2017 год - 19140 рублей за период с 17.09.2012 по 01.01.2017 в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», за период с 01.01.2017 в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации. Обязать ИП ФИО1 произвести доначисления страховых сумм с учетом произведенного ним расчета недоначисленных сумм страховых взносов с фактической заработной платы Чегодаевой Н.П. исходя из сумм за 2012 год - 12514 рублей, за 2013 год - 42863 рублей, за 2014 год - 52147 рублей, за 2015 год - 68267 рублей, за 2016 год -55882 рублей, за 2017 год -19140 рублей за период с 17.09.2012 по 01.01.2017 в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральной фонд обязательного медицинского страхования», за период с 01.01.2017 в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскать с ИП ФИО1 в пользу Чегодаевой Н.П. пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет за период апрель - август 2018 года в сумме 4400 рублей за каждый месяц, в общей сумме 22000 рублей. Взыскать с ИП ФИО1 компенсацию морального вреда в пользу Чегодаевой Н.П. в размере 10000 рублей. Руководствуясь ст. 428 ГПК РФ, просят направить в Калининский районный отдел УФССП России по Краснодарскому краю исполнительный лист.
В судебном заседании прокурор Калининского района Краснодарского края уточнил исковые требования согласно которых просит признать незаконным недоначисление ИП ФИО1 сумм страховых взносов за период с 17.08.2012 по 01.01.2017 в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в МИ ФНС России №10 по Краснодарскому краю с фактически выданной заработной платы Чегодаевой Н.П. за 2012 год - в сумме 12514 рублей, за 2013 год - в сумме 42863 рублей, за 2014 год - в сумме 52147 рублей, за 2015 год - в сумме 68267 рублей, за 2016 год - в сумме 55882 рублей, за 2017 год - в сумме 19140 рублей. Обязать ИП ФИО1 произвести расчет недоначисленных сумм страховых взносов с заработной платы Чегодаевой Н.П. исходя из сумм за 2012 год -12514 рублей, за 2013 год - 42863 рублей, за 2014 год - 52147 рублей, за 2015 год -68267 рублей, за 2016 год -55882 рублей, за 2017 год -19140 рублей за период с 17.09.2012 по 01.01.2017 в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», за период с 01.01.2017 в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации. Обязать ИП ФИО1 произвести доначисления страховых сумм с учетом произведенного ним расчета недоначисленных сумм страховых взносов с фактической заработной платы Чегодаевой Н.П. исходя из сумм за 2012 год - 12514 рублей, за 2013 год - 42863 рублей, за 2014 год - 52147 рублей, за 2015 год - 68267 рублей, за 2016 год -55882 рублей, за 2017 год -19140 рублей за период с 17.09.2012 по 01.01.2017 в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», за период с 01.01.2017 в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскать с ИП ФИО1 компенсацию морального вреда в пользу Чегодаевой Н.П. в размере 10000 рублей. Руководствуясь ст. 428 ГПК РФ, просит направить в Калининский районный отдел УФССП России по Краснодарскому краю исполнительный лист.
Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании требования прокурора не признал, считает что проверка проведена не точно и по неизвестно как изъятым документам, возражал против удовлетворения иска.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям согласно (л.д.8) Чегодаева Н.П. обращалась с заявлением в прокуратуру о взыскании с ИП ФИО1 пособия по уходу за ребенком и компенсации морального вреда, согласно (л.д.9) Чегодаева Н.П. обращалась в прокуратуру с заявлением о проведении проверки ИП ФИО1, в защиту ее прав, согласно (л.д.10-13) между ИП ФИО1 и Чегодаевой Н.П. подписан трудовой договор от 17.08.2012 года, и дополнительное соглашение к трудовому договору от 28.10.2012 года, согласно (л.д.14-15) Чегодаева Н.П. находилась в больнице, согласно листам нетрудоспособности, согласно копии свидетельства о рождении, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и его родителями указаны в графе «отец» прочерк, мать Чегодаева Н.П. (л.д.16), согласно копии паспорта гражданина РФ, Чегодаева Н.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> (л.д.17), согласно (л.д.19) и.о. прокурором Калининского района Краснодарского края вынесено и подписано решение о проведении проверки от 24.08.2018 года ИП ФИО4, согласно копий свидетельств ИФНС ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.22-23), согласно (л.д.24-25) в прокуратуре Калининского района от ИП ФИО1, от ФИО2 и от Чегодаевой Н.П. отбирались объяснения, согласно справке о проведении проверки соблюдения трудового законодательства от 30.08.2018 года, у ИП ФИО1 выявлены нарушения, ТК РФ, которые образуют состав административного правонарушения соответствующей ст.5.27 КоАП РФ (л.д.28-32), согласно (л.д.41) Чегодаева Н.П. обращалась с заявлением к ИП ФИО1 с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам с 16.10.2017 по 05.03.2018 года, согласно (л.д.42) ИП ФИО1 подписал приказ №1 от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении Чегодаевой Н.П. отпуска по беременности и родам, согласно копии трудовой книжки ТК-III №, Чегодаева Н.П. с 17.08.2012 года работает у ИП ФИО1 (л.д.44-47), согласно копиям расходного кассового ордера, заработная плата Чегодаевой Н.П. за январь 2017, февраль 2017, март 2017, апрель 2017, май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, составляла 5500 рублей ежемесячно (л.д.52-62), согласно копиям расходных кассовых ордеров, Чегодаевой Н.П. выплачены пособия по беременности и родам, единовременные пособия в суммах 5326,02 рубля,613,14 рублей, 35851,20 рублей, 16350,33 рубля, 4097,28 рубля,1013,58 рубля (л.д.62-67), согласно копий постановлений, ИП ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ (л.д.99-113).
Согласно ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ, основополагающим принципом, является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, а также обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
В силу ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ч.2 ст. 303 ТК РФ работодатель - физическое лицо обязан уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами. В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Аналогичные положения содержатся предусмотрены ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Согласно ст. 7 вышеуказанного закона застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско- правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.
В соответствии с п.2 ст. 14 Закона №167-ФЗ, страхователи обязаны зарегистрироваться в установленном законом порядке, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов, предоставлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Частью 3 ст. 8 Налогового кодекса РФ установлено, что страховыми взносами являются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Статьей 18.1 НК РФ установлено, что в РФ настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Страховые взносы отменяются НК РФ. Плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (ч. 1 ст. 419 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. База для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ (ч. 1 ст. 421 НК РФ).
Согласно ст. 424 НК РФ, дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками, указанными в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ; день осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица - для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть в соответствии с Законом №212-ФЗ.
В соответствии со ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в 2012 - 2016 годах для страхователей, являющихся ИП, применяется тариф страховых взносов 22,0 процента от установленной базы для начисления страховых взносов с учетом ее индексации.
Частью 1 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регламентировано, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Как следует из представленных материалов и данных прокурорской проверки, установлено, что в нарушение ст. 133.1 ТК РФ в соответствии с трудовым договором от 17.08.2012 года в период с 17.08.2012 по 01.03.2016 ежемесячная заработная плата Чегодаевой Н.П. составляла 3000 рублей. Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору №2 от 17.08.2012 в период с 01.03.2016 по 30.08.2018 ежемесячная заработная плата Чегодаевой составляла 5500 рублей. При этом, согласно приказа департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 10.04.2012 № 120 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за I квартал 2012 года» прожиточный минимум составлял в августе 2012 года 6469 рублей. Прожиточный минимум составлял в сентябре, октябре и ноябре 2012 года 6548 рублей (Приказа департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 19.07.2012 № 207 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2012 года»). Прожиточный минимум в декабре 2012 года, в январе - феврале 2013 года составлял 6740 рублей (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 26.10.2012 № 321 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за III квартал 2012 года»). Прожиточный минимум с марта по август 2013 года составлял 6830 рублей (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от № 23 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за IV квартал 2012 года»). Прожиточный минимум в январе и феврале 2014 года составлял 7702 рубля (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 21.08.2013 № 307 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за I и II кварталы 2013 года»). Прожиточный минимум в марте, апреле и мае 2014 года составлял 7755 рублей (приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 28.01.2014 № 30 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за IV квартал 2013 года»). Прожиточный минимум в июне, июле и августе 2014 года составлял 8027 рублей (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 24.04.2014 № 155 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за I квартал 2014 года»). Прожиточный минимум в марте, апреле и мае 2014 года составлял 8286 рублей (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 30.07.2014 № 458 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2014 года»). Прожиточный минимум в декабре 2014 года, январе феврале 2015 года составлял 8331 рубль (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 05.11.2014 № 847 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за III квартал 2014 года»). Прожиточный минимум в марте, апреле и мае 2015 года составлял 8682 рубля (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 06.02.2015 № 43 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за IV квартал 2014 года»). Прожиточный минимум в июне и июле 2015 года составлял 9965 рублей (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 27.04.2015 № 141 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за I квартал 2015 года»). Прожиточный минимум составлял с августа 2015 года по апрель 2016 года 10366 рублей (Приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 16.07.2015 № 298 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2015 года»). Прожиточный минимум составлял в июне, июле 2016 года 10433 рубля (Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 05.05.2016 № 568 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за I квартал 2016 года»). Прожиточный минимум составлял с августа 2016 года по август 2017 года 10764 рубля (Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 20.07.2016 № 876 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2016 года»). Прожиточный минимум составлял с сентября 2017 года по апрель 2018 года 11141 рубль (Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 31.07.2017 № 1096 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2017 года»). Согласно Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с мая 2018 составляет 11 163 рублей. Из объяснений Чегодаевой Н.П. и ФИО2 (осуществляла трудовую деятельность у ИП ФИО1 в качестве продавца с июня 2016 по июнь 2017 года) от 04.09.2018 установлено, что ИП ФИО1 фактически выплачивал заработную плату больше указанной в трудовом договоре. Заработная плата ежемесячно ниже 11000 рублей не опускалась. При этом, соответствующие страховые взносы с указанной разницы в уполномоченные органы ИП ФИО1 не перечислял. Исходя из вышеуказанных минимальных размеров оплаты труда в Краснодарском крае общая сумма заработной платы за весь период трудовой деятельности Чегодаевой Н.П., с которой ИП ФИО1 в бюджетные фонды и налоговый орган не начислял страховые взносы составила 250813 рублей, а именно за 2012 год - 12514 рублей, за 2013 год - 42863 рублей, за 2014 год -52147 рублей, за 2015 год - 68267 рублей, за 2016 год - 55882 рублей, за 2017 год - 19140 рублей. Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 11.1 Закона №255-ФЗ ИП ФИО1 не выплатил Чегодаевой Н.П. пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет за апрель - август 2018 года. С учетом минимального размера оплаты труда, установленного в Краснодарском крае ежемесячное пособие Чегодаевой Н.П. должно составлять не менее 4400 рублей, то есть общая сумма невыплаченного пособия составляет 22000 рублей.
Указанные нарушения подтверждаются материалами проверки по обращению Чегодаевой Н.П. от 09.08.2018 №424, в том числе справкой о проведении проверки соблюдения трудового законодательства в деятельности ИП ФИО1 от 30.08.2018 года, в связи с чем заявленный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Калининского района Краснодарского края к ИП ФИО1 удовлетворить полностью.
Признать незаконным недоначисление ИП ФИО1 сумм страховых взносов за период с 17.08.2012 года по 01.01.2017 года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, за период с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года в МИ ФНС России №10 по Краснодарскому краю с Фактически выданной заработной платы Чегодаевой Н.П. за 2012 год - в сумме 12514 рублей, за 2013 год - в сумме 42863 рублей, за-2014 год - в сумме 52147 рублей, за 2015 год - в сумме 68267 рублей, за 2016 год - в сумме 55882 рублей, за 2017 год - в сумме 19140 рублей.
Обязать ИП ФИО1 произвести расчет недоначисленных сумм страховых взносов с заработной платы Чегодаевой Н.П. исходя из сумм за 2012 год -12514 рублей, за 2013 год - 42863 рублей, за 2014 год - 52147 рублей, за 2015 год -68267 рублей, за 2016 год -55882 рублей, за 2017 год -19140 рублей за период с 17.09.2012 по 01.01.2017 в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования», за период с 01.01.2017 в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать ИП ФИО1 произвести доначисления страховых сумм, с учетом произведенного ним расчета не доначисленных сумм страховых взносов с фактической заработной платы Чегодаевой Н.П. исходя из сумм за 2012 год -12514 рублей, за 2013 год - 42863 рублей, за 2014 год - 52147 рублей, за 2015 год -68267 рублей, за 2016 год -55882 рублей, за 2017 год -19140 рублей за период с 17.09.2012 по 01.01.2017 в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», за период с 01.01.2017 в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскать с ИП ФИО1 компенсацию морального вреда в пользу Чегодаевой Н.П. в размере 10000 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: _______________
В окончательной форме: 30.03.2019 года.