ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-50 от 02.03.2012 Володарского районного суда г. Брянска (Брянская область)

                                                                                    Володарский районный суд г. Брянска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Володарский районный суд г. Брянска — Судебные акты

                        Дело № 2-50/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2012 года Володарский районный суд гор. Брянска в составе:

председательствующего судьи - Родионовой А.М.,

с участием прокурора - Хохловой Е.Н.,

при секретаре - Елисееве Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Володарского района гор. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лапонову М.В. об освобождении земельного участка, оборудованного под частный пляж и приведении его в первоначальный надлежащий вид,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Володарского района гор. Брянска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, указывая, что прокуратурой Володарского района г.Брянска проведена проверка соблюдения водного законодательства и законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. В ходе проведенной проверки установлено, что с 10.07.2011г. на левом берегу  в районе моста  через реку функционирует частный пляж. Организатором данного пляжа является ИП Лапонов М.В., осуществляющий предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 32 №..... Как установлено в ходе проверки с выездом на место, проведенной совместно с Отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Брянской области Московско-Окского территориального управления, пляж, находящийся на левом берегу  в районе железнодорожного вокзала, расположен в рыбоохранной зоне, которая составляет 200 метров. При въезде на пляжную зону висит объявление о размере платы, взимаемой за оказываемые пляжные услуги (30 рублей с 1 человека). Со стороны моста через  и с противоположной стороны пляж обнесен забором из сетки. Расположение пляжа в пределах береговой полосы, составляющей 20 метров, в том числе в рыбоохранной зоне напрямую нарушает права неопределенного круга лиц. Кроме того, согласно ч.2 ст.6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Круг лиц при этом не ограничен. Помимо этого, ИП Лапоновым М.В. не были представлены соответствующие документы в Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Брянской области, предусмотренные Правилами согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008г. № 569. Также в нарушение Решения Брянского городского совета народных депутатов «О согласовании дислокации объектов нестационарной мелкорозничной торговой сети (схемы размещения нестационарных торговых объектов) на весенне-летний период 2011 года по г.Брянску» от 26.04.2011г. № 505 ИП Лапонов М.В. без разрешения осуществляет мелкорозничную торговлю продуктами питания и пивом на территории самовольно построенного пляжа. Таким образом, ИП Лапонов М.В. своими действия нарушает права неопределенного круга лиц на пользование береговой полосой и право на благоприятную окружающую среду, в том числе на пользование водными биологическими ресурсами в соответствии с установленными требованиями. Организация пляжа в рыбоохранной зоне может повлечь загрязнение  и уничтожение водных биологических ресурсов. Просил обязать ИП Лапонова М.В. освободить земельный участок, оборудованный под частный пляж, расположенный на левом берегу  и привести в первоначальный надлежащий вид земельный участок, используемый под частный пляж.

В судебном заседании пом.прокурора Володарского района г.Брянска Хохлова Е.Н. уточнила исковые требования и просила обязать ИП Лапонова М.В. к 01.06.2012г. освободить земельный участок, оборудованный под частный пляж, расположенный на левом берегу  в пределах береговой полосы, составляющей 20 метров, а именно: выровнять земляную насыпь на вышеуказанном участке с последующем демонтажем деревянных конструкций, расположенных по периметру насыпи; демонтировать по периметру береговой полосы, составляющей 20 метров, покрышки автомобильных шин, состоящих из примеси газа и нефти; произвести демонтаж деревянных столбов, расположенных по периметру береговой полосы, составляющей 20 метров. Обязать ИП Лапонова М.В. к 01.06.2012г. освободить земельный участок, оборудованный под частный пляж, расположенный на левом берегу  в пределах рыбоохранной зоны, составляющей 200 метров, а именно: выровнять земляную насыпь на вышеуказанном участке с последующим демонтажем деревянных конструкций, расположенных по периметру насыпи; демонтировать по периметру рыбоохранной зоны, составляющей 200 метров, покрышки автомобильных шин, состоящих из примеси газа и нефти; произвести демонтаж деревянных столбов, расположенных по периметру рыбоохранной зоны, составляющей 200 метров.

Ответчик в судебное заседание не явился, доверяет представлять свои интересы Кулагиной О.А..

Представитель ответчика Кулагина О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ИП Лапонов М.В. осуществляет деятельность по оказанию услуг населению, для чего разместил временные сооружения для организации пляжного отдыха. Данные сооружения находятся на расстоянии более чем 20 метров, т.е. не на территории береговой полосы, отнесенной к зоне Р0, предназначенной для общего пользования, и не препятствуют свободному доступу граждан к водному объекту, что не нарушает требования водного законодательства, на которые ссылается истец. Плата за доступ к водным объектам и купание ответчиком не взимается, оплате подлежат только услуги, оказываемые ответчиком в соответствии с видом его предпринимательской деятельности. Сооружения, расположенные на объекте ИП Лапонова М.В., не являются хозяйственными объектами, т.к. не расположены на фундаменте, и являются временными. Согласно п.17 ст.51 Градостроительного кодекса выдача разрешений на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других). Предпринимательская деятельность, которую осуществляет ответчик на спорном объекте, не затрагивает использование водных ресурсов. Считает, что согласования при осуществлении предпринимательской деятельности ответчиком на территории пляжа с ФГУ «Центррыбвод» не требуется. Указывает, что в отношении земельного участка, занимаемого ответчиком, все требования урегулированы земельным законодательством, и ссылка истца на иные нормативные акты противоречит положениям Земельного кодекса и является незаконной. При этом, решение комиссии о возможности выделения земельного участка под размещение пляжа никем не оспорено и является законным. Просила отказать в удовлетворении иска.

Третье лицо представитель Брянского областного отдела по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов ФГБУ «Центррыбвод» Колесова Е.П. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в Брянский областной отдел по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов ФГБУ «Центррыбвод» 13.04.2011г. обратился Лапонов М.В. с просьбой произвести оценку воздействия на водные биологические ресурсы при проведении работ по благоустройству пляжа на берегу  в . На основании данного обращения Отделом были подготовлены документы на оплату от 14.04.2011г., оригиналы документов (счет №...., договор, акт выполненных работ), которые на сегодняшний день находятся в Отделе. Договор на оказание информационно-консультационной услуги на подготовку материалов по оценке воздействия на водные биологические ресурсы при проведении вышеуказанных работ Лапонов М.В. с Отделом не заключал. В связи с этим, никаких заключений ему не выдавалось. Кроме того, подготавливаемые Отделом документы по оценке воздействия на водные биологические ресурсы не являются разрешающими для производства работ и Отдел не наделен полномочиями согласования.  является рыбохозяйственным водным объектом высшей категории, впадает в  В соответствии со ст.65 Водного кодекса (п.11) ширина водоохраной защитной полосы составляет 40 метров. В соответствии с Правилами установления рыбоохранных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.10.2008г. № 743, рыбоохранная зона  составляет 200 метров. Кроме того, в месте расположения существующего пляжа находится нерестовый участок -  500 м. вверх и вниз по течению от моста . Считает, что Лапоновым М.В. нанесен вред биологическим ресурсам .

Третье лицо представитель Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Брянской области Чекедо А.В. исковые требования поддержал, суду пояснил, что согласно ст.65 Водного кодекса РФ водоохранная зона составляет 200 метров с каждой стороны реки. Осуществление хозяйственной и иной деятельности в этой зоне возможно лишь с согласования соответствующих органов. Никаких согласований, в данном случае с Лапоновым М.В., произведено не было. Кроме того, в отношении ответчика было вынесено два постановления по делу об административном правонарушении, которыми Лапонов М.В. привлекался к административной ответственности за нарушение ст.50, 65 Водного кодекса от 03.06.2006г. № 74-ФЗ (постановление от 28.06.2011г.), ст.16.15 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства от 13.01.2009г. № 1, ст.65 п.1 Водного кодекса от 03.06.2006г. № 74-ФЗ (постановление от 20.04.2011г.).

Третье лицо представитель Управления имущественных отношений Брянской области в судебное заседание не явился, имеется ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

С учетом требований ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст.3 Водного кодекса РФ основными принципами водного законодательства является целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей.

Согласно п.2 ст.6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч.6 ст.6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км.. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, составляет 5 метров.

Согласно ст.6 п.8 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В соответствии с п.4 Правил установления рыбоохранных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.10.2008г. № 743 ширина рыбоохранной зоны рек и ручьев устанавливается от истока до устья и составляет для рек и ручьев протяженностью: до 10 км - 50 метров; от 10 до 50 км - 100 метров; от 50 км и более - 200 метров.

Согласно информации, предоставленной Отделом водных ресурсов по Брянской области Московско-Окского бассейнового водного управления, длина  составляет 1130 км, в пределах Брянской области - 413 км.. Береговая полоса согласно ч.6 ст.6 Водного кодекса РФ составляет 20 метров, а рыбоохранная зона - 200 метров.

В ходе проведенной прокуратурой Володарского района г.Брянска совместно с Отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Брянской области Московско-Окского территориального управления проверки соблюдения водного законодательства и законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов с выездом на место установлено, что с 10 июля 2011 года на левом берегу  в районе моста через реку в районе  функционирует частный пляж, расположенный в рыбоохранной зоне, организатором которого является ИП Лапонов М.В., осуществляющий предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 32 №..... При въезде на пляжную зону висит объявление о размере платы, взимаемой за оказываемые пляжные услуги (30 рублей с 1 человека), в том числе со стороны моста через  и с противоположной стороны пляж обнесен забором из сетки.

Согласно выписки из протокола заседания областной земельной комиссии Управления имущественных отношений Брянской области от 05.07.2011г. был рассмотрен вопрос о возможности, порядке и условиях предоставления земельного участка площадью 10416 кв.м. для организации спортивно-оздоровительного комплекса по  (рядом с ) ИП Лапонову М.В., решением которой была согласована возможность предоставления земельного участка без права капитальной застройки и при наличии согласований заинтересованных служб.

Согласно ч.1 ст.50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20.12.2004г. (с изменениями и дополнениями) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в ч.1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке установленном Правительством РФ (ч.2 ст.50 ФЗ № 166-ФЗ от 20.12.2004г.).

Согласно Правилам согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008г. № 569, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания.

В соответствии с п.п.3,4,5 указанных Правил, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, предоставляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, где указываются: а) сведения о заявителем: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; б) район размещения хозяйственных и иных объектов.

К заявке также прилагаются: а)заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц; б) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя; в) документация, обосновывающая размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, в том числе предпроектная документация, проектная документация и проекты технической документации; г) данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов; д) сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства РФ о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

Заявка и прилагаемые к ней документы предоставляются заявителем в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы непосредственно либо направляются по почте ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Вышеуказанные документы ИП Лапоновым М.В. в Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Брянской области поданы не были, что подтвердил в судебном заседании представитель Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Брянской области.

Также, из пояснений представителя Брянского областного отдела по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов ФГБУ «Центррыбвод» следует, что 13.04.2011г. Лапонов М.В. обратился с просьбой произвести оценку воздействия на водные биологические ресурсы при проведении работ по благоустройству пляжа на берегу  в . Предоставление данной услуги производится на возмездной основе. На основании данного обращения Отделом были подготовлены документы на оплату от 14.04.2011г., оригиналы документов (счет №...., договор, акт выполненных работ) в 2-х экземплярах, которые на сегодняшний день находятся в Отделе. Договор на оказание информационно-консультативной услуги на подготовку материалов по оценке воздействия на водные биоресурсы при проведении вышеуказанных работ Лапонов М.В. с Отделом не заключал, в связи с чем, никаких заключений ему не выдавалось. Также обратил внимание на то, что оценка воздействия на водные биоресурсы и другие какие-либо документы, подготавливаемые Отделом, не являются разрешающими для производства работ. Между ИП Лапоновым М.В. и Брянским областным отделом по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов ФГБУ «Центррыбвод» отсутствует согласование при осуществлении строительства пляжа в районе водоохраной зоны.

Из объяснений Лапонова М.В., полученных пом.прокурора Володарского района г.Брянска Хохловой Е.Н. 12.08.2011г., следует, что проекта на строительство пляжа не было. Согласования с ФГБУ «Центррыбвод» и с Брянским территориальным отделом (Рыбоохраной) не было и разрешение администрации на строительство пляжа отсутствует. Постройку пляжа он начал осуществлять без наличия соответствующего на то разрешения.

Кроме того, в ходе выездного судебного заседания 29.02.2012г. установлено, что на земельном участке, оборудованном под частный пляж, расположенной на левом берегу  по периметру всего пляжа установлены покрышки автомобильных шин, имеется земляная насыпь, по периметру которой возведены деревянные конструкции, а также установлены деревянные столбы, отгораживающие городской пляж от пляжа, организованного ответчиком, которые расположены в непосредственной близости с водным объектом - .

Таким образом, суд приходит к выводу, что организованный ответчиком пляж препятствует свободному доступу граждан к водному объекту, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на пользование береговой полосой, предназначенной для общего пользования, в том числе на пользование водными биологическими ресурсами, предусмотренные водным законодательством. Кроме того, суд считает, что постройка пляжа на земельном участке, расположенном на левом берегу  осуществлялась без наличия на то разрешающих документов, следовательно, в нарушение водного законодательства ИП Лапоновым М.В. был самовольно организован указанный пляж в пределах береговой полосы в рыбоохранной зоне.

Помимо этого, при оборудовании данного объекта (пляжа), который находится в районе водоохраной зоне, использовалась работа строительной техники, что приводит к ухудшению условий существования гидробионтов, и нарушает нормальное протекание продукционных процессов в водотоках, вызывает снижение их продуктивности, оказывает негативное воздействие на растительные и животные сообщества. Таким образом, организация пляжа в рыбоохранной зоне может повлечь загрязнение  и уничтожение водных биологических ресурсов.

Несмотря на то, что суду в процессе рассмотрения дела была представлена выписка из кадастрового паспорта на земельный участок, датированная 25.11.2011г., суд не может принять во внимание ссылку представителя ответчика на то, что ИП Лапоновым М.В. получен кадастровый паспорт (выписка из государственного реестра недвижимости) на земельный участок, на котором расположен спорный объект (пляж), и которому присвоен кадастровый номер, где указана категория земель - земли населенных пунктов (весь участок), в связи с чем земельный участок, арендованный ответчиком, не относится к категории земель водного фонда или земель особо охраняемых территорий и объектов, т.к. по мнению суда, формирование земельного участка в пределах береговой полосы не возможно произвести без нарушения норм действующего природоохранного законодательства, как и установить границы частного землепользования в водоохраной и пляжной зоне, предназначенной для общего пользования.

Учитывая изложенное, оценивая все обстоятельства в их совокупности, суд находит требования прокурора обоснованными, основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Володарского района гор. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лапонову М.В. об освобождении земельного участка, оборудованного под частный пляж и приведении его в первоначальный надлежащий вид удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Лапонова М.В. освободить земельный участок, оборудованный под частный пляж, расположенный на левом берегу  в пределах береговой полосы, составляющей 20 метров, в срок до 01 июня 2012 года, а именно:

- выровнять земляную насыпь на вышеуказанном участке с последующем демонтажем деревянных конструкций, расположенных по периметру насыпи;

- демонтировать по периметру береговой полосы, составляющей 20 метров, покрышки автомобильных шин, состоящих из примеси газа и нефти;

- произвести демонтаж деревянных столбов, расположенных по периметру береговой полосы, составляющей 20 метров.

Обязать индивидуального предпринимателя Лапонова М.В. освободить земельный участок, оборудованный под частный пляж, расположенный на левом берегу  в пределах рыбоохранной зоны, составляющей 200 метров, в срок до 01 июня 2012 года, а именно:

- выровнять земляную насыпь на вышеуказанном участке с последующим демонтажем деревянных конструкций, расположенных по периметру насыпи;

- демонтировать по периметру рыбоохранной зоны, составляющей 200 метров, покрышки автомобильных шин, состоящих из примеси газа и нефти;

- произвести демонтаж деревянных столбов, расположенных по периметру рыбоохранной зоны, составляющей 200 метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца через Володарский районный суд гор. Брянска, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья подпись А.М. Родионова

  А.М. Родионова

Секретарь судебного заседания Д.А. Елисеев