ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-50 от 21.01.2011 Чернушинского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Чернушинский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Чернушинский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-50/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2011 года г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием помощника прокурора Чернушинского района Азановой Т.И.,

истца Титовской И.А.,

при секретаре Черенковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Чернушинского района в интересах Титовской Ирины Александровны к Администрации Чернушинского муниципального района, Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о возложении обязанности по выделению денежных средств для приобретения жилого помещения, предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма;

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чернушинского района в интересах Титовской Ирины Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с иском к администрации Чернушинского муниципального района, Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о возложении обязанности по выделению денежных средств из бюджета Пермского края на приобретение жилого помещения и предоставлении жилого помещения истцу вне очереди по договору социального найма.

Исковые требования прокурор Чернушинского района обосновал следующим: Прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства по защите имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе по обращению к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В адрес прокуратуры Чернушинского района было направлено заявление от Титовской Ирины Александровны с просьбой об оказании помощи в получении жилого помещения, так как она не имеет соответствующего специального образования, и было необходимо защитить ее интересы по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании ст. 1 Федерального закона № 159 – ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Титовская И.А. относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ № 159 –ФЗ от 21.12. 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятии на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относятся дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Титовская (Бушмакина) Ирина Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей. Мать ФИО2 лишена родительских прав решением Чернушинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Отца юридически нет. Постановлением администрации Чернушинского района от ДД.ММ.ГГГГ № над Титовской (Бушмакиной) И.А. было установлено попечительство, попечителем назначена ФИО3, у последней истец воспитывалась до совершеннолетия. В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ № –ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в 2008 году Титовская И.А. была поставлена на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района, о чем имеется информация. Очередность на ДД.ММ.ГГГГ №, в списке внеочередников №. В 2006 году Титовская И.А. закончила Сарапульский промышленно-экономический техникум, работает в ООО «Надежда», проживает с супругом ФИО12 в жилом помещении, принадлежащем родственникам, не имеет закрепленного жилого помещения, не имеет в собственности жилых помещений. Частью 3 ст. 49 ЖК РФ, ст. 5, абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что обеспечение детей указанной категории жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Статьей 6 закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью указанной категории граждан. Финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона № 184 от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объемы и порядок осуществления расходов из бюджетов субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край как субъект РФ в ст. 6 закона № 1939-419 определил, что дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленным нормативным правовым актом губернатора. Данный порядок предусмотрен Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. Положение возлагает на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке, установленном законодательством. (п. 2, 8 Положения) Порядок перечисления средств, субсидий на эти цели установлен п. 23 Положения. Согласно п. 7 Положения, распределение средств, субсидий местным бюджетам рассматривается межведомственной комиссией по реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, состав которой утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Распределение средств, субсидий местным бюджетам на указанные цели утверждается распоряжением Правительства Пермского края и выделяется органам местного самоуправления в установленном порядке. Согласно п. 5 указанного Постановления, распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края. В соответствии с п. 2 Постановления, перечисление средств бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании заявок Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Согласно п. 8 Постановления Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006 года, органы местного самоуправления используют полученные денежные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям – сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Пунктом 9 указанного Постановления предусмотрено, что средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям – сиротам, обратившимся в суд. В соответствии с п. 6 ст. 1 закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», полномочия по социальной поддержке детей – сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области (п.1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением жилых помещений детям – сиротам на условиях договоров социального найма. Таким образом, поскольку действующим законодательством субъекта РФ – Пермского края определен порядок выделения, перечисления субсидий местным бюджетам, предназначенных для приобретения жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определен размер выделения этих денежных средств, именно администрация муниципального образования «Чернушинский муниципальный район» обладает полномочиями по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жилыми помещениями. В соответствии с Правилами учета детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170, постановка на учет указанных лиц осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение (п.5), жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (п. 15, 16). В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Чернушинского района просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить Титовской Ирине Александровне вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма в Чернушинском районе Пермского края, отвечающее санитарным и техническим нормам, за счет средств на приобретение жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, и на основании Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006 года; обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение жилого помещения и предоставление его вне очереди на условиях договора социального найма Титовской Ирине Александровне.

Помощник прокурора Чернушинского района Азанова Т.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что Титовская И.А. (до регистрации брака Бушмакина) относится к категории из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, по окончании учебного заведения в 2006 году не была обеспечена жилым помещением. У истца нет в собственности или по договору социального найма какого-либо жилого помещения. Истец Титовская И.А. состоит в очереди. В соответствии с приведенными в исковом заявлении положениями закона имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Выделение и распределение денежных средств из бюджета Пермского края осуществляется Правительством Пермского края. Денежные средства выделяются на приобретение жилья указанной категории граждан в недостаточном количестве. В декабре 2010 года администрации Чернушинского муниципального района были выделены денежные средства 5000000 рублей для исполнения решений суда об изменении способа исполнения решения о предоставлении жилых помещений указанной категории нуждающихся, принятых судом в 2009 году. ДД.ММ.ГГГГ выделялись денежные средства на приобретение жилья указанной категории нуждающихся 1000000 рублей, в связи с не расходованием денежные средства возвращены в бюджет. В очереди находится около 280 нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди состоит на учете 80 граждан. Администрация Чернушинского муниципального района за счет собственных средств не обеспечивает указанных лиц в том числе истца жилыми помещениями. Истец Титовская И.А. имеет статус лица из числа детей - сирот, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения. Прокурор просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить истцу жилое помещение на одного члена семьи по норме предоставления не менее 15 м2 общей площади в пределах Чернушинского муниципального района.

Истец Титовская (до заключения брака ДД.ММ.ГГГГ Бушмакина) И.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что в 2003 году мать ФИО2 была лишена родительских прав, отца у нее юридически нет, муж матери ФИО14 отцом не является, она стала проживать с опекуном ФИО3 Жилого помещения у матери не было, поэтому при лишении матери родительских прав и установлении попечительства жилого помещения за ней закрепляли. Она зарегистрирована в доме, принадлежащем ФИО3 С 2003 года по 2006 год она обучалась техникуме. Попечитель ФИО3 с заявлением в её интересах о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как сироты не обращалась. В 2008 году она самостоятельно обратилась с заявлением в администрацию района и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На данный период проживает в квартире, принадлежащей ФИО15, оплачивает за найм жилья. Собственного жилья у мужа ФИО12 нет. Вместе с мужем работают в сельскохозяйственном предприятии ООО «Надежда» в , общий заработок около 15000 рублей в месяц. Средств самостоятельно приобрести жилое помещение не имеют. Находившееся в собственности административно-хозяйственное здание в дер. Капкан она передала ФИО3, так как в здании находится администрация предприятия и столовая.

Представитель ответчика Администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика Администрации Чернушинского муниципального района ФИО16 в отзыве по иску указала, что Администрация Чернушинского муниципального района с требованиями прокурора не согласна по следующим основаниям: В заявлении прокурора указано, что Титовская И.А. осталась без попечения родителей, и в настоящее время обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 году Титовская И.А. закончила Сарапульский промышленно – экономический техникум. В настоящее время проживает в жилом помещении, принадлежащем родственникам. Закрепленного жилого помещения, либо находящегося в собственности не имеет. На основании п. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», у истца возникло право на дополнительные гарантии. В статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ используются понятия: дети – сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Статьей 8 Закона определены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Норма, указанная в абзаце втором пункта 1 статьи 8, подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ. При этом по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Исходя из требований статьи 26.1 закона, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Названные положения Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственными полномочиями субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, одним из принципов деятельности которых является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Из статьи 132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 статьи 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Таким образом, нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возлагает обязанности по осуществлению государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. Администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета либо бюджета субъекта, предусмотренных на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края. На основании изложенного, представитель ответчика просит отказать в удовлетворении требований прокурора Чернушинского района в интересах Титовской И.А. к администрации Чернушинского муниципального района о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма. (л.д. 29-31)

Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указал о поддержании доводов по иску, представленных Министерством социального развития.

Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края Кондрашина И.Л. в отзыве по иску указала следующее: В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Закон № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: 1) наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; 2) отсутствие закрепленного жилого помещения; 3) окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 года № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года. В связи с тем, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, Министерство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Министерство исполняет свое обязательство своевременно и в полном объеме. В исковом заявлении указано, что Титовская Ирина Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из представленной администрацией Чернушинского муниципального района информации следует, что Титовская И.А. состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации Чернушинского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела отсутствует постановление, на основании которого истец была поставлена на регистрационный учет. При постановке на учет данный документ издается органом местного самоуправления в обязательном порядке. В адрес министерства не представлены данные матери Титовской И.А., подтверждающие факт отсутствия у неё жилых помещений на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из БТИ, УФРС, ЦТИ). В силу ст. 71 Семейного кодекса РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями, в том числе на получение наследства. В таком случае, при наличии права собственности или пользования жилым помещением Титовская И.А. не имеет права на обеспечение благоустроенной жилой площадью. В материалах дела имеется справка администрации Деменевского сельского поселения Чернушинского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО8 зарегистрирована по адресу: д. Капкан . Ответчик полагает необходимым выяснить имеет ли Титовская И.А. права собственности или пользования данным жилым помещением. Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади при условии отсутствия закрепленного жилого помещения за лицом из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В таком случае при наличии права собственности или пользования жилым помещением Титовская И.А. не имеет права на предоставление жилого помещения по категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответчик считает, что у Титовской И.А. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство социального развития просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурору Чернушинского района в интересах Титовской И.А. в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края Богушевская М.А. в письменном отзыве по иску указала следующее: Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным право на дополнительные гарантии по социальной защите. Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 года № 258-О. Статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы исполнительной власти по месту жительства детей – сирот и лиц из их числа возложена обязанность по обеспечению вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальным норм только в отношении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Ответчик с учетом позиции Пермского краевого суда считает, что если лицо впервые обратилось по вопросу предоставления жилья в досудебном или судебном порядке после достижения 23 лет, то оно уже утратило статус лица из числа детей – сирот. В данном случае достижение определенного возраста рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное права. Однако подлежат выяснению все обстоятельства, связанные с причинами несвоевременного обращения. Истец Титовская И.А. в настоящее время достигла возраста 25 лет. Поскольку в настоящее время Титовская И.А. утратила статус лица из числа детей – сирот, значит и свое право на обеспечение жилым помещение, и в случае если истец обратилась с просьбой о постановке на учет после достижения ей возраста 23 лет, исковые требования не подлежат удовлетворению. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди мер социальной поддержки закон называет предоставление жилого помещения детям – сиротам и лицам из их числа. Согласно закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для детей – сирот, используя полученные из бюджета Пермского края и федерального бюджета средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей - сирот с соблюдением определенных условий. Таким образом органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей – сирот. Согласно обзору практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ № 10 2008 года), обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, к примеру, отсутствия свободного жилья, неосуществления строительства нового жилищного фонда, отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, в связи с чем не имеется возможности предоставить указанным детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Поскольку субъект РФ – Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края и Министерство ЖКХ исполнили свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилых помещений муниципальному образованию, последнее должно исполнять свои обязательства по осуществлению переданных ему государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Представитель ответчика не согласен с доводами органов местного самоуправления относительно того, что лица из числа детей – сирот и приравненных к ним лиц должны обеспечиваться жилыми помещениями органом исполнительной власти субъекта РФ, удовлетворению подлежит требования прокурора только к органам местного самоуправления о предоставлении вне очереди по договору социального найма детям – сиром или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства. Ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей – сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с Постановлением № 16-п Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края. Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год. После принятия распоряжения Правительства Пермского края Министерство ЖКХ перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Таким образом, если средства из федерального бюджета не поступили, и отсутствует распоряжение Правительства, Министерство ЖКХ не может перечислить муниципалитету целевые бюджетные средства. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям – сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. В 2010 году на основании распоряжения Правительства Пермского края от 19.07.2010 года № 111-рп муниципальному образованию «Чернушинский муниципальный район» для приобретения жилья для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, были перечислены 2838 тысяч рублей за счет средств краевого бюджета. На основании Постановления № 16-п средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям – сиротам, обратившимся в суд. Исковые требования о возложении обязанности на Правительство, Министерство социального развития, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Титовской И.А. являются неправомерными и не подлежат удовлетворению, так как обязательства по выделению денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выполнены. Представитель ответчика просит отказать в исковых требованиях в части возложения обязанности на Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно материалов дела, Титовская Ирина Александровна (до регистрации брака Бушмакина) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родители ФИО4 и ФИО5 (л.д. 5, 15), в Справке о рождении №, представленной органом ЗАГС, указано, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. (л.д. 8)

Истец Титовская И.А. зарегистрирована по месту жительства в . (л.д. 4)

Домовладение в  принадлежит ФИО3. Совместно с Титовской И.А. в указанном жилом доме зарегистрированы ФИО3, ФИО6, ФИО7. (л.д. 9)

По решению Чернушинского районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетняя передана на попечение ФИО3 (л.д. 6-7)

Постановлением Администрации Чернушинского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с лишением матери ФИО2 родительских прав, отсутствием юридически отца, установлено попечительство над несовершеннолетней ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена попечителем ФИО3. (л.д. 10) Закрепления ранее занимаемого жилого помещения за несовершеннолетней ФИО8 постановлением органа местного самоуправления не производилось.

По сведениям администрации Деменевского сельского поселения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в , указанный жилой дом принадлежит ФИО14

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю сведения о правах на объекты недвижимого имущества в отношении ФИО2 отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ Титовская (Бушмакина) И.А. обратилась с заявлением к Главе Чернушинского муниципального района о постановке как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на учет нуждающихся в жилом помещении ребенка – сироту. (л.д. 11)

По решению Комиссии по рассмотрению жилищных вопросов отдельных категорий граждан Администрации Чернушинского района от ДД.ММ.ГГГГ № Титовская (Бушмакина) И.А. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении в категории дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, установлено, что Титовская (Бушмакина) И.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей, прописана в ведомственном жилье, жилое помещение не закреплено, документы, подтверждающие статус и нуждаемость, представлены в полном объеме. (л.д. 63-64) На момент рассмотрения дела Титовская (Бушмакина) И.А. состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации Чернушинского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №, в списке внеочередников №. (л.д. 12)

Распоряжением Главы Чернушинского муниципального района Пермского края от 21.01.2010 года № 26-р утвержден Список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на ДД.ММ.ГГГГ, за номером № указана Титовская Ирина Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21), и утвержден Список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у которых наступило внеочередное право на предоставление жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ, у которых внеочередное право на предоставление жилого помещения наступит в 2010 году, под № 77 указана Титовская И.А. (л.д. 22)

По материалам государственной регистрации Чернушинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации» за Титовской (Бушмакиной) Ириной Александровной не зарегистрировано на праве личной собственности квартир и частных домов. (л.д. 13)

По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю за Титовской (Бушмакиной) Ириной Александровной не зарегистрированы права на объекты недвижимого имущества – жилые помещения (на квартиры либо на жилые дома). (л.д. 14, 26)

Истец Титовская (Бушмакина) Ирина Александровна, 1985 года рождения, обучалась в Сарапульском промышленно-экономическом техникуме с 2003 года по 2006 год, окончила образовательное учреждение среднего профессионального образования ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 16)

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: …2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;…3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. 4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. 5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для целей Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. 2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Согласно ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года N 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утверждены Правила учета, согласно Правил, 2. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа (далее - дети-сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, …имеют право на внеочередное получение жилого помещения. 3. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. 4. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. …5. Постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа. …14. Жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). … 15. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья. …17. Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные специальные жилищные фонды для временного предоставления жилья детям-сиротам за счет малосемейных общежитий, пустующих жилых помещений из числа закрепленных за детьми-сиротами, иных жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим требованиям и находящихся в черте данного населенного пункта. 18. Данные временные жилые помещения могут предоставляться при отсутствии к моменту наступления оснований, предусмотренных в п.14 данных Правил, необходимого жилого помещения для предоставления детям-сиротам на постоянной основе.

Из представленных в судебное заседание доказательств установлено, что истец Титовская И.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Администрации Чернушинского муниципального района в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, мать ФИО2 была лишена родительских прав, отца нет.

Постановка Титовской И.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении произведена в установленном порядке по решению администрации Чернушинского муниципального района до достижения Титовской И.А. возраста 23 лет.

При установлении попечительства за несовершеннолетней Титовской (Бушмакиной) И.А. жилое помещение не закреплялось, жилого помещения в собственности или по договору найма у несовершеннолетней не было. В настоящее время у истца Титовской И.А. жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеется. Доводы представителя ответчика проверены при рассмотрении дела, у матери ФИО2 не было и в настоящее время не имеется в собственности или по договору социального найма жилого помещения. У супруга истца ФИО12 не имеется в собственности или в пользовании жилого помещения.

Таким образом, фактически истец Титовская И.А. на момент рассмотрения дела не имеет иного жилого помещения, пригодного для проживания, в собственности, по договору социального или коммерческого найма.

С 2006 году в связи окончанием государственного образовательного - техникума у истца Титовской И.А. возникло внеочередное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, об истце Титовской И.А. как о лице, имеющем право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, администрацией Чернушинского муниципального района представлены сведения в Министерство социального развития Пермского края.

На момент рассмотрения дела истец Титовская И.А. достигла 25 лет.

Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" его положения распространяются на детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23 – летнего возраста. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми – сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа указанного возраста 23 лет. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23 – летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Согласно ст. 1 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. от 08.10.2010 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительными органами государственной власти, органами опеки и попечительства Пермской области полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях по очной форме обучения (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Под социальной поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях настоящего Закона понимается осуществление комплекса мер, связанных с обеспечением социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая меры по их полному государственному обеспечению.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. от 08.10.2010 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Согласно ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года N 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан", Органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством: …6) социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Согласно ст. 2 Закона Пермской области от 14.11.2005 года N 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан", Государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермской области.

Согласно ст. 4 Закона Пермской области от 14.11.2005 года N 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан", 1. Органы местного самоуправления обязаны: 1) самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области; … 3) обеспечивать выполнение федеральных и областных нормативных правовых актов по вопросам осуществления переданных государственных полномочий; …8) создавать надлежащие условия для предоставления социальной поддержки, социальной помощи и социального обслуживания населению области. 2. Органы местного самоуправления имеют право: 1) на своевременное и полное получение финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете для осуществления переданных им государственных полномочий.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 14.11.2005 года N 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан", 1. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом о бюджете Пермской области на соответствующий год в составе регионального фонда компенсаций и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. 2. Расчет объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий, осуществляется на основании федеральных законов, законов Пермской области, устанавливающих размер и виды социальной поддержки, социальной помощи и социального обслуживания граждан. Объем расходов на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий определяется в соответствии с законодательством. 3. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года N 16-п (в ред. от 29.06.2010 года) "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно Положения, Средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и (или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. 2. Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. 3. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170. 5. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из: количества детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 1 января текущего года, у которых возникает право на обеспечение жилым помещением в текущем финансовом году и у которых данное право не реализовано до начала текущего финансового года (за исключением детей-сирот, право на обеспечение жилым помещением которых на момент распределения средств, субсидий, выделенных в текущем финансовом году, реализовано путем предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма или путем предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, в том числе за счет ранее предоставленных средств, субсидий); средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на дату распределения средств, субсидий; нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. м. 6. При распределении средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот на очередной финансовый год и(или) распределении дополнительных средств, субсидий, выделенных в текущем финансовом году на эти цели, Министерством социального развития могут быть приняты во внимание сведения, подтверждаемые заявками органов местного самоуправления, согласно приложению 2 к настоящему Постановлению. 7. Распределение средств, субсидий местным бюджетам рассматривается межведомственной комиссией по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, состав которой утверждается распоряжением председателя Правительства Пермского края (далее - Межведомственная комиссия). Решение Межведомственной комиссии оформляется протоколом. Распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края. 8. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям- сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. 9. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

Распоряжением Правительства Пермского края от 19.07.2010 года № 111-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, неисполненного остатка субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утверждено распределение средств бюджета Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края указано произвести финансирование расходов в соответствии с утвержденным распределением средств, на Чернушинский муниципальный район распределено 2838000 рублей из краевого бюджета.

Участие прокурора регламентируется ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 24 июля 2007 г.), согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено ст. 45 ГПК РФ. Прокурор, обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в защиту жилищных прав Титовской И.А. исходил из положений ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из того, что истец Титовская И.А. социально не защищена, по уровню образования и материальному положения не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд.

В судебном заседании в отношении истца Титовской И.А. установлены обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление жилого помещения: статус лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, и отсутствие в собственности или в пользовании по договору социального найма другого жилого помещения, пригодного для проживания, нуждаемость в жилом помещении.

Согласно требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, требование прокурора и истца Титовской И.А. о предоставлении жилой площади во внеочередном порядке подлежит удовлетворению, вне зависимости от наличия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Из приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановления Правительства Пермского края от 10.08.2006 года N 16-п (в ред. от 29.06.2010 года) "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", Указа Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года N 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении", непосредственное предоставление жилого помещения истцу Титовской И.А. по договору социального найма должно производиться органами местного самоуправления – администрацией Чернушинского муниципального района.

Согласно Закона Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", Закон в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма; основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма; порядок предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края, а также формирует правовые основы предоставления за счет средств бюджета Пермского края субсидий на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона.

Согласно ст. 1 указанного закона, Право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям:…9) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства).

Согласно ст. 9 закона, 1. Жилые помещения предоставляются на основании решений Уполномоченного органа на условиях договоров социального найма жилых помещений, заключаемых в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. …Решение о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения соответствующего договора социального найма жилого помещения в срок, установленный данным решением. 2. …Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях:…детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства),... 3. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.

На основании изложенного, суд возлагает на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность по предоставлению Титовской И.А. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, расположенного в пределах Чернушинского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе Пермского края, за счет средств, направляемых органу местного самоуправления из бюджета Пермского края, для приобретения жилья детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья. Норма предоставления установлена в Чернушинском муниципальном районе 15 м2 общей площади на одного человека по решению Земского собрания Чернушинского района от 28.06.2005 года № 284.

В части требований прокурора к Правительству Пермского края об обязательстве выделения из бюджета Пермского края денежных средств для приобретения администрацией Чернушинского муниципального района жилого помещения суд учитывает, что на момент рассмотрения дела в соответствии с п. 7 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, 15 июня 2010 года Межведомственной комиссией по реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, произведено распределение средств, субсидий местным бюджетам, данное распределение средств, субсидий утверждено распоряжением Правительства Пермского края № 111-рп от 19.07.2010 года.

Требования прокурора не соответствуют положениям ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, определяющей право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Кроме того, согласно ст. 6 Закона Пермской области от 14.11.2005 года N 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан", предусмотрено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом о бюджете Пермской области на соответствующий год в составе регионального фонда компенсаций и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций, расчет объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий, осуществляется на основании федеральных законов, законов Пермской области, устанавливающих размер и виды социальной поддержки, социальной помощи и социального обслуживания граждан, объем расходов на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий определяется в соответствии с законодательством.

Со стороны прокурора не приведено каких-либо доводов и доказательств о том, что ответчиками Правительством Пермского края, Министерством социального развития Пермского края, Министерством жилищного – коммунального хозяйства Пермского края не исполняются положения Закона Пермского края от 17.12.2009 года N 560-ПК (ред. от 02.09.2010 года) "О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", предусматривающего в ведомственной структуре расходов бюджета на 2010 год определенные средства на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не представлено доказательств, которые должны выступать основаниями для изменения установленного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п порядка распределения и использования указанных средств.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора Чернушинского района в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделении из бюджета Пермского края денежных средств для приобретения администрацией Чернушинского муниципального района жилого помещения оставляются без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Чернушинского района удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность по предоставлению во внеочередном порядке Титовской Ирине Александровне по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, расположенного в пределах Чернушинского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе Пермского края, то есть не менее 15 квадратных метров общей площади.

Решение подлежит исполнению за счет средств, направляемых органу местного самоуправления из бюджета Пермского края для приобретения жилья детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.

Исковые требования прокурора Чернушинского района в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета Пермского края денежных средств для приобретения указанного жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Е.Р. Низаева