Советский районный суд города Челябинска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Советский районный суд города Челябинска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-500/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2012 года г.Челябинск
Советский районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего судьи Зайнетдиновой С.А.,
при секретаре Ильиных И.К.,
с участием Челябинского природоохранного прокурора г. Челябинска Екимова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора к Управлению Росприроднадзора по Челябинской области о признании бездействий руководителя Управления Росприроднадзора по Челябинской области незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Челябинский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов РФ и прав граждан к Управлению Росприроднадзора по Челябинской области о признании бездействие руководителя Управления Росприроднадзора по Челябинской области: не принятие надлежащих организационно-распорядительных актов, регламентирующих функции ответственного дежурного Управления, создание оперативной группы работников Росприроднадзора, осуществляющих контрольно-надзорные функции, государственный пожарный надзор в лесах Ильменского государственного заповедника; не направление инспекторов на место возникновения крупного лесного пожара; ненадлежащая организация контрольно-надзорной работы, государственного пожарного надзора в лесах Ильменского государственного заповедника; не своевременное информирование о возгорании леса центрального аппарата федеральной Службы Росприроднадзора, службы пожаротушения ГУ МЧС по Челябинской области; отсутствие взаимодействия и координации со службой пожаротушения ГУ МЧС по Челябинской области при тушении крупного лесного пожара, незаконным, обязании Управление Росприроднадзора по Челябинской области принять организационно-распорядительные акты, регулирующие согласно Регламента действий должностных лиц Росприроднадзора при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2005 №, Правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших в следствии лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 г. № и приказа Федеральной службы Росприроднадзора от 24.06.11г. №, контрольно-надзорные функции должностных лиц Управления в лесах Ильменского государственного заповедника.
В обоснование заявления прокурор г. Челябинска указал, что Управление Росприроднадзора по Челябинской области ненадлежащим образом осуществляло контрольно-надзорные полномочия в сфере охраны, защиты лесов на федеральной особо охраняемой природной территории Ильменского государственного заповедника при возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС), связанной с возгоранием лесов. Челябинской природоохранной прокуратурой проверено обращение начальника управления МЧС России по Челябинской области о несоблюдении противопожарных норм, ненадлежащем извещении органов государственного пожарного надзора о крупном лесном пожаре, произошедшем на территории Ильменского государственного заповедника. В связи с выявлением нарушений законодательства 02.06.11г. руководителю Управления внесено представление об их устранении, привлечении виновных должностных лип к дисциплинарной ответственности. Управлением проявлено бездействие при организации осуществлении государственными служащими контрольно-надзорных полномочий в сфере охраны, защиты лесов Ильменского государственного заповедника от ЧС, связанной с крупным лесным пожаром. Проверка показала, что 18.05.11г. в 17 ч. 10 м. обнаружено возгорание в . Работники заповедника приступили к тушению лесного пожара и около 18 ч. сообщили по телефону дежурному Управления о возгорании на площади 1,5 га. Об изменении пожароопасной ситуации дежурным Ильменского заповедника сообщалось по телефону дежурному управления Росприроднадзора. К 21 ч. 19.05.11 г. силами противопожарных формирований Ильменского госзаповедника крупный лесной пожар ликвидирован на площадь 100,1 га. 18.05.11г. в 17 ч. 40 м. дежурный по Управлению С.А.В. получил на мобильный телефон сообщение дирекции заповедника о лесном пожаре 18.05.11 г. в 17 ч. 40 м., довёл его по телефону заместителю руководителя Управления Л.Г.М. и начальнику отдела Ч.К.К. В тот же день информация из заповедника о развитии и тушении крупного лесного пожара по телефону передана С.Л.В. в 21 ч. 20 м. и около 23 ч. Сообщение дежурному ГУ МЧС по Челябинской области о крупном лесном пожаре, последний передал через 3 ч. 57 м.. в 21 ч. 37 м. Запись в Журнале докладов о ЧС природного и техногенного характера Управления о крупном лесном пожаре внёс утром 19.05.11 г., датировал её 18.05.11 г. указал, что пожар локализован в 102-103 кварталах на площади 25 га в 22 ч.40 м., что не соответствовало действительности. Руководителю Управления доложил о данном факте утром 19.05.11г. и по факсимильной связи передал информацию в Департамент Росприроднадзора по УрФО. Руководитель управления, его заместитель Л.Г.М.. отвечающий за государственный пожарный надзор в лесах федеральных особо охраняемых природных территорий области, начальник отдела по надзору за особо охраняемыми природными территориями Ч.Ю.К. не приняли надлежащие меры, организационно-распорядительные акты, регламентирующие функции ответственного дежурного Управления, создание оперативной группы работников Росприроднадзора, осуществляющих контрольно-надзорные функции, в т.ч. государственный пожарный надзор в лесах Ильменского государственного заповедника, не направили инспекторов на место возникновения крупного лесного пожара и информацию о ЧС в центральный аппарат федеральной Службы в установленном Регламентом порядке, не обеспечили незамедлительное извещение службы пожаротушения Управления и ГУ МЧС о данном возгорании в целях взаимодействия и координации работ по тушению лесного пожара. Возгорание леса Ильменского государственного заповедника, обнаруженное 18.05.11г. на площади 1.5 га, перешло в крупный пожар на площади более 100 га. Об этом Управление 18-19.05.11г. неоднократно извещалось дирекцией государственного заповедника. Должностные лица Управления устранились от выполнения, возложенных на них вышеприведёнными актами обязанностей, ограничились направлением формальных сообщений, в связи с чем поставлен был вопрос о дисциплинарной ответственности служащих. Письмом руководителя Управления от 22.07.11г. № не обоснованно отказано в привлечении Ч.Ю.К. к дисциплинарной ответственности. 17.08.11г. Управлением в действиях С.А.В. не выявлено нарушений должностного регламента. Согласно п.3.36 регламента на С. возложены обязанности ответственного дежурного для сбора, обобщения, анализа и передачи информации о ЧС в сфере природопользования. 09.09.11г. по требованию прокурора Управлением направлен ответ на представление о соблюдении должностными лицами Управления Регламента, утверждённого Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2005 №. об отсутствии ЧС 18-19 мая 2011г. в лесах Ильменского заповедника, не подведомственности Управлению вопросов предупреждения лесных пожаров и мониторинга пожарной безопасности в лесах, и отсутствии в действиях Л.Г.М. каких либо нарушений. Ненадлежащее отношение руководителя Управления к организации контрольно-надзорной работы в указанной сфере, оценке исполнения должностными лицами законодательства, подзаконных актов, регламентов при осуществлении контрольно-надзорной работы, государственного пожарного надзора в лесах Ильменского государственного заповедника, не совместимо с природоохранными требованиями обеспечения экологической безопасности, сохранения естественных экологических систем, прав граждан на благоприятные окружающую среду и условия жизнедеятельности. Нарушает интересы Российской федерации, выраженные в приведённых законоположениях.
Челябинский природоохранный прокурор в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управление Росприроднадзора по Челябинской области исковые требования не признала, представила отзыв, доводы которого поддержала.
Представитель третьего лица Департамента федеральной службы в сфере природопользования по УрФо в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований Челябинского природоохранного прокурора.
Судом установлено, что руководителем Управления приняты необходимые организационно-распорядительные акты, регламентирующие функции ответственного дежурного Управления.
В Управлении во исполнение приказа Росприроднадзора «Об утверждении Регламента действий должностных лиц Росприроднадзора и подведомственных ему организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 09.11.2005 № разработан регламент действий ответственного дежурного Управления Росприроднадзора по Челябинской области и утвержден Приказом руководителя Управления С.Н.М. от 25.04.2008 №.
Создание оперативной группы из работников управления Росприроднадзора, осуществляющих контрольно - надзорные функции, государственного пожарного надзора в лесах Ильменского государственного заповедника не регламентируется действующими нормативными правовыми актами.
В соответствии с абз. 2 Общих положений Регламента действий должностных лиц Росприроднадзора и подведомственных ему организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2005 №, при возникновении ЧС оперативные группы создаются в центральном аппарате Росприроднадзора. Создание оперативных групп территориальными органами Росприроднадзора в субъектах Российской Федерации указанным регламентом не предусматривается.
В связи с тем, что режим чрезвычайной ситуации в лесах на территории в мае 2011 года не вводился, сотрудники Управления Росприроднадзора действовали в штатном режиме. Необходимость выезда инспекторами Управления на лесные пожары в случае отсутствия чрезвычайной ситуации нормативными документами не предусмотрена.
Ситуация с лесным пожаром на территории полностью контролировалась Управлением и в режим чрезвычайной ситуации не перешла.
Кроме того, вступившими в силу 31.05.2011г. Правилами установлено, что режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 гектаров в зоне наземной охраны лесов и более 200 гектаров в зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует более 2 суток. Лесной пожар обнаруженный 18.05.2011 в 17 часов 10 мин. На территории был локализован к 22 час. 45 мин. 18.05.2011г. (в течении 5 часов) ликвидирован в 21 час 00 мин. 19.05.2011, т.е. действовал менее суток.
Государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения организуется и осуществляется Управлением в соответствии с требованиями федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 22.12.2008 №294-ФЗ.
Полномочия по государственному пожарному надзору в лесах расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют в соответствии с Положением об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.08.2010 № с 17 августа 2010 года.
В рамках осуществления полномочий по пожарному надзору в лесах ООПТ федерального значения Управлением Росприроднадзора по Челябинской области за периоде августа 2010 года по декабрь 2011 года проведены следующие мероприятия:
с 24.08.2010 по 10.09.2010 проведена внеплановая выездная проверка ФГУ НП по вопросам обеспечения пожарной безопасности в лесах. Акт проверки от 10.09.2010 №. По результатам проверки ФГУ НП выдано три предписания об устранении выявленных нарушений;
с 24.08.2010 по 10.09.2010 проведена внеплановая выездная проверка ФГУ НП по вопросам обеспечения пожарной безопасности в лесах. Акт проверки от 09.09.2010 №;
с 24.08.2010 по 03.09.2010 проведена внеплановая выездная проверка по вопросам обеспечения пожарной безопасности в лесах. Акт проверки от 03.09.2010 №;
15.10.2010 инспекторами Управления проведен рейд на территории заповедника с цель выявления нарушений правил пожарной безопасности в лесах. Акт рейдовой проверки от 15.10.2010 №;
с 25.10.2010 по 19.11.2010 проведена внеплановая выездная проверка по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах. Акт от 19.11.2010 №. По результатам проверки должностное лицо привлечено к административной ответственности за нарушение правил охраны природных ресурсов на особо охраняемой природной территории. В результате доступа на территорию заповедника посторонних лиц были зарегистрированы лесные пожары,
22.11.2010 Инспектором Управления проведена рейдовая проверка с целью обследования последствий лесного пожара. Акт рейдовой проверки от 22.11.2010 №;
24.03.2011 Управлением проведено рабочее совещание с директорами особо охраняемых природных территорий федерального значения Челябинской области по подготовке к пожароопасному сезону 2011 года;
с 29.03.2011 по 01.04.2011 специалисты Управления приняли участие в проверке готовности особо охраняемых природных территорий федерального значения к пожароопасному периоду 2011 года проводимой межведомственной комиссией Российской Федерации в ходе проверки готовности Челябинской области.
в марте 2011 года Управлением направлено письма в адрес Федеральной службы Росприроднадзора с просьбой обратится в Министерство природных ресурсов и экологии России о выделении дополнительного финансирования из федерального бюджета национальным паркам и на обеспечение противопожарных мероприятий;
в марте 2011 года Управлением направлено письма в адрес Председателя Уральского отделения Российской академии наук о выделении дополнительного финансирования на обеспечение противопожарных мер,
по факту лесного пожара 18.05.2011 развитие ситуации контролировалось Управлением Росприроднадзора по Челябинской области с момента поступления сообщения ответственному дежурному с 17 час. 42 мин. 18.05.2011. Также оценивалась полнота принятых мер для ликвидации лесного пожара, так как в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №, лица осуществляющие использование лесов обязаны принять все возможные меры к недопущению распространения лесного пожара. После ликвидации пожара в Управлением было направлено письмо о проведении служебного расследования по факту лесного пожара зарегистрированного 18.05.2011. Акт по результатам служебного расследования от 24.05.2011 представлен в Управление. В рамках действующего законодательства Управлением была проведена рейдовая проверка на территории 21.05.2011. В ходе проверки инспектором Управления обследовано место лесного пожара, произведена сверка площади пройденной огнем с информацией представленной заповедником, объем мер, принятых для тушения лесного пожара, проверен факт ликвидации пожара. По результатам рейдовой проверки инспектором Управления составлен Акт от 23.05.2011 №.
с 15.08.2011 по 08.09.2011 проведена плановая проверка согласно утвержденному плану контрольно-надзорной деятельности Управления на 2011 год.
23.09.2011 Управлением проведено итоговое совещание с директорами особо охраняемых природных территорий федерального значения Челябинской области по подведению итогов пожароопасного сезона 2010 года.
29 ноября 2011 года Управлением проведено рабочее совещание с директорами особо охраняемых природных территорий федерального значения Челябинской области по подведению итогов пожароопасного сезона 2011 года.
в течение пожароопасного сезона вся информация о лесных пожарах систематически направлялась в Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу.
Меры, принятые по охране лесов от пожаров на особо охраняемых природных территориях федерального значения позволили в 2011 году снизить объем экологического ущерба от лесных пожаров в сравнении с 2010 годом.
Так в 2011 году на особо охраняемых природных территориях федерального значения было зарегистрировано 10 случаев лесных пожаров на площади 134 га., в сравнении с 44 лесными пожарами на площади 288 га в 2010 году. Снижение показателей по лесным пожарам составили: по количеству на 77,3%; по площади на 53,5%.
Ущерб, причиненный лесам расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения в результате лесных пожаров в денежном выражении сократился с 764 705 руб. в 2010 году до 186 730 руб. в 2011 году (на 75,6%).
Сообщение о возникновении лесного пожара возникшего в 17 час. 10 мин. 118.05.2011 на территории ответственным дежурным Управления С.А.В. передано дежурному Департамента Росприроднадзора но Уральскому федеральному округу по телефону в 18 час. 36 мин. 18.05.2011 года, что подтверждается распечаткой звонков. Дальнейшую передачу информации ответственному дежурному центрального аппарата федеральной службы Росприроднадзора осуществлял дежурный Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу. Информация направлялась в соответствие с подчиненностью.
Сообщение о лесном пожаре на территории после получения ответственным дежурным Управления всех уточняющих данных о площади, количестве задействованных на тушение пожара сил и средств, достаточности принятых мер были переданы по телефону в 21 час. 36 мин 18.05.2011 в Главное управление МЧС России на номер 2635464 и в 21час. 34 мин. 18.05.2011 ответственному дежурному Главного управления лесами Челябинской области на номер 2616554. Передача сообщений подтверждается распечаткой телефонных звонов 18.05.2011 года.
В последующие дни информация о лесном пожаре направлялась в Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, в центральный аппарат Росприроднадзора по поручению Департамента и в ГУ МЧС по Челябинской области но факсимильной связи в форме таблиц.
Отправление информации в указанные ведомства подтверждается отчетами об отправке.
Требование об отсутствии взаимодействия и координации со службой пожаротушения ГУ МЧС и Челябинской области при тушении крупного лесного пожара противоречит действующему законодательству. В соответствии с Положением о Федеральной службе но надзору в сфере природопользования утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №, тушение лесных пожаров не входит в полномочия Росприроднадзора.
При осуществлении контрольно надзорной деятельности в области пожарного надзора Управление Росприроднадзора по Челябинской области руководствуется: Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 №); Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 22.12.2008 № 294-ФЗ; Положением об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.08.2010 №; Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 №; Положением об Управлении федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.06.2011 №.
Управление Росприроднадзора по Челябинской области разработаны и утверждены нормативные документы: Положение об отделе контроля и надзора в сфере охоты, особо охраняемых природных территорий и разрешительной деятельности; Должностные регламенты инспекторского состава, Регламент действий ответственного дежурного Управления Росприроднадзора по Челябинской области.
Таким образом, требования Челябинского природоохранного прокурора о признании бездействие руководителя Управления Росприроднадзора по Челябинской области: не принятие надлежащих организационно-распорядительных актов, регламентирующих функции ответственного дежурного Управления, создание оперативной группы работников Росприроднадзора, осуществляющих контрольно-надзорные функции, государственный пожарный надзор в лесах Ильменского государственного заповедника; не направление инспекторов на место возникновения крупного лесного пожара; ненадлежащая организация контрольно-надзорной работы, государственного пожарного надзора в лесах Ильменского государственного заповедника; не своевременное информирование о возгорании леса центрального аппарата федеральной Службы Росприроднадзора, службы пожаротушения ГУ МЧС по Челябинской области; отсутствие взаимодействия и координации со службой пожаротушения ГУ МЧС по Челябинской области при тушении крупного лесного пожара, незаконным, обязании Управление Росприроднадзора по Челябинской области принять организационно-распорядительные акты, регулирующие согласно Регламента действий должностных лиц Росприроднадзора при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2005 №, Правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших в следствии лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 г. № и приказа Федеральной службы Росприроднадзора от 24.06.11г. №, контрольно-надзорные функции должностных лиц Управления в лесах Ильменского государственного заповедника, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12,56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Челябинского природоохранного прокурора к Управлению Росприроднадзора по Челябинской области отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, через Советский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий Зайнетдинова С.А.