ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5000/2021 от 14.03.2022 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

УИД 09 RS 0001-01-2021-006823-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Черкесск 14 марта 2022 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи – Дядченко А.Х.

при секретаре судебного заседания – Канаматовой Э.М.,

с участием: представителя истца – Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» Бугайковой Н.П., ответчика Джармокова Б.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-782/22 по иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» к ДжармоковуБекиру Мухамедовичу о взыскании причиненного ущерба,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» обратилось в суд о взыскании с ДжармоковаБекира Мухамедовича причиненного ущерба в размере 1613341,64 за 2019 год и 72980,72 рубля за 2020 год.

В обоснование своего заявления указало, что военной прокуратурой Черкесского гарнизона в военном комиссариате Карачаево-Черкесской Республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере закупок, в результате которой выявлены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 2.3, 3.1.5, 5.3 государственных контрактов на оказание автотранспортных услуг на весенний и осенний призыв 2019 года от 17.12.2018 года № 3, а также на оказание автотранспортных услуг на весенний и осенний призыв 2020 года от 30.10.2019 года № 2, допущенные бывшим контрактным управляющим военного комиссариата Карачаево-Черкесской Республики Джармоковым Б.М. в части организации заключения государственных контрактов.

Военной прокуратурой Черкесского гарнизона на основании акта проверки Ставропольского представительства военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации СКУ ВОСО законности и целесообразности использования воинских перевозочных документов и расходовании денежных средств по статье 0732 сметы Министерства обороны Российской Федерации, выделенных на транспортные расходы, проведенной в военном комиссариате Республики (№ 6/2415 от 09.06.2020), проведена прокурорская проверка с привлечением специалистов контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетнойсфере Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике соблюдения законодательства о сохранности федеральной собственности при заключении и исполнении государственных контрактов на оказание автотранспортных услуг на весенний и осенний призыв 2019 года от 17.12.2018 № 3, а также на оказание автотранспортных услуг на весенний и осенний призыв 2020 года от 30.10.2019 № 2 заключенных с обществом с ограниченной ответственностью «Дизель».

В ходе проверки установлено, что на оказание автотранспортных услуг на весенний и осенний призыв 2019 года для государственных нужд федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» (далее – военный комиссариат республики) заключен государственный контракт от 17.12.2018 № 3 на сумму 3000000 рублей между военным комиссариатом республики в лице бывшего военного комиссара Темирова А.Т. и ООО «Дизель» в лице генерального директора КипкееваКъабланаМухаматовича.

Аналогичный государственный контракт на оказание автотранспортных услуг на осенний и весенний призыв 2020 года заключен на тех же условиях с ООО «Дизель» 30.10.2019 (государственный контракт от 30.10.2019 №2).

Согласно пункту 3.19 методических рекомендаций № 567 в целях определения начальной (максимальной) цены контракта (далее – методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Однако в нарушении указанных положений законодательства государственный контракт от 17.12.2018 № 3 заключен при отсутствии обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. Заказчиком не направлялись запросы о предоставлении ценовой информации в транспортные организации для формирования начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен. Анализ рынка при определении начальной (максимальной) цены контракта не производился. Расчет начальной (максимальной) цены контракта в аукционной документации произведен без использования ценовых предложений, имеющиеся коммерческие предложения от ООО «КФХ» Спутник-Авто» и ООО «ЭСК» свидетельствуют о том, что они поступили после расчета начальной (максимальной) цены контракта (27.11.2018), что является недопустимым.

Аналогичные нарушения выявлены при заключении государственного контракта от 30.10.2019 года № 2.

Причинами выявленных нарушений явилось ненадлежащее исполнение помощником начальника строевого отделения Джармоковым Б.М. обязанностей контрактного управляющего в соответствии с приказом военного комиссара республики от 15.11.2018 № 227, на которого возлагались функции и полномочия по разработке план-графика, осуществлению подготовки изменений для внесения в план-график, осуществлению подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, подготовки направлению приглашений о принятии участияв определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, обеспечению осуществления закупок, в том числе заключению контрактов, организации в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды, на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определению наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В нарушение части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе и пункта 3.19 Методических рекомендаций № 567 по заключенным государственным контрактам начальная (максимальная) цена контрактов Заказчиком определена на основании коммерческих предложений, составленных с нарушением требований утвержденных техническим заданием аукционной документации, являющегося приложением № 3 к извещению о проведении закрытого электронного аукциона, а так же в представленных коммерческих предложениях отсутствует информация о пассажир вместимости транспортных средств, что не позволяло использовать коммерческие предложения для расчета начальная (максимальная) цена контрактов.

В результате проведенного с привлечением специалистов федерального казначейства республики анализа рынка и расчетов начальной (максимальной) контрактов установлено, что средняя цена километра, рассчитанная данным коммерческих предложений, таких поставщиков, как индивидуальный предприниматель Яцунов С.П., индивидуальный предприниматель Гевондян К.В., ООО «Авангард» составила 38,33 рублей за километр расстояния.

В военном комиссариате Карачаево-Черкесской Республики вследствие не проведения анализа рынка при определении начальной (максимальной) цены контрактов, проведения расчета цены без использования ценовых предложений, оплата по государственным контрактам от 17.12.2018 № 3 и от 30.10.2019 г. № 2 за перевозку призывников произведена из расчета средней цены 1 километра в размере 75, 17 рублей на общее расстояние в 2019 году – 43792 километра и на общее расстояние в 2020 году – 18750 километров.

В соответствии с представлением военного прокурора Черкесского гарнизона об устранении нарушений закона от 09.11.2020 года № 3531 в книгу учета недостач военного комиссариата Карачаево-Черкесской Республики внесены суммы ущерба 1613341,64 (один миллион шестьсот тринадцать тысяч триста сорок один) руб., 64 коп.за 2019 год и 72980,72 (семьдесят две тысячи девятьсот восемьдесят) руб., 32 коп. за 2020 год.

Ненадлежащее исполнение помощником начальника строевого отделения Джармоковым Б.М. обязанностей контрактного управляющего в соответствии с приказом военного комиссара Карачаево-Черкесской Республики от 15.11.2018 г. № 227, на которого возлагались функции и полномочия по разработке план-графика, осуществлению подготовки изменений для внесения в план-график, осуществлению подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, подготовке и направлению приглашений о принятии участия вопределении поставщиков закрытыми способами, обеспечению осуществления закупок, в том числе заключению контрактов, организации в случае необходимости на стадии планирования закупок, консультации с поставщиками и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определению наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, привело к причинению ущерба.

Оплата за перевозку призывников по государственному контракту от 17.12.2018 г. № 3 и заключенным соглашением произведена ООО «Дизель» на общую сумму 3291889 рублей, перерасход составил 1613341,64 рублей.

Оплата за перевозку призывников по государственному контракту от 30.10.2019 г. № 2 и заключенным соглашением произведена ООО «Дизель» на общую сумму 152320 рублей, перерасход составил 72980,32 рублей.

В силу ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении служебных обязанностей.

В судебном заседании представитель истца свои требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям указанным в заявлении.

Ответчик Джармоков Б.М. пояснил, что действительно в указанный период исполнял обязанности контрактного управляющего в соответствии с приказом военного комиссара Карачаево-Черкесской Республики от 15.11.2018 г. № 227, и допустил нарушения, но в настоящее время не работает, имеет на содержании жену и ребенка, возражал против заявленных требований и просил отказать в удовлетворении.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствие со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражении.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Как следует из материалов дела между истцом ФКУ «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» и ответчиком Джамроковым Б.М. был заключен трудовой договор №1740 от 01.09.2016г. о приеме на работу и назначении на должность помощником начальника юридического отдела.

На основании приказа военного комиссара КЧР от 15.11.2018г. №227 о внесении изменений в приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего) ответчик старший помощник строевого отделенияДжармоков Б.М. назначен ответственным за осуществление закупок – (контрактным управляющим), включая исполнение каждого контракта, в ФКУ «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики».

Как следует из акта проверки от 09.06.2020г. №6/2415ответчиком Джармоковым Б.М. ввиду ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей и личной невнимательности при размещении документации закрытого электронного аукциона на оказание транспортных услуг по перевозке призывников, что привело к перерасходу денежных средств в ходе заключения и исполнения контракта.

На основании указаний военного комиссара Карачаево-Черкесской Республики начальником юридического отделения военного комиссариата КЧР Бугайковой Н.П. было дано заключение по материалам разбирательства, согласно выводам, которого выявленные нарушения требований действующего законодательства в сфере закупок, указанные а акте проверки от 09.06.2020г. №6/2415, Джармоковым Б.М. были допущены ввиду ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, личной невнимательности, что привело к перерасходу денежных средств в ходе заключения и исполнения контракта. Данные нарушения стали возможны в силе ненадлежащей подготовки и проведения аукционов 2019, 2020 годов, несоответствия требованиям ФЗ от 05.04.2013г. №44-ФЗ и приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013г. 567, что явилось причинами выявленных нарушений и необоснованного завышения цены заключенного контракта, а так же необоснованной оплате порожнего пробега транспортных средств в ходе исполнения контракта 2019г.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.7.1 приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – методические рекомендации № 567) рекомендуется направлять запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»).

В судебном заседании установлено, что бывший помощник начальника строевого отделения Джармоков Б.М. при исполнении обязанностей контрактного управляющего в соответствии с приказом военного комиссара Карачаево-Черкесской Республики от 15.11.2018 г. № 227, на которого возлагались функции и полномочия по разработке план-графика, осуществлению подготовки изменений для внесения в план-график, осуществлению подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, подготовке инаправлению приглашений о принятии участия в определении поставщиков закрытыми способами, обеспечению осуществления закупок, в том числе заключению контрактов, организации в случае необходимости на стадии планирования закупок, консультации с поставщиками и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определению наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществление иныхполномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, допустил нарушения части 2 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 3.7.1 приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» рекомендуется направлять запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»), пункта 3.19 методических рекомендаций № 567.

В ввиду ненадлежащего исполнения помощником начальника строевого отделения Джармоковым Б.М. обязанностей контрактного управляющего в соответствии с приказом военного комиссара Карачаево-Черкесской Республики от 15.11.2018 г. № 227, на которого возлагались функции и полномочия по разработке план-графика, осуществлению подготовки изменений для внесения в план-график, осуществлению подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, подготовке и направлению приглашений о принятииучастия в определении поставщиков закрытыми способами, обеспечению осуществления закупок, в том числе заключению контрактов, организации в случае необходимости на стадии планирования закупок, консультации с поставщиками и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определению наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, привело к причинению ущерба.

Согласно представлению, принесённого военным прокурором Черкесского гарнизона военному комиссару Карачаево-Черкесской Республики от 09.11.2020 № 3531 в книгу учета недостач военного комиссариата Карачаево-Черкесской Республики внесены суммы ущерба 1613341,64 (один миллион шестьсот тринадцать тысяч триста сорок один) руб., 64 коп.за 2019 год и 72980,72 (семьдесят две тысячи девятьсот восемьдесят) руб., 32 коп. за 2020 год.

В соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении служебных обязанностей.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

По общему правилу работник несёт перед работодателем лишь ограниченную материальную ответственность - в размере не более среднемесячного заработка.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197 - ФЗ основным видом материальной ответственности работника за ущерб, причинённый работодателю, является ограниченная материальная ответственность. Она заключается в обязанности работника возместить причинённый работодателю прямой действительный ущерб, но не свыше установленного законом максимального предела, определяемого в соотношении с размером получаемой им заработной платы.

Таким максимальным пределом является средний месячный заработок работника. Применение ограниченной материальной ответственности работника в пределах его среднего месячного заработка означает, что, если размер ущерба превышает среднемесячный заработок работника, он обязан возместить только ту его часть, которая равна его среднему месячному заработку. Правило об ограниченной материальной ответственности работника в пределах его среднего месячного заработка применяется во всех случаях, кроме тех, в отношении которыхТрудовым кодексомРоссийской Федерации или иным федеральным законом прямо установлена более высокая материальная ответственность работника, в частности полная материальная ответственность.

Согласно трудовому договору, заключенного между организацией – федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» и гражданином ДжармоковымБекиром Мухамедовичем оклад по занимаемой должности составил 10860 рублей.

Согласно представленному расчету, среднедневной заработокДжармокова Б.М. составляет 594,90 руб., соответственно среднемесячный заработок на момент увольнения составил 17847 (семнадцать тысяч восемьсот сорок семь)рублей.

Поскольку обстоятельств исключающих материальную ответственность ответчика перед истцом судом не установлено, исковые требования ФКУ «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики»подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» к ДжармоковуБекиру Мухамедовичу о взыскании причиненного ущерба удовлетворить частично.

Взыскать с ДжармоковаБекира Мухамедовича в пользу Федерального казенного учреждения военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики в счет возмещения причиненного ущерба сумму в размере средний месячный заработок по занимаемой должности на период увольнения в размере 17847 (семнадцать тысяч восемьсот сорок семь) рублей.

Во взыскании сДжармоковаБекира Мухамедовича в пользу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» причиненного ущерба в размере 1668474 (один миллион шестьсот шестьдесят восемь тысяч четыреста семьдесят четыре) рублей 32 коп. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево – Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

В окончательной мотивированной форме решение изготовлено 20.03. 2022 года.

Судья Черкесского городского суда подпись А.Х. Дядченко

Копия верна:

Судья Черкесского городского суда А.Х. Дядченко

Решение в законную силу __________________________________

Судья Черкесского городского суда А.Х. Дядченко