Дело №
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Литвиненко Е.В.
при секретаре Гасниковой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> общественного фонд защиты прав потребителей «Крис», Кашенцева Р. С. к ООО «Пента» о взыскании морального вреда, признании действий ответчика неправомерными,
у с т а н о в и л:
<адрес> общественный фонд защиты прав потребителей «Крис», Кашенцев Р.С. обратились в суд с иском к ООО «Пента», просят
- признать действия ответчика по распространению ненадлежащей рекламы противоправными и обязать ответчика прекратить распространение такой рекламы;
- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей в пользу истца Кашенцева Р.С.
В судебном заседании истец Кашенцев Р.С., одновременно являющийся директором <адрес> общественного фонда защиты прав потребителей «Крис» исковые требования поддержал, дал соответствующие пояснения.
В судебное заседание ответчик ООО «Пента» представителя не направил, уведомлен по месту нахождения юридического лица, судебные повестки возвращаются неврученными, что судом расценивается как уклонение от получения судебных извещений.
С учетом мнения истца суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившего ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судебным разбирательством установлено, ДД.ММ.ГГГГ ответчик в витрине магазина «STREET 12», расположенного в <адрес> в <адрес> разместил объявление следующего содержания: «SALE». Объявления выполнены в виде надписей на зонтиках, установленных в витринах магазина. Над дверью на входе в магазин расположена вывеска следующего содержания: «STREET 12» часы работы 10:00-21:00 ЕЖЕДНЕВНО без перерыва и выходных».
Данное объявление направлено на привлечение внимания к ответчику, товарам и услугам, которые он продает в торговом зале, а также на поддержание интереса к ответчику и товарам.
В соответствии с ч. 1. ст. 3 Закона «О рекламе» объявление «SALE» является рекламой.
Распространение рекламы ответчиком на иностранном языке без перевода является нарушением законодательства РФ о рекламе.
Поскольку данная реклама ответчика направлена на граждан, которые имеют намерение заказать или приобрести либо заказывают, приобретают или используют эти товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, постольку на правоотношения, возникающие между ответчиком и потребителями распространяется законодательство о защите прав потребителей. Следовательно, истец имеет право на предъявление иска в соответствии со ст. 46 закона «О защите прав потребителей».
Согласно части 11 статьи 5 Закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.
Указанное положение содержит отсылочную норму, предусматривающую необходимость соблюдения в рекламе требований законодательства Российской Федерации в любой сфере.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005г. № 53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе. В части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном языке в Российской Федерации» указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.
Информация «SALE», распространявшаяся в витрине магазина «STREET 12» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующими рекламодателями.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
В связи с тем, что отсутствует перевод иностранного слова на русский язык, потребитель не может в полном объеме уяснить смысл данного выражения.
Требование истцов о признании противоправными действий ответчика по размещению вывески магазина на иностранном языке подлежит удовлетворению, поскольку в силу пункта 1 статьи 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет». Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Пента» в наименование Общества слова «STREET 12» не включены.
Таким образом, ответчик распространяет ненадлежащую рекламу, действия ответчика по распространению ненадлежащей рекламы нарушают права потребителей.
Законодательством о защите прав потребителей не предусмотрено требований к способу фиксации информации о фактах нарушений прав потребителей в рамках осуществления общественного контроля. В связи с чем, представленные истцами акт фиксации нарушений прав потребителей подписанный двумя свидетелями и фотоснимки принимаются судом в качестве допустимых доказательств.
В связи с установленным нарушением прав потребителя суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца Кашенцева Р.С. о взыскании компенсации морального вреда в заявленном размере 1000 рублей в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен вред, требований разумности и справедливости.
Согласно п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992г. № «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В силу приведенной нормы права с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию штраф в размере по 250 рублей каждому (1000:2:2).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <адрес> общественного фонд защиты прав потребителей «Крис», Кашенцева Р. С. удовлетворить
Признать действия ООО «Пента» по распространению ненадлежащей рекламы противоправными и обязать ООО «Пента» прекратить распространение такой рекламы.
Взыскать с ООО «Пента» в пользу Кашенцева Р. С. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф в размере 250 рублей, всего сумму 1250 рублей.
Взыскать с ООО «Пента» в пользу <адрес> общественного фонд защиты прав потребителей «Крис» штраф в размере 250 рублей.
Взыскать с ООО «Пента» в доход бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение одного месяца.
Судья
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ