ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5003/2015 от 21.12.2015 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2015 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области, в составе:

председательствующего судьи Занозиной Е.А.,

при секретаре Генрихс Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5003/2015 по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным внесение изменений в план кадастровой карты, возложении обязанности внести в него изменения, признании межевого плана незаконным и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным внесение изменений в план кадастровой карты, возложении обязанности внести в него изменения, признании межевого плана незаконным и взыскании компенсации морального вреда, указав в обоснование иска, что в <дата> в <адрес> он приобрел приватизированный земельный участок , кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права от <дата> года. Рядом находился участок неиспользованной земли, которую он также решил приватизировать. По результатам топосъемки выяснилось, что данный участок находится на территории «красной линии», то есть там должен быть проезд между СОНТ «<данные изъяты>» и СОНТ «<данные изъяты>» для пожарной техники. На этом основании у истца не приняли документы на приватизацию данного участка земли, но на словах в Управлении по земельным ресурсам департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска разрешили использовать землю для садоводства. В связи с наличием насаждений он оградил эту бесхозную территорию забором. В <дата> истец узнал, что план кадастровой карты внесены изменения, вышеуказанный земельный участок оформлен под кадастровым как принадлежащий ФИО2 и ФИО3, на что ответчиком ему было рекомендовано освободить земельный участок и перенести забор. При этом из публичной кадастровой карты в сети Интернет видно, что данный земельный участок, находящийся на «красной линии» поставлен на кадастровый учет по кадастровым по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес> уточненной площадью <данные изъяты>.м, поставлен на учет <дата> и сведения обновлены <дата>. В характеристике объекта значится разрешенное использование «Под иными объектами специального назначения», по документу «под садовый участок ».Тем сам, очевидно, что принадлежащий ФИО2 и ФИО3 земельный участок находится не на том месте, где указан на плане кадастровой карты. Таким образом, внесение изменений в план кадастровой карты о включении земельного участка под кадастровым повлечет признание за ФИО прав на занимаемый истцом земельный участок, в связи с чем такое изменение является незаконным, нарушает право собственности и владения истца. Просит признать незаконным внесение изменений в план кадастровой карты о включении земельного участка под кадастровым . Обязать ответчика внести изменения в план кадастровой карты об исключении земельного участка под кадастровым , признать межевой план от <дата> год, подготовленный в связи с уточнением местоположением границ и площади земельного участка с кадастровым – незаконным.

Истец и его представитель ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представленный письменный отзыв, где указал, что кадастровая палата наделена полномочиями по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом о кадастре документов. Земельный участок с кадастровым номером был поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный земельный участок в результате проведения инвентаризации. Собственники земельного участка <дата> обратились в кадастровую палату за внесением изменений в государственный кадастр недвижимости по результатам проведения межевания земельного участка по уточнению его границ и <дата> внесены изменения на основании межевого плана. В соответствии с межевым планом в государственный кадастр недвижимости внесены изменения (уточнения) по общим сведениям об объекте недвижимости (категории), сведения о кадастровой стоимости, площади и местоположении границ земельного участка, которые не повлияли на какие либо изменения площади и местоположения земельного участка. Земельный участок с кадастровым был поставлен на государственный кадастровый учет <дата> на основании заявлении и межевого плана от <дата>. По данным государственного кадастра недвижимости пересечения и наложения границ вышеуказанных земельных участков не существует. Считает, что требования истца незаконным и не обоснованы, просил в иске отказать.

Представитель третьего лица ФИО2 - ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, суду объяснила, что данная схема предоставлялась при приватизации земельного участка. Вообще межевание проводится без выезда на место, а привязка к границам соседнего участка не идет. Когда кадастровый инженер проводит межевание, он делает так, чтобы границы не заходили на границы соседних участков, которые уже стоят на кадастровом учете. В данном случае она полагает, что истец ненадлежащий и нет оснований и прав у истца заявлять такие требования в отношении участка, который находится в собственности. Кроме того, у самого истца участок заходит за границу красных линий. Считает, что признавать незаконным внесение изменений в план кадастровой карты нет оснований. Изменения в план кадастровой карты вносятся на основании межевания участка. На кадастровую палату не может быть возложена обязанность внести изменения в план кадастровой карты, поскольку оснований для этого также не имеется. Полагает требования необоснованны и составлены некорректно, просила в иске полностью отказать.

Третье лицо ФИО3, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Допрошенная в судебном заседании <дата> в качестве свидетеля ФИО показала, что с ФИО6 знакома. Его дачный участок расположен между ДНТ «<данные изъяты>», красной линией и СОНТ «<данные изъяты>». «Красная линия» предназначена для пожарной части, обеспечивает проезд пожарной техники, она у них обозначена в плане.

Допрошенная в судебном заседании <дата> в качестве свидетеля ФИО показала, что «красная линия» располагается между ДНТ «<данные изъяты>» и СОНТ «<данные изъяты>», она принадлежит муниципалитету. Раньше там никакого огорода не было, там росли деревья, но в <дата> там начали рубить деревья, они участковых вызывали этот участок занимать нельзя. Там сейчас участок ФИО, которая самовольно захватила территорию, вырубила лес и завезла какие-то гаражи. ФИО2, ФИО3, ФИО7 не осваивали этот участок Они в состав ДНТ «<данные изъяты>» не входили.

Суд, допросив свидетелей, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от <дата>ФИО1 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующий садовый участок, общая площадь 978кв.м, адрес (местонахождение) объекта: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, СОНТ «<данные изъяты>», участок , кадастровый .

Данный земельный участок был приобретен на основании договора купли-продажи, заключенного <дата> между ФИО и ФИО1

Истец обращается с требованием о признании незаконным внесение изменений в план кадастровой карты о включении земельного участка под кадастровым номером и обязании ответчика внести изменения в план кадастровой карты об исключении земельного участка под кадастровым .

Основанием заявленного требования истца послужило, то, что находящемуся рядом с его земельным участком неосвоенному участку земли, расположенному на «красной линии», присвоен кадастровый , внесения в государственный кадастр недвижимости земельного участка под указанным номер повлечет нарушение прав истца на владение и пользование земельным участком .

Между тем, из свидетельства на право собственности на землю, выданного <дата> на основании Постановления Главы администрации от <дата> видно, что собственником земельного участка , расположенным в СОТ «<данные изъяты>» является ФИО

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от <дата>, право собственности на земельный участок , расположенный в СОТ «<данные изъяты>» кадастровый , на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию перешло по 1/2 доли в праве ФИО2 и ФИО3

На основании заявления ФИО2 и ФИО3 от <дата> в государственный кадастр недвижимости на земельный участок , расположенный в СОТ «<данные изъяты>» кадастровый , на основании межевого плана, выполненного <дата> ООО «<данные изъяты>» были внесены изменения о площади и (или) изменения описания местоположения границ земельного участка; изменения иных сведений о кадастровой стоимости земельного участка; изменения иных сведений о кадастровом инженере земельного участка.

Из ст.11.2, Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 3 ст.6Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Согласно ч.4 ст.11.2Земельного кодекса РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Согласно ч.4 ст.11.9Земельного кодекса РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно ч.6 ст.11.9Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч.7 ст.36Земельного кодекса РФ (действовавшего до 01.03.2015 года), местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно п.4 ч.2 ст.60Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст.68Земельного кодекса РФ, землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Объектами земельных отношений выступают земельные участки, которые должны быть сформированы в соответствии с законодательством окадастровомучете объектов недвижимости, в результате которого они обретают индивидуальные характеристики, отделяющие их от других земельных участков.Кадастровыеотношения применительно к недвижимости, в том числе и к земельным участкам, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с п.3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ч.7 ст. 38 указанного Федерального закона, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно ч.8 ст. 38 указанного Федерального закона, площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Согласно ч.9 ст. 38 указанного Федерального закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (ч. 3).

По смыслу приведенных правовых норм проект границ земельного участка подлежит обязательному согласованию с собственниками объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке, либо с собственниками смежных земельных участков.

В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с п.2 ч.5 ст.27Федерального закона «О государственномкадастренедвижимости», прикадастровомучете в связи с уточнением границ земельного участка органкадастровогоучета принимает решение об отказе в осуществлении данногокадастрового учета также в случае, если: при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, или случаяпризнанияместоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым

Также материалами дела установлено, что земельный участок , расположенный в СОТ «<данные изъяты> внесен в государственный кадастр недвижимости под кадастровым , данный земельный участок является ранее учтённым. Сведения о данном земельном участкевнесеныв Единый государственный реестр земель на основании Постановления главы администрации города Нижневартовска от <дата> и свидетельства о праве собственности на землю от <дата>.

<дата> кадастровыминженером ООО «<данные изъяты>» изготовлен межевой план земельного участка скадастровымномером в связи с уточнением стоимости, местоположения границы и (или) площади земельного участка.

Из указанного межевого плана следует, что при проведении кадастровых работ, связанных с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым , пересечений с границами смежных земельных участков, с границами муниципальных образований или границами населенных пунктов не выявлено. Внесенные изменения ни как не повлияли на какие – либо изменения площади и местоположение земельного участка, следовательно, согласование с лицами, указанными ч. 3 ст. 39 настоящего Федерального закона, как это требует ч.1 указанной статьи, не требовалось.

В соответствии ст.304ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Истец и его представитель полагают, что при внесении изменений в кадастровый план с кадастровым , повлечет признание права собственности на его земельный участок за третьим лицом.

Однако, в судебном заседании доводы истца и его представителя не нашли своего подтверждения.

В соответствии с п. 14, 14.1 "Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства" (утв. Росземкадастром <дата>) (ред. от <дата>), при определении границ объекта землеустройства на местности, их согласовании и закреплениимежевымизнаками рекомендуется принимать во внимание, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведениимежевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.

Из заключения кадастрового инженера по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым , изложенного в межевом плате от <дата>, следует, что пересечений с границами смежных земельных участков, с границами муниципальных образований или границами населенных пунктов не выявлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что кадастровым инженером нарушений закона допущено не было.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Межевой план состоит из графической и текстовой частей. Местоположение границ участка отражается в графической части межевого плана, а в текстовой приводятся сведения о согласовании местоположения границ участков в форме акта согласования местоположения таких границ. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.

Из существа заявленного спора следует, что между сторонами - смежными землепользователями фактически имеет место спор относительно границ земельных участков, который не может быть разрешен путем признания недействительным межевого плана либо внесенных изменений в план кадастровой карты, поскольку из содержания определения межевого плана, данного в части 1 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", следует, что указанный документ является техническим, какого-либо правового значения он не имеет, а потому не может повлечь нарушений прав и интересов истца.

В соответствии со статьями11,12ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путемпризнанияправа и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Между тем признание межевого плана недействительным, а, следовательно, и внесение изменений в план кадастровой карты по требованию истца не является способом защиты нарушенного права.

Поскольку оспаривание межевого плана либо результатов изменений в кадастровой карте не может восстановить те права истца, которые он считает нарушенными, следовательно, в нарушение требований статьи12ГК РФ истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, что само по себе является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении требований опризнании незаконным внесение изменений в план кадастровой карты, возложении обязанности внести в него изменения, признании межевого плана незаконным.

Таким образом, с учётом изложенного, оснований для признания незаконным внесения изменений в план кадастровой карты, возложении обязанности внести в него изменения, признании межевого плана незаконным, нет.

Относительно требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, компенсация морального вреда возможна при нарушении личных неимущественных прав гражданина и причинении ему физических и нравственных страданий, моральный вред при нарушении имущественных прав может быть компенсирован только в прямо предусмотренных федеральными законами случаях.

В данном случае истцом не представлено доказательств, что ответчиком своими действиями или бездействиями причинены ему физические и нравственные страдания, следовательно, в удовлетворении требования о компенсации морального вреда следует отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным внесение изменений в план кадастровой карты, возложении обязанности внести в него изменения, признании межевого плана незаконным и взыскании компенсации морального вреда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятие решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.

Судья -подпись- Е.А. Занозина

Копия верна:

Судья: Е.А. Занозина