ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5006/16 от 02.09.2016 Новгородского районного суда (Новгородская область)

дело № 2-5006/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Великий Новгород

2 сентября 2016 года

Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,

при участии в судебном заседании в качестве:

секретаря судебного заседания – Полищук А.М.,

представителя истца – Администрации Великого Новгорода – ФИО1,

представителя ответчика – департамента архитектуры и градостроительной политики Новгородской области – ФИО2,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФИО3,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3 – ФИО4,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФГБУ «ФКП Росреестра» – ФИО5,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Великого Новгорода к департаменту архитектуры и градостроительной политики Новгородской области об оспаривании предписания.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные по делу доказательства, Новгородский районный суд Новгородской области

у с т а н о в и л :

В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратилась Администрация Великого Новгорода с иском к департаменту архитектуры и градостроительной политики Новгородской области о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, выданное департаментом архитектуры и градостроительной политики Новгородской области ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании представитель истца поддержал иск по основаниям, в нем изложенным. Представитель ответчика иск не признал по мотивам, указанным в письменном отзыве. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФГБУ «ФКП Росреестра» свою позицию изложил в письменном отзыве, вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФИО3 и ее представитель выступили на стороне истца, полагая иск Администрации Великого Новгорода законным и обоснованным.

Рассматриваемый по настоящему делу иск подан истцом в форме административного иска со ссылками на соответствующие положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решая вопрос, должно ли настоящее дело рассматриваться в порядке административного судопроизводства, суд отмечает, что в силу статьи 18 (часть 2) Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, как следует из части 1 его статьи 1, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1, статья 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В то же время определяя подведомственность гражданских дел судам, пункт 1 части 1 статьи 22 ГПК Российской Федерации устанавливает, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

По смыслу приведенных норм, критерием правильного определения вида судопроизводства (гражданское или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача искового заявления или административного искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Следовательно, настоящий спор о законности предписания департамента архитектуры и градостроительной политики Новгородской области, при рассмотрении которого разрешается вопрос о гражданских правах иного лица (ФИО3), подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года главным специалистом-экспертом отдела территориального планирования и кадастрового обеспечения департамента архитектуры и градостроительной политики Новгородской области проведена внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности в отношении Администрации Великого Новгорода. Согласно составленному по итогам данной проверке акту от ДД.ММ.ГГГГ года № в действиях Администрации Великого Новгорода по выдаче ФИО3 разрешения на строительство (реконструкцию) нежилых встроенных помещений с кадастровыми номерами и от ДД.ММ.ГГГГ года № , разрешения на ввод в эксплуатацию объекта от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения, состоящие в том, что выдача разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении нежилых помещений не предусмотрены Градостроительным кодексом Российской Федерации. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ года руководителем департамента архитектуры и градостроительной политики Новгородской области в адрес Администрации Великого Новгорода выдано предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, которым на Администрацию Великого Новгорода возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ года отменить указанные разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Из положений статьи 81 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3.1.21 Положения о департаменте архитектуры и градостроительной политики Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 10 сентября 2014 года № 469, департамент наделен полномочиями по контролю за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Новгородской области законодательства о градостроительной деятельности, включая контроль за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

В силу пункта 1 части 2 статьи 81 Градостроительного кодекса Российской Федерации должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций.

Согласно пункту 1 части 3 данной статьи должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений.

Вместе с тем в соответствии с частью 211 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Установленный приведенным положением Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень оснований для прекращения действия разрешения на строительство на основании решения уполномоченного на его выдачу органа местного самоуправления является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

При этом Градостроительным кодексом Российской Федерации орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, не наделен полномочиями по его отзыву в одностороннем порядке в связи с наличием ограничений в использовании земельного участка, не учтенных в градостроительном плане.

Оспариваемое предписание также не содержит в себе ссылки на норму закона, которая бы предусматривала возможность либо обязанность отзыва выданного разрешения на строительство.

Аналогично закон не предоставляет органу местного самоуправления права (полномочие) отменить выданное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, оспариваемое предписание департамента архитектуры и градостроительной политики Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ года об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, которым на Администрацию Великого Новгорода возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ года отменить разрешение на строительство (реконструкцию) нежилых встроенных помещений с кадастровыми номерами и от ДД.ММ.ГГГГ года № , разрешение на ввод в эксплуатацию объекта от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует приведенным законоположением, а потому подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198, 209, 321 ГПК Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области

р е ш и л :

Иск Администрации Великого Новгорода удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание департамента архитектуры и градостроительной политики Новгородской области об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ года.

Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Новгородского районного суда Новгородской области

И.А. Ионов

Решение принято в окончательной форме 23 сентября 2016 года.