ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5008/20 от 01.07.2021 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2021 г. <адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи Хагундоковой Р.Р.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

с участием представителя истца по доверенности ФИО5,

представителя ответчиков по доверенности ФИО6,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - по доверенности ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени ФИО8» и Майкопской опытной станции – филиала ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени ФИО8» к Управлению ФГБУ «ФКП Росреестра», ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании отсутствующими зарегистрированное право аренды и право собственности на земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени ФИО8» в лице Майкопской опытной станции – филиала ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени ФИО8» (далее-институт) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к Управлению ФГБУ «ФКП Росреестра» об отмене проведения учета образования земельных участков с кадастровыми номерами 01:04:5611002:196, 01:04:5611002:9, 01:04:5611002:457, 01:04:5611002, 01:04:5611002:615, 01:04:5611002:616, в пределах контура земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611002:1 и регистрации прав на них. Исковые требования мотивированы тем, что в результате образования земельных участков нарушено право истца, так как институт не принимал мер по образованию земельных участков, соответственно, образование земельных участков является незаконным. В последующем, истцом заявлено ходатайство о привлечении участию в деле в качестве соответчиков ФГУП «племенное пчелоразведенческое хозяйство «Майкопское», ФИО1, ФИО2, ФИО3, и дело передано в Майкопский городской суд РА. Истцом были уточнены исковые требования, согласно которым просил суд признать отсутствующим зарегистрированные права ФГУП «племенное пчелоразведенческое хозяйство «Майкопское» на земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611002:9, ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611002:614, 01:04:5611002:615, 01:04:5611002:613, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611002:616, а также исключить (аннулировать) из ЕГРН записи о государственной регистрации названых прав.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчиков ФИО9 и ФИО3 в судебном заседании иск не признал и просил отказать в удовлетворения иска.

Представитель МТУ «Росимущества» в КК и РА в судебном заседании поддержала позицию истца и просила удовлетворить иск.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, суд в порядке ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд считает заявленные исковые требования, не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно статье 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 ГПК РФ).

Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации).

Критерии разграничения публичной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности, определены в статье 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).

В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности, в частности, относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (пункт 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ).

Таким образом, законодатель определил основания разграничения права публичной собственности на землю: по принадлежности объектов, которые находятся на земельном участке, а также по субъектам, которым первоначально предоставлялся земельный участок.

Как указано выше, предметом спора по данному делу является вопрос о признании отсутствующим зарегистрированное право собственности.

Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 52 совместного постановления от 29.04.2010г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснили возможность оспаривания зарегистрированного права на недвижимое имущество путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими, в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились).

Иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты и применяется владеющим собственником в отсутствие у него возможности защиты прав посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 12576/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-КГ15-36).

Из материалов дела следует, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611002:1 (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ-АА 184652).

В материалах дела имеется распоряжение от 11.12.2008г. ТУ Росимущества, согласно которого Институту был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611002:1, расположенный по адресу: <адрес>, в границах МОС ВИР в районе <адрес>, для сельскохозяйственного использования, общей площадью 17 332 000 кв.м.

Указанный земельный участок передан Институту по акту приема-передачи, имеющемуся в материалах настоящего дела.

Из письма от 22.06.2020г. ФГБУ «ФКП Росреестра по РА» следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 01:045611002:614, 01:04:5611002:615, 01:045611002:616 были образованы в результате выдела в счет земельной доли или земельных долей, согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ, на основании межевых планов, подготовленных кадастровым инженером в соответствии с проектом межевания земельного участка.

Земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611002:9, зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией 09.12.2016г.

Ответчики в ходе судебного разбирательства не отрицали, что спорные земельные участка принадлежат им на праве собственности, факт принадлежности спорных земельных участков ответчикам установлен судом и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, в частности письмом от 22.06.2020г. ФГБУ «ФКП Росреестра по РА», письмом от 03.07.2020г. Росреестра по РА в лице <адрес> отдела.

Вместе с этим, истец, предъявляя исковое заявление о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, не учел разъяснения, изложенные в вышеназванном совместном постановлении Пленума.Иными словами, прежде чем заявлять иск по настоящему делу, истец, действуя разумно и добросовестно, должен был воспользоваться иными способами защиты права.

Однако, доказательств того обстоятельства, что истец исчерпал возможности защиты прав посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством, в материалы настоящего дела не представлено.

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно п.п. 14,15 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на распоряжение таким земельным участком.

Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, земельных участков, указанных в части 18 настоящей статьи.

Также, орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (статья 70 названного Закона).

Временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости, либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер (за исключением сведений о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация безвозмездного пользования), исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления (статья 72 названного закона).

Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, что спорные земельные участки не могли быть поставлены на кадастровый учет или подлежали снятию с кадастрового учета по данным основаниям.

Согласно статьям 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушенное право подлежит защите.

Вместе с этим, из уточненного иска не усматривается обстоятельств, которые бы свидетельствовали о реальном нарушении права истца.

Истцом ни в одном из заявлений, ни в судебных заседаниях не указано на конкретно нарушенное право и на то, как удовлетворение уточненного искового заявления сможет восстановить его нарушенное право.

Право собственности на спорные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке, не оспорено уполномоченными лицами, в связи с чем оснований для удовлетворения иска о признании права отсутствующим у суда не имеется.

В соответствии со статьей 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей могут быть получены путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса (статья 55 ГПК РФ).

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (части 1, 3 статьи 56 ГПК РФ).

Истец не представил достаточных (относимых и допустимых) доказательств, которые безусловно и вне степени сомнения свидетельствовали бы о нарушенном праве.

Кроме этого, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того обстоятельства, что истцом соблюдены требования настоящей статьи путем переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями процессуального закона, материального права и внутренним убеждением, суд считает, что требования истца незаконны, необоснованны и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени ФИО8» и Майкопской опытной станции – филиала ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени ФИО8» к Управлению ФГБУ «ФКП Росреестра», ФИО1, ФИО2 и ФИО3 о признании отсутствующими зарегистрированное право аренды и право собственности на земельные участки, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. с 06.07.2021г.

Председательствующий подпись Р.Р. Хагундокова

Уникальный идентификатор дела 01RS0-74

подлинник находится в материалах дела

в Майкопском городском суде Республики Адыгея.