ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5010 от 16.11.2011 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Красноярска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Красноярска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 2- 5010/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2011 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дуниной О.А.,

при секретаре Юдиной О.С.,

с участием представителя ответчика Берг Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И. в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Р.» о запрете эксплуатации тепловозов ТЭМ-2 №6929, №7138, №7000,  

У С Т А Н О В И Л:

И. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Р.» о признании незаконной эксплуатацию тепловозов ТЭМ-2 №6929,№7138, №7000, запрете эксплуатации тепловозов ТЭМ-2 №6929,№7138, №7000, ссылаясь на то, что срок эксплуатации указанных тепловозов истек. Однако, в нарушение положений Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» тепловозы эксплуатируются по настоящее время, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. Эксплуатация тепловозов, не отвечающих требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья работников локомотивных бригад, которым поручено управлять указанным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

И. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Берг Д.Д. (доверенность от 10.09.2010 года) иск не признал, ссылаясь на то, что тепловозы своевременно проходят планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание, содержатся в исправном состоянии, срок эксплуатации указанных тепловозов не истек.

Выслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

В соответствии со ст.ст.1,2 Федерального закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность. Железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью.

Согласно ст.17 указанного Федерального закона предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст.20 указанного Федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

В силу Указаний «Об утверждении нормативных сроков службы тягового подвижного состава для электровозов постоянного и переменного тока» от 21 января 1991 года № ЦТЛ-32, к которым относятся тепловозы ТЭМ-2, установлен двадцатипятилетний нормативный срок службы.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 года №1 тепловоз (код ОКОФ 15 3520201) отнесен к седьмой амортизационной группе со сроком полезного использования от 15 до 20 лет.

В соответствии с Инструкцией о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, утвержденной Указанием МПС Российской Федерации №ЦФ-631 от 31 декабря 1998 года, списанию с бухгалтерских балансов подлежит стоимость транспортных средств, пришедших в негодность вследствие морального и (или) физического износа, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, а также по другим причинам. Списание с балансов локомотивов и моторвагонного подвижного состава осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава.

Пунктом 1.2 указанной инструкции предусмотрено исключение из инвентаря по истечении установленного срока службы локомотивов, вагонов электро- и дизель-поездов, автомотрис.

Пунктом 1.5 указанной инструкции предусмотрено исключение из инвентаря устаревших типов тягового подвижного состава, не удовлетворяющих современным требованиям эксплуатации и не подлежащим модернизации или использованию в других отраслях народного хозяйства, или когда для них прекращено производство запасных частей или капитального ремонта.

В технических условиях, разрабатываемых на тип подвижного состава, указывается срок службы, в течение которого локомотив сохраняет технические параметры, в том числе параметры надежности и безопасности эксплуатации. При конструировании локомотива в техническом задании на проектирование указывается срок службы. При проектировании несущих конструкций локомотива, его основных узлов учитывается срок эксплуатации соответствующего узла с учетом характеристик материалов, их устойчивости к износу, деформации, коррозии и др. Завод изготовитель не гарантирует сохранение технических параметров, в том числе надежности и безопасности эксплуатации локомотива сверх установленного техническими условиями срока службы.

Судом установлено, что И. проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в Иланском локомотивном эксплуатационном депо, в ходе которой прокурор пришел к выводу, что срок эксплуатации тепловозов ТЭМ-2 №6929,№7138, №7000 истек.

Между тем, согласно техническим условиям завода-изготовителя срок службы тепловозов серии ТЭМ2 составляет 32 года. Порядок продления назначенного техническими условиями срока службы тепловозов серии ТЭМ2 регламентирован утвержденным техническим решением №15.ТР.006, согласованным управлением инфраструктуры и перевозок федерального агентства ж.д. транспорта РФ, которым предусмотрено продление срока службы тепловозов указанной серии до 45 лет от постройки.

Из материалов дела следует, что тепловоз ТЭМ-2 №6929 построен в 1981 году, тепловозы ТЭМ-2 №7138 и №7000- в 1982 году.

Таким образом, 32 летний срок эксплуатации тепловозов не истек.

При этом, прокурором не доказано, что срок службы тепловоза составляет 25 лет. Ссылка на Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы необоснованна, поскольку понятия «срок службы» и «срок полезного использования» не являются аналогичными, относятся к разным характеристикам основного средства. Тепловозы своевременно проходят планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание, содержатся в исправном состоянии, позволяющем в случае его эксплуатации обеспечить бесперебойную работу, безопасность движения и выполнение требований по охране труда.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что эксплуатация данных тепловозов не создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и не может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, не создает предпосылки для транспортных происшествий, причинения ущерба имуществу третьих лиц, вред их здоровью.

При таких обстоятельствах, эксплуатация тепловозов ТЭМ-2 №6929,№7138, №7000, срок службы которых не истек, отвечает требованиям безопасности, не создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и не может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования И. о признании незаконной эксплуатацию тепловозов и запрете эксплуатации тепловозов не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований И. в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Р.» о запрете эксплуатации тепловозов ТЭМ-2 №6929,№7138, №7000 отказать в полном объеме.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, изготовленного 23 ноября 2011 года.

Председательствующий О.А.Дунина