ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5011/2016 от 24.10.2016 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело №2-5011/2016 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2016 года г.Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Катюха А.А.,

при секретаре Рытчер А.И.,

с участием представителя Департамента землепользования города Южно-Сахалинска, администрации города Южно-Сахалинска Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Южно-Сахалинского городского суда гражданское дело по иску П.А.С. к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска о признании отказа незаконным, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

П.А.С. обратился в Южно-Сахалинский городской суд с исковым заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования гор.Южно-Сахалинска о признании отказа незаконным, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного юго-западнее <адрес> для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предварительном согласовании данного земельного участка, поскольку он расположен в санитарно-защитной зоне существующего полигона ТБО. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки (<данные изъяты>), в границах пойменной территории <адрес>, подверженной затоплению паводком <данные изъяты> обеспеченности. Полагает, что отказ ответчика незаконен, поскольку в п.2 ст.67.1 Водного кодекса РФ, на которую ссылается Департамент архитектуры, градостроительства и землепользования гор.Южно-Сахалинска внесены изменения – Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. Данной статьей руководствуются граждане и юридические лицо, которые обладают земельным участками, расположенными в границах пойменной территории подверженной затоплению паводком <данные изъяты> обеспеченности, для получения разрешения на строительство и размещения объектов капитального строительства. Нахождение земельного участка в границах пойменной территории, подтвержденной затоплению паводком <данные изъяты> обеспеченности, не основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Представитель ответчика Департамента землепользования г.Южно-Сахалинска, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, администрации города Южно-Сахалинска Г., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании уточнила, что в настоящее время Департамент землепользования г.Южно-Сахалинска является правопреемником ДАГИЗ г.Южно-Сахалинска по полномочиям в сфере управления и распоряжения земельными участками в пределах своей компетенции, приобретению земельных участков от юридических и физических лиц в собственность городского округа «Город Южно- Сахалинск». В связи с чем просила считать ответчиком по делу Департамент землепользования г.Южно-Сахалинска. Исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что действительно испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне существующего полигона ТБО, кроме того находится в зоне индивидуальной жилой застройки (<данные изъяты>), в границах пойменной территории <адрес>, подверженной затоплению паводком <данные изъяты> обеспеченности, в связи с чем отказ полагает правомерным.

В судебное заседание не явился истец П.А.С., его представитель Т.О.Л., о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, о чём имеется телефонограмма в материалах дела.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Земельные участки, за исключением изъятых из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу положений части 1 данной статьи, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 2).

Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

В судебном заседании установлено, что П.А.С. обратился в Департамент архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного юго-западнее <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ответу Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне существующего полигона ТБО, кроме того находится в зоне индивидуальной жилой застройки (<данные изъяты>), в границах пойменной территории <адрес>, подверженной затоплению паводком <данные изъяты> обеспеченности, собственником водного объекта <адрес> работы, связанные с проведением мероприятий, по предотвращению негативного воздействия вод, не осуществлены.

Из положений ст. 67.1 ч. 2 Водного кодекса РФ следует, что размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.

В соответствии с п.5 ст.67.1 Водного кодекса РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с п. 3 которых границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве".

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с п. 3 которых границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве".

Согласно ответу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что полномочиями (функциями) по установлению границ зон затопления, подтопления на территории Сахалинской области наделено Агентство архитектуры и градостроительства Сахалинской области.

Из ответа Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденным решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок расположен в пойменных территориях, подтвержденных затоплению паводком <данные изъяты> обеспеченности.

На основании Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработан и введен в действие СанПиН 2.2.1/22.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Согласно п.5.1 СанПиН 2.2.1/22.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Пунктом 7.1.12 для полигонов твердых бытовых отходов установлена санитарно-защитная зона 500 метров.

В ходе рассмотрения дела установлено, что испрашиваемый земельный участок находящийся юго – западнее территории ОАО «<данные изъяты>» по <адрес> в <адрес>, находится в зоне индивидуальной жилой застройки (<данные изъяты>), в границах пойменной территории <адрес>, в границах зоны затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», а также в границах санитарно-защитной зоны от полигона твердых бытовых отходов, что подтверждается имеющимися в материалах дела схемами.

Также установлено, что специальные защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод на реке Сусуя до настоящего времени не проводились.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска ответ дан на основании своих полномочий и Положения об агентстве архитектуры и градостроительства Сахалинской области, кроме того формирование границ испрашиваемого земельного участка, для индивидуального жилищного строительства нарушает основной принцип земельного законодательства, закрепляющий приоритет охраны жизни и здоровья человека.

Поскольку истребуемый земельный участок, находится в зоне подтопления, затопления <адрес>, кроме того находится в границах санитарно-защитной хоны от полигона твердых бытовых отходов, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным отказа Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска в предварительном согласовании предоставления земельного участка не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований П.А.С. к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска о признании отказа незаконным, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья А.А. Катюха

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья А.А. Катюха