Дело № 2-5017(1)/2013
Решение
Именем Российской Федерации
11.12.2013 г. г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Оситко И.В.,
при секретаре Шигаевой Т.В.,
с участием истца ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО2, представителей ответчика государственного автономного учреждения культуры «Саратовский областной театр оперетты» директора ФИО3, по доверенности ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному автономному учреждению культуры «Саратовский областной театр оперетты» о признании незаконными приказов о дисциплинарных взысканиях,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному автономному учреждению культуры «Саратовский областной театр оперетты» (далее Театр) о признании незаконными приказов о дисциплинарных взысканиях.
Требования мотивирует тем, что она работает в Театре в должности артистки вокалистки (солистки) ведущего матера сцены в структурном подразделении «Цех солистов» на основании срочного трудового договора (контракта) от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ее ознакомили с приказами о наложении на нее дисциплинарных взысканий в виде выговоров № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ По мнению истца, указанные приказы вынесены работодателем с нарушением норм Трудового кодекса РФ, нарушают ее права, направлены на создание для нее неблагоприятной обстановки.
Согласно письменным пояснениям представителя истца по исковым требованиям, из содержания должностной инструкции артиста-вокалиста (солиста) Театра и Правил внутреннего трудового распорядка Театра следует, что обязанностью артиста-вокалиста (солиста) является подготовка партии и роли в спектакле и исполнение партии и роли в спектаклях как на стационаре, так и на гастролях и выездах. При этом, под ролью понимается задание, поставленное перед актером-исполнителем в спектакле на театральной сцене либо в кино; ролью для исполнителя является художественное воплощение определенного образа и словесное, вокальное, а также посредством пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела исполнение соответствующего текста (партии); исполнителем роли в данном случае может быть как театральный актер, так и певец либо танцор. Что касается концертного номера, то он ролью не является. В связи с чем привлечение артиста-вокалиста (солиста) к дисциплинарной ответственности за концертный номер или действия во время концерта недопустимо, так как нормы, регламентирующие вопросы ролей в спектакле, не могут применяться к отношениям, не связанным с исполнением роли в спектакле. Кроме того, из документов, регламентирующих трудовую функцию истца, не следует, что участие в концертах является трудовой обязанностью артиста-вокалиста (солиста). Из системного толкования положений Трудового кодекса РФ следует, что не любая информация, полученная работником в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, является той, за разглашение которой можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а лишь та, которая отнесена к охраняемой законом тайне. При этом, работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и он обязывался не разглашать такие сведения. ФИО1 обладает информацией о работниках Театра не в связи с исполнением своих трудовых функций, каких-либо обязательств не разглашать имеющиеся у нее сведения о работниках Театра ФИО1 не давала. Субъектом персональных данных является физическое лицо ФИО3 Он посчитал, что его права как субъекта персональных данных нарушены размещением ФИО1 в сети Интернет информации с номером его сотового телефона. Нарушенные права субъекта персональных данных подлежат защите в судебном порядке – в рамках гражданского судопроизводства. Подмена защиты в судебном порядке использованием административного ресурса, с использование служебного положения, недопустима. Размещение в сети Интернет телефонного номера, имени и отчества физического лица не является дисциплинарным проступком. На заключительном концерте ФИО1 свое служебное положение с целью извлечения личной выгоды не использовала, в обход утвержденного сценария и принятой Художественным Советом Театра программы концерта перед молодыми актерами непосредственно перед началом концерта «режиссерскую задачу» осыпать ее комплиментами и назвать «звездой» после исполнения ею номера не ставила, в замешательство присутствующих на концерте зрителей не приводила. Публичная благодарность директору Театра и обращение к нему не является дисциплинарным проступком. В силу изложенного, оспариваемые приказы являются незаконными.
Истец ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, письменных пояснениях по делу. Кроме того, истец пояснила, что действительно она работала в Театре, однако ДД.ММ.ГГГГ она была уволена из Театра в связи с прогулом. Сценарий заключительного концерта, имеющийся в материалах дела, действительно является рабочим сценарием заключительного концерта, подготовкой которого занималась она. ДД.ММ.ГГГГ в этот сценарий были внесены некоторые уточнения: под порядковым номером 11 должно быть исполнение истцом арии Джудитты из оперетты «Джудитта», после чего в качестве «связки» перед следующим номером – финалом первого акта из оперетты «Марица», на сцену должны были выйти молодые артисты: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО13, осыпать ее комплиментами, после чего произнести фразу: «Господа!!! А не поехать ли нам в табарен?». Однако истец услышала из зала вопрос от зрителя о том, когда она будет играть в спектакле «Баядера» и какой-то вопрос про спектакль «Герцогиня из Чикаго». Не зная ответов на эти вопросы, она переадресовала их директору Театра ФИО3 Также истец пояснила, что она действительно на своей странице на сайте «Одноклассники» в сети Интернет после заключительного концерта ДД.ММ.ГГГГ разместила информацию о том, что зрители могут позвонить директору Театра для того, чтобы он ответил им на вопрос, заданный ему на заключительном концерте, однако она указала лишь его служебный телефон, а сотовый телефон не указывала. На странице истца на сайте «Одноклассники» размещена информация, имеющаяся в материалах дела на л.д. 174, без указания номера сотового телефона директора Театра.
Согласно письменным возражениям представителей ответчика, концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т.п. номеров по определенной, заранее составленной программе. Программа концерта состоит из номеров, представляющих собой конкретную партию из спектакля, либо конкретное музыкальное произведение. Программа концерта была составлена и утверждена. Перед артисткой Театра ФИО1 как раз и была поставлена такая творческая задача (задание) – выступить в концерте, не отклоняясь от сценария режиссера, а именно, в первом действии концерта исполнить арию из классической оперетты. Утверждение истца о том, что исполнение концертного номера не является исполнением роли, является необоснованным. ФИО1 на заключительном концерте ДД.ММ.ГГГГ совершила дисциплинарный проступок, а именно, нарушила требования Правил внутреннего трудового распорядка Театра, должностной инструкции и самовольно изменила текст сценария непосредственно во время концерта, при исполнении номера концерта на сцене, после чего публично выясняла отношения с директором Театра, поставив директора и других участников концерта в неловкую ситуацию перед зрительным залом. Целью истца при обработке персональных данных директора Театра было раскрытие информации неопределенному количеству лиц и дискредитация директора Театра, а также самого учреждения в глазах посторонних людей. Фактически ФИО1 создала конфликт, нарушила требования Правил внутреннего трудового распорядка Театра. Истец получила информацию о директоре Театра, используя свое служебное положение, так как в дружеских отношениях с ФИО3 она не состоит. Кроме того, в своем обращении в социальных сетях истец также продолжает выяснять отношения в директором Театра, тем самым обостряя конфликт. Нормы Трудового кодекса РФ, регулирующие вопросы дисциплинарной ответственности, ответчиком при привлечении истца к дисциплинарной ответственности не нарушались. Поведение ФИО1 является нарушением трудовой дисциплины.
Представители ответчика Театра в судебном заседании по исковым требованиям возражали в полном объеме, пояснили, что Правилами внутреннего трудового распорядка Театра запрещено работникам Театра использовать свое служебное положение для извлечения личной выгоды. Должностной инструкцией артиста -вокалиста установлено, что артист-вокалист не вправе изменять, дополнять от себя утвержденный текст роли. Однако ФИО1, как ассистент режиссера заключительного концерта по случаю закрытия 45-го театрального сезона, используя свое служебное положение, с целью извлечения личной выгоды, в обход сценария поставила перед молодыми актерами непосредственно перед началом концерта «режиссерскую задачу»: после того, как она исполнит концертный номер, осыпать ее комплиментами и назвать «звездой». Молодые артисты ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО13 выполнили эту задачу, назвали ФИО1 «звездой». Движением руки ФИО1 остановила на полуфразе артиста ФИО8, и, выйдя из образа, остановила действие концерта. Выйдя на авансцену, она вначале публично поблагодарила директора Театра за достойное к ней отношение, а затем публично обратилась к нему с просьбой объяснить зрителям, почему ее – «звезду» не назначают в спектаклях «Баядера» и «Герцогиня из Чикаго». Поступок ФИО1 возмутил находящихся на сцене актеров и зрителей, сидящих в зале. Действия ФИО1 были спланированы, носили провокационный характер. Кроме того, после концерта ФИО1 разместила на сайте «Одноклассники» информацию о том, чтобы зрители звонили директору Театра для того, чтобы он объяснил им, почему «звезде» не дают роли в спектаклях «Баядера» и «Герцогиня из Чикаго», указав номер сотового телефона директора Театра. ФИО1 не только создала конфликтную ситуацию в Театре, но и втянула в нее зрителей. Закулисная жизнь Театра не должна быть доступна для зрителей. ФИО1 была ознакомлена с локальными нормативными актами Театра. Ответчик в установленном законом порядке применил к ФИО1 дисциплинарные взыскания в виде выговоров, поскольку для этого имелись достаточные основания. Наложенные дисциплинарные взыскания в виде выговоров соответствуют тяжести проступков, совершенных истцом. Несмотря на то, что члены Художественного Совета Театра проголосовали за увольнение истца, директор Театра ограничился выговорами. Просят в иске отказать в полном объеме. Также пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена из Театра в связи с прогулом.
Заслушав истца и ее представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Как определено ст. 20 ТК РФ, сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами. При этом работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу ст. 56 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен срочный трудовой договор (контракт), по условиям которого истец была принята в Театр на должность артиста вокалиста, ведущего мастера сцены в цех солистов (л.д. 21-24).
Ранее ФИО1 также состояла в трудовых отношениях с Театром, в должности артиста вокалиста, ведущего мастера сцены в структурном подразделении цех солистов на основании трудового договора в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., однако была уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20).
В соответствии с п. 2.2 срочного трудового договора (контракт) от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного между Театром и ФИО1, работник обязан, в том числе, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину. Работодатель имеет право привлекать работника в дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленным Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (п. 2.4 срочного трудового договора (контракта) (л.д. 23).
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарного взыскания» артистке-вокалистке ФИО1 выговор в связи с ненадлежащим исполнением ФИО1 трудовых обязанностей, возложенных на нее трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ г., Правилами внутреннего трудового распорядка Театра от ДД.ММ.ГГГГ г., в частности п. 3, гласящего, что работники Театра обязаны: п. 3.2.1 -добросовестно исполнять свои обязанности, возложенные на них трудовым договором, добиваться создания в своем коллективе творческой и здоровой моральной атмосферы, максимально способствовать повышению эффективности труда и качества работы, п. 3.6.4 - запрещающего работникам Театра использовать свое служебное положение для извлечения личной выгоды, и должностной инструкции артиста-вокалиста от ДД.ММ.ГГГГ г., выразившимся в том, что она как ассистент режиссера заключительного концерта по случаю закрытия 45-го театрального сезона, используя свое служебное положение с целью извлечения личной выгоды, в обход утвержденного сценария и принятой художественным советом театра программы концерта поставила перед молодыми актерами непосредственно перед началом концерта «режиссерскую задачу»: после того, как она исполнит концертный номер, осыпать ее комплиментами и назвать «звездой». Поставленная задача была выполнена. Воспользовавшись ситуацией, ФИО1 остановила действие концерта. Вначале публично поблагодарив директора театра за достойное к ней отношение, ФИО1 также публично обратилась к директору театра с вопросом публично объяснить зрителям, почему ее – «звезду» - не назначают в спектаклях «Баядера» и «Герцогиня из Чикаго», приведя тем самым в замешательство присутствующих на концерте зрителей. Некоторые из них покинули театр, возмущенные поведением артистки. Художественный совет театра расценил действия ФИО1 как умышленный дисциплинарный проступок, заслуживающий наказания.
В соответствии с Уставом Театр является некоммерческой организацией, осуществляющей профессиональную деятельность в области театрального и музыкального искусства. Основными видами деятельности Театра являются создание и показ спектаклей, концертных программ, представлений для взрослого зрителя, для детей и юношества, подготовка спектаклей, концертных программ, проведение спектаклей, концертов, представлений по договорам с физическими и юридическими лицами, организация и проведение культурно-массовых, торжественных, корпоративных, частных и других мероприятий, а также вечеров концертов для детей и взрослых по договорам с физическими и юридическими лицами (л.д. 34-46).
Установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что текст Устава Театра размещен в помещении Театра для всеобщего ознакомления на стенде. Артисты Театра и другие сотрудники Театра при желании могут ознакомиться с его содержанием в любое время.
При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что ее не ознакомили с текстом Устава Театра, не состоятельны, поскольку текст Устава размещен в помещении Театра для ознакомления, препятствия в ознакомлении с текстом Устава истцу не чинились.
Согласно должностной инструкции артиста-вокалиста (солиста) Театра, утвержденного руководителем Театра ДД.ММ.ГГГГ г., артист-вокалист относится к категории специалистов (работников учреждений культуры) и подчиняется художественному руководству и непосредственно директору Театра (п. 1.2); в своей деятельности артист-вокалист руководствуется, в том числе, Правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом организации, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией (п. 1.3); артист-вокалист должен знать, в частности, теорию и практику актерского мастерства, Правила внутреннего трудового распорядка.
Согласно должностным обязанностям артиста-вокалиста (солиста) Театра, он готовит под руководством дирижера и режиссера поручаемые ему в соответствии с квалификацией партии и роли и исполняет их как на стационаре, так и на гастролях и выездах (п. 1); не вправе изменять, дополнять от себя утвержденный текст роли, самовольно замещать себя другими исполнителями (п. 18).
Артист-вокалист (солист) несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством (п. 4.1 должностной инструкции).
Истец под роспись ознакомлена с должностной инструкцией.
В судебном заседании представители ответчиков пояснили, что содержание должностной инструкции артиста-вокалиста (солиста) Театра с момента ее утверждения ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не изменялось. Доказательств обратного суду не предоставлено.
В связи с этим, доводы представителя истца о том, что истца не знакомили с содержанием должностной инструкции, являются несостоятельными.
Согласно Положению об установлении нормы выступлений артистического персонала и постановок художественного персонала Театра, утвержденному директором ДД.ММ.ГГГГ и разработанному в целях определения нормирования труда творческих работников Театра, участие артистического персонала в концертах, организуемых непосредственно руководством Театра, как с текущим репертуаром, так и со специально подготовленной в рабочее время программой, засчитывается в их норму выступлений по месту основной работы: за выступление в смешанном концерте с отдельными номерами – 0,5 единицы нормы (л.д. 31-33).
Из пояснений представителей ответчика следует, что выступление артистов в концертах включается в рабочее время артистов и оплачивается. Участие ФИО1 в заключительном концерте ДД.ММ.ГГГГ включено в рабочее время истца и оплачено.
Истец и его представитель указанные обстоятельства не оспорили, доказательств обратного суду не предоставили.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка для работников Театра, утвержденных в 2011 г., эти Правила разработаны в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Уставом и Коллективным договором Театра (п. 1.1).
Пунктом 3.2 данных Правил установлено, что работники Театра обязаны добросовестно исполнять свои обязанности, возложенные на них трудовым договором, добиваться создания в своем коллективе творческой и здоровой моральной атмосферы, максимально способствовать повышению эффективности труда и качества работы (абз. 1); своевременно и точно исполнять распоряжения администрации, использовать все рабочее время для производительного труда, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять трудовые обязанности (абз. 2); соблюдать трудовую дисциплину (абз 4); не использовать для выступлений и публикаций в средствах массовой информации, как в России, так и за рубежом, сведений, полученных в силу служебного положения, распространение которых может нанести вред театру или его работникам (абз.11); избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации как самого Театра, так и его отдельных сотрудников (абз. 20); если личные интересы работников театра могут повлиять на объективное исполнение ими должностных обязанностей, работники обязаны сообщить об этом руководителю своего подразделения (творческого коллектива, управления, отдела, цеха и т.д.) и выполнить его решение (абз. 21).
Согласно п. 3.6 Правил работникам театра запрещается, в том числе, использовать свое служебное положение для извлечения личной выгоды.
Истец ознакомлена с коллективным договором, действующим в Театре, соглашением о внесении изменений и дополнений в коллективный договор, Правилами внутреннего трудового распорядка под роспись (л.д. 119-122, 127-129).
Согласно Положению о Художественном Совете Театра, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ г., Художественный Совет Театра – постоянно действующий консультативно-совещательный орган, принимающий участие в формировании репертуарной политики Театра, в установлении здоровой творческой обстановки в коллективе, в поддержании исполнительской и производственной дисциплины, направленной на совершенствование форм и методов работы по повышению исполнительского мастерства артистического персонала, соблюдению Правил внутреннего трудового распорядка Театра, должностных инструкций артистического персонала (артистов-вокалистов (солистов), артистов оркестра, артистов балета, артистов хора) (п. 1.1) (л.д. 123-125).
Художественный Совет Театра, в частности, осуществляет следующие функции: принимает участие в просмотре новых концертных программ, премьерных спектаклей и осуществляет их прием, обеспечивает контролирование и считает недопустимыми попытки исполнителей и создателей спектаклей и концертных программ в обход решения художественного Совета изменить концепцию утвержденного спектакля или концерта, текста ролей, сценические костюмы героев и т.д., оперативно реагирует на факты нарушения со стороны артистического персонала Правил внутреннего трудового распорядка Театра, должностных инструкций артистического персонала театра, норм морали и этики, принятых театральным сообществом.
Приказом директора Театра от ДД.ММ.ГГГГ № была создана творческая группа для подготовки заключительного концерта 45-го театрального сезона (л.д. 131).
В состав сценарной группы вошли ФИО9, ФИО1, ФИО10
Директором Театра была утверждена Программа праздничного концерта, посвященного закрытию 45 театрального сезона Театра (л.д. 132-133).
Сценарной группой Театра был разработан сценарий заключительного концерта (л.д. 134-137).
Из объяснений истца, свидетеля ФИО10, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в сценарий концерта были внесены некоторые поправки: после исполнения ФИО1 арии из оперетты «Джудитты», на сцену должны были выйти молодые артисты: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО13, осыпать истца комплиментами, после чего произнести фразу: «Господа!!! А не поехать ли нам в табарен?». После этого должен был начаться следующий номер программы концерта – финал первого акта из оперетты «Марица».
Оснований не доверять объяснениям истца, показаниям свидетеля ФИО10 в этой части у суда не имеется, поскольку и истец, и указанный свидетель входили в сценарную группу творческой группы при подготовке заключительного концерта.
Достаточных и допустимых доказательств наличия иных поправок в «связке» между сольным выступлением истца и заключительным номером первого отделения заключительного концерта ДД.ММ.ГГГГ – финалом первого акта из оперетты «Марица» - суду не предоставлено.
ДД.ММ.ГГГГ состоялся заключительный концерт.
Во время концерта, после исполнения истцом арии Джудитты из оперетты «Джудитта», ФИО1, в обход утвержденной программы концерта, рабочего сценария концерта, обратилась со сцены к директору Театра, находящемуся в зале, с просьбой публично ответить публике на один вопрос: почему в этом Театре классические спектакли «Баядера» и «Герцогиня из Чикаго» обходятся без «звезды» (ФИО1), пояснив, что она на этот вопрос ответить публике не может.
Согласно протоколу заседания Художественного совета Театра от ДД.ММ.ГГГГ повесткой дня было обсуждение концерта, посвященного закрытию 45-го театрального сезона (л.д. 138).
По результатам просмотра концерта, Художественным Советом театра обсуждался сценарий, оформление сцены. ФИО1 присутствовала на заседании Художественного совета, благодарила коллег за понимание.
Из протокола заседания Художественного совета Театра № от ДД.ММ.ГГГГ повесткой дня было подведение итогов праздничного заключительного (л.д. 140-145).
ФИО1 была приглашена на заседание (л.д. 139).
На заседании Художественного Совета Театра обсуждался поступок ФИО1, которая в обход утвержденному сценарию, программе, принятой Художественным Советом, концепции концерта, остановила действие и со сцены обратилась к директору Театра с просьбой объяснить зрителям, почему ее не занимают в спектаклях «Баядера» и «Герцогиня из Чикаго», умышленно использовав свое служебное положение для извлечения личной выгоды. Настроения зрителя было испорчено. Художественным Советом Театра принято решение квалифицировать действия ФИО1 на концерте как умышленный дисциплинарный проступок, грубо и цинично попирающий производственную и творческую дисциплину, наносящий значительный урон репутации театра, и принять в ФИО1 меры дисциплинарного характера (выговор, увольнение), отстранить ФИО1 от участия в спектаклях и концертах на определенный срок. За принятое решение голосовали «за» единогласно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 под роспись было вручено уведомление о необходимости дать письменные объяснения в срок до 15 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ по факту изменения и дополнения от себя текста выступления на заключительном концерте ДД.ММ.ГГГГ и использования служебного положения для извлечения личной выгоды (л.д. 151).
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о непредоставлении письменного объяснения работником ФИО1 по факту нарушения трудовой дисциплины, выразившегося в изменении и дополнении от себя текста выступления на заключительном концерте ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 152).
ФИО1 с данным актом ознакомлена, один экземпляр получила, о чем свидетельствует ее подпись в акте.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 под роспись было вручено требование о предоставлении письменных объяснений в срок до 15 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ по факту изменения и дополнения от себя текста выступления на заключительном концерте ДД.ММ.ГГГГ и использования служебного положения для извлечения личной выгоды (л.д. 153).
Согласно письменным объяснениям ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на требование от ДД.ММ.ГГГГ г., она со сцены в присутствии зрителей высказалась о признательности к директору, публично поблагодарив его за достойное отношение к ней. Высказывание публичной благодарности не считает противозаконным действием, личной выгоды не использовала (л.д. 154).
В силу ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 (п. 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (п. 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из ст.ст. 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых РФ как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
В соответствии со ст. 192 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Поскольку согласно утвержденной программе заключительного концерта ДД.ММ.ГГГГ г., рабочему сценарию, видеозаписи концерта, фактически номера концерта состояли из фрагментов оперетт (спектаклей), участие (выступление) артистов в заключительном концерте ДД.ММ.ГГГГ г., в том числе выступление истца, представляло собой исполнение партии и роли.
С учетом изложенного, доводы истца о том, что участие в концерте не является ее должностной обязанностью, что выступление истца в заключительном концерте не являлось исполнением партии и роли, являются несостоятельными, опровергаются материалами дела, в том числе, Уставом Театра, должностной инструкцией артиста-вокалиста (солиста), программой заключительного концерта, рабочим сценарием, видеозаписью концерта.
Обращение истца со сцены к директору Театра с просьбой ответить публике на один вопрос, почему в этом Театре классические спектакли «Баядера» и «Герцогиня из Чикаго» обходятся без «звезды», и пояснения, что сама она ответить на этот вопрос публике не может, имело место в обход рабочего сценария, не было согласовано с руководством Театра, не было связано с исполнением партии и роли истцом в заключительном концерте.
Утверждение представителей ответчика о том, что обращение истца со сцены к директору Театра с вышеуказанным вопросом поставило директора Театра, других участников концерта в неловкую ситуацию перед зрительным залом, привело к возмущению зрителей, подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе, объяснениями директора ФИО3, показаниями свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, сведениями из книги отзывов Театра, которая обозревалась в судебном заседании, протоколом Художественного Совета Театра № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Оснований не доверять данным доказательствам у суда не имеется. Допрошенные свидетели были очевидцами событий, имевших место ДД.ММ.ГГГГ на заключительном концерте ДД.ММ.ГГГГ г.
Показания свидетелей ФИО16, ФИО17 также не опровергают показания вышеуказанных свидетелей, свидетельствуют о личном восприятии ФИО16, ФИО17 событий, имевших место 14.06.2013 г. Из показаний свидетеля ФИО16 также следует, что после вопроса истца директору Театра, в зале в течение минуты была полная тишина, директор покраснел.
При принятии решения о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ г., работодателем учтено, что самовольное изменение истцом текста сценария (обращение со сцены к директору Театра), привело к возмущению, замешательству присутствующих на концерте зрителей. Фактически истец остановила действие концерта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что избранная ответчиком мера дисциплинарного взыскания в виде выговора соответствует тяжести совершенного проступка ФИО1, порядок наложения дисциплинарного взыскания работодателем соблюден, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований ФИО1 в данной части, в части признания недействительным приказа № от ДД.ММ.ГГГГ г., следует отказать.
Кроме того, согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарного взыскания» артистке-вокалистке ФИО1 объявлен выговор за то, что она в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ Правил внутреннего трудового распорядка Театра, регламентирующего, что работники Театра обязаны не использовать для выступлений и публикаций в средствах массовой информации, как в России, так и за рубежом, сведений, полученных в силу служебного положения, распространение которых может нанести вред Театру или его работникам, без письменного согласия субъекта персональных данных разместила в сети Интернет информацию с персональными данными директора Театра, в частности, указала его мобильный телефон.
Представители ответчика в судебном заседании пояснили, что в тексте указанного приказа имеется описка в дате вынесения приказа: вместо правильной даты ДД.ММ.ГГГГ указана неправильная дата ДД.ММ.ГГГГ г.
Истец и ее представитель доводы ответчика в указанной части не оспорили.
С учетом изложенного, установлено, что правильной датой издания приказа № является ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно докладным записками администратора Театра ФИО18, ФИО19, в социальных сетях на странице ФИО1 размещена информация о том, чтобы зрители звонили директору Театра и узнали, почему ей не дают роли в спектаклях «Баядера» и «Герцогиня из Чикаго», с указанием номера телефона приемной Театра и номера сотового телефона директора (л.д. 160, 163, 170).
К докладным запискам приложены распечатки текста с сайта (л.д. 162, 164).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 под роспись было вручено уведомление о необходимости дать письменные объяснения в срок до 15 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ по факту размещения персональных данных директора Театра в социальных сетях (л.д. 165).
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о непредоставлении письменного объяснения работником ФИО1 по факту размещения персональных данных директора театра в социальных сетях (л.д. 166).
ФИО1 с данным актом ознакомлена, один экземпляр получила, о чем свидетельствует ее подпись в акте.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 под роспись было вручено требование о предоставлении письменных объяснений в срок до 15.00 ДД.ММ.ГГГГ по факту размещения персональных данных директора Театра в социальных сетях (л.д. 167).
Согласно письменным объяснениям ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на требование от ДД.ММ.ГГГГ г., рабочий телефон и фамилия, имя и отчество директора Театра не могут быть признаны персональными данными субъекта, так как эта информация находится в общедоступном просмотре в сети Интернет на официальном сайте Театра». Считает, что она не нарушила законодательство о персональных данных.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных»», персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Целью данного Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 2).
Следовательно, субъектом персональных данных является физическое лицо.
При нарушении прав субъекта персональных данных, субъект персональных данных - лицо, чье право нарушено, вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
Подмена защиты права в судебном порядке использованием административного ресурса, служебного положения недопустима.
В силу ст. 90 ТК РФ, лица, виновные в нарушении положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Установлено, что информация с номером телефона директора Театра была размещена истцом на личной странице на сайте «Одноклассники» в сети Интернет после концерта ДД.ММ.ГГГГ г.
Доводы истца о том, что она не размещала информацию с номером сотового телефона директора Театра опровергаются совокупностью исследованных судом при рассмотрении дела доказательств: докладными записками ФИО18, ФИО19, распечатками статуса истца, показаниями свидетеля ФИО19
Оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО19 в этой части у суда не имеется. Она не заинтересована в исходе дела. Ее показания последовательны, подтверждаются иными письменными доказательствами.
Однако, согласно ответу Управления Роскомнадзора по Саратовской области от 10.12.2013 г. сайт «Одноклассники» в качестве СМИ не зарегистрирован. Обязанность регистрации Интернет-ресурсов не предусмотрена действующим законодательством РФ и осуществляется по желанию учредителя.
С учетом изложенного, в действиях истца отсутствует нарушение абз. 11 п.3.2 Правил внутреннего трудового распорядка Театра, поскольку размещение истцом информации о директоре Театра, его телефоне на личной странице на сайте «Одноклассники» не является публикацией в средствах массовой информации.
Следовательно, ответчиком не доказано совершение истцом дисциплинарного поступка - неисполнения или ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, действиями по размещению информации о директоре Театра, его телефоне, на личной странице на сайте «Одноклассники».
При таких обстоятельствах, законных оснований для привлечения истца за данные действия к дисциплинарной ответственности у ответчика не имелось, а потому приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарного взыскания» является незаконным.
В силу действующего законодательства истец освобожден от оплаты государственной пошлины по требованиям, вытекающим из трудовых отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, то есть в размере 200 руб.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным приказ государственного автономного учреждения культуры «Саратовский областной театр оперетты» № от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на работника ФИО1 дисциплинарного взыскания.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа государственного автономного учреждения культуры «Саратовский областной театр оперетты» № от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на работника ФИО1 дисциплинарного взыскания - отказать.
Взыскать с государственного автономного учреждения культуры «Саратовский областной театр оперетты» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Председательствующий И.В. Оситко