ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5018/20 от 20.11.2020 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2020 года г.Нальчик

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего Сарахова А.А., при секретаре ФИО7, с участием прокурора ФИО8, представителя истца ФИО9, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ордера от ДД.ММ.ГГГГ. представителей ответчика ФИО10, и ФИО11, действующих по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО5-Балкарской Республики о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в котором просил:

1. Признать приказ Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО5-Балкарской Республики от 29.09.2020г. -л/с и протокол заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства строительства и ЖКХ КБР и урегулировании конфликта интересов от 8.08.2020г. - незаконными,

2. Восстановить ФИО4 на службе в должности главного государственного инспектора отдела инспекционной работы и надзора за долевым строительством департамента государственного строительного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО5-Балкарской Республики.

3. Взыскать с Министерства строительства и ЖКХ КБР в пользу ФИО4 оплату за вынужденный прогул из расчёта 1318 (одна тысяча триста восемнадцать) рублей 97 копеек за каждый день вынужденного прогула по дату восстановления на работе;

4. Взыскать с Министерства строительства и ЖКХ КБР в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда, причинённого незаконным расторжением служебного контракта в размере одного рубля.

Указанное мотивировал тем, что согласно приказу Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО5-Балкарской Республики от 29.09.2020г. -л/с с ним - главным государственным инспектором отдела инспекционной работы и надзора за долевым строительством департамента государственного строительного надзора Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства ФИО5-Балкарской Республики был расторгнут служебный контракт с освобождением истца от замещаемой должности в связи с утратой представителем нанимателя доверия.

Решение о его увольнении было принято в соответствие с Протоколом заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР и урегулированию конфликта интересов от 18.08.2020г. (далее по тексту - Протокол заседания комиссии).

Согласно Протоколу заседания комиссии, утрата в отношении него доверия была обусловлена тем, что в нарушение ФИО2- Балкарской Республики от 24.04.2020г. -УГ, предписывающего в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ включительно представить сведения о своих доходах за период 2019 года, им эти сведения (в форме Справки) не были представлены, что в силу п. 1.1. ч. 1 ст. 37, п.2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является основанием для увольнения в связи с утратой доверия.

Вместе с тем, в протоколе заседания комиссии указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 ч. 10 мин. истцом были представлены сведения о доходах, однако в этих сведениях: не верно указано «Министерство строительства и дорожного хозяйства КБР», тогда как такого ведомства не существует; дата, указанная в справке, не соответствовала дате её представления; представлены после истечения срока и не им лично либо почтовой связью, как предписывает действующее законодательство.

Вместо наименования ведомства «Министерство строительства и дорожно-коммунального хозяйства» не верно указано «Министерство строительства и дорожного хозяйства КБР», дата, указанная в справке, не соответствовала дате её представления.

До июля 2020 года ответчик именовался «Министерство строительства и дорожно-коммунального хозяйства», поэтому сведения ошибочно (автоматически) были скопированы им с предыдущих, за 2018 год, сведений.

В силу п.8 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об существе и обязательствах имущественного характера, утверждённому ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Положение о предоставлении сведений о доходах), в случае если государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу Федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением.

Кроме того, письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03.2016г. /П-1526 был утверждён Обзор практики привлечения к ответственности государственных муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, в целях противодействия коррупции» (далее по тексту - Обзор практики привлечения к ответственности государственных служащих).

Согласно п. 3 Обзора практики привлечения к ответственности государственных служащих, соответствующие должностные лица в рамках реализации функций по обеспечению соблюдения служащими требований дконодательства о противодействии коррупции при приеме Справок должны принимать меры к выявлению явных неточностей, описок или ошибок, допущенных служащим, в целом не искажающих достоверность представленных сведений, и к их устранению путем получения от служащего уточняющей информации и внесения ее служащим в Справку.

Вышеуказанные описка и опечатка, во-первых, были самостоятельно им выявлены и ДД.ММ.ГГГГ он подал уточнённую справку, в которой эти неточность (описка) и опечатка были устранены, что подтверждается копией его заявления о принятии уточнённой справки и копией самой справки; во-вторых, эти опечатка и описка в целом не искажали достоверность представленных им сведений.

Справка представлена после истечения срока и не им лично либо почтовой связью, как предписывает действующее законодательство.

В силу статьи 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на рабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за им рабочий день.

Таким образом, справка подана им в последний день срока, т.е. в установленный законодательством срок. Утверждение о том, что справка была подана по истечению рабочего времени (18 ч. 10 мин.) не соответствует действительности, поскольку справку соответствующий сотрудник принял и запустил в документооборот, позволивший осуществить её анализ на соответствие установленным требованиям.

Порядок подачи справок детально регламентирован Положением о предоставлении сведений о доходах, в котором требование о том, чтобы справку государственный служащий представлял лично, отсутствует. Справку по его просьбе представил сотрудник Ответчика ФИО12

Согласно протоколу заседания комиссии, поскольку истец, в 2019 году, как претендующий на замещение государственной гражданской службы КБР в Линстрое КБР сдавал сведения о доходах за 2019 год, а также под роспись был ознакомлен с приказом Минстроя КБР от 06.02.2020г. «Об утверждении Перечня должностей государственной службы КБР в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР, при замещении которых государственные гражданские служащие ФИО5-Балкарской Республики обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», то он должен был знать о необходимости подачи Справки.

Действительно, он под роспись был уведомлён о том, что его должность входит в Перечень государственной службы КБР в Минстрое КБР, которые обязаны подавать сведения о своих доходах.

Между тем, истец не был ознакомлен с ФИО2-Балкарской Республики от 24.04.2020г. -УГ, предписывающего в срок не позднее августа 2020 года включительно представить сведения о своих доходах за период 2019 года, о необходимости подачи сведений до ДД.ММ.ГГГГ включительно он случайно узнал от сотрудников.

Согласно Обзору практики привлечения, к ответственности государственных служащих (п.8), взыскание в виде замечания применялись к гражданским (муниципальным) служащим в случаях малозначительности совершенного ими проступка с обязательным рассмотрением материалов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно представленной им Справке о доходах, ему на праве собственности принадлежит автомобиль ВАЗ 21140 LADA SAMARA 2006 г.в., на карточке Standart MasterCard Сбербанка России имеются денежные средства в размере 45,45 рублей, на карточке MIR Gold Сбербанка России - 0,50 рублей, в безвозмездном пользовании по месту его жительства находится земельный участок площадь. 4900,0 кв.с., жилой дом площадью 90,0 кв.м., принадлежащие на праве собственности его родной бабушке ФИО13 Иного имущества, подлежащего обязательной декларации, не имеется.

Так, согласно п.9 Приложения к Обзору практики привлечения к ответственности государственных служащих, несущественным проступком является случаи, когда:

- не указаны сведения о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1 000 рублей, при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось;

- не указаны сведения о транспортных средствах, рыночная стоимость которых не превышает 100 000 рублей, фактическое пользование данными транспортными средствами не осуществляется более 10 лет.

Поскольку размер денежных средств, находящихся на его счетах, не превышает 1 000 рублей (45,95 рублей на обеих карточках), стоимость его транспортного средства не превышает 100 000 рублей, а недвижимое имущество, в котором он проживает, принадлежит его бабушке, права на которое возникло у неё задолго до его рождения, то даже если бы он и не указал всех этих сведений, то это максимум явилось бы несущественным проступком.

В связи с изложенным при принятии решения необходимо было учитывать характер и тяжесть совершённого нарушения (если комиссия всё- таки пришла к выводу, что сведения не представлены), соблюдение им других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей (п. 5 Обзора практики привлечения к ответственности государственных служащих).

Основанием для увольнения в связи с утратой доверия в соответствие с п. 1.1. ч. 1 ст. 37, п.2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ К государственной гражданской службе Российской Федерации» является непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Вместе с тем, ответчик признал, что эти сведения, пусть с опиской и опечаткой были представлены истцом, что подтверждается Протоколом заседания комиссии и Уведомлением заместителя министра-Председателя комиссии по соблюдению требований к служебному поведению дарственных гражданских служащих Министерства строительства и ЖКХ Р и урегулирования конфликта интересов от 17.08.2020г.

При определении истцом оплаты за время вынужденного прогула, подлежат применению положения ст. 139 ТК РФ, поскольку иных правил для начисления заработной платы за время вынужденного прогула действующее законодательство не предусматривает, в том числе таковые не содержатся и в федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется. средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Таким образом, в ответчика в пользу истца подлежит взысканию оплата, а вынужденный прогул в размере вынужденного прогула: 241 372,29 (размер полученной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) / 183 количество рабочих дней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = 1 318,97 рублей за каждый день вынужденного прогула.

В силу положений статьи 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.

Размер этой компенсации определяется судом в денежном выражении (статья 237 ТК РФ).

Поскольку в ходе рассмотрения дела факт нарушения его прав, выразившиеся в незаконном увольнении со службы, чем ему безусловно причинены нравственные страдания, с ответчика в его пользу подлежит взысканию денежные средства в размере 1 рубля в качестве морального вреда.

Истец, надлежаще извещенный о дне слушания дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело без его участия, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, просили удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в иске по основаниям, изложенным в письменном возражении на исковое заявление.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав в судебном заседании доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ФИО2 КБР от ДД.ММ.ГГГГ-УГ утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы ФИО5-Балкарской Республики, и государственными гражданскими служащими ФИО5-Балкарской Республики сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно подпункту «б» пункта 2 указанного положения обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законом возлагается на государственного гражданского служащего ФИО5-Балкарской Республики, замещавшего по состоянию на 31 декабря отчетного года должность гражданской службы, предусмотренную перечнем должностей, утвержденным ФИО3-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-УП.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ФИО3 КБР от ДД.ММ.ГГГГ-УП утверждён перечень должностей государственной гражданской службы ФИО5-Балкарской Республики, при замещении которых государственные гражданские служащие ФИО5-Балкарской Республики обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В указанный перечень входят должности государственной гражданской службы ФИО5-Балкарской Республики, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, в том числе осуществление контрольных и надзорных мероприятий.

При этом, пунктом 2 ФИО3 КБР от ДД.ММ.ГГГГ-УП руководителям государственных органов ФИО5-Балкарской Республики установлено в месячный срок утвердить в соответствии с пунктом 3 настоящего ФИО14 утвердить перечни конкретных должностей государственной гражданской службы ФИО5-Балкарской Республики в соответствующих государственных органах ФИО5-Балкарской Республики, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие ФИО5-Балкарской Республики обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В этой связи, в соответствии с указанными нормативными правовыми актами приказом Минстроя КБР от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы ФИО5-Балкарской Республики в Министерстве, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Должность, которую занимал ФИО4 числится в указанном перечне под номером 32 «Главный государственный инспектор отдела инспекционной работы и надзора за долевым строительством».

Приказом Минстроя КБР от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы ФИО5-Балкарской Республики в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО5-Балкарской Республики, и государственными гражданскими служащими Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО5-Балкарской Республики сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Подпунктом «б» пункта 2 Положения обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законом возложена на государственного гражданского служащего Министерства, замещавшего по состоянию на 31 декабря отчетного года должность гражданской службы, предусмотренную перечнем должностей, утвержденным приказом Минстроя и ЖКХ КБР от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, подпунктом «в» пункта 3 Положения установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным приказом Минстроя и ЖКХ КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 22, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 5 и 6 Положения Гражданский служащий Министерства представляет ежегодно сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в сектор по вопросу противодействия коррупции Министерства.

ФИО2 КБР от ДД.ММ.ГГГГ-УГ установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами ФИО2-Балкарской Республики, представляются до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В силу статьи 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на рабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за им рабочий день.

Таким образом, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ являлся выходным, последний день подачи сведений о доходах был до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Истец состоял в должности главного государственного инспектора отдела инспекционной работы и надзора за долевым строительством департамента государственного строительного надзора Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства ФИО5-Балкарской Республики

Приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО5-Балкарской Республики от 29.09.2020г. -л/с с последним был расторгнут служебный контракт с освобождением его от замещаемой должности в связи с утратой представителем нанимателя доверия.

Основанием для издания приказа явились выводы, изложенные в Протоколе заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР и урегулированию конфликта интересов от 18.08.2020г. (далее по тексту - Протокол заседания комиссии).

Согласно Протоколу заседания комиссии, утрата в отношении него доверия была обусловлена тем, что в нарушение ФИО2- Балкарской Республики от 24.04.2020г. -УГ, предписывающего в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ включительно представить сведения о своих доходах за период 2019 года, им эти сведения (в форме Справки) не были представлены, что в силу п. 1.1. ч. 1 ст. 37, п.2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является основанием для увольнения в связи с утратой доверия. Вывод о необходимости увольнения истца был сделан с учётом характера, тяжести и обстоятельств совершенного им коррупционного правонарушения.

Между тем из выводов комиссии не ясно в чем заключается проступок истца, его тяжесть, не была дана оценка всем обстоятельствам сдачи истцом справки.

Сторонами не оспаривается, что также усматривается из содержания протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, что справку о доходах ФИО4 привез и пытался сдать уполномоченному ответчиком на её принятие лицу - сотрудник Минстроя КБР ФИО12ДД.ММ.ГГГГ

Согласно объяснениям последнего от 14.08.2020г следует, что примерно в 18ч. 10 мин. он занес справку в сектор противодействия коррупции. При этом, уполномоченным должностным лицом Минстроя КБР указанно на нарушение ФИО4 установленного порядка подачи декларационной компании, в связи с чем справку у него не приняли.

Между тем, в приведённых ответчиком в своих возражениях нормах закона не указано, что указанную справку истец мог сдать только лично и только до 18 часов 00 минут.

Самим ФИО12 время сдачи справки указано ориентировочно. Соответствующий акт, в котором было зафиксировано точное время предоставления им справки, ответчиком не составлялся.

По указанной причине суд считает, что точное время, в которое ФИО12 по просьбе истца была сдана его справка, ответчиком также не установлено.

Поскольку уполномоченное должностное лицо Минстроя КБР принимающее указанные справки находилось на рабочем месте, то оно должно было принять справку истца.

Сотрудники ответчика не сообщили истцу о том, что его справка не принята, лишив его тем самым возможности предпринять иные меры по её сдаче. Суд также отмечает, что после 18 часов истец технической возможности отправить справку в адрес ответчика посредством почтовой связи уже не имел.

Таким образом, суд считает, что истец в последний день срока предпринял действия по сдаче справки о доходах, однако ответчик по надуманным основаниям не принял её у него, используя впоследствии данное обстоятельство как повод для его увольнения.

Какого–либо умысла в действиях истца на не предоставление сведений о своих доходах, а также их искажение, что давало бы ответчику, основания расценивать их как коррупционные не усматриваются.

С учётом изложенного суд, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, а также Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, на основании объяснений сторон, анализа представленных доказательств, определяя юридически значимые обстоятельства, приходит к выводу о том, что истец какого-либо правонарушения не совершал. Соответственно правовые основания для его увольнения у ответчика отсутствовали.

Согласно ст. 20 Федерального закона N 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 3 "б" "Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утвержденного ФИО3 РФ N 559 от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют: гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п. п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции названным Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ "О противодействии коррупции", лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Согласно ст. 59.1 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Согласно ст. 59.3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирующей порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения:

1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.

2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.

4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.

5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.

В силу требований трудового законодательства ответчик обязан применять наказание с учетом всех обстоятельств, имеющих правовое значение при избрании меры ответственности.

Принимая во внимание все установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что при увольнении истца, даже если даже считать, что в его действиях усматриваются признаки правонарушения не были учтены его характер и конкретные обстоятельства его совершения: отсутствие умысла, тот факт, совершенное им нарушение носит не длящийся (разовый) характер, ранее аналогичные справки о доходах им подавались, отсутствие ранее наложенных на него взысканий, непродолжительный срок службы, отсутствия нарушения истцом других ограничений и запретов, требований, связанных с государственной службой.

С учетом изложенного, суд полагает, что применение в отношении истца, не имеющего умысла на уклонение от подачи сведений о доходах, крайней меры дисциплинарной ответственности в виде увольнения является необоснованным.

Учитывая нарушение ответчиком трудовых прав истца, принимая во внимание, что увольнение по инициативе работодателя не могло не повлечь за собой нравственных страданий, суд руководствуясь положениями ст. 237 ТК РФ о компенсации морального вреда, причиненного работнику, приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда.

Согласно п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При этом, учитывая характер причиненных истцу страданий, характер и степень вины ответчика в нарушении прав истца, индивидуальные особенности истца, суд приходит к выводу об определении размера компенсации морального вреда в сумме одного рубля, поскольку данная сумма, с учётом установленных по делу обстоятельств отвечает требованиям разумности и справедливости, а также способствует восстановлению баланса между нарушенными правами истца и мерой ответственности, применяемой к ответчику.

Указанная истцом денежная компенсация морального вреда соответствует объему наступивших для истца негативных последствий и его индивидуальным особенностям, учитывает конкретные обстоятельства дела, отвечает требованиям разумности и справедливости, вытекающим из положений ст. ст. 151, 1101 ГК РФ,

Согласно ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

При указанных обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика в его пользу не полученного за период вынужденного прогула заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.

Согласно представленным ответчиком сведениям размер данной выплаты составляет 45289,03 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО4 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО5-Балкарской Республики о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворить.

Признать незаконным приказ Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО5-Балкарской Республики от 29.09.2020г. -л/с и протокол заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства строительства и ЖКХ КБР и урегулировании конфликта интересов от 8.08.2020г.

2. Восстановить ФИО4 на службе в должности главного государственного инспектора отдела инспекционной работы и надзора за долевым строительством департамента государственного строительного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО5-Балкарской Республики.

3. Взыскать с Министерства строительства и ЖКХ КБР в пользу ФИО4 оплату за вынужденный прогул за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 45289,03 рублей.

4. Взыскать с Министерства строительства и ЖКХ КБР в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда, причинённого незаконным расторжением служебного контракта в размере одного рубля.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Нальчикский городской суд КБР в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2020 года

Председательствующий А.А. Сарахов