к делу № 2-501/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2014 года ст. Северская Краснодарского края
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мальцева А.С.,
при секретаре Фелекиди С.Ф.,
с участием:
заместителя прокурора Северского района Шумовского А.В.,
представителя ответчика –
администрации Северского сельского поселения
Северского района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Северского сельского поселения о признании незаконным бездействия по надлежащему содержанию систем и сооружений коммунального хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района обратился в суд с иском к администрации Северского сельского поселения, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Северского сельского поселения по выполнению ремонтно-восстановительных работ, находящихся в муниципальной собственности, систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа. Обязать администрацию Северского сельского поселения произвести ремонтно-восстановительные работы, находящихся в муниципальной собственности Северского сельского полселения Северского района систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа. Установить срок исполнения решения суда.
В обосновании иска указал, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере проведена проверка органов местного самоуправления при содержании систем и сооружений коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, в результате которой выявлены нарушения законодательства в указанной сфере при организации ремонтно-восстановительных работ данных объектов.
В ходе проверки установлено, что на территории Северского сельского поселения расположены коммунальные системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, а также теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Северского сельского поселения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Аналогичные положения содержит п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Проверка показала, что для организации на территории Северского сельского поселения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и горячего водоснабжения администрацией Северского сельского поселения Северского района на основании концессионных соглашений, системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения переданы организации коммунального комплекса ООО «Северское ЖКХ».
Однако переданное вышеназванному юридическому лицу муниципальное имущество коммунальных систем находится в ненадлежащем техническом состоянии.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждёнными приказом Госстроя России от 30.12.1999г. № 168.
Пунктами 2.10.1, 2.10.20. 2.10.23 Правил закреплено, что водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надёжное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта. К капитальному ремонту на сети относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер); прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб; замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей; ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб; защите сети от коррозии и электрокоррозии блуждающими токами и др. Поврежденные трубопроводы подлежат немедленному выключению, как при повреждениях, носящих бедственный характер, так и при повреждениях, не носящих бедственный характер, но вызывающих необходимость выключения трубопровода в целях прекращения утечки воды, хотя и без нарушения нормального водоснабжения.
Приказ Госстроя РФ от 13.12.2000г. № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» устанавливает технические требования к тепловым сетям, тепловым пунктам и насосным станциям, критерии проведения капитального ремонта, а также примерный перечень работ по ремонту тепловых сетей. Так, например, капитальные ремонт включает в себя восстановление поврежденных или смена пришедших в негодность строительных конструкций, каналов, камер, смотровых колодцев, павильонов и опор надземных прокладок; полная или частичная смена гидроизоляции каналов и камер; вскрытие и очистка каналов от заиливания с восстановлением изоляции; смена пришедших в негодность трубопроводов с увеличением, в необходимых случаях диаметра труб (не более чем на два типоразмера); отклонение при необходимости от существующей трассировки на отдельных участках тепловой сети с сокращением ее протяженности при смене пришедших в негодность трубопроводов; полная или частичная замена тепловой изоляции, восстановление и нанесение вновь антикоррозионного покрытия и гидроизоляции на действующие трубопроводы; применение более совершенных типов теплоизоляционных и гидроизоляционных конструкций и материалов с изменением способа прокладки тепловой сети (переход с канальной на бесканальную прокладку по той же трассе); смена или ремонт со сменой деталей электрических, электромагнитных, гидравлических и других приводов задвижек, авторегуляторов, насосов, вентиляторов, а также пусковой аппаратуры к ним; смена или ремонт со сменой деталей силовой и осветительной аппаратуры и шкафов рабочего освещения в камерах, каналах, коллекторах, павильонах, на эстакадах и насосных станциях; ремонт, дооборудование и смена тепловых щитов и теплоизмерительных приборов и др.
Более того, во исполнение пп. «б» п. 2 Перечня поручении Президента Российской Федерации ФИО2 по итогам проверки эффективности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию и развитие, от 17.03.2011г. № Пр-701 Министерство регионального развития Российской Федерации разработало единую методику определения технического состояния систем коммунальной инфраструктуры и определения показателей фактического износа. Данные рекомендации изложены в письме Министерства регионального развития Российской от 26.04.2012г. № 9905-АП/14.
Установлено, что системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения Северского сельского поселения Северского района находятся в ненадлежащем техническом состоянии, о чём, в том числе, свидетельствуют систематически поступающие заявки потребителей по вопросам возникновения аварийных ситуаций. Эксплуатация вышеперечисленных систем и сооружений водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения осуществляется с 1973 года, при этом капитальный ремонт таких объектов не проводился, не смотря на то, что большинство объектов достигло предельного износа, который составляет до 100%.
Ненадлежащее состояние систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, приводит к частому возникновению аварийных ситуаций на объектах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Потери воды, тепловой энергии в процессе поставки конечному потребителю приводят к увеличению затрат и как следствие, создают предпосылки к удорожанию коммунальных ресурсов для абонентов.
Кроме того, в определении кассационной коллегии Верховного суда РФ от 18.12.2007г. по делу № КАС07-660 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не регулируют правоотношения, в случае если инженерные сети по своему техническому состоянию или характеристикам не соответствуют требованиям по обеспечению круглосуточного бесперебойного режима предоставления коммунальных услуг.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, работы по капитальному ремонту коммунальных систем являются обязательством Северского сельского поселения.
В ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ закреплено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и порядке, которые предусмотрены кодексом и другими федеральными законами.
В результате бездействия администрации Северского сельского поселения Северского района нарушаются права граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав являются: присуждение к исполнению обязанности в натуре, пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Вышеизложенные обстоятельства предоставляют право прокурору обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора Северского района Шумовский А.В., уточнил исковые требования, в котором просит признать незаконным бездействия администрации Северского сельского поселения по выполнению ремонтно-восстановительных работ, находящихся в муниципальной собственности, систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа. Обязать администрацию Северского сельского поселения в срок до 31.12.2014г. произвести ремонтно-восстановительные работы, находящихся в муниципальной собственности Северского сельского полселения Северского района систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа.
Представитель ответчика, администрации Северского сельского поселения Северского района ФИО1, уточнённые исковые требования заместителя прокурора Северского района Шумовского А.В. признала в полном объёме. Последствия признания иска ей разъяснены и понятны, о чём предоставила в суд заявление.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Представитель третьего лица, ООО «Северское жилищно-коммунальное хозяйство» С.В.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается расписками, уважительность причин неявки суду не сообщила и не просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В связи с чем, суд учитывая мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, ООО «Северское жилищно-коммунальное хозяйство».
Суд, выслушав заместителя прокурора Северского района Шумовского А.В., представителя ответчика, администрации Северского сельского поселения Северского района ФИО1, изучив исковое заявление, исследовав доказательства по делу, полагает признание представителем ответчика уточнённых исковых требований подлежащим принятию в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, так как это не нарушает права и интересы других лиц, не противоречит закону.
На основании изложенного, с учётом мнения участвующих в деле лиц и в связи с признанием представителя ответчика уточнённых исковых требований, суд полагает возможным удовлетворить уточнённые заместителем прокурора Северского района Шумовским А.В. заявленные прокурором Северского района в интересах неопределенного круга лиц исковые требования в полном объёме.
В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Как указано в ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 194 – 199 и 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточнённые исковые требования прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Северского сельского поселения о признании незаконным бездействия по надлежащему содержанию систем и сооружений коммунального хозяйства, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Северского сельского поселения Северского района по выполнению ремонтно-восстановительных работ, находящихся в муниципальной собственности, систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа.
Обязать администрацию Северского сельского полселения Северского района в срок до 31 декабря 2014 года произвести ремонтно-восстановительные работы, находящихся в муниципальной собственности Северского сельского поселения Северского района систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца.
Председательствующий А.С. Мальцев