ДЕЛО № 2 – 501/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2017 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Варсанофьевой С.Г.
при секретаре Смирнове И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» к ФИО1 о взыскании задолженности за принятую тепловую энергию,
установил:
ОАО «Территориальная генерирующая компания №» обратилось в суд с иском, с учетом уточнений, к ФИО1 о взыскании задолженности за принятую тепловую энергию в сумме ..., в том числе: за <дата> в сумме ..., за <дата> в сумме ..., за <дата> в сумме ..., за <дата> в сумме ..., за <дата> в сумме ...; пени за период с <дата> по <дата> в сумме ... и пени, начиная с <дата> по день фактической уплаты долга. Кроме того просят взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере ...
Мотивировали требования тем, что между ОАО «ТГК № 2» и ответчиком заключен договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде № от <дата>, в соответствии с п.1.1 которого истец обязуется поставить, а ответчик оплатить принятую тепловую энергию в количестве и в сроки, указанные в договоре. <дата> письмом за № истец направил в адрес ответчика дополнительное соглашение к указанному договору, в котором предлагал пункты договора 12.6, 12.7 и Приложение № изложить в новой редакции. В приложении № приводится Методика определения фактически поставленного потребителям объема тепловой энергии, в том числе пунктом 2.1.5 данной методики предусматривается определение сверхнормативных потерь у потребителя. Объем сверхнормативных потерь рассчитывается в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <дата>№/<адрес> пункты и приложение № в протоколе разногласий от <дата> ответчик не принял. Стоимость тепловой энергии, поставленной в адрес ответчика за спорный период определена, после сверки <дата> взаимных расчетов, исходя из количества тепловой энергии и тарифа, установленного уполномоченным органом – Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области. В качестве правового обоснования заявленных требований приводят положения ст.ст.309, 310 ГК РФ, ст.15 ФЗ «О теплоснабжении», приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата>№/пр «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя».
В судебном заседании представитель истца ФИО3 уточненные исковые требования поддержала по изложенным основаниям, кроме того, пояснила, что в связи с изменением законодательства в части начисления платы за сверхнормативные потери они предлагали ответчику внести изменения в договор ... года, но он отказался. Ответчик отказывается оплачивать сверхнормативные потери, рассчитанные в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Их методика расчета оплаты за сверхнормативные потери соответствует методике, утвержденной приказом Минстроя от <дата>№/пр.
Ответчик ФИО1 иск не признал, пояснил, что его разногласия с истцом сводятся к разной трактовке понятия "сверхнормативные потери тепловой энергии", по методике, которую применяет истец, в эту величину фактически входят два компонента, с которыми он не может согласиться, так как они заведомо не являются той энергией, которая потреблена или потеряна на принадлежащей ему теплосети.
Во-первых, это то, что он называет " климатическим побором": нормативные потери тепла через изоляцию теплотрассы, рассчитываемые по Инструкции, утверждённой приказом Минэнерго РФ от <дата>№, соответствуют среднеклиматическим температурам наружного воздуха. Естественно, в каждом конкретном календарном месяце средняя температура неизбежно отличается от среднеклиматической для данного месяца, в тёплые месяцы потери меньше нормативных, в холодные - больше. По результатам отопительного сезона или календарного года сальдо положительных и отрицательных отклонений обычно невелико, а в сумме за несколько подряд идущих лет потери практически полностью совпадают с нормой, в этом и смысл применения среднеклиматических параметров. Истец же все плюсовые отклонения (в тёплые месяцы) по своей методике расчёта присваивает себе, а все отрицательные (в холодные месяцы) взимает с него и остальных потребителей. Он особенно несправедлив в свете того, что, как пояснила в заседании от <дата> представитель третьего лица, в тариф Истцу уже и так заложены его фактические потери.
Во-вторых, это то, что он называет " побором на бесконтрольность", то есть все те недоработки истца, которые относятся к несвоевременному и неполному актированию потерь, возникающих из-за ненормативного содержания смежных тепловых сетей. По формулам, представленным Истцом в дело в расчетах от <дата> и повторённых с дополнением <дата>, во всех пяти спорных месяцах эти потери ( Qут) равны нулю. Причём это величина суммарная для всех потребителей, подключенных к источнику ТЭЦ-1, а их, видимо, сотни, если не тысячи. Никто в здравом уме не поверит, что нигде ни разу за все пять месяцев не возникло ни единого нарушения изоляции или иных нештатных ситуаций. Проконтролировать эти недоработки истца в той методике, которую он применяет (суммируя данные для огромного числа потребителей), ни ему, ни любому другому отдельно взятому потребителю, ни технически ни юридически невозможно. Тем самым потери, которые должны были бы предъявляться конкретным владельцам сетей, содержащихся плохо, распределяются на всех, в том числе и на владельцев сетей, содержащихся хорошо. По мнению истца, он всё при этом делает правильно, в рамках правил, введённых постановлением Правительства РФ от <дата>№ "О коммерческом учёте тепловой энергии", а затем, в соответствии с п. 114 этого документа, конкретизированных в методике, утверждённой приказом Минстроя РФ от <дата>№/пр. Из постановления-... и Методики-... неким манипулированием можно вывести тот смысл, который придаёт им истец. Тем не менее, эти же нормативные документы можно интерпретировать более лестно для Правительства и Министерства, и, как ему представляется, в более системной увязке и взаимно, и с другими нормами права.
Хотя Постановление-... во исполнение п.7 ст.19 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", в самом этом законе вовсе нет понятия "сверхнормативные потери". А в Постановлении-... оно возникает только в разделе V в конце общего перечисления разных слагаемых, из которых в разных случаях складывается величина потреблённой тепловой энергии: в отношении тепловой энергии, переданной (принятой) на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества тепловой энергии, отпущенной в тепловую сеть и потребленной теплопотребляющими установками потребителей (по всем организациям-собственникам и (или) иным законным владельцам смежных тепловых сетей) для всех сечений трубопроводов на границе (границах) балансовой принадлежности смежных участков тепловой сети, с учетом потерь тепловой энергии, связанных с аварийными утечками и технологическими потерями (опрессовка, испытание), потерями через поврежденную теплоизоляцию в смежных тепловых сетях, которые оформлены актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные потери), то есть здесь установлено, что такие потери есть, но всегда ли вообще, для всех ли потребителей, для каких-либо иных имеющих значение факторов определённо не сформулировано; и что их надо учитывать, но, аналогично, всегда ли вообще, для всех ли потребителей, для каких-либо иных имеющих значение факторов, что также определённо не сформулировано; более того, в этой фразе так же, через запятую, упомянут и целый ряд нештатных ситуаций, которые, очевидно, есть не всегда и не у всех потребителей. Таким образом, никакой "поголовности" и "общеобязательности" применения понятия "сверхнормативные потери" здесь пока не видно.
Следует обратить внимание и на то, что не дано никакого определения впервые здесь вводимого понятия "сверхнормативные потери", потому что данное в Постановлении ... выражение "потери, превышающие утвержденные значения" - это либо тавтология, либо абстракция, пока не сформулировано чёткое определение того, что является "утвержденным значением". Правительство лишь ввело некое понятие, не предрешая условий его конкретного применения, а далее вопрос должно было регулировать Министерство. Общая практика была такова, что до вступления в законную силу Методики-... никто никому сверхнормативных потерь к оплате не предъявлял, хотя Постановление-... уже действовало.
Методика ... состоит из разделов, из которых к предмету иска относятся разделы: III.Учёт тепловой энергии, теплоносителя на источнике (пп. 11-23); VI.Контроль качественных показателей при поставке и потреблении тепловой энергии, теплоносителя (пп. 50-55); VII.Определение количества тепловой энергии, израсходованной потребителем в нештатных ситуациях (пп. 56-64); VIII.Определение количества тепловой энергии, теплоносителя расчётным путем при работе приборов учета неполный расчетный период (пп. 65-80). Во всех разделах Методики-..., относящихся к предмету спора, проводится последовательный алгоритм не учёта сверхнормативных потерь. А именно: в разделе "I. Общие положения" (п. 10) даётся отсылка к Инструкции-..., по алгоритмам которой считаются нормативные потери; в разделе "IV. Учёт тепловой энергии, теплоносителя в тепловых сетях" сверхнормативные потери не упомянуты, а если разобраться по существу в формуле 4.1 (п. 26), то выясняется, что величина потерь, которая в ней заложена, также должна считаться по алгоритму Инструкции-...; в разделе "V. Учёт тепловой энергии, теплоносителя у потребителей" (п. 33, формула 5.1; п.34, формула 5.2; п. 39, формула 5.4; п. 45, формула 5.8) также даются единообразные отсылки к указанной в договоре величине тепловых потерь, которая, в свою очередь, рассчитывается по Инструкции-.... В интерпретации "нечестных правил" это, конечно, выглядит нонсенсом и противоречием с Постановлением-.... Но в той интерпретации "честных правил", которую провожу он, это единственно возможный алгоритм. В штатных ситуациях на сетях и теплосчётчиках потребителей то, что истец рассчитывает и понимает как сверхнормативные потери, является просто "климатическим побором", который взимать с потребителей несправедливо, и алгоритм взимания его поэтому и не предусматривает. Расчёт потерь делается по нормативу, а баланс локальных помесячных
выигрышей и проигрышей то потребителя, то поставщика самим климатом усредняется к нулю за любой достаточно продолжительный отрезок времени. И в целом ряде нештатных ситуаций никаких сверхнормативных потерь Методика-... не вводит. Это раздел VII, где предусмотрены (п. 56): работа теплосчетчика при расходах теплоносителя ниже минимального или выше максимального нормированных пределов расходомера; работа теплосчетчика при разности температур теплоносителя ниже минимального нормированного значения; функциональный отказ любого из приборов системы теплоснабжения; изменение направления потока теплоносителя, если в теплосчетчик специально не заложена такая функция; отсутствие электропитания теплосчетчика; отсутствие теплоносителя, если функция определения нештатной ситуации заложена в теплосчетчик. Все эти ситуации предусматривают тоже лишь расчёт по нормативу, без всяких сверхнормативных потерь. Только при длительности нештатной ситуации свыше 15 дней, т. е. более половины месяца, применяются (согласно п. 62) правила раздела VIII, предусматривающие расчёт сверхнормативных потерь.
И только в рамках такого понимания становится ясно, почему в формуле 8.10 (п. 77 Методики-...) говорится не об отпущенном в сеть потребителя количестве тепловой энергии, а о количестве, измеренном теплосчетчиком в штатном режиме. Штатное потребление корреспондирует в этой формуле с нормативными потерями, а нештатное – со сверхнормативными.
В Методике-..., только в середине раздела VIII и содержатся формулы для расчёта
сверхнормативных потерь. То есть можно вполне оправданно сделать вывод, что и понятие сверхнормативных потерь ограничено применением лишь к тем ситуациям, которые подпадают под рамки VIII раздела (в том числе в форме отсылок из других разделов). Иначе получалось бы, что общеобязательное правило почему-то вставлено в середину раздела, относящегося к весьма специфическому и чётко очерченному кругу частных нештатных случаев, и никакой внутренней логики в подобном структурировании не было бы.
Министерство определило порядок расчётов, согласно которому при всех штатных режимах работы теплосетей и теплосчётчиков, где бы последние ни стояли, на балансовой границе или нет, применяется только величина нормативных потерь.
Истец для расчёта сверхнормативных потерь применяет формулу, несколько похожую на формулу 8.12 из п. 78 Методики-.... В последнюю входит дробь QIн/QII, составленная из величин, определённых в п. 77 Методики-... как нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, а в п. 78 как утверждённые в установленном порядке нормативы технологических потерь. Для теплосети ...", смежной с его теплосетью, и для теплосетей принадлежащего Истцу источника ТЭЦ-1 соответствующие нормативы, как видно из материалов, представленных в дело третьими лицами, утверждены на ... год в виде годовых показателей: ... Гкал для МУП и ... Гкал для ТЭЦ-1. По-видимому, хотя третьи лица отчего-то не представили в дело аналогичных данных за ... год, также относящийся к спорному периоду, и там нормативы были годовыми.
В то же время та величина, которую Истец интерпретирует как норматив технологических потерь для принадлежащей ему теплотрассы, указана в договоре № от <дата> в часовой размерности, ... Гкал/час, тогда как ранее эта величина была включена в договор по расчётам истца, выполнявшимся, очевидно, по нормативному алгоритму, и составляла ... Гкал/час.
Нормативные величины у истца не только каждый месяц полностью разные, чего, по определению, быть не должно, но и в итоге его таинственных выкладок дробь получается от ..., то есть даже не на ...%, а в два-три раза больше.
В настоящее время истец односторонне, без каких-либо правовых или договорных уполномочий, применяет неясную, не согласованную с ним и заведомо существенно завышенную методику расчёта дроби QIн/QIIн, предусмотренной формулой 8.12 из п. 78 Методики-.... А судя по значительным колебаниям данной дроби от месяца к месяцу, эта методика неверна по существу, так как в формуле 8.12 Методики-... в числитель и
знаменатель дроби входят лишь нормативные величины, которые, по крайней мере, для двух определяющих субъектов применения данной формулы (...) устанавливаются единым по году значением, а не колеблющимся по месяцам набором значений. А нормативные потери в сетях всех остальных потребителей, порядка ... Гкал, к сумме этих двух главных нормативных потерь (более ... Гкал) добавляют несущественные ~...%. Дробь QIн/QIIн заведомо должна быть постоянной величиной, если она исчисляется по правилам Методики-..., как заявляет истец, фактически же у истца её крайние значения отличаются на ...%.
В п. 7.2 договора № от <дата> (в редакции от <дата>) установлено, что в срок до 20-го числа месяца, следующего за расчётным, стороны подписывают акт сверки взаимных расчётов и акт приёмки-передачи тепловой энергии за предшествующий период поставки. При этом стороной, ответственной за учёт поставленного количества тепловой энергии, является он, согласно п. 9.1 договора № от <дата>, как и должно быть согласно п. 23 постановления-.... И только в случае не предоставления актов в указанный срок количество фактически поставленного объёма тепловой энергии абоненту принимается по данным энергоснабжающей организации.
Все акты за спорные месяцы были подписаны им с разногласиями и в таком виде своевременно переданы истцу. Разногласия касались именно величины сверхнормативных потерь, отсутствующих в данных его учёта, передававшихся истцу. Истец не обратился в суд ни за разрешением этих разногласий, ни за разрешением разногласий по поводу не приведения договора в соответствие с Методикой-... в порядке, установленном п. 13.5 договора (в редакции от <дата>), то есть у него не возникло ни предусмотренных договором, ни предусмотренных нормами права и/или обычаями делового оборота оснований для одностороннего установления фактически поставленного объёма тепловой энергии и, соответственно, для предъявления заявленных им исковых требований.
Представители третьих лиц МУП г. Костромы «Городские сети», Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из п. 1 ст. 548 ГК РФ следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что ответчик является собственником нежилого строения, расположенного по адресу: <адрес> Между ОАО «ТГК-2» (энергоснабжающая организация) и ФИО1 (абонент) <дата> заключен договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде №. В соответствии с п. 1.1 данного договора истец обязуется поставить, а ответчик оплатить принятую тепловую энергию в горячей воде в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором. На момент рассмотрения дела договор действует в редакции дополнительных соглашений от <дата>, <дата>, <дата>.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п.7.1.3 договора (с учетом изменений от <дата>) окончательный расчет производится абонентом до 10 числа месяца, следующего за расчетным, за фактическое принятое количество теплоэнергии, определяемое согласно договору, с учетом фактически произведенных до этого авансовых платежей за данный расчетный период. Абонент самостоятельно вносит авансовые платежи на расчетный счет энергоснабжающей организации либо на иной указанный энергоснабжающей организацией счет. В платежных документах абонент обязуется указывать номер и дату договора поставки тепловой энергии, период, за который производится авансовый платеж. Надлежащим исполнением обязательств по оплате является поступление денежных средств на расчетный счет. В силу п. 7.2 договора в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сторонами подписывается акт взаимных расчетов и акт приема-передачи тепловой энергии за предшествующий период поставки. В случае непредоставления актов в указанный срок количество фактически поставленного объема тепловой энергии абоненту принимается по данным энергоснабжающей организации. В платежных поручениях абонент обязан указать назначение платежа, номер и дату заключения договора, номер и дату счет-фактуры, на основании которого выполняется перечисление денежных средств. В случае отсутствия в платежных документах абонентом указанных выше данных, энергоснабжающая организация засчитывает сумму, указанную в платежном поручении, в погашение обязательства абонента по договору, срок исполнения которого наступил ранее.
Из пояснения сторон следует, что <дата> ими проведена сверка взаимных расчетов и установлено, что ответчиком не осуществлена оплата, начисленная за сверхнормативные потери за <дата> в сумме ..., за <дата> – ..., за <дата> – ..., за <дата> – ..., за <дата> – ...
Ответчик считает необоснованным начисление за сверхнормативные потери по вышеприведенным основаниям, в том числе потому, что договор № от <дата> не содержит понятия сверхнормативные потери и его обязанность по оплате сверхнормативных потерь, договор в действующей редакции п.12.6 предусматривает оплату им не именно нормативных, а любых потерь тепла в его сетях до прибора учета в размере ... Гкал/час.
Вместе с тем, дополнительным соглашением от <дата> к договору на отпуск тепловой энергии в горячей воде № от <дата> (т.1 л.д.25) стороны дополнили раздел 13 договора пунктом 13.5 в следующей редакции: 13.5. В части, не урегулированной настоящим договором, отношения сторон регулируются законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации в области теплоснабжения, действующими на день исполнения обязательств. В случае принятия после заключения настоящего договора законов и (или) иных нормативных правовых актов, устанавливающих иные правила исполнения публичных договоров или содержащих иные правила теплоснабжения, установленные такими документами нормы обязательны для сторон с момента их вступления в силу, если самими нормативными правовыми актами не установлен иной срок. В целях приведения действующего договора в соответствие с принятыми нормативными актами стороны обязуются в течение 1 месяца с момента вступления в силу нормативных правовых актов внести изменения в договор путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору.
Дополнительным соглашением от <дата> к договору теплоснабжения № от <дата>, в редакции согласованной сторонами, пункт 12.6 договора изложен в следующей редакции: потери тепла в тепловых сетях, находящихся на законном основании у «Потребителя», рассчитываются в соответствии с «Инструкцией по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии», утвержденной приказом Минэнерго России от <дата>№ (в ред. приказа от <дата>№), и составляют – ... Гкал/час.
Фактически Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 утвержден порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя. Как название данного порядка, так и его содержание говорит именно о нормативных потерях. Так согласно п.10.1.2 указанного порядка к нормируемым технологическим потерям теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя с его утечкой через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в пределах, установленных правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей, а также правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Потери теплоносителя при авариях и других нарушениях нормального эксплуатационного режима, а также сверхнормативные потери в нормируемую утечку не включаются.
Поэтому доводы ответчика о том, что п.12.6 договора от <дата>№ предусмотрены не только нормативные потери тепловой энергии, нельзя признать обоснованными.
Статья 19 ФЗ № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» предусматривает:
1. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
2. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
3. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
1) отсутствие в точках учета приборов учета;
7. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности:
3) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем;
4) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
В соответствии с п/п 3.1 п. 1 ст.4 указанного закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с ФЗ «О теплоснабжении» постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее Правила), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации постановлено утвердить в 2-недельный срок методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно п.114 Правил определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - методика). В соответствии с методикой осуществляется:
а) организация коммерческого учета на источнике тепловой энергии, теплоносителя и в тепловых сетях;
б) определение количества тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе:
количества тепловой энергии, теплоносителя, отпущенных источником тепловой энергии, теплоносителя;
д) определение распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя;
Пунктом 128 Правил предусмотрено, что распределение потерь тепловой энергии, теплоносителя, а также количества тепловой энергии, теплоносителя, передаваемых между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных частей тепловых сетей, производится расчетным путем следующим образом:
а) в отношении тепловой энергии, переданной (принятой) на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества тепловой энергии, отпущенной в тепловую сеть и потребленной теплопотребляющими установками потребителей (по всем организациям-собственникам и (или) иным законным владельцам смежных тепловых сетей) для всех сечений трубопроводов на границе (границах) балансовой принадлежности смежных участков тепловой сети, с учетом потерь тепловой энергии, связанных с аварийными утечками и технологическими потерями (опрессовка, испытание), потерями через поврежденную теплоизоляцию в смежных тепловых сетях, которые оформлены актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные потери);
б) в отношении теплоносителя, переданного на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества теплоносителя, отпущенного в тепловую сеть и потребленного теплопотребляющими установками потребителей, с учетом потерь теплоносителя, связанных с аварийными утечками теплоносителя, оформленных актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденных в установленном порядке, и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные).
В соответствии с п.129 Правил распределение сверхнормативных потерь тепловой энергии, теплоносителя между смежными тепловыми сетями производится в количествах, пропорциональных значениям утвержденных нормативов технологических потерь и потерь тепловой энергии с учетом аварийных утечек теплоносителя через поврежденную теплоизоляцию.
Согласно п.130 Правил в случае передачи тепловой энергии, теплоносителя по участку тепловой сети, принадлежащему потребителю, при распределении потерь тепловой энергии, теплоносителя и сверхнормативных потерь тепловой энергии, теплоносителя указанные тепловые сети рассматриваются как смежные тепловые сети.
В соответствии с п.114 Правил и п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 99/пр утверждена Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее Методика).
В соответствии с п/п «а» п.65 раздела VII Методики, rоммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случае отсутствия в точках учета средств измерений.
Согласно п.75 Методики потери тепловой энергии складываются из двух составляющих:
- потери тепловой энергии через изоляцию трубопроводов на участке тепловой сети, находящейся на балансе потребителей без приборов учета, за расчетный период, Гкал;
- потери тепловой энергии со всеми видами утечки теплоносителя из систем теплопотребления потребителей без приборов учета и участков тепловой сети на их балансе за расчетный период, Гкал.
В соответствии с п.77 Методики распределение потерь тепловой энергии, теплоносителя, а также количества передаваемых тепловой энергии, теплоносителя между частями тепловой сети при отсутствии приборов учета на границах смежных частей тепловых сетей производится расчетным путем. Расчет осуществляется на основе составления баланса передаваемой тепловой энергии для сечения (сечений) на границе (границах) балансовой принадлежности участков тепловой сети по формуле:
, Гкал, (8.10)
где:
- количество тепловой энергии, переданной на границе балансовой принадлежности смежных участков тепловой сети, Гкал;
I и II - индексы организаций-собственников и (или) иных законных владельцев смежных участков тепловой сети;
- измеренное теплосчетчиком в штатном режиме количество тепловой энергии, Гкал;
, - потери тепловой энергии с аварийными и технологическими (опрессовка, испытание) утечками теплоносителя, а также через поврежденную теплоизоляцию в смежных частях тепловой сети, оформленные актами, Гкал;
, - нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, Гкал;
- количество тепловой энергии, потребленной теплопотребляющими установками потребителей, Гкал;
, - сверхнормативные потери тепловой энергии (превышающие утвержденные значения потерь), Гкал.
Согласно п.78 Методики общее значение сверхнормативных потерь тепловой энергии рассчитывается по формуле:
, Гкал (8.11)
Распределение сверхнормативных потерь тепловой энергии между смежными частями тепловой сети производится в количествах, пропорциональных значениям утвержденных в установленном порядке нормативов технологических потерь. Потери тепловой энергии вследствие аварий и неплановых технологических расходов (потерь), оформленных актами, относятся к конкретным частям тепловой сети и распределению не подлежат.
Поскольку указанные нормативные акты приняты после заключения сторонами договора № от <дата>, в соответствии с п.13.5 данного договора отношения сторон регулируются указанными нормативными актами, нормы которых обязательны для сторон с момента их вступления в силу.
Методика расчета истцом сверхнормативных потерь тепловой энергии за спорные периоды соответствует Методике, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата>№/пр, в связи с чем суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика, опровергающие возможность и порядок расчета сверхнормативных потерь тепловой энергии противоречат вышеприведенным нормативным актам и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» задолженность в размере ..., пени за период с <дата> по <дата> в размере ..., расходы по оплате государственной пошлины в размере в размере ..., всего ... (...).
Взыскать с ФИО1 в пользу ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» пени на сумму долга, начиная с <дата> по день фактической уплаты долга в размере ... ставки рефинансирования (ключевой ставки), действующей на день фактической оплаты.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца.
Федеральный судья С.Г. Варсанофьева