Дело №2-501/2020
УИД 42RS0035-01-2020-001306-33
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Таштагол 25 сентября 2020 года
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Малыгина Е.А.
при секретаре Долгополовой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Мундыбашского городского поселения о признании решения главы администрации незаконным, суд
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Мундыбашского городского поселения о признании решения главы администрации незаконным. Требования мотивировал тем, что 03.03.2020 истец обратился с письменным заявлением к главе Мундыбашского городского поселения о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность главы Администрации Мундыбашского городского поселения. 13.03.2020 им получен отказ главы Мундыбашского городского поселения в назначении пенсии. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку он с 02.11.2005 по 20.10.2010 исполнял обязанности главы Мундыбашского городского поселения. Просит суд признать отказ главы Мундыбашского городского поселения в назначении ему пенсии за выслугу лет от 13.03.2020 незаконным. Обязать ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет с 03.03.2020.
В ходе рассмотрения дела истцом были изменены исковые требования. Согласно измененных исковых требований ФИО1 просит суд обязать ответчиков назначить ему пенсию за выслугу лет с 03.03.2020, установить размер пенсии на дату назначения пенсии – 35403, 91 рубль, обязать ответчиков произвести доплату пенсии с момента назначении пенсии до вынесения решения судом.
Определением Таштагольского городского суда от 11.08.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Управление социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района».
Истец ФИО1 и его представитель Сычева А.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме. ФИО1 также просит суд взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя в размере 86 000 рублей.
Представитель Администрации Мундыбашского городского поселения ФИО2 исковые требования не признала, пояснив суду, что пенсия по выслуге лет назначается и выплачивается МКУ «Управление социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района». Считает, что размер назначенной пенсии истцу исчислен правильно.
Представитель МКУ «Управление социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района» ФИО3 исковые требования не признала, пояснив суду, что пенсия истцу назначена с 08.06.2020, то есть когда истец первоначально к ним обратился и представил полный пакет документов, необходимых для назначения пении. Размер пенсии истцу определен исходя из его заработной платы, отраженной в справке Администрации Мундыбашского городского поселения, и установлен в сумме 14914, 38 рублей. При расчете пенсии не устанавливались не полностью отработанные месяцы, не определялся условный заработок. Считает, что размер назначенной пенсии истцу исчислен правильно.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выплата пенсии муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), определение ее размера (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), а также дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абз. 7 ч. 16 ст. 35, п. 2.1, 3, 6 - 9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, п. 5 - 8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, ч. 1 и 2 ст. 73 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим Таштагольского муниципального района назначается и выплачивается в соответствии с Положением «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления и муниципальным служащим Таштагольского муниципального района», утвержденного решением Совета народных депутатов Таштагольского муниципального района Кемеровской области №256-рр от 23.05.2017г. (далее – Положение)(л.д.72-89).
Согласно п.1 ст.1 Положения право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим положением имеют лица, замещавшие муниципальные должности в органах местного самоуправления Таштагольского муниципального района на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное ограждение за счет средств местного бюджета, освобожденные от муниципальных должностей Таштагольского муниципального района в связи прекращением полномочий (в том числе досрочно).
В соответствии с п.1.2 ст.2 Положения пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, при назначении устанавливается в размере 75 процентов среднемесячного денежного вознаграждения лица, смещавшего муниципальную должность в органах местного самоуправления Таштагольского муниципального района, за вычетом страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и (или) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, либо пенсии назначенной в законом РФ «О занятости населения в РФ», при замещении муниципальной должности в органах местного самоуправления Таштагольского муниципального района от трех лет и выше, за исключением случая, предусмотренного пп.1.3 настоящей статьи.
Согласно п.5 ст.4 Положения размер ежемесячного денежного содержания для назначения пенсии муниципальным служащим Таштагольского муниципального района исчисляется исходя из денежного содержания за 12 полных месяцев осуществления полномочий на муниципальной службе Таштагольского муниципального района. Указанные 12 полных месяцев (далее в настоящем пункте - расчетный период) выбираются подряд по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии, из пяти лет, предшествовавших любому из дней прекращения осуществления полномочий по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии, но при наличии на день прекращения осуществления полномочий права на пенсию в соответствии с законодательством, действовавшим (действующим) на день прекращения осуществления полномочий, либо из периода (не более пяти лет), предшествующего дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях» (давшего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии. Среднемесячный размер денежного вознаграждения (содержания) определяется путем деления начисленной за 12 полных месяцев суммы денежного вознаграждения (содержания) на 12.
В случае если в расчетном периоде произошли увеличение и (или) индексация размера денежного содержания, месячного оклада и (или) размера денежного содержания лиц, замещавших должности муниципальной службы органов местного самоуправления Таштагольского муниципального района, то при исчислении среднемесячного денежного содержания размер денежного содержания увеличивается на соответствующий коэффициент увеличения и (или) коэффициент индексации за месяцы, предшествующие месяцу, в котором произошло такое увеличение (индексация). Исчисленное среднемесячное денежное содержание также увеличивается на все последующие до дня обращения за пенсией коэффициенты увеличения и (или) индексации размеров денежного содержания, месячного оклада и (или) размеров денежного содержания лиц, замещавших должности муниципальной службы органов местного самоуправления Таштагольского ниципального района.
В случае когда гражданин в указанном периоде работал неполный(е) месяц(ы) в связи с временной нетрудоспособностью либо в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождался от исполнения служебных обязанностей с полным или частичным сохранением денежного содержания, среднемесячное денежное содержание за указанный(е) месяц(ы): исчисляется, исходя из условного месячного заработка.
Условный месячный заработок определяется следующим образом: сумма начисленного денежного содержания за отработанные дни без учета материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, единовременного пособия муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию, премий, счисленных в текущем месяце по результатам работы за квартал, год, по результатам выполнения разовых и иных работ, к общероссийским и профессиональным праздникам, делится на число проработанных дней, и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (21).
В силу ст.6 Положения в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии, включаются:
1) месячный оклад муниципального служащего в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы;
2) ежемесячные и иные дополнительные выплаты:
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
- ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы лицам, в основные служебные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со ведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячная надбавка за ученую степень, ученое звание, почетное звание Российской Федерации;
- премии по результатам работы;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
- материальная помощь;
- премии, выплачиваемые по результатам выполнения разовых и иных работ, к общероссийским и профессиональным праздникам;
- районный коэффициент.
Сведения о размере денежного содержания выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и иных документов о выплаченном енежном содержании по форме согласно приложению к настоящему Положению тем муниципальным органом (учреждением, организацией, состоящей в структуре органа местного самоуправления), в котором гражданин, обратившийся за назначением пенсии за выслугу лет, замещал должность муниципальной службы, а в случае его ликвидации - правопреемником или архивным учреждением.
Согласно п.1 ст.5 Положения назначение пенсии производится по заявлению гражданина.
На основании п.1 ст.6 Положения пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Днем обращения за пенсией считается день приема Управлением социальной защиты населения Таштагольского муниципального района (далее - уполномоченный орган) соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В случае, когда к заявлению приложены не все необходимые документы, уполномоченный орган разъясняет гражданину, обратившемуся за пенсией, какие еще документы он должен представить. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается день подачи заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами истец с 02.11.2005 по 20.10.2010 исполнял обязанности главы Мундыбашского городского поселения.
03.03.2020 истец обратился с письменным заявлением к главе Мундыбашского городского поселения о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность главы Администрации Мундыбашского городского поселения.
13.03.2020 письмом главы Мундыбашского городского поселения ему отказано в назначении пенсии в связи с тем, что уполномоченным органом по назначению пенсии является Управление социальной защиты населения Таштагольского муниципального района.
08.06.2020 истец обратился с заявлением о назначении пенсии в МКУ «Управление социальной защиты населения Таштагольского муниципального района» (л.д.91).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу, как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность главы Мундыбашского городского поселения, назначена пенсия за выслугу лет в размере 8096, 48 рублей с 08.06.2020.
Как следует из письма начальника МКУ «Управление социальной защиты населения Таштагольского муниципального района» от 14.06.2020 (л.д.122-123) истцу произведен перерасчет пенсии с даты назначения. Размер пенсии установлен 14914, 38 рублей.
Суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по иску является МКУ «Управление социальной защиты населения Таштагольского муниципального района», которое в соответствии с вышеуказанным Положением №256-рр от 23.05.2017г. уполномочено назначать и выплачивать пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления и муниципальным служащим Таштагольского муниципального района.
Суд считает, что исковые требования в части назначения пенсии с 03.03.2020 удовлетворению не подлежат, поскольку в силу п.1 ст.6 Положения пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за пенсией считается день приема заявления Управлением социальной защиты населения Таштагольского муниципального района.
В судебном заседании установлено, что в МКУ «Управление социальной защиты населения Таштагольского муниципального района» с заявлением о назначении пенсии истец впервые обратился 08.06.2020, в связи с чем пенсия обоснованно назначена истцу с указанной даты.
При этом, суд пришел к выводу, что размер назначенной истцу пенсии определен ответчиком неверно.
В соответствии с нормами указанного Положения среднемесячное денежное содержание, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет ФИО1, должно определяться, исходя из следующего расчета:
Для расчета пенсии истцом выбран заработок за 2009 год. Выбор периода, из которого исчисляется пенсия, сторонами не оспаривался.
Размер заработной платы за указанный период определяется судом исходя из справки Мундыбашского городского поселения от 13.12.2019 (л.д.46), расшифровки начисленных сумм заработной платы (л.д.229) и справки ИФНС по форме 2-НДФЛ (л.д.226), которые полностью соответствуют друг другу в части размера фактически начисленной и выплаченной истцу заработной платы за 12 месяцев 2009 года.
Из расшифровки начисленных сумм заработной платы (л.д.229) следует, что суммы заработной платы истца за 2009 год (кроме марта, апреля, ноября и декабря 2009 года, в которых начислена оплата нетрудоспособности) состоят из оклада, районного коэффициента и материальной помощи к отпуску. Иных начислений, согласно указанного документа, не производилось.
Никакие выплаты за указанный период, начисленные истцу, в том числе материальная помощь к очередному отпуску, выплаченная истцу в июле 2009, в силу ст.6 Положения не подлежат исключению из состава заработной платы для расчета среднемесячного денежного содержания при назначении пенсии.
Ответчиками суду не представлено каких-либо доказательств в части того, что в указанный период истцу осуществлялись виды доплат, которые в соответствии с Положением не подлежат включению в состав заработка, из которого исчисляется среднемесячное денежное содержание при назначении пенсии.
При этом, согласно расшифровки, март, апрель, ноябрь и декабрь 2009 года отработаны истцом не полностью в связи с нетрудоспособностью, в связи с чем за указанные месяцы в соответствии с п.5 Положения подлежит определению условный заработок, который составит:
За март 2009:
(5254,76 руб. (оклад) + 1576,43 руб. (районный коэффициент)) : 5 (отработанные дни) х 21 (среднемесячное число рабочих дней в году) = 28691 рубль.
За апрель 2009:
(17313,56 руб. (оклад) + 5194,07 руб. (районный коэффициент)) : 19 (отработанные дни) х 21 (среднемесячное число рабочих дней в году) = 24876, 85 рублей.
За ноябрь 2009:
(6014,10 руб. (оклад) + 1804,23 руб. (районный коэффициент)) : 6 (отработанные дни) х 21 (среднемесячное число рабочих дней в году) = 27364,16 рублей.
За декабрь 2009:
(7844, 48 руб. (оклад) + 2353,34 руб. (районный коэффициент)) : 10 (отработанные дни) х 21 (среднемесячное число рабочих дней в году) = 21415, 42 рубля.
Среднемесячное денежное содержание истца для исчисления пенсии составит: (28691руб.+28691 руб+28691руб+24876, 85 руб.+26065 руб.+52130руб.+112912, 36руб.+4098,72руб.+26061,10 руб.+78183,30 руб.+27364,16руб.+21415,42 руб.):12 месяцев=38264, 99 рублей.
75 процентов среднемесячного денежного содержания составит: 38264,99 руб. х75% = 28698,74 рубля.
С учетом коэффициентов повышения ежемесячного денежного содержания за период с 2009 до июня 2020 года :
28698,74 рубля х 1,1х1,06х1,055х1,05х1,15х1,19х1,038=52655,69 рублей.
В части применения указанных коэффициентов при назначении пенсии спор между сторонами отсутствует.
В соответствии с п.1.2 ст.2 Положения из указанной суммы подлежит вычету выплачиваемая истцу страховая пенсия по старости.
Суд полагает, что при определении размера пенсии из указанной суммы подлежит вычету размер фактически выплачиваемой истцу страховой пенсии по старости как работающему пенсионеру в соответствии со ст.26.1. ФЗ «О страховых пенсиях», которая составляет на момент назначения пенсии за выслугу лет 17885, 78 рублей.
Размер выплачиваемой истцу страховой пенсии по старости определен судом в соответствии со справками от 28.02.2020 (л.д.48), от 08.06.2020 (л.д.149), сведений о состоянии индивидуального лицевого счета от 26.06.2020 (л.д.188-194).
Таким образом, размер подлежащей выплате истцу пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальную должность, составит: 52655,69 рублей – 17885,78 рублей = 34769, 91 рубль.
Согласно ст. 88 ч. 1 ГПК РФ судебные расходы состоят и государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К судебным издержкам в соответствии со ст. 94 ГПК РФ относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд, расходов на оплату услуг представителей.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Интересы истца в суде представляла адвокат Сычева А.С..
Согласно представленных квитанций (л.д.214-217) истец понес расходы на оплату услуг представителя в сумме по 86 000 рублей.
При определении размера подлежащих возмещению расходов на оплату услуг представителя суд учитывает объем выполненной представителем работы, требования разумности и справедливости, время рассмотрения, объем и сложность рассматриваемого дела, количество проведенных по делу судебных заседаний с участием представителя.
С учетом указанных обстоятельств, суд считает, что расходы по оплате услуг представителя подлежат частичному возмещению в сумме 25 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Установить ФИО1 размер пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальную должность, в размере 34 769 рублей 91 копейка на дату назначения пенсии, то есть на 08.06.2020.
Обязать Муниципальное казенное учреждение МКУ «Управление социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района» произвести ФИО1 доплату пенсии, исходя из установленного судом размера пенсии, с учетом индексации с момента назначения пенсии.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения МКУ «Управление социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района» в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Мундыбашского городского поселения отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Таштагольский гродской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 02.10.2019.