ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-501/2014 от 26.02.2014 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело №2-501/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 26 февраля 2014 года г.Киров

 Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области

 в составе председательствующего судьи Микишева А.Ю.,

 при секретаре ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горбушина А. А.ича к УМВД России по Кировской области о возложении обязанности включить периоды службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении,

УСТАНОВИЛ:

 Горбушин А.А, обратился в суд с иском к УМВД России по Кировской области о возложении обязанности включить периоды службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. В обоснование заявленных требований указал, что в период с 15Дата служил в УМВД России по Кировской области, уволен по п.7 ч.3 ст.82 ФЗ от 30.11.2011г. №342-ФЗ в связи с осуждением за совершение преступления. При увольнении произведен расчет выслуги лет для назначения пенсии, в соответствии с которым календарный срок составил 17 лет 7 месяцев 11 дней, льготный – 19 лет 00 месяцев 09 дней.

 Истец с произведенным расчетом не согласен ввиду следующего. В период с Дата. проходил службу в должности инспектора по розыску группы ДПС ГИБДД при ОВД Адрес Кировской области. Полагает, что указанный период должен быть зачтен в льготном исчислении в соответствии с подп.«г» п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. Номер по Перечню должностей, утвержденному приказом Министра внутренних дел РФ от 22.06.2009г. №472. Истец указал, что, находясь в указанной должности, исполнял свои обязанности, в том числе на посту вне отделения, выполняя те же функции, что и инспекторы в составе контрольных постов.

 Истец указал, что период его обучения в профессиональном училище Номер Адрес Кировской области с Дата. не включен в расчет выслуги лет.

 Истец полагает, что период его службы по призыву с Дата (участие в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах в Адрес (Приднестровье) в составе миротворческих сил РФ) должен быть исчислен в льготном исчислении из расчета день за два.

 В связи с этим с учетом представленных позднее уточнений (л.д.55-56) просил суд обязать УМВД России по Кировской области принять в расчет выслуги лет для назначении пенсии период службы с Дата. в должности инспектора по розыску (мил.м/б) группы ДПС ГИБДД при ОВД по Адрес Кировской области в льготном исчислении в расчете 1 месяц за 1,5 месяца; включить расчет выслуги лет для назначения пенсии период его обучения в профессиональном училище Номер Адрес Кировской области с Дата.; принять в расчет выслуги лет для назначения пенсии период его военной службы по призыву с Дата в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца.

 В судебном заседании истец участия не принимал, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В предыдущем судебном заседании на доводах иска настаивал. Суду пояснял, что фактически исполнял обязанности инспектора ДПС.

 В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 доводы и требования иска с учетом уточнений поддержал, на удовлетворении иска наставил.

 Представитель ответчика УМВД Росси по Кировской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования иска не признала в полном объеме. Поддержала доводы отзыва.

 Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

 Горбушин А.А. с Дата. проходил службу в органах внутренних дел, уволен по п.7 ч.3 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011г. №342-ФЗ в связи с осуждением за совершение преступления согласно выписке из приказа от 13.09.2013г. (л.д.8-9). В материалы гражданского дела представлена копия трудовой книжки истца Горбушина А.А, (л.д.10-11), записи которой также подтверждают изложенные обстоятельства.

 При увольнении произведен расчет выслуги лет для назначения пенсии, в соответствии с которым календарный срок составил 17 лет 7 месяцев 11 дней, льготный – 19 лет 00 месяцев 09 дней (л.д.43-47).

 Согласно представленного диплома Номер, выданного 16.05.1995г., Горбушин А.А. с Дата. обучался в профессиональном училище Номер в Адрес Кировской области, окончил полный курс названного училища с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Горбушину А.А. присвоена квалификация электромонтера 3 разряда.

 Указанный период обучения в выслугу лет для назначения пенсии не включен.

 В период с Дата. истец Горбушин А.А. проходил службу в должности инспектора по розыску группы ДПС ГИБДД при ОВД Адрес Кировской области. Из пояснений истца в судебном заседании, которое состоялось Дата., следует, что он фактически исполнял обязанности инспектора ДПС. В его обязанности входило и составление административных протоколов, но в основном обязанности по занимаемой должности заключались в выявлении преступлений – подделке документов, двигателей, кузовных деталей. Истец настаивал, что, находясь в указанной должности, исполнял свои обязанности, в том числе на посту вне отделения, выполняя те же функции, что и инспекторы в составе контрольных постов.

 В материалы дела представлены списки административных материалов, составленные Горбушиным А.А. (л.д. 14-19), и должностная инструкция по занимаемой им должности (л.д.22-23, 64-66).

 Как следует из сообщения Управления ГИБДД УМВД России по Кировской области (л.д.60) в период с Дата. в структуре ОВД по Адрес Кировской области контрольный пост милиции отсутствовал. Никаких мероприятий по его формированию не производилось. В указанный период времени в Кировской области функционировали 3 стационарных поста ДПС, из них: 2 – на автодороге Адрес (на 12 и 133 км), 1 - на федеральной автодороге Адрес» (15 км подъезда к г.Кирову).

 Указанный период службы зачтен в выслугу лет в календарном исчислении.

 Как следует из материалов дела, Дата. Горбушин А.А. призван на срочную военную службу и проходил ее в войсковой части Номер. В период с Дата. принимал участие в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах в Адрес (Приднестровье) в составе миротворческих сил («МС») РФ. Указанные обстоятельства подтверждены записями военного билета (л.д.24-27), справкой центрального архива МО РФ (л.д.20), справкой отдела военного комиссариата Кировской области по Зуевскому и Адрес

 Указанный период участия истца в условиях чрезвычайного положения учтен при расчете выслуги лет для назначения пенсии, как и весь период срочной службы, в календарном исчислении.

 Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от Датаг. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении), статья 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).

 Статьей 2 Закона о пенсионном обеспечении установлено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу), осуществляется в соответствии с Федеральным законом от Датаг. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

 Согласно статье 18 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье этого Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (части вторая и третья).

 Абзацем 1 пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от Дата N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

 Истец Горбушин А.А. просит принять в расчет выслуги лет для назначения пенсии период военной службы по призыву с Дата в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца.

 Между тем указанный период срочной военной службы в силу перечисленных норм не относится к периодам, подлежащим зачету в выслугу лет на льготных условиях.

 Ссылка истца на Закон Российской Федерации от Дата N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" необоснованная, поскольку данный закон вопросы пенсионного обеспечения непосредственно не регулирует, а устанавливает лишь общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.

 Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от Датаг. N268-О высказал правовую позицию, заключающуюся в том, что установление такого рода льгот для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.

 При таких данных суд приходит к выводу, что законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов срочной военной службы, подлежащих зачету в льготном исчислении, в который военная служба по призыву не входит.

 Требование истца о включении спорного периода в расчет выслуги лет в льготном исчислении удовлетворению не подлежит.

 Истец просит включить в расчет выслуги лет период его обучения в профессиональном училище Номер Адрес Кировской области с Дата

 В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от Датаг. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от Датаг. N4468-1.

 Частью 1 статьи 18 указанного выше Закона установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются сроки службы (работы) в предусмотренных этой нормой органах, ведомствах и организациях. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

 Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от Дата N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел, определяется Правительством Российской Федерации.

 Суд полагает, что федеральный законодатель, установив возможность и порядок зачета в выслугу лет времени учебы, не определил типы и виды образовательных учреждений, время учебы в которых может быть включено в выслугу лет для назначения пенсии на соответствующих условиях, предоставив Правительству Российской Федерации устанавливать порядок исчисления выслуги лет, в том числе период обучения в соответствующих образовательных учреждениях, обоснован.

 При таком положении Правительство Российской Федерации, исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий по определению порядка исчисления выслуги лет, приняло Постановление от Датаг. N941, в котором установило перечень образовательных учреждений, время учебы в которых до поступления на службу засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение на условиях и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от Дата N 4468-1 (абзац второй пункта 2).

 Виды средних специальных учебных заведений определены в Типовом положении об образовательных учреждениях среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (далее - Типовое положение), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от Датаг. N543.

 В соответствии с пунктом 7 Типового положения установлены следующие виды средних специальных учебных заведений - техникум и колледж, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и углубленной подготовки соответственно.

 В силу пункта 9 Типового положения среднее специальное учебное заведение может иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, структурные подразделения и т.д., реализующие основные общеобразовательные программы начального профессионального и дополнительного профессионального образования, связанные с образовательным процессом.

 При этом пунктом 11 Типового положения, установлено, что в среднем специальном учебном заведении могут реализовываться основные общеобразовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующих лицензий. В среднем специальном учебном заведении может быть получена профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

 Иными словами, образовательное учреждение (техникум, колледж) вправе при наличии соответствующей лицензии иметь в своей структуре подразделения, осуществляющие образовательный процесс уровня образования на ступень ниже (среднего, начального профессионального) или дополнительного профессионального образования, и обучение в таких случаях не будет приравниваться к получению среднего специального образования по соответствующей специальности.

 Следовательно, учеба в среднем специальном учебном заведении, в процессе которой реализуется программа начального профессионального образования, также не засчитывается, как и учеба в профессиональном училище. Поэтому довод истца о нарушении его прав на зачет времени обучения в профессиональном училище, в рамках которого присваивается квалификация по соответствующей специальности, не обоснован. Постановление от Датаг. N941 не устанавливает каких-либо запретов и ограничений, связанных с зачетом времени обучения в выслугу лет, а устанавливает порядок и условия такого зачета.

 При таких обстоятельствах требование истца о включении спорного периода в расчет выслуги лет удовлетворению не подлежит.

 Истец просит принять в расчет выслуги лет для назначении пенсии период службы с Дата в должности инспектора по розыску (мил.м/б) группы ДПС ГИБДД при ОВД по Адрес Кировской области в льготном исчислении в расчете 1 месяц за 1,5 месяца.

 Подпунктом "г" пункта 3 Постановления установлен льготный порядок (один месяц службы за полтора месяца) исчисления выслуги лет для назначения пенсий отдельным категориям граждан, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в том числе для граждан, проходивших службу в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с Дата по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от Датаг. N941 утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.

 В указанном перечне отсутствует должность инспектора по розыску (мил.м/б) группы ДПС ГИБДД, но имеются должности инспектор и старшего инспекторов составе контрольного поста милиции. Доводы истца о фактическом исполнении обязанностей по должности, указанной в перечне, судом во внимание не могут быть приняты, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства. Так, должность инспектора по розыску (мил.м/б) группы ДПС ГИБДД по органу внутренних дел названным Перечнем не установлена. Более того, в спорный период контрольный пост милиции в структуре ОВД по Адрес Кировской области отсутствовал, мероприятий по его формированию не проводилось.

 Мнение стороны истца о том, что указанные обстоятельства могут быть подтверждены свидетельскими показаниями, ошибочно, так как в соответствии с общими принципами пенсионного законодательства характер выполняемой работы не может быть подтвержден свидетельскими показаниями, полученные таким путем доказательства не будут соответствовать критерию допустимости при рассмотрении гражданского дела.

 При таких обстоятельствах требования истца о включении спорных периодов в расчет выслуги лет в льготном и календарном исчислении удовлетворению не подлежат.

 Руководствуясь ст.ст.194,198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявленных требований Горбушину А. А.ичу отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Федеральный судья Микишев А.Ю.