ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-501/2021 от 27.08.2021 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-501/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Череповец 27 августа 2021 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Фединой А.В.

при секретаре Ворончихиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 и ФИО2 к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о возложении обязанности принять решение об утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, заключить договор аренды земельного участка без торгов,

у с т а н о в и л:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области по тем основаниям, что они являются собственниками базы отдыха «<данные изъяты>», часть которой расположена на земельном участке в границах лесного фонда в <данные изъяты>. Земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу <данные изъяты>, разрешенное использование: для эксплуатации базы отдыха «<данные изъяты>», общая площадь 45 000 кв.м., был приобретен ФИО2 и ФИО1 по договору купли-продажи № <№> от <дата> у ОАО «<данные изъяты>». На момент приобретения на земельном участке располагалась функционирующая база отдыха «<данные изъяты>» с домами отдыха, хоз.постройками и истцам не было известно о том, что часть участка относится к землям лесного фонда. Межевание участка собственниками не проводилось. Однако и со стороны Департамента лесного комплекса межевание так же отсутствует и точные границы земельных участков не определены. Земельный участок был огорожен забором, который и определял территорию базы отдыха. В ходе функционирования базы отдыха территория облагораживалась, производилась реконструкция и модернизация зданий и сооружений. В <дата> году было установлено, что часть занимаемого земельного участка относится к землям лесного фонда. На этой территории, относящейся к лесному фонду, расположен объект недвижимости с кадастровым номером <№>, приобретенный ФИО2 и ФИО1 по договору купли-продажи от <дата> года № <№> у ОАО «<данные изъяты>». Право собственности зарегистрировано в ЕГРН <дата>. Кроме этого, вдоль части занимаемого земельного участка проходит лесная дорога, а также обслуживающие базу отдыха электрические столбы. Все это является неотъемлемой частью базы отдыха «<данные изъяты>» с момента ее создания, и без которого не возможно ее функционирование. Истцы неоднократно обращались в Департамент лесного комплекса Вологодской области для утверждения проектной документации и предварительном согласовании предоставления земельного участка для дальнейшего заключения договора аренды без аукциона. Однако, на все обращения истцы получили отказы, при этом причины отказа всегда разные: несоответствие проектной документации требованиям административного регламента, несоответствие заявлении требованиям административного регламента, нахождение земельного участка в защитных лесах на особо защищенном участке леса - участки леса заселенные бобрами. Ни одно из оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, не указано. Основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка названы в п. 10 ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 11 ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации не допускается требовать от заявителя согласования проектной документации лесного участка, не предусмотренного названным Кодексом. Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении проектной документации лесного участка нарушают права истцов на образование земельного участка, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности объект недвижимости и линия ЛЭП, необходимая для эксплуатации базы отдыха, а также на предоставление им такого земельного участка в аренду.

Просят возложить на Департамент лесного комплекса Вологодской области обязанность принять решение об утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 0,8000 га. в <данные изъяты>, заключить договор аренды земельного участка площадью 0,8000 га. в <данные изъяты> с ФИО1 и ФИО2 без проведения торгов.

В судебное заседание истцы ФИО1 и ФИО2 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

В судебном заседании представитель истцов ФИО1 и ФИО2 – ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Суду поясняла, что истцы являются собственниками земельного участка, на котором расположена база отдыха «<данные изъяты>». Также истцам принадлежит на праве собственности объект недвижимости – дом <№>, который, как оказалась, расположен на землях лесного фонда. Вдоль участка проходит линия электропередач, необходимая для эксплуатации базы отдыха, имеется договор на обслуживание данной ЛЭП. Истец неоднократно обращался в Департамент с заявлениями об утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, однако, ему отказывают по тем или иным причинам, возвращают проектную документацию на доработку. Истцом обжаловался только один отказ от <дата> года, но они приняли решение устранить конкретные недостатки, в связи с чем отказались от иска. Однако, впоследствии истцу снова было отказано в утверждении проектной документации и предварительном согласовании предоставления участка. Другие отказы не обжаловались. Последний отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении проектной документации был в <дата> года. После этого, они не обращалась в Департамент с соответствующим заявлением. С заявлением о заключении договора аренды они также не обращались, поскольку в связи с отказами в утверждении проектной документации и предварительном согласовании предоставления участка, испрашиваемый земельный участок на кадастровый учет не поставлен. Полагает, что выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцам, в связи с чем они обратились в суд в порядке гражданского судопроизводства с требованиями о возложении обязанности. Истцы индивидуальными предпринимателями не являются. Просила удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика - Департамента лесного комплекса Вологодской области – ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования ФИО1 и ФИО2 считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суду пояснял, что истец ФИО1 неоднократно обращался в Департамент с заявлениями об утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, в чем ему было отказано. Если говорить о двух последних отказах, то истцом не соблюдены требования к проектной документации, там присутствуют чисто технические ошибки. Отказы истцами в установленном порядке не оспаривались, был оспорен один отказ в <дата> году, но впоследствии истец отказался от административного иска. В настоящее время у истцов нет никаких препятствий для повторного направления пакета документов в Департамент с учетом исправления ранее указанных замечаний. Считает, что оснований для удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности принять решение об утверждении проектной документации лесного участка и предварительного согласования предоставления не имеется, поскольку суд своим решением не вправе подменять деятельность Департамента лесного комплекса Вологодской области. Кроме того, в настоящее время испрашиваемый земельный участок на кадастровый учет не поставлен и, соответственно, возможности предоставить его в аренду не имеется. При этом истцы с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренды в порядке, предусмотренном административным регламентом, не обращались, поскольку проектная документация лесного участка не утверждена, решение о предварительном согласовании представления земельного участка не принято. Оснований для удовлетворения иска в части возложения обязанности заключить договора аренды участка не имеется.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные документы, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено документально, ФИО1 и ФИО2 принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером <№>, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для эксплуатации базы отдыха «<данные изъяты>», площадью 45000 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, и дом <№>, назначение: нежилое здание, площадью 138,2 кв.м., с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, на основании договоров купли-продажи земельного участка от <дата> № <№>, заключенного с ОАО «<данные изъяты>».

На вышеуказанном земельном участке расположена база отдыха «<данные изъяты>» с домами отдыха, хозяйственными постройками. Указанная база отдыха имеет отдельную ЛЭП и трансформаторную подстанцию.

Как следует из искового заявления, пояснений представителя истца часть занимаемого под базу отдыха земельного участка относится к землям лесного фонда, в частности на территории лесного фонда расположен дом с кадастровым номером <№> и линия ЛЭП.

Судом установлено, что ФИО1 в <дата> и <дата> году неоднократно обращался в Департамент лесного комплекса с заявлением об утверждении проектной документации и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду в границах земель лесного фонда.

В соответствии со ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со ст. ст. 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков. Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п. 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п. 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ).

Судом установлено, что письмом заместителя начальника Департамента от <дата> ФИО1 было отказано в утверждении проектной документации и предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда по причине несоответствия проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 54 от 03.02.2017 «Об утверждении требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки», было указано на то, что необходимо доработать в проектной документации.

Указанный отказ ФИО1 не оспаривался. В <дата> года ФИО1 вновь обратился в Департамент с вышеуказанным заявлением.

Письмом и.о. начальника Департамента от <дата> №ХХХ было отказано в утверждении проектной документации и предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда на основании Распоряжения Правительства российской Федерации № 849-р от 27.05.2013 «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов», со ссылкой на отсутствие возможности использования данного лесного участка, находящегося в особо защитном участке, с целью осуществления рекреационной деятельности под нежилым зданием.

Указанный отказ был обжалован ФИО1 в судебным порядке. В процессе рассмотрения дела административный истец отказался от административного иска, в связи с чем производство по делу было прекращено.

<дата> ФИО1 было подано заявление в Департамент о проектировании лесного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда с приложением проектной документации.

Письмом заместителя начальника Департамента от <дата> №<№> ФИО1 возвращена проектная документация на доработку без утверждения, в связи с несоответствием проектной документации подп. 2.9.2 п. 2.9. Административного регламента предоставления государственной услуги по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда Департаментом, утвержденным постановлением Губернатора Вологодской области от 23.05.<дата> № 272, а также несоответствия форме согласно приложению № 2 к Административному регламенту, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда.

Данный отказ ФИО1 не оспаривался в установленном порядке и установленные сроки.

<дата> ФИО1 вновь обратился в Департамент с соответствующим заявлением.

Письмом заместителя начальника Департамента от <дата> №ХХХ ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда в аренду в Череповецком муниципальном районе со ссылкой на несоответствие заявления форме, утверждённой Административным регламентом, а также в связи с отсутствием проектной документации лесного участка.

Указанный отказ ФИО1 также не оспаривался.

<дата> истцы обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что отказы в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении проектной документации лесного участка нарушают их права на образование земельного участка, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности объект недвижимости и линия ЛЭП, необходимая для эксплуатации базы отдыха, а также на предоставление испрашиваемого участка в аренду.

Изучив представленные суду документы, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу, что законных оснований для возложения на ответчика обязанности принять решение об утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 0,8000 га. в <данные изъяты>, не имеется.

Отказы в утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, вынесенные ответчиком в <дата> году и <дата> году, истцами в установленном порядке и установленные сроки не оспаривались, был обжалован один отказ от <дата>, однако, истец впоследствии отказался от административного иска.

Из пояснений представителя истов и материалов дела установлено, что после июля <дата> года истцы в Департамент лесного комплекса Вологодской области с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка не обращались. А вместе с тем, проверка достаточности и комплектности представленных в целях осуществления данной государственной услуги документов, а также их содержания является прерогативой Департамента лесного комплекса Вологодской области, указанная обязанность должна быть исполнена уполномоченным органом при проверке всех документов и обстоятельств, имеющих значение для принятия законного решения.

Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (ст. ст. 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, суд не находит оснований при установленных обстоятельствах для принятия решения об обязании Департамента лесного комплекса Вологодской области принять решение об утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 0,8000 га. в <данные изъяты>.

При этом нарушения прав истцов суд не усматривает в данном случае и учитывает, что истцы не лишены возможности обратиться в уполномоченный орган в установленном порядке с вышеуказанным заявлением, приложив необходимые документы, а в случае отказа в утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, обжаловать его в установленном порядке.

Исковые требования о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, который не поставлен на кадастровый учет и не является существующим объектом недвижимости, удовлетворению также не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о возложении обязанности принять решение об утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 0,8000 га. в <данные изъяты>, заключить договор аренды вышеуказанного земельного участка без проведения торгов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Федина

Текст мотивированного решения составлен 03 сентября 2021 года.

Согласовано

Судья А.В. Федина