ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-502 от 01.02.2012 Тимирязевского районного суда (Город Москва)

                                                                                    Тимирязевский  районный  суд города Москвы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Тимирязевский  районный  суд города Москвы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Решение не вступило в законную силу

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2012 года Тимирязевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Севостьяновой С.В., с участием прокурора Васильевой Е.Ю., заявителей ФИО1, ФИО2, представителей избирательной комиссии ФИО3, ФИО4, при секретаре Тимофееве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-502/12 по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании незаконными решений рабочей группы избирательной комиссии муниципального образования о результатах проверки подписных листов, о признании незаконными решений избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Бескудниковское в г. Москве об отказе в регистрации кандидатами в депутаты муниципального Собрания, об обязании зарегистрировать в качестве кандидатов в депутаты муниципального Собрания,

УСТАНОВИЛ :

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением, в котором просят: признать незаконными решения рабочей группы избирательной комиссии муниципального образования о результатах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты муниципального собрания внутригородского муниципального образования Бескудниковское ФИО1 и ФИО2, оформленные итоговым протоколом от 20 января 2012 года; признать незаконными решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Бескудниковское в г. Москве № 5/1/27 от 24 января 2012 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Бескудниковское в городе Москве ФИО1» и № 5/1/33 от 24 января 2012 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Бескудниковское в городе Москве ФИО2»; обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Бескудниковское в г. Москве зарегистрировать ФИО1 и ФИО2 в качестве кандидатов в депутаты муниципального собрания внутригородского муниципального образования Бескудниковское в г. Москве.

Требования мотивированы тем, что заявителями были поданы в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Бескудниковское в г. Москве все необходимые документы для выдвижения и регистрации в качестве кандидатов в депутаты парламента Бескудниковского района в точном соответствии с требованиями избирательного законодательства, действующего на момент начала избирательной комиссии по выборам в парламент Бескудниковского района. При проведении выборов в депутаты парламента Бескудниковского района, назначенных на 04 марта 2012 года, действует Избирательный кодекс г. Москвы в редакции закона г. Москвы от 26 мая 2010 года. При проведении выборов в парламент Бескудниковского района не может применяться Избирательный кодекс г. Москвы в редакции закона г. Москвы от 02 ноября 2010 года № 50, поскольку избирательная компания по выборам в депутаты муниципального Собрания Бескудниково началась 09 декабря 2011 года, то есть до вступления в силу закона г. Москвы от 02 ноября 2011 года № 50 – 10 декабря 2011 года. К данным выборам подлежит применению Избирательный кодекс г. Москвы в редакции от 26 мая 2010 года. Однако в нарушение избирательного законодательства избирательная комиссия сначала признала недействительными все подписи избирателей, собранные в поддержку регистрации заявителей, оформив решение рабочей группы итоговыми протоколами от 20 января 2012 года, а затем приняла решения об отказе заявителям в регистрации в качестве кандидатов в депутаты парламента Бескудниковского района по надуманным основаниям. В соответствии с итоговыми протоколами все подписи избирателей – 45 у ФИО5, 46 - у ФИО2, были признаны недействительными на основании п. 9 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса. Согласно данному пункту Избирательного кодекса в редакции от 26 мая 2010 года, недействительными считаются подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения копии списка кандидатов городской комиссией. Заявителями указанные нарушения допущены не были, в связи с чем, итоговые протоколы являются незаконными. В качестве оснований отказа в регистрации кандидатами в парламент в решениях указано на следующее : отсутствие в документах заявителей протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде; изготовление подписных листов заявителей не за счет средств соответствующих избирательных фондов. Принятые решения являются незаконными. Так, у избирательной комиссии отсутствуют полномочия для организации и проведения выборов в муниципальное Собрание Бескудниковского района г. Москвы, в том числе полномочия о принятии решения о регистрации кандидатов, в связи с тем, что Московская избирательная комиссия не делегировала действующей ТИК Бескудниковского района г. Москвы полномочия избирательной комиссии муниципального образования, в соответствии с ч. 4 ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях». Действующая ТИК Бескудниковского района сформирована в декабре 2010 года сроком на 5 лет, а решение МГИК от 2003 года, наделяющее полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Бескудниковское ТИК Бескудниковского района, действующую до 2005 года. Таким образом, организация и проведение выборов в парламент Бескудниковского района, действующей ТИК незаконно. Незаконными также являются все действия и решения ТИК, принятые с превышением своих полномочий. Требование избирательной комиссии о предоставлении протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде незаконно, поскольку в п. 2 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса в редакции от 26 мая 2010 года отсутствует требование о предоставлении протокола в машиночитаемом виде. Кроме того, заявителями был предоставлен в избирательную комиссию протокол именно в машиночитаемом виде, поскольку предъявленная ими письменная форма протокола об итогах сбора подписей является машиночитаемой, поскольку она может быть сканирована, сфотографирована и иным образом распознана, то есть «читаема» машиной. Одним из оснований отказа в регистрации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Избирательным кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Вопреки ч. 1.1 ст. 37 Избирательного кодекса комиссия не уведомила их официально о вмененных нарушениях к оформлению документов. Во избежание разногласий заявителями 21 января 2012 года были представлены в комиссию протоколы об итогах сбора подписей в электронном виде на компакт-диске. Комиссия приняла данные диски, однако заявила о том, что не может приобщить их к документам. При таких обстоятельствах, в документах, представленных заявителями в избирательную комиссию содержатся компакт-диски, представленные в точном соответствии с ч. 1.1 ст. 37 Избирательного кодекса и отсутствуют основания для отказа в регистрации согласно п. 3 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса. Незаконно было отказано в регистрации со ссылкой на то, что подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда заявителей. На муниципальных выборах единственный документ, предоставляемый в комиссию и подтверждающий факт изготовления подписных листов за счет средств соответствующего избирательного фонда является первый финансовый отчет кандидата, в которых они указали суммы, потраченные на изготовление подписных листов. Заявители также пояснили членам комиссии, что указанная в финансовом отчете денежная сумма была снята с соответствующего избирательного счета и потрачена на приобретение бумаги формата А4 и ручки, с помощью которых заявители самостоятельно напечатали подписные листы на личных принтерах. Членам комиссии были предоставлены на обозрение кассовые чеки, подтверждающие факт приобретения необходимых технических средств для изготовления подписных листов. Однако, не смотря на это, комиссия незаконно признала все собранные ими подписи недействительными. При отказе в регистрации заявителям комиссией не было учтено положение ч. 10 ст. 37 Избирательного кодекса, согласно которой не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Для регистрации заявителей в качестве кандидатов требовалось представить менее 200 подписей. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Ни одна из подписей заявителей не была признана недостоверной. Таким образом, заявителям не могло быть отказано в регистрации по основанию, указанному в п. 5 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса.

Заявители ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание явились, доводы заявления поддержали в полном объеме.

Представители избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Бескудниковское в городе Москве ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание явились, против заявления возражали, полагая его не обоснованным.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшей заявление подлежащим отклонению, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Как указано в п. 6 ст. 87 Закона г. Москвы от 06 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» (далее ИК г. Москвы), решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 86 настоящего Кодекса, по заявлению зарегистрировавшей кандидата, городской (муниципальный) список кандидатов избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, городской (муниципальный) список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 20-22 статьи 37 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что решением Московской городской избирательной комиссии № 3/5-5 от 28 августа 2003 года полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию Бескудниковского района по обращению муниципального Собрания «Бескудниковский» от 21 августа 2003 года № 291/3.

Решением от 06 декабря 2010 года № 75/13 сформирован состав ТИК Бескудниковского района, который в последствии изменялся, в том числе решением МГИК от 29 декабря 2011 года № 15/11 освобожден от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии Бескудниковского района с правом решающего голоса ФИО6 Решением от 19 января 2012 года № 17/2 председателем ТИК Бескудниковского района назначен ФИО4

Довод заявителей в той части, что у ТИК Бескудниковского района г. Москвы отсутствуют полномочия для организации и проведения выборов в муниципальное Собрание Бескудниковского района г. Москвы является несостоятельным.

В соответствии с п. 4 ст. 24 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.

Как указано в п. 2.4 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центризбиркома РФ от 17.02.2010 г. № 192/1337-5, срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава. Если в решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии.

Таким образом, поскольку избирательной комиссией субъекта РФ на основании соответствующего обращения представительного органа муниципального образования Бескудниковское в г. Москве принято решение о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию без указания срока этих полномочий, ТИК Бескудниковского района г. Москвы исполняет возложенные полномочия до того момента, пока решение МГИК от 28 августа 2003 года не будет отменено, срок ее полномочий не зависит от сроков формирования нового состава ТИК. При таких обстоятельствах формирование 06 декабря 2010 года нового состава территориальной комиссии Бескудниковского района не влияет на исполнение этой комиссией функций избирательной комиссии муниципального образования и не требует принятия нового решения о наделении этими полномочиями.

Решением муниципального Собрания ВМО Бескудниковское в г. Москве от 08 декабря 2011 года № 9/1 назначены выборы депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Бескудниковское в г. Москве на 04 марта 2012 года (л.д.113), опубликованное в газете «Муниципальные новости Бескудниково», подписанной к печати 09 декабря 2011 года. В этой же газете опубликовано решение избирательной комиссии ВМО Бескудниковское в г. Москве от 09 декабря 2011 года № 2 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов» (л.д.115), согласно которому количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по избирательному округу № 2 составляет 41, по 3 избирательному округу – 42.

Как указано в п. 2 ст. 29 ИК г. Москвы выдвижение кандидатов в депутаты Московской городской Думы, кандидатов в депутаты муниципального Собрания по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам начинается не ранее дня официального опубликования соответствующей схемы избирательных округов и осуществляется в течение 30 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов.

23 сентября 2009 года избирательной комиссией ВМО Бескудниковское в г. Москве принято решение об определении схемы избирательных округов по выборам депутатов муниципального Собрания ВМО Бескудниковское в г. Москве. Решением муниципального Собрания ВМО Бескудниковское в г. Москве от 17 ноября 2011 года № 8/5 утверждена и опубликована в газете «Муниципальные новости Бескудниково», подписанной к публикации 18 ноября 2011 года, схема избирательных округов по выборам депутатов муниципального Собрания ВМО Бескудниковское в г. Москве.

В соответствии со ст. 30 ИК г. Москвы самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов, или вышестоящей избирательной комиссии в порядке, установленном статьей 32 настоящего Кодекса.

Порядок уведомления о самовыдвижении регламентирован ст. 32 ИК г. Москвы, согласно пунктам 1, 3, 9, 11 которой :

«1. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а если кандидат является депутатом, - сведения об этом.

3. Вместе с заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и источниках доходов кандидата (каждого кандидата из городского (муниципального) списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из городского (муниципального) списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме установленной Федеральным законом, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законодательством.

9. Документы, указанные в частях 1, 3, 6 и 7 настоящей статьи, должны быть представлены в избирательную комиссию, на которую настоящим Кодексом возложены полномочия по регистрации кандидатов на соответствующих выборах, одновременно и в срок, указанный в статье 29 настоящего Кодекса.

11. Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать лицу, представившему документы, указанные в частях 1, 3, 6 и 7 настоящей статьи, письменное подтверждение получения этих документов, а также документ для открытия специального избирательного счета. Указанные подтверждение и документ выдаются незамедлительно после представления документов.»

Из материалов дела следует, что 22 декабря 2011 года ФИО1 обратился с заявлением в избирательную комиссию ВМО Бескудниковское в г. Москве, в котором уведомил о своем согласии баллотироваться в депутаты муниципального Собрания ВМО Бескудниковское в г. Москве по многомандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения. Одновременно с этим ФИО1 в заявлении указаны сведения о кандидате и представлены необходимые для выдвижения в качестве кандидата документы. Избирательной комиссией ФИО1 выдано подтверждение о получении указанных документов.

27 декабря 2011 года ФИО2 обратился с заявлением в избирательную комиссию ВМО Бескудниковское в г. Москве, в котором также уведомил о своем согласии баллотироваться в депутаты муниципального Собрания ВМО Бескудниковское в г. Москве по многомандатному избирательному округу № 3 в порядке самовыдвижения, указав в нем сведения о кандидате и представив необходимые для выдвижения документы. Избирательной комиссией ФИО2 выдано подтверждение о получении указанных документов.

Статьей 35 п. 2 ИК г. Москвы в редакции Закона от 02 ноября 2011 года предусмотрено, что для своей регистрации кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов одновременно представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме  , установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место);

4) первый финансовый отчет кандидата.

23 декабря 2011 года решением избирательной комиссии ВМО Бескудниковское в г. Москве № 4 утверждена форма протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты муниципального Собрания по многомандатным избирательным округам №№ 1,2,3, а также установлено, что протокол в машиночитаемом виде представляется на флэш-накопителе или CD – диске; файл в формате текстового или табличного редактора (word,excel).

Решением комиссии от того же числа за № 14 установлено количество подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты муниципального Собрания, подлежащие проверке в объеме 100% от числа подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидатов в депутаты по соответствующему многомандатному избирательному округу.

18 января 2012 года ФИО1 были представлены в избирательную комиссию документы необходимые для его регистрации в качестве кандидата в депутаты – первый финансовый отчет на 2 листах, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 7 листов в одной папке, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в 2 экземплярах, протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде сдан не был. О получении данных документов ФИО1 выдано подтверждение, подписанное не только представителем избирательной комиссии и заверенное печатью, но и самим заявителем.

В тот же день 18 января 2012 года ФИО2 представил в избирательную комиссию документы для его регистрации в качестве кандидата в депутаты – первый финансовый отчет на 2 листах, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 9 листов в одной папке, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в 2 экземплярах, протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде сдан не был. О получении данных документов ФИО2 выдано подтверждение, подписанное представителем избирательной комиссии и заверенное печатью, оно также подписано ФИО2

В соответствии с п.п. 1, 16 ст. 37 ИК г. Москвы регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, городского. Избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Аналогичные положения содержатся в ч. 1, 18 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

20 января 2012 года состоялось заседание рабочей группы избирательной комиссии по проверке подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты ФИО1, которой все 45 из представленных и проверенных подписей избирателей были признаны недействительными по основаниям, указанным в п. 9 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса.

В тот же день рабочей группой были проверены подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата ФИО2, из представленных и проверенных 46 подписей все 46 признаны недействительными по тем же основаниям – по п. 9 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса г. Москвы.

На заседании рабочей группы ФИО1 и ФИО2 присутствовали, копии итоговых протоколов получили и были извещены о времени и месте проведения заседания избирательной комиссии по вопросу их регистрации.

В соответствии с п.9 ч. 7 ст. 37 ИК г. Москвы недействительными признаются: все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 5 статьи 34 настоящего Кодекса - подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Аналогичные положения содержатся в ст. 38 ч. 6.4 п. и), ст. 37 ч. 5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

21 января 2012 года ФИО1 и ФИО2 представили в избирательную комиссию протоколы об итогах сбора подписей в электронном виде, содержащиеся на компакт-дисках и исправленные варианты первых финансовых отчетов.

Решением избирательной комиссии ВМО Бескудниковское в г. Москве от 24 января 2012 года № 5/1/27 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального Собрания ВМО Бескудниковского района в г. Москве по основаниям : по п. 3 ч. 2 ст. 37 ИК г. Москвы – отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении или регистрации кандидата, поскольку не представлен экземпляр протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде, необходимый в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 35 ИК г. Москвы и п. 16 ст. 37 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; по п. 5 ч. 20 ст. 37 ИК г. Москвы – недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (за исключением случая установленного частью 10 настоящей статьи), поскольку избирательная комиссия согласилась с решением рабочей группы по проверке подписных листов о признании всех подписей недействительными, так как подписные листы были изготовлены не за счет средств специального избирательного фонда кандидата. Из данного решения следует, что комиссией было рассмотрено заявление ФИО1 от 21 января 2012 года, в соответствии с ч. 1.1 ст. 37 ИК г. Москвы уточнения в первый финансовый отчет сочтены внесенными, приобщен уточненный финансовый отчет к документам, представленным для регистрации; протокол об итогах сбора подписей в электронном виде на компакт-диске не приобщен к документам, представленным ФИО1 для регистрации кандидатом в депутаты поскольку, на основании п. 2 ч. 2 ст. 35 ИК г. Москвы и п. 16 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимые документы представляются одновременно (вместе) в срок указанный в ст. 29 ИК г. Москвы. В решении отражено, что по объяснениям ФИО1 он приобрел за наличный расчет в книжном магазине пачку бумаги для офисной техники формата А4, из которой лично изготовил подписные листы, в качестве доказательства приобретения бумаги в магазине ФИО1 представил кассовый чек на обозрение рабочей группы, 45 подписей избирателей признаны недействительными, что составляет 100 % от числа представленных подписей.

Решением избирательной комиссии ВМО Бескудниковское в г. Москве от 24 января 2012 года № 5/1/33 ФИО2 отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального Собрания ВМО Бескудниковского района в г. Москве по основаниям : по п. 3 ч. 2 ст. 37 ИК г. Москвы, поскольку не представлен экземпляр протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде, необходимый в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 35 ИК г. Москвы и п. 16 ст. 37 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; по п. 5 ч. 20 ст. 37 ИК г. Москвы – недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (за исключением случая установленного частью 10 настоящей статьи), поскольку избирательная комиссия согласилась с решением рабочей группы по проверке подписных листов о признании всех подписей недействительными, так как подписные листы были изготовлены не за счет средств специального избирательного фонда кандидата. Из данного решения усматривается, что комиссией было рассмотрено заявление ФИО2 от 21 января 2012 года, в соответствии с ч. 1.1 ст. 37 ИК г. Москвы уточнения в первый финансовый отчет сочтены внесенными, приобщен уточненный финансовый отчет к документам, представленным для регистрации; протокол об итогах сбора подписей в электронном виде на компакт-диске не приобщен к документам, представленным ФИО2 для регистрации кандидатом в депутаты поскольку, на основании п. 2 ч. 2 ст. 35 ИК г. Москвы и п. 16 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимые документы представляются одновременно (вместе) в срок указанный в ст. 29 ИК г. Москвы. В решении отражено, что подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда, по объяснениям ФИО2 он приобрел за наличный расчет в книжном магазине пачку бумаги для офисной техники формата А4, из которой лично изготовил подписные листы, протоколом рабочей группы признаны недействительными 46 подписей избирателей, что составляет 100 % от числа представленных подписей.

Указанные выше решения получены заявителями в день их принятия.

Обращаясь в суд с данным заявлением ФИО1 и ФИО2 полагали, что применению в данном случае подлежит Избирательный кодекс г. Москвы в редакции Закона от 26 мая 2010 года, согласно которой не требовалось для выдвижения кандидата предоставлять протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде, поскольку изменения, внесенные 02 ноября 2011 года Законом г. Москвы № 50, вступили в силу 10 декабря 2011 года, то есть после дня публикации о назначении муниципальных выборов.

Суд не может согласиться с этим доводом.

Как указано в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при применении законодательства о выборах и референдумах необходимо учитывать следующее. Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Согласно ч.ч. 1,2 ст. 1 Федерального закона № 67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» данным Законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п.16 ст. 37 вышеуказанного Федерального закона в редакции от 23 июля 2011 года, то есть действующей на момент принятия решения о назначении муниципальных выборов на 04 марта 2012 года, вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде.

Суд считает противоречащей Закону позицию заявителей о том, что к возникшим правоотношениям положения Избирательного кодекса г. Москвы подлежат применению только в части выдвижения и регистрации кандидатов, а в остальной части - подлежат применению положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Изменениями, внесенными в Избирательный кодекс г. Москвы Законом города от 02 ноября 2011 года № 50, приводилось избирательное законодательство субъекта в соответствие с федеральным законодательством.

Поскольку Федеральный закон № 67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеет прямое действие и подлежит применению на всей территории РФ, для регистрации в качестве кандидатов заявители должны были предоставить в избирательную комиссию одновременно все необходимые документы, в том числе протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде.

Согласно п. 20 подп. 3 ст. 37 ИК г. Москвы (аналогичные положения содержатся в ст. 38 п. 24 подп. «в» Федерального закона № 67-фз) основанием отказа в регистрации кандидата является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Как следует из подтверждений о получении от заявителей документов необходимых для регистрации в графе 3.1 «наименования документов» указано, что протокол об итогах сбора подписей избирателей должен быть представлен не только в двух экземплярах, но и в машиночитаемом виде, по форме, установленной комиссией. В данных подтверждениях отражено, что от ФИО1 и ФИО2 получены итоговые протоколы в 2 экземплярах и только на бумажном носителе. Подтверждения подписаны самими заявителями, однако изложенная в нем информация была оставлена ими без внимания.

В ходе судебного заседания ФИО1 показал, что итоговый протокол в машиночитаемом виде не содержит в себе никаких дополнительно необходимых сведений, в связи с чем, его отсутствие не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата.

Суд не может согласиться с этим доводом, поскольку действующим законодательством машиночитаемый вариант итогового протокола предусмотрен в качестве обязательного при предоставлении документов необходимых для регистрации кандидата.

Ответственность за представление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата.

В соответствии с п.1.1 ст. 37 ИК г. Москвы при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Кодекса к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Кодекса.

Таким образом, пунктом 1.1 ст. 37 ИК г. Москвы предоставляется возможность кандидату уточнять и дополнять сведения, содержащиеся в документах за исключением подписных листов с подписями избирателей, исправлять недостатки в оформлении документов, исключая подписные листы, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Закона. В этой части заявители воспользовались своим правом, предоставив измененные первые финансовые отчеты. Однако, правом предоставлять не переданные своевременно необходимые документы, к которым относится и машиночитаемый текст итогового протокола, кандидаты действующим избирательным законодательством не наделены.

Поскольку в представленных заявителями документах сведения были указаны полно, с соблюдением требований законодательства к их оформлению, никакие дополнения и уточнения к ним, а также замену документов, необходимости осуществлять не было, в связи с чем, положения п. 1.1 ст. 37 ИК г. Москвы применен быть не может.

Изложенное подтверждается также и постановлением Центризбиркома РФ от 23.03.2007 № 203/1272-4 об утверждении разъяснений порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно п. 1 которых : В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) (аналогичные положения предусмотрены п. 1 ст. 37 ИК г. Москвы  ) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона (аналогичны пунктам 1,3 ст. 32 ИК г. Москвы  ), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 статьи 38 Федерального закона, либо при наличии решения политической партии, регистрация кандидата, списка кандидатов которой согласно пункту 16 статьи 38 Федерального закона осуществляется без сбора подписей и внесения избирательного залога. Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту "в" пункта 24 ( аналогиченп. 20 ст.37 ИК г. Москвы  ), подпункту "б" пункта 25, подпункту "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включенного в список кандидатов, - для исключения этого кандидата из списка кандидатов. Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.

В соответствии с положениями ст. 35 ИК г. Москвы необходимые для регистрации кандидата документы предоставляются одновременно, именно с этого момента у избирательной комиссии возникает обязанность, согласно п. 16 ст. 37 ИК г. Москвы, по проведению проверки соответствия порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принятию решения о регистрации кандидата либо об отказе в такой регистрации.

При таких обстоятельствах представление заявителями в избирательную комиссию уже после сдачи документов, необходимых для регистрации, 21 января 2012 года CD-диска с машиночитаемым текстом итогового протокола не может служить основанием для отмены оспариваемых решений избирательной комиссией.

Суд критически относится к доводу заявителей в той части, что отсутствие толкования понятия «машиночитаемый», являлось препятствием для представления итогового протокола в таком виде в избирательную комиссию. Решением избирательной комиссии форма итогового протокола была утверждена 23 декабря 2011 года, по этой установленной форме протоколы на бумажном носителе были представлены как ФИО1, так и ФИО2 среди документов необходимых для регистрации в качестве кандидатов. Избирательной комиссией в решении от 23 декабря 2011 года установлено также, что протокол в машиночитаемом виде представляется на флэш-накопителе или CD – диске; файл в формате текстового или табличного редактора (word,excel) (л.д.147,148). Предоставив в комиссию 21 января 2012 года текст на установленном избирательной комиссией носителе и в формате, подтверждает то обстоятельство, что заявителям было о предъявляемых требованиях. Кроме того, имея установленную комиссией форму итогового протокола заявители могли привести его в машиночитаемый вид.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решения избирательной комиссии в части отказа заявителям в регистрации их в качестве кандидатов в депутаты по основаниям отсутствия среди документов, представленных для регистрации кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Законом для регистрации являются законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 37 ч. 20 подп. 5 Избирательного кодекса г. Москвы (аналогичные положения содержатся в ст. 38 п. 24 подп. «д» Федерального закона № 67-фз) основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (за исключением случая установленного частью 10 настоящей статьи).

В силу ч. 10 указанной выше нормы при обнаружении среди проверяемых подписей избирателей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или при недостаточном для регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов количестве достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

По п. 9 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса г. Москвы (аналогичные положения содержатся в п. 6.4 ст. 38 ФЗ № 67) недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4-8 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 6 и 8 части 6 статьи 34 настоящего Кодекса, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 5 статьи 34 настоящего Кодекса (в статье 37 п. 5 ФЗ № 67).

Согласно п. 5 ст. 34 Избирательного кодекса г. Москвы (ст. 37 п. 5 ФЗ№ 67) подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.

Как указано в ч. 2 ст. 60 Избирательного кодекса г. Москвы гражданско-правовые договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением и юридическими лицами по таким гражданско-правовым договорам осуществляются только в безналичном порядке.

В соответствии с п. 3 подп. «а», п. 4 ст. 60 Федерального закона № 67-фз средства избирательных фондов, фондов референдума могут использоваться на: а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;

Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, с кампанией референдума, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке.

Из исправленных первых финансовых отчетов ФИО1 и ФИО2 следует, что на организацию сбора подписей ими было потрачено по 300 руб. Из материалов дела следует, что 26 декабря 2011 года ФИО1 со специального счета было снято 300 руб. В тот же день им были оплачены товары в ГУП «ОЦ» «МДК» «ДК в Бескудниково» по приобретению ручки шариковой стоимостью 51 руб., бумаги стоимостью 238 руб., а всего на 289 руб. 29 декабря 2011 года ФИО2 со специального счета сняты 300 руб., в тот же день в том же ГУП «ОЦ» «МДК» «ДК в Бескудниково» им приобретены ручка шариковая и бумага общей стоимостью 298 руб.

Указанные расходы были оплачены юридическому лицу заявителями наличным расчетом, никакие либо свидетельства тому, что расчеты по гражданско-правовым договорам купли-продажи были произведены заявителями в безналичном порядке, отсутствуют, в связи с чем, рабочая группа приняла обоснованные решения по результатам проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты муниципального Собрания ВМО Бескудниковское в г. Москве от 20 января 2012 года о признании недействительными всех подписей избирателей в отношении каждого из заявителей и оснований для признания этих протоколов незаконными у суда не имеется. Соответственно выводы избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатами в депутаты заявителей по тем основаниям, что представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, являются обоснованными.

Исходя из содержания действующего избирательного законодательства, достоверными являются все подписи за исключением недостоверных и недействительных.

Действующее в этой области законодательство не содержит определения тому, что все подписи, которые не признаны не достоверными, являются достоверными.

Ссылка заявителей на то, что, ими предоставлено достаточное количество достоверных подписей и по этим основаниям решение избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидатов в депутаты подлежит отмене, не может быть признано обоснованным, поскольку все представленные ФИО1 и ФИО2 в поддержку для выдвижения в качестве кандидатов в депутатов подписи избирателей признаны недействительными, соответственно они не могут являться достоверными.

Согласно ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Таким образом, поскольку ФИО1 и ФИО2 не были представлены необходимые для их регистрации в качестве кандидатов документы, а также ими не представлено достаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидатами в депутаты, оснований для их регистрации в качестве кандидатов не имелось, принятые избирательной комиссией 24 января 2012 года решения об отказе в регистрации кандидатами в депутаты являются законным и обоснованными, в связи с чем, в удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2 следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 261, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

ФИО1, ФИО2 в удовлетворении заявления о признании незаконными решений рабочей группы избирательной комиссии муниципального образования о результатах проверки подписных листов от 20 января 2012 года, о признании незаконными решений избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Бескудниковское в г. Москве от 24 января 2012 года об отказе в регистрации кандидатами в депутаты муниципального Собрания, об обязании зарегистрировать в качестве кандидатов в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Бескудниковское в г. Москве – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения, путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.

Судья :