ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-502 от 20.01.2012 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

                                                                                    Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области  — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-502/12

Мотивированное решение изготовлено 20.01.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2012 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Ивановой Т.С.,

при секретаре Федяковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маськова В.Н. к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» об отмене приказов о снижении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, взыскании невыплаченной надбавки, компенсации морального вреда,

установил:

Маськов В.Н. обратился в Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга с иском к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» об отмене приказа ответчика о снижении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; обязании ответчика провести перерасчет ежемесячной надбавки за период с сентября (Дата обезличена) года по (Дата обезличена); взыскании невыплаченной части ежемесячной надбавки за указанный период; компенсации морального вреда; возмещении судебных расходов.

В обоснование исковых требований указал, что до (Дата обезличена) проходил службу в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Институт МВД).

С октября (Дата обезличена) до августа (Дата обезличена) ему приказом Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) была установлена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 105% должностного оклада.

Приказом Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) данная надбавка была снижена на 5% и вплоть до его увольнения по приказу Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) составляла 100% должностного оклада.

Полагал, что снижение ежемесячной надбавки произведено ответчиком в нарушение положений п. 8. ст. 1 Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (далее - Федеральный закон № 78-ФЗ), согласно которому, дополнительные выплаты, входящие в состав денежного довольствия сотрудников, включают в себя дифференцированную в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы, которая устанавливается в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти до 120 % оклада по занимаемой штатной должности.

Полагал, что в п. 8 ст. 1 указанного Федерального закона нормативно закреплен принцип определения размера указанной ежемесячной надбавки, согласно которому, её размер дифференцируется в зависимости только от состава сотрудников и местности прохождения службы. Указывал, что данный принцип также закреплен в п. 26 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14.12.2009 № 960 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Приказ МВД России № 960).

Согласно п., п. 25, 26, 27 Приказа МВД России № 960, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы выплачивается в размере до 120% от должностного оклада сотрудника; размер надбавки устанавливается дифференцированно в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы; в случае изменения условий, являющихся основанием для назначения надбавки, ее размер может быть изменен путем издания соответствующего приказа.

Полагал, что условия его службы изменены не были в связи с чем размер ежемесячной надбавки не мог быть изменен ответчиком.

Полагал также, что изменение размера ежемесячной надбавки могло быть произведено только при условии изменения состава сотрудников и (или) местности прохождения службы, что в его случае не имело места.

Также указывал, что в приказе Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) и приказе Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) сотрудникам одного состава проходящим службу в одной местности ответчиком были необоснованно установлены различные размеры ежемесячной надбавки.

Просил отменить приказ Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) и приказ Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен); обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы за период с сентября (Дата обезличена) года по (Дата обезличена) с учетом ежемесячной надбавки в размере 105% его должностного оклада и выплатить ему недополученную разницу; взыскать в ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере (данные изъяты) рублей 00 копеек; взыскать с ответчика в его пользу компенсацию судебных расходов в размере (данные изъяты) рублей 00 копеек (из которых (данные изъяты) рублей 00 копеек - расходы за совершение нотариальных действий, подтвержденные квитанцией (л.д. 48); (данные изъяты) рублей 00 копеек - проезд в общественном транспорте для участия в судебном заседании (документально не подтвержден)).

В обоснование своих требований представил в материалы дела:

- копию письма начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан о необходимости проведения проверки по заявлению Маськова В.Н. от (Дата обезличена) (Номер обезличен) (л.д. 8);

- копию ответа заместителя прокурора (...) района г.Екатеринбурга от (Дата обезличена) (Номер обезличен)ж-11 (л.д. 9);

- копию расчетных листов по заработной плате за август (Дата обезличена) (л.д. 10);

- квитанцию за совершение нотариальных действий на сумму (данные изъяты) рублей 00 копеек (л.д. 48).

В судебном заседании истец и его представитель, действующая на основании доверенности (л.д. 19) Беличенко Е.Б. исковые требования и доводы искового заявления поддержали, дополнительно указали, что ежемесячная надбавка носит компенсационный характер и зависит от стоимостного выражения всех льгот в натуральной форме, утраченных тем или иным составом сотрудников, проходящим службу в определенной местности. Поскольку стоимость товаров, работ, услуг (в том числе, транспортных, коммунальных и т.п.) за период с (Дата обезличена) год по (Дата обезличена) год в Российской Федерации в целом и в Свердловской области, в частности, увеличивалась, ответчиком неправомерно был снижен размер его ежемесячной надбавки на 5%.

Представитель ответчика Армянинова А.В., действующая на основании доверенности (л.д. 20) с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении по следующим основаниям.

Полагала, что размер ежемесячной надбавки, установленной истцу приказом Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) и приказом от (Дата обезличена) (Номер обезличен) (100% должностного оклада) соответствует положениям Федерального закона № 78-ФЗ и положениям п. 25 Приказа МВД России (Номер обезличен), т.к., данный размер не ниже 120 % оклада по занимаемой штатной должности и определен приказом руководителя Института МВД.

Указала, что различие в размерах ежемесячных надбавок сотрудников в приказах Института МВД № 562 от (Дата обезличена) и от (Дата обезличена) (Номер обезличен) обусловлено разницей в составе сотрудников, т.е. разницей в занимаемых сотрудниками должностях, что предусмотрено Федеральным законом № 78-ФЗ и Приказом МВД России № 960.

Снижение размеров ежемесячной надбавки истцу и другим сотрудникам произведено в связи со снижением размеров лимитов бюджетных обязательств, доведенных до ответчика в 2010 году, что привело к снижению финансирования должностных окладов и надбавок к ним.

Полагала, что компенсационный характер установленной истцу ежемесячной надбавки соблюден.

В обоснование своих возражений представила на обозрение суда оригиналы, а в материалы дела надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

- расходное расписание (Номер обезличен) от (Дата обезличена), введенное в действие (Дата обезличена), согласно которого до Института МВД были доведены лимиты бюджетных обязательств по каждому из кодов расходов по бюджетной классификации, а всего доведено на текущий финансовый год денежных средств на сумму 318 003 600 рублей 00 копеек (л.д. 21-22);

- расходное расписание (Номер обезличен) от (Дата обезличена), введенное в действие (Дата обезличена), согласно которого до Института МВД были доведены сниженные лимиты бюджетных обязательств на сумму 12 373 100 рублей 00 копеек (л.д. 23-24);

- приказ от (Дата обезличена) (Номер обезличен) л/с об увольнении истца (л.д. 25-26);

- приказ от (Дата обезличена) (Номер обезличен) л/с о назначении истца на должность (л.д. 27-28);

- выписку из журнала (Номер обезличен) учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним сотрудников УрЮИ МВД России (л.д. 29-31);

- копии расчетных листов по заработной плате истца (л.д. 32-39);

- справки по личному составу о выплатах, произведенных истцу в период работы (л.д. 40-41);

- выписка из приказа Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) об установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам института (л.д. 42), согласно которому, истцу была установлена ежемесячная надбавка в размере 105% от должностного оклада с (Дата обезличена);

- выписка из приказа Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) об установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам института (л.д. 44), согласно которому, истцу была установлена ежемесячная надбавка в размере 100% от должностного оклада с (Дата обезличена);

- выписка из приказа Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) об установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам института (л.д. 43), согласно которому, истцу была установлена ежемесячная надбавка в размере 100% от должностного оклада с (Дата обезличена);

- письмо временно исполняющей обязанности начальника финансово - экономического департамента МВД России от (Дата обезличена) (Номер обезличен) о том, что с учетом расходов на проезд в общественном транспорте, размеров налогов на землю и имущество физических лиц, с учетом статистических данных Минтранса России, уровня должностных окладов сотрудников, установленных районных коэффициентов, получателям бюджетных средств рекомендовано устанавливать размеры ежемесячной надбавки в размере 105% от должностных окладов, а для отдельных категорий сотрудников - до 120% (л.д. 45);

- справки о доходах физического лица по форме 2 НДФЛ за 2010, 2011 годы.

Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) льготы и социальные гарантии, которыми граждане пользовались в натуральной форме, были заменены на денежные компенсации.

Согласно п. 8 ст. 1 Федерального закона № 78-ФЗ в редакции Федерального закона № 122-ФЗ, дополнительные выплаты сотрудникам состоят, в том числе из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120% оклада по занимаемой штатной должности.

Судом установлено, что правоотношения сторон до 06.03.2010 в части установления ежемесячной надбавки регулировались Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.12.2004 № 795 (в редакции от 26.05.2009) «О выплате сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы». 07.03.2010 вступил в силу Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14.12.2009 № 960 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (Приказ МВД России № 960).

В Федеральном законе № 78-ФЗ закреплен принцип определения размера указанной ежемесячной надбавки, в соответствии с которым ее размер дифференцируется в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы.

Судом установлено, что дифференциация размеров ежемесячной надбавки в приказе Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) и в приказе от (Дата обезличена) (Номер обезличен) правомерно произведена ответчиком в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы. Приказы (оригиналы) в полном были представлены ответчиком на обозрение суда, истца и его представителя.

Представитель ответчика дала пояснения относительно разницы размеров ежемесячной надбавки, установленной сотрудникам в данных приказах, пояснив, что разница в размерах ежемесячной надбавки, установленной истцу и другим сотрудникам обусловлена составом сотрудников: рядовой и младший начальствующий состав, средний и старший начальствующий состав, высший начальствующий состав.

Судом установлено, что состав сотрудников правомерно определен ответчиком в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» в редакции, действующей на момент издания приказа Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) и приказа от (Дата обезличена) (Номер обезличен) (рядовой и младший начальствующий состав, средний и старший начальствующий состав, высший начальствующий состав).

Судом установлено, что дифференциация размеров ежемесячной надбавки сотрудникам в указанных приказах Института МВД не производилась ответчиком по иным, кроме состава сотрудников и местности прохождения службы, основаниям.

Суд полагает, что размер ежемесячной надбавки истцу и другим сотрудникам Института МВД правомерно снижен приказом от (Дата обезличена) (Номер обезличен) и приказом от (Дата обезличена) (Номер обезличен) по следующим основаниям.

Согласно п. 4, п. 5, п. 6 Приказа МВД № 960, надбавки устанавливаются сотрудникам приказами руководителей подразделений, имеющих право назначения на должность с указанием конкретных размеров для каждого сотрудника; в приказах указываются специальное звание, фамилия, имя, отчество, должность сотрудника, основания для установления надбавок; размер надбавок может быть изменен соответствующим приказом в случае изменения оснований и условий их установления.

Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, распорядитель бюджетных средств - Министерство внутренних дел Российской Федерации, распределило лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств в рамках выделенных бюджетных средств. Согласно ст. ст. 296, 297 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись и финансирование расходов сверх утвержденных лимитов влечет наложение административных штрафов на руководителей государственных органов, в связи с чем, Министерством внутренних дел Российской Федерации были приняты решения о снижении финансирования в рамках выделенных бюджетов, что привело к соответствующему снижению размеров лимитов бюджетных обязательств, в том числе, для ответчика.

Доведенные до ответчика лимиты бюджетных обязательств - это, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Согласно указанным положениям Федерального закона № 78-ФЗ, Приказа МВД России № 960, Бюджетного кодекса Российской Федерации, выплата ежемесячной надбавки сотрудникам, содержащимся за счет средств федерального бюджета, производится на основании приказа руководителя, в размере до 120% должностного оклада, в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Ответчик в связи с доведенными до него сокращенными лимитами бюджетных обязательств был не вправе, а обязан принять меры к сокращению расходов по указанным в лимитах статьям расходов, согласно ст.ст. 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Факт снижения лимитов бюджетных обязательств, в том числе, по статьям расходов, направляемым на финансирование ежемесячных надбавок сотрудникам, подтверждается представленными в материалы дела расходными расписаниями (Номер обезличен) от (Дата обезличена) (л.д. 21-22) и (Номер обезличен) от (Дата обезличена) (л.д. 23-24).

Ссылка истца в исковом заявлении на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2009 № ГКПИ09-1513 о признании недействующим Приказа МВД РФ от 26.05.2009 № 408 «О внесении изменений в нормативный правовой акт МВД России» не обосновывает его требований, поскольку в данном решении Верховный Суд Российской Федерации признал недействующим Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.05.2009 № 408 «О внесении изменений в нормативный правовой акт МВД России», предписывающий при установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы дополнительно учитывать разъездной характер работы и связанные с ним затраты на проезд. Вследствие чего разъездной характер работы и связанные с ним затраты на проезд не учитывались ответчиком и иными лицами при установлении размеров ежемесячных надбавок сотрудникам с 2009 года. Предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в указанном решении являлся приказ, вводящий дополнительные критерии установления такой надбавки, который был отменен в 2009 году указанным решением Верховного Суда Российской Федерации и к отношениям сторон не применялся.

В представленных истцом в материалы дела копии письма начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан о необходимости проведения проверки по заявлению Маськова В.Н. от (Дата обезличена) (Номер обезличен) (л.д. 8) и копии ответа заместителя прокурора (...) района г.Екатеринбурга от (Дата обезличена) (Номер обезличен) (л.д. 9) также не содержится сведений об установлении в действиях (бездействии) ответчика нарушений прав истца.

На основании изложенного, суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении требований об отмене приказа Института МВД от (Дата обезличена) (Номер обезличен) и приказа от (Дата обезличена) (Номер обезличен); отказать в удовлетворении требования об обязании ответчика провести перерасчет ежемесячной надбавки за период с сентября (Дата обезличена) года по (Дата обезличена) и взыскании невыплаченной части ежемесячной надбавки за указанный период.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Судом не установлено, что неправомерными действиями (бездействием) ответчика, истцу причинен моральный вред, в связи с чем в удовлетворении данного требования суд полагает необходимым истцу отказать.

Истцом также заявлено ходатайство о возмещении ему судебных расходов.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В связи с тем, что в удовлетворении требований истцу отказано, суд также полагает необходимым отказать истцу во взыскании судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Маськову В.Н. к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» об отмене приказов ответчика о снижении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; обязании ответчика провести перерасчет ежемесячной надбавки за период с сентября (Дата обезличена) года по (Дата обезличена); взыскании невыплаченной части ежемесячной надбавки за указанный период; компенсации морального вреда; возмещении судебных расходов, отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение одного месяца с даты его принятия судом в окончательной форме.

Судья Иванова Т.С.