Саткинский городской суд Челябинской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Саткинский городской суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-502/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Сатка, Челябинской области 28 апреля 2011 года
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Грудновой А.В.
при секретаре судебного заседания Михайловой Е.Н.
с участием помощника прокурора Лоскутовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Бакальская Централизованная клубная система», Администрации Бакальского городского поселения о понуждении к исполнению закона,
У С Т А Н О В И Л:
Саткинский городской прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Бакальская Централизованная клубная система», а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности Администрации Бакальского городского поселения об устранении нарушений противопожарного законодательства, перечисленные в акте проверки отдела Государственного пожарного надзора Саткинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № в здании клуба по адресу: . В обоснование исковых требований указывает, что при проверке соблюдения требований законодательства о противопожарной безопасности было выявлено, что в здании клуба по адресу: имеются нарушения противопожарной безопасности, чем нарушаются права граждан на безопасные условия пребывания в указанном учреждении, угрозе их безопасности, угрозе пожара и его опасных факторов.
В судебном заседании помощник прокурора Лоскутова И.В. изменила исковые требования, просила обязать МУ «Бакальская централизованная клубная система» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании клуба по адресу: а именно: провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений, выполнить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; обеспечить объект наружным противопожарным водоснабжением; помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; установить систему дренчерного пожаротушения (водяная завеса) на сцене; эвакуационные пути и выходы оборудовать фосфоресцирующими знаками пожарной безопасности, выступающими из плоскости стен; провести огнезащитную обработку сгораемых конструкции сценической коробки, декораций, сценического и выставочного оформления; обеспечить объект вторым источником электроснабжения; определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности помещения с теплопроизводящей установкой; к работе с теплопроизводящей установкой не допускать людей, не прошедших специального обучения и не имеющих соответствующих квалификационных удостоверений. Обязать Администрацию Бакальского городского поселения разработать и представить на утверждение Совета Депутатов Бакальского городского поселения проект изменений в бюджет Бакальского городского поселения на ДД.ММ.ГГГГ по увеличению бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств в сфере пожарной безопасности в текущем финансовом году в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ, на сумму расходов, необходимых для реализации мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности в здании клуба.
Представитель ответчика МУ «БЦКС» директор Рязанов А.А., действующий на основании Устава, в судебном заседании исковые требования признал частично, согласен помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, эвакуационные пути оборудовать знаками пожарной безопасности, определить категорию пожарной опасности помещения; к началу нового отопительного обучить людей, занимающихся топкой печи, с выполнениями иных требований не согласен. Поскольку в клубе, согласно плану БТИ, нет сцены, то нет необходимости устанавливать систему дренчерного пожаротушения и проводить огнезащитную обработку сцены. Отсутствует техническая возможность выполнить прямую телефонную связь с подразделением пожарной охраны, обеспечить объект наружным противопожарным водоснабжением, обеспечить объект вторым источником электроснабжения. Требование о проведении огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений носит рекомендательный характер. Кроме того, Рязанов А.А. пояснил, что выполнение противопожарных мероприятий в клубе требует значительных финансовых затрат, что нецелесообразно при нулевой балансовой стоимости здания, у них нет финансовой возможности выполнить все противопожарные требования, на мероприятия в клуб приходит одновременно не более 50 человек, в связи с чем клуб нельзя признан объектом с массовым пребыванием людей. Все денежные средства, выделяемые на противопожарные мероприятия тратятся на ДК «Горняк» , финансирование деятельности клуба, в том числе выполнение противопожарных мероприятий, происходит за счет вырученных средств от коммерческой деятельности.
Представитель Администрации Бакальского городского поселения Спирченкова Т.Г., действующая на основании доверенности (л.д.28) в судебном заседании исковые требования, предъявленные к Администрации не признала, пояснила, что Администрация может представить на утверждение Совета Депутатов проект изменений в бюджет Бакальского городского поселения, однако для этого необходимо определить источник финансирования, денежных средств на финансирование противопожарных мероприятий в клубе в бюджете города нет, противопожарные мероприятия требуют значительных вложений.
Представитель третьего лица отдела Государственного пожарного надзора Саткинского муниципального района в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела, в материалах дела имеется уведомление (л.д.33), возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Выслушав доводы помощника прокурора, объяснения представителей ответчиков, показания специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные Саткинским городским прокурором требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2,3 ст.37 ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21декабря 1994 года руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с Уставом (л.д.7-8) и договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81-85) здание клуба по адресу: передано МУ «БЦКС» в оперативное управление.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Саткинского муниципального района по пожарному надзору ФИО8 в здании клуба по адресу: была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности и составлен Акт проверки № о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности (л.д.13).
В ходе проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; дренчерное пожаротушение (водяная завеса) на сцене отсутствует; категория взрывопожарной опасности помещения с теплопроизводящей установкой не определена; объект не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением; прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны отсутствует; эвакуационные пути и выходы не оборудованы фосфоресцирующими знаками пожарной безопасности; отсутствует второй источник электроснабжения; деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление не обработано огнезащитным составом; не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений; к работе с теплопроизводящей установкой допущены люди, не прошедшие специального обучения и не имеющие соответствующих квалификационных удостоверений.
Доказательств того, что МУ «БЦКС» предприняты все необходимые меры для устранения выявленных недостатков, в судебном заседании представителем ответчика не представлены. Представитель МУ «БЦКС» пояснил, что все выделяемые из бюджета денежные средства, направляются на финансирование противопожарных мероприятий в ДК «Горняк» , на нужды клуба деньги не выделяются.
В связи с многочисленными и существенными нарушениями требований пожарной безопасности, ставящими под угрозу жизнь и здоровье людей, уничтожение имущества, постановлением Саткинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ МУ «БЦКС» подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности здания клуба по адресу: сроком на 30 суток (л.д.40-44), ДД.ММ.ГГГГ директор учреждения привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ в виде штрафа в размере рублей (л.д.38,39), тем не менее, выявленные ранее нарушения не устранены до настоящего времени.
Доводы представителя ответчика МУ «БЦКС» о том, что риск пожарной опасности отсутствует, не освобождает ответчика от исполнения обязанностей, возложенных законодательством РФ по обеспечению пожарной безопасности в здании клуба. Требования ФЗ «О пожарной безопасности» и Правила пожарной безопасности, утвержденные приказом МЧС от ДД.ММ.ГГГГ № носят обязательный характер и должны исполняться юридическими лицами, на которые в соответствии с законом возложена ответственность за противопожарное состояние объектов.
Таким образом, является установленным, что невыполнение МУ «БЦКС» требований закона о проведении противопожарных мероприятий в помещении клуба, нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в помещении клуба на безопасные условия пребывания в учреждении, ставит под угрозу их жизнь, здоровье, безопасность и сохранность имущества как лиц, находящихся в клубе так и имущества, переданного учреждению в оперативное управление.
МУ «БЦКС», согласно Уставу, осуществляет культурно–досуговую деятельность, направленную на удовлетворение культурных потребностей населения и иных граждан, в том числе осуществляет подготовку и проведение вечеров, театральных представлений, танцевально – развлекательных, литературно- художественных, выставочных, концертных, игровых программ, вечеров отдыха, кино-видео показов. Представителем МУ «БЦКС» не оспаривается, что на культурных мероприятиях в клубе собираются около 50 человек, следовательно, в соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности, клуб является помещением с массовым пребыванием людей, где должен быть выполнен весь комплекс противопожарных мероприятий, с целью ликвидации угрозы пожара, его опасных факторов для жизни и здоровья людей, сохранности имущества учреждения.
Доводы представителя МУ «БЦКС» об отсутствии достаточных денежных средств для осуществления противопожарных мероприятий в помещении клуба , не являются основанием для освобождения от исполнения требований законодательства РФ в части противопожарной безопасности. В судебном заседании представитель МУ «БЦКС» пояснил, что все выделяемые из бюджета денежные средства направляются на финансирование противопожарных мероприятий в ДК «Горняк» , в связи с чем деньги на устранений нарушений в клубе отсутствуют. Указанные доводы свидетельствуют о сознательном нарушении со стороны МУ «БЦКС» требований законодательства РФ, не смотря на то, что требования отдела государственного пожарного надзора Саткинского муниципального района об устранении нарушений пожарной безопасности в адрес МУ «БЦКС» выносятся регулярно (л.д.45-54), в установленные сроки предписания об устранении нарушений систематически не выполняются, денежные средства на устранения нарушений не выделяются.
Доводы представителя МУ «БЦКС» о том, что в клубе, согласно плану БТИ, нет сцены, следовательно нет необходимости устанавливать систему дренчерного пожаротушения и проводить огнезащитную обработку сцены, не обоснованы. Допрошенная в ходей судебного заседания в качестве специалиста ФИО9, показала и представителем ответчика данный факт не оспаривался, что в зрительном зале имеется подиум, поднятый над уровнем пола на 40 см., он отделен от зрительного зала занавесом, на подиуме выступают артисты, проходят представления, с него есть выход в помещение для переодевания артистов, следовательно, указанный подиум является сценой, что влечет за собой выполнение всех необходимых противопожарных мероприятий. При указанных обстоятельствах, отсутствие на плане БТИ, составленном по данным инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.106), сцены не освобождает от выполнения противопожарных мероприятий, связанных с фактическим наличием сценической коробки и проведением на ней мероприятий с присутствием декораций, сценического оформления и сценических костюмов.
Доказательств того, что отсутствует техническая возможность выполнить прямую телефонную связь с подразделением пожарной охраны, обеспечить объект наружным противопожарным водоснабжением, обеспечить объект вторым источником электроснабжения, представителем МУ «БЦКС» не представлено.
На основании изложенного требования прокурора, заявленные к МУ «БЦКС» о понуждении к исполнению закона подлежат удовлетворению в полном объеме.
Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в частности, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Собственником имущества, в том числе и здания клуба в , согласно п. 1.6 Устава МУ «БЦКС» является Администрация Бакальского городского поселения, что также подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д.55). В соответствии с п. 3.1. Устава, учреждение финансируется за счет средств местного бюджета, доходов от коммерческой деятельности, капитальных вложений и дотаций из бюджета, безвозмездных пожертвований юридических и физических лиц (л.д.116).
Согласно расчету МУ «БЦКС», стоимость выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий в клубе в , составляет рублей (л.д.19-21). Из сметы расходов бюджетных средств МУ «БЦКС» на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25) на финансирование противопожарных мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ выделено рублей, по рублей в первом и втором квартале, указанные средства, согласно объяснениям представителя учреждения, будут направлены на устранение нарушений в ДК «Горняк» . Таком образом, анализируя размер необходимых и выделяемых из бюджета денежных средств на выполнение противопожарных мероприятий, суд приходит к выводу, что указанные мероприятия финансируются Администрацией Бакальского городского поселения в недостаточном для устранения всех нарушений, объеме. Данное обстоятельство приводит к увеличению сроков выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий, в результате сохраняется пожарная угроза жизни и здоровья граждан, находящихся в клубе, угроза уничтожения или повреждения муниципального имущества и объекта, имеющего большое социальное значение для населения .
Согласно пункта 9 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Поскольку администрация Бакальского городского поселения является собственником имущества, переданного в оперативное управление МУ «БЦКС», обязана в силу Федерального закона N 131-ФЗ обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно п. 2 статьи 14 названного Закона администрация Бакальского городского поселения вправе решать вопросы местного значения за счет собственных доходов местного бюджета.
Отсутствие возможностей решать вопросы местного значения (в частности обеспечение первичных мер пожарной безопасности), принимая для этого все зависящие от администрации Бакальского городского поселения меры, из материалов дела не усматривается. Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, своевременное финансирование мер пожарной безопасности могло быть достигнуто с учетом грамотного и рационального подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей в области соблюдения требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Бюджетного Кодекса, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В соответствии со ст. 22 Устава Бакальского городского поселения (л.д.64 оборот), выборным органом местного самоуправления является Совет депутатов, исполнительно - распорядительным органом является Администрация Бакальского городского поселения. К исключительной компетенции Совета депутатов Бакальского городского поселения относится утверждение бюджета. Нормативные правовые акты Совета депутатов, предусматривающие изменение расходов из средств бюджета могут быть вынесены на рассмотрение Совета Главой Бакальского городского поселения или при наличии его заключения (ст.25 Устава). Глава Бакальского городского поселения возглавляет работу Администрации Бакальского городского поселения и выносит на рассмотрение Совета депутатов проекты нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления, принятие которых входит в компетенцию Совета депутатов (ст. 35 Устава).
Поскольку финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования, вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности") и, учитывая, что Администрацией Бакальского городского поселения не предпринимаются необходимые меры для достаточного финансирования противопожарных мероприятий, в том числе в помещении клуба в МУ «БЦКС», на Администрацию Бакальского городского поселения должна быть возложена обязанности разработать и представить на утверждение Совета Депутатов Бакальского городского поселения проект изменений в бюджет Бакальского городского поселения на ДД.ММ.ГГГГ по увеличению бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств в сфере пожарной безопасности в текущем финансовом году в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ, на сумму расходов, необходимых для реализации мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности в здании клуба по адресу: .
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Бакальская Централизованная клубная система», Администрации Бакальского городского поселения о понуждении к исполнению закона удовлетворить.
Обязать Муниципальному учреждению «Бакальская Централизованная клубная система» устранить нарушения пожарной безопасности в здании клуба по адресу: а именно: провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений, выполнить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; обеспечить объект наружным противопожарным водоснабжением; помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; установить систему дренчерного пожаротушения (водяная завеса) на сцене; эвакуационные пути и выходы оборудовать фосфоресцирующими знаками пожарной безопасности, выступающими из плоскости стен; провести огнезащитную обработку сгораемых конструкции сценической коробки, декораций, сценического и выставочного оформления; обеспечить объект вторым источником электроснабжения; определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности помещения с теплопроизводящей установкой; к работе с теплопроизводящей установкой не допускать людей, не прошедших специального обучения и не имеющих соответствующих квалификационных удостоверений.
Обязать Администрацию Бакальского городского поселения разработать и представить на утверждение Совета Депутатов Бакальского городского поселения проект изменений в бюджет Бакальского городского поселения на ДД.ММ.ГГГГ по увеличению бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств в сфере пожарной безопасности в текущем финансовом году в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ, на сумму расходов, необходимых для реализации мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности в здании клуба по адресу: .
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с подачей жалобы через Саткинский городской суд.
Председательствующий /подпись/ Груднова А.В.
ВЕРНО:
Судья: Груднова А.В.
Секретарь: Гарипова Е.Е.
Решение вступило в законную силу «____» ___________ 2011 года.
Судья: Груднова А.В.