ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5020/20 от 06.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД:59RS0004-01-2020-007110-38

Дело № 2-5020/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2020 года г.Пермь

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Шабалиной И.А.,

при секретаре Апкиной А.А.,

с участием истца Комаровой А.В.,

представителя истца Блажина Е.Б.,

представителя ответчика Змеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комаровой А.В. к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А.Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Комарова А.В. обратилась с иском к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А.Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации с требованиями о признании бездействия приемной комиссии ФГБОУ ВО ПГМУ им. «Академика Е.А.Вагнера», а также технической поддержки веб-сайта psma.ru при наличии не корректной работы данного веб-сайта в части взаимодействия с абитуриентом Комаровой А.В. незаконным; восстановлении нарушенных прав и законных интересов абитуриента, а именно на основании заявления принять у прошедшей конкурс для зачисления в ФГБОУ ВО ПГМУ им «Академика Е.А.Вагнера» Комаровой А.В. документы для зачисления и зачислить для прохождения обучения.

В обоснование требований указано, что в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А.Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации являясь абитуриентом обратилась Комарова А.В. в качестве абитуриента. Предварительно между Министерством здравоохранения пПрмского края и абитуриентом был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГп о целевом обучении по образовательной программе высшего образования при поступлении на обучение в пределах установленной квоты приема на целевое обучение. Для подачи документов абитуриент использовала официальный электронный портал ПГМУ – интернет ресурс «<данные изъяты>» (далее-веб-сайт). ДД.ММ.ГГГГ абитуриент зарегистрировалась в личном кабинете веб-сайта ПГМУ и ДД.ММ.ГГГГ направила через личный кабинет заявление о зачислении приложив необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ от ПГМУ абитуриенту по электронной почте пришло уведомление о том, что заявление не принято, т.к. дополнительно необходимо предоставить фотокопии приложений к документу об образовании. ДД.ММ.ГГГГ абитуриент дополнил свое заявление фотокопиями приложений к документу об образовании и повторно направила заявление на зачисление в приемную комиссию ПГМУ. Данное заявление рассмотрено приемной комиссией ПГМУ. ДД.ММ.ГГГГ от приемной комиссии абитуриенту на электронную почту пришел ответ – заявление на зачисление принято, . ДД.ММ.ГГГГ абитуриент в личном кабинете увидела сообщение «заявление принято приемной комиссией ПГМУ. Теперь вы можете подать согласие на зачисление или отозвать его» Абитуриент поняла слово «теперь» как предложение (разрешение) подать согласие на зачисление в ПГМУ. В сообщении конкретные сроки для подачи согласия указаны не были. ДД.ММ.ГГГГ абитуриент используя активную кнопку в личном кабинете, отправила свое согласие на зачисление в ПГМУ. Позже поданное абитуриентом заявление было отображено в конкурсном списке на веб-сайте ПГМУ. Абитуриент заняла место в списке кандидатов на зачисление по баллам из возможных мест, следовательно прошла отбор кандидатов по набранным баллам для зачисления на обучение в ПГМУ. ДД.ММ.ГГГГ на веб-сайте ПГМУ появилось объявление о необходимости подать «согласие» на зачисление в ПГМУ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Также абитуриент обнаружила, что в списке на зачисление в ее графе проставлен «-». Для разъяснения ситуации связалась с приемной комиссией, где пояснили, что согласие принято приемной комиссией и ей не о чем беспокоиться, на знак минус не стоит обращать внимания. ДД.ММ.ГГГГ на сайте ПГМУ в приказах о зачислении она в списках не значилась. Абитуриент с данной ситуацией обращалась в техническую поддержку электронного портала, приемную комиссию и ректору ПГМУ Корюкиной И.П., обращения не привели к какому-либо результату. Считает, что во время взаимодействия пользователя с веб-сайтом имело место не корректная работа данного веб-сайта при фактическом отсутствии надлежаей помощи абитуриенту от технической поддержки, приемной комиссии, ректора, когда такая поддержка необходима – позволяет ПГМУ манипулировать с зачислением абитуриентов. Указанное привело к нарушению прав и законных интересов абитуриента на этапе зачисления в ПГМУ для прохождения обучения. Поступление на обучение было целевым, обусловлено заключением договора от ДД.ММ.ГГГГп с Министерством здравоохранения Пермского края о целевом обучении, в связи с чем, абитуриент имела реальные намерения и возможность для поступления и обучения в ФГБОУ ВО ПГМУ им. «Академика Е.А.Вагнера». Со ссылкой на Закон РФ «Об образовании», Конституции РФ просит о восстановлении нарушенных прав.

Истец, в силу ст. 39 ГК РФ, уточнила исковые требования, указав что первый пункт рассматривает, как довод и основание, просит рассмотреть только второй пункт исковых требований, восстановить ее нарушенные права и законные интересы, а именно: на основании заявления , обязать принять ФГБОУ ВО ПГМУ имени «Академика Е.А.Вагнера» документы для зачисления у Комаровой А.В. , и зачислить для прохождения обучения на первый курс Педиатрического факультета, с учетом квоты приема на целевое обучение, на основании договора с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края «Городская клиническая поликлиника № 5».

Истец в судебном заседании доводы и требования искового заявления в уточненном варианте поддержала в полном объеме, дала подробные пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца в судебном заседании доводы и требования искового заявления поддержал, дал подробные пояснения, полагает, что права Комаровой А.В. нарушены некорректной работой веб-сайта университета, программа противоречит самим правилам приема Университета и разъяснениям, поэтому права истца подлежат защите и восстановлению, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.27-30), просила в удовлетворении иска отказать, пояснила, что подача согласия на зачисление возможна после модерации заявления и документов для поступления, может быть и в один день, но не одновременно с заявлением и документами.

Третье лицо ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника № 5» о месте и времени судебного заседания извещено (л.д. 104), представителя в судебное заседание не направило.

Третье лицо Министерство здравоохранения Пермского края о месте и времени судебного заседания извещено (л.д. 103), представителя в судебное заседание не направило, ранее представило отзыв на иск, из которого следует, что вопрос об удовлетворении исковых требований оставляют на усмотрение суда (л.д. 52).

Суд, выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, оценив доводы иска и доводы возражений на иск, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Статья 26 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), положения которой являются составной частью правовой системы Российской Федерации, провозглашает, что высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» п 2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся; п.3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов); п.4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

В пункте 9 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» установлена автономия образовательных организации, так определяя ее как самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 декабря 1999 года N 19-П, принцип автономии высших учебных заведений непосредственно не закреплен в Конституции Российской Федерации; вместе с тем он является основополагающим для деятельности высших учебных заведений и входит в число тех правовых принципов, на которых основывается государственная политика в области образования, определяются взаимоотношения государства и высших учебных заведений.

Предоставление указанной автономии образовательной организации не предполагает ее использования вопреки правам, гарантированным гражданам, обучающимся в образовательных организациях. Так, в частности, в силу части 4 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

В соответствии со ст. 28 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они вводят бесплатное и обязательное начальное образование, поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи, обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств, обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей, принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

«Руководством по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей приема на обучение на 2020/2021 учебный год)» (утвержденным Рособрнадзором) установлено, что Особенностями приема на обучение по программам ВО предусмотрена для зачисления на обучение подача поступающим заявления о согласии на зачисление тем способом, которым было подано заявление о приеме.

Особенностями приема на обучение по программам ВО предусмотрено также право поступающего отозвать ранее поданное заявление о согласии на зачисление посредством подачи заявления об отказе от зачисления тем способом, которым было подано заявление о согласии на зачисление.

Заявление о согласии на зачислении по программе бакалавриата, программе специалитета по очной и очно-заочной формам обучения в рамках контрольных цифр приема подается поступающим при подаче заявления о приеме и (или) в дни приема заявлений о согласии на зачисление, установленные пунктом 8 Особенностей приема на обучение по программам ВО. В иных случаях заявление о согласии на зачислении подается поступающим при подаче заявления о приеме и (или) в дни приема заявлений о согласии на зачисление, установленные организацией.

В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году приемная компания по приему на программы обучения в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А.Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее –университет) в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19) проходила в дистанционной форме, личный прием документов от абитуриентов приемной комиссией не осуществлялся.

Университетом были подготовлены следующие информационные ресурсы: официальный сайт Университета в сети интернет <данные изъяты>, портал для абитуриентов www.abit.psma.ru, на котором размещена информация для всех категорий поступающих, правила приема, согласно п. 41 Правил приема.

ДД.ММ.ГГГГ в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А.Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – университет) являясь абитуриентом обратилась Комарова А.В., которая для подачи документов использовала официальный электронный портал университета – интернет ресурс «psma.ru».

Первоначально поданные истцом документы не были приняты университетом, так как не прикреплен скан-фото второго разворота приложения к документу об образовании (л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ Комарова А.В. необходимые для поступления документы и заявление направила в университет в соответствии с п. 1 через веб-сайт «<данные изъяты>», «через личный кабинет поступающего».

Поданные Комаровой А.В. документы были приняты университетом и отображены в конкурсных списках на веб-сайте университета. Как следует из скрин-шота с сайта университета Комарова А.В. заняла место в списке кандидатов на зачисление по баллам на основании ЕГЭ имея баллов (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ от приемной комиссии Комаровой на электронную почту пришел ответ – заявление на зачисление принято, (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ Комарова А.В. в личном кабинете при наличии сообщения о том, что «заявление принято приемной комиссией ПГМУ. Теперь вы можете подать согласие на зачисление или отозвать его», поняла слово «теперь» как предложение (разрешение) подать согласие на зачисление в ПГМУ, поскольку в сообщении конкретные сроки для подачи согласия указаны не были.

ДД.ММ.ГГГГ Комарова А.В. используя активную кнопку в личном кабинете, отправила свое Согласие на зачисление в ПГМУ.

ДД.ММ.ГГГГ на веб-сайте ПГМУ появилось объявление о необходимости подать «согласие» на зачисление в ПГМУ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Также абитуриент обнаружила, что в списке на зачисление в ее графе проставлен «-».

ДД.ММ.ГГГГ на сайте ПГМУ в приказах о зачислении Комарова А.В. себя в списках не обнаружила.

Из переписки Комаровой А.В. с техподдержкой личного кабинета поступающего Университета следует, что на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ пришел ответ о том, что заявление на поступление принято ДД.ММ.ГГГГ., а согласие она отметила ДД.ММ.ГГГГ, так как она отметила согласие в неустановленные сроки, то ее согласие не рассматривается приемной комиссией (л.д. 12).

На обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой помочь, в котором она указывает, что в правилах приема сказано, что заявление о согласии нужно направлять в день подачи документов (что является невозможным, так как поданные документы несколько дней могут рассматриваться приемной комиссией) и или ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ оказалось не принятым (л.д. 17), приемная комиссия ПермГМУ ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что техническая комиссия предупредила ее (Комарову А.В.), что она нарушила п. 106 и 108 Правил приема (л.д. 13).

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Пермского края, Комаровой А.В., ГБУЗ Пермского края «Городская клиническая поликлиника № 5» (работодатель) заключен трехсторонний договор п о целевом обучении по образовательной программе высшего образования при поступлении на обучение в пределах установленной квоты приема на целевое обучение (л.д.8-10). Из данного договора следует, что Комарова А.В. поступает на целевое обучение в пределах установленной квоты приема на целевое обучение по образовательной программе в соответствии со следующими характеристиками обучения: код и наименование специальности: ДД.ММ.ГГГГ Педиатрия; уровень образования: специалитет; по очной форме обучения; наименование организации осуществляющей образовательную деятельность: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А.Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Данные обстоятельства установлены судом и представителем ответчика не оспариваются, достоверность сведений со скрин-шотов подтверждает.

Также истцом предоставлены: обращение Вр.И.О. губернатора Пермского края к ректору ФГБОУ ВО «ПГМА им.академика Е.А.Вагнера» Минздрава РФ (л.д. 85) и ответ на указанное письмо Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А.Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное ректором Корюкиной И.П. адресованного ВрИО губернатора Пермского края Махонину Д.Н. из которого следует, что учитывая сложную эпидемиологическую обстановку, особый характер приемной кампании ДД.ММ.ГГГГ, обращения абитуриентов ошибочно отозвавших заявление о приеме Университет для возможного разрешения сложившейся ситуации письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. обратился к учредителю Министерство здравоохранения Российской Федерации с просьбой о рассмотрении возможности открытия дополнительного приема на образовательные программы высшего образования (л.д. 79-80); ответ на обращение истца от Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций (л.д. 81), ответ на обращение истца из Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе (л.д. 82), ответ на обращение истца Министерства образования и науки Пермского края (л.д. 83-84). Ответ на обращение истца от Министерства здравоохранения РФ (л.д. 86-87).

В соответствии с п. 1.6 Устава (содержащегося в открытом доступе на сайте Университета - psma.ru) университет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере и настоящим уставом.

В соответствии с п. 3.1 Устава прием в Университет на обучение производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим уставом и ежегодными правилами приема, разрабатываемыми Университетом, принимаемыми ученым советом и утверждаемыми ректором Университета.

В силу п. 3.7 Устава прием на обучение в Университете по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц.

По общему правилу, которое установлено ч. 8 ст. 55 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ), следует, что порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования, перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При этом правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 9 ст. 55 Закона об образовании).

Согласно Правил приема граждан на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета в ФГБОУ ВО ПГМУ им.академика Е.А. Вагнера Минздрава России на ДД.ММ.ГГГГ учебный год (далее-Правила) установлено, что Правила разработаны на основании Приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

В ДД.ММ.ГГГГ году объявлен прием, в том числе, на направление подготовки: ДД.ММ.ГГГГ «педиатрия».

В рамках контрольных цифр выделены: квота приема на целевое обучение.

Пунктом 18.1 Правил установлены сроки приема документов по программам бакалавриата, программам специалитета:

Срок начала приема документов, необходимых для поступления – ДД.ММ.ГГГГ; срок завершения приема документов… - ДД.ММ.ГГГГ;

В качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний признаются результаты ЕГЭ по направлению подготовки ДД.ММ.ГГГГ «педиатрия»: химия, биология, русский язык.

Согласно п. 51 Правил для поступления на обучение поступающие подают заявление о приеме с приложением необходимых документов…

Согласно. П. 99 Правил по результатам приема документов и (или) вступительных испытаний Университет формирует отдельный список поступающих по каждому конкурсу.

Списки поступающих размещают на официальном сайте и на информационном стенде и обновляют ежедневно до издания соответствующих приказов о зачислении (п. 104 Правил).

В соответствии с п. 106.2 Правил для зачисления на обучение поступающий подает заявление о согласии на зачисление тем способом, которым было подано заявление о приеме.

Заявление о согласии на зачисление по программам бакалавриата, программам специалитета подается поступающим при подаче заявления о приеме и (или) в дни приема заявления о согласии на зачисление, предусмотренные пунктом 108 Правил (за исключением заявления о согласии на зачисление без вступительных испытаний, которое подается при подаче заявления о приеме).

Поступающий может по своему усмотрению подать указанное заявление в Университет не более двух раз. В день завершения приема заявлений о согласии на зачисление указанное заявление подается в Университет не позднее 18 часов по местному времени.

Поступающий вправе отозвать поданное заявление о согласии на зачисление посредством подачи заявления об отказе от зачисления тем способом, которым было подано заявление о согласии на зачисление.

В силу п. 107 Правил зачислению подлежат поступающие, подавшие заявление о согласии на зачисление. Зачисление проводят в соответствии с ранжированным списком до заполнения установленного количества мест.

Согласно п. 108 Правил при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по очной и очно-заочной формам обучения в рамках контрольных цифр процедуры зачисления проводятся в следующие сроки: 1) размещение списков поступающих на официальном сайте – ДД.ММ.ГГГГг.; 2) этап приоритетного зачисления – зачисление без вступительных испытаний, зачисление на места в пределах квоты…., и квоты приема на целевое обучение (далее –места в пределах квот):

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ осуществляется прием заявлений о согласии на зачисление от лиц, поступающих без вступительных, поступающих на места в пределах квот;

ДД.ММ.ГГГГ издается приказ (приказы) о зачислении лиц, подавших заявление о согласии на зачисление, из числа поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квот;…(л.д. 31-50).

Факт подачи Комаровой А.В. ДД.ММ.ГГГГ заявления с необходимыми документами в установленные Правилами сроки, прием данных документов Университетом и включение ее в список кандидатов на зачисление под номером 50, как указано выше, не оспаривается со стороны ответчиков.

Истцом в обоснование требований представлены: распечатка абонентских соединений из которой следует, что Комаровой А.В. ДД.ММ.ГГГГ был совершен звонок в приемную комиссию Университета, данный факт в судебном заседании представителем ответчика не оспаривался;

два заключения специалиста, старшего преподавателя ПГНИУ г.Перми Постаногова И.С. и в котором содержится анализ Правил приема граждан на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета в ФГБОУ ВО ПГМУ им.академика Е.А. Вагнера Минздрава России на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, из выводов которого следует, что исходя из прямого толкования правил следует, что поступающий может подать по своему усмотрению согласие на зачисление при подаче заявления о приеме и (или) в дни приема заявления о согласии на зачисление (п.106.2), не позднее часов по местному времени дня завершения приема заявлений о согласии на зачисление (п.106.1). В то же время, п. 108 для приемной комиссии Университета регламентирована процедура – поименованная «зачисление». ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ осуществляется прием заявлений о согласии на зачисление. Поступающий может подать заявление о согласии на зачисление в период времени начиная с момента подачи заявления о приеме (одновременно с ним) и не позднее 18 часов для завершения приема заявлений о согласии на зачисление; а также заключение специалиста-лингвиста Федоровой Н.В., которая сделала вывод о том, что обязанность по приему «заявлений о согласии на зачисление от лиц, поступающих без вступительных экзаменов, поступающих на места в пределах квот» в указанные даты (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг), приведенная в абзаце 2 п.п. 2 п. 108 Правил, возложена на университет.

Также представлены Правила приема граждан на обучение … на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, которые являются идентичными по содержанию имеющихся в материалах дела и в части касающейся предмета спора изложенных выше.

Ответчиком предоставлены следующие документы:

информация о зачислении по квоте приема на целевое обучение по специальности «Педиатрия», из которой следует, что от организации целевого заказа – Министерства здравоохранения Пермского края было зачислено человека, в связи с чем, незаполненных места в пределах квот были использованы как основные конкурсные места по тем же условиям поступления (л.д. 108);

приказ от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на 1 курс на места в пределах квот на 66 человек, из данного приказа следует, что на обучение были зачислены 66 человек с конкурсными баллами от 249 до 155 (л.д. 109-113);

Приказ от ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВО ПГМУ им.академика Е.А.Вагнера Минздрава России о внесении изменений в правила приема (л.д. 114-124);

приказ Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ об установлении квоты приема на целевое обучение для получения ВО за счет бюджетных ассигнований…. на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, из приложения которого следует, что квота на педиатрию на Пермский край составляет (л.д. 140);

приказ Министерства науки и высшего образования РФ от ДД.ММ.ГГГГ Об установлении контрольных цифр приема … за счет бюджетных ассигнований на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, из приложения которого следует, что квота на педиатрию всего мест по очной форме обучения (л.д. 142-144);

приказ Министерства науки и высшего образования РФ от ДД.ММ.ГГГГ « Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования…. на ДД.ММ.ГГГГ учебный год» (л.д. 145-150);

Разъяснения Министерства науки и высшего образования РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 125-139), из которого также следует, что особенностями приема документов на ДД.ММ.ГГГГ учебный год у поступающих осуществляется с использованием дистанционных технологий.

Следует особо отменить, что п. 8.1 разъяснений о сроках подачи заявления о согласии на зачисление указано, что согласно п. 14 Особенностей приема заявления о согласии на зачисление подается поступающим при подаче заявления о приеме и (или) в дни приема заявления о согласии на зачисление. Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ году устанавливается не день завершения приема заявления о согласии на зачисление, а дни приема заявления о согласии на зачисление. Поступающий может подать заявление о согласии на зачисление только в указанные дни (помимо дня подачи заявления о приеме);

а также предоставлена информация с портала для абитуриентов с сайта Университета (л.д. 151).

В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела имеются доказательства, бесспорно подтверждающие обстоятельства, изложенные истцом в обоснование предъявленных требований, поскольку пользовательский интерфейс, разработанный Университетом имел недостатки и фактически создал препятствия Комаровой А.В. для реализации ею права, гарантированного Конституцией РФ, о доступности высшего образования.

К данному выводу суд приходит на основании следующего:

Из анализа представленных доказательств и обстоятельств, установленных по делу, следует, что размещенный в сети интернет www.psma.ru, портал для абитуриентов www.abit.psma.ru, не соответствует разъяснениям Министерства науки и высшего образования РФ от ДД.ММ.ГГГГ, «Руководству по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей приема на обучение на ДД.ММ.ГГГГ учебный год)» и Правилам приема граждан на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета в ФГБОУ ВО ПГМУ им.академика Е.А. Вагнера Минздрава России на ДД.ММ.ГГГГ учебный, поскольку при подаче документов и заявления о поступлении абитуриенты лишены возможности одновременно с заявлением подать Согласие на зачисление, так как функция подачи Согласия на зачисление одновременно с подачей заявления и документов заблокирована и становится возможной после ее активации только после приема Университетом заявления и документов для поступления (процедуры модерации документов поступающего), что подтверждено в судебном заседании представителем ответчика.

После приема приемной комиссии документов у Комаровой А.В. и формирования списков активация функции подачи Согласия на зачисление позволила Комаровой А.В. ДД.ММ.ГГГГ подать Согласие на зачисление, однако, впоследующем оказалось, что Согласие на зачисление не принято университетом, так как, в соответствии с разъяснениями Университета Согласие на зачисление можно подать только в дни приема ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства установлены судом и ответчиком не оспариваются, таким образом, недоступность функции в личном кабинете подачи Согласия на зачисления в день подачи заявления для поступления в Университет со всеми необходимыми документами, не соответствует как разъяснениям Министерства науки и высшего образования РФ от ДД.ММ.ГГГГ, так и Правилам Университета, что создало препятствия для осуществления Комаровой А.В. права, гарантированного Конституцией РФ, на доступ к получению высшего образования, а недостатки пользовательского интерфейса, позволяющие подать согласие на зачисление в любой день после модерации заявления и документов поступающего, привели к тому, что Комарова А.В. подала такое согласие, которое не было принято Университетом, что впоследствии нарушило права и законные интересы Комаровой А.В., которая не была зачислена для обучения в Университет.

Как установлено судом, Комарова А.В. имея баллов и включенная в конкурсный список под имела реальную возможность быть зачисленной на 1 курс Университета по квоте на целевое обучение, при наличии соответствующего договора с ГБУЗ ПК «ГКП № 5» по специальности «педиатрия».

Доводы ответчиков об отсутствии нарушения прав истца, поскольку истец сама подала заявление в неустановленные Правилами даты, не ознакомилась с Правилами внимательно, суд признает неубедительными, поскольку техническое несовершенство программного обеспечения, противоречащее указанным выше Разъяснениям и Правилам не позволяющее подать Согласие на зачисление одновременно с заявлением о поступлении и документами, однако, допускающее подачу Согласия на зачисление в любую дату после модерации заявления и документов абитуриента, вводило в заблуждение истца относительно совершаемых действий.

При принятии решения суд принимает во внимании, что из представленных доказательств следует, что воля абитуриента Комаровой А.В. и все совершаемые ею действия, в том числе обращение за технической поддержкой, свидетельствуют о намерении поступления в Университет, и при наличии баллов Комарова А.В. имела реальную возможность поступления в Университет на избранный ею факультет. Обращения истца в техподдержку электронного портала, а также в приемную комиссию ПГМУ не привели к какому-либо результату.

Таким образом, доводы истца о том, что во время взаимодействия пользователя с веб-сайтом имело место не корректная работа данного веб-сайта, являются обоснованными.

С учетом того, что доступ к высшему образованию должен определяться способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование, принимая во внимание, что разработанное программное обеспечение не соответствующее нормативным актам, изложенным выше, нарушило право Комаровой А.В. на получение по конкурсу бесплатного высшего образования, данное право на получение высшего образования абитуриента Комаровой А.В. подлежит восстановлению путем возложения на Университет обязанности на основании заявления принять документы для зачисления у Комаровой А.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и зачислить ее для прохождения обучения на первый курс педиатрического факультета, с учетом квоты приема на целевое обучение, на основании договора п с ГБУЗ Пермского края «Городская клиническая поликлиника № 5».

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А.Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации обязанность на основании заявления принять в ФГБОУ ВО ПГМУ им.академика Е.А.Вагнера Минздрава России документы для зачисления у Комаровой А.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и зачислить ее для прохождения обучения на первый курс педиатрического факультета, с учетом квоты приема на целевое обучение, на основании договора с ГБУЗ Пермского края «Городская клиническая поликлиника № 5».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна. Судья - (И.А.Шабалина)

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинник данного судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г.Перми .