ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5020/20 от 11.02.2021 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

№2-631/2021

УИД: 27RS0007-01-2020-007161-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2021 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,

при секретаре Баркуновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Краевому государствнному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» об оспаривании решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» об оспаривании решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, возложении обязанности, ссылаясь на то, что ее семья состоит из двух человек: она и ее несовершеннолетний ребенок (дата) года рождения. В связи с рождением первого ребенка она направила (дата) документы на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в порядке, определенном Федеральным законом №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Решением ответчика (№) от (дата) ей отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка по причине превышения общего дохода семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Хабаровском крае за период с (дата) по (дата). Ответчик, проводя расчет среднедушевого дохода ее семьи, принял к расчету валовой доход от предпринимательской деятельности, отраженный в декларации за 2019 года, что полагает некорректным, так как семья может получить только чистый доход от предпринимательской деятельности, который и отражает ее материальное благополучие. В составе направленных ответчику на рассмотрение документов была «Книга учета доходов и расходов» за 2019 года. Из разъяснений, содержащихся в письмах министерства финансов РФ в письмах (№) от (дата) и (№) от (дата) следует, что расчет дохода индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения. Если проводить расчет среднедушевого дохода, учитывая расходы от ведения предпринимательской деятельности, среднедушевой доход ее семьи за период с (дата) по (дата) составляет менее 2-кратной величины на человека и, таким образом, она имеет право на назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с (дата). (дата) она повторно направила документы на предоставление спорной ежемесячной выплаты, которая была назначена и выплачивается ей с (дата). Просит признать решение ответчика (№) от (дата) недействительным, обязать ответчика выплатить ей ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за период с (дата) по (дата)

Определением от 19 января 2021 год к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре.

Истец ФИО1 исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении, по основаниям изложенным в исковом заявлении, подтвердив его доводы, дополнительно указала, что при расчете ее среднедушевого дохода подлежат учету прибыл, а не доходы. Ее прибыль складывается из ее дохода минут расходы.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности от (дата) в судебном заседании исковые требования не признал, подтвердив доводы письменных возражений, из которых следует, что среднедушевой доход ФИО1 был исчислен основании представленных ею документов и составил 858845,25 руб., в связи с чем превысил 117,25% более установленного 2-х кратного размера величины прожиточного минимума. Полагал, что при расчёте среднедушевого дохода учитывается общий доход, без каких-либо вычетов. К тому же письма и разъяснения департамента налоговой и таможенно-тарифной политики не носят нормативно-правового характера. Обязанность учитывать среднедушевой доход, полученный от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, законодателем не прописан, законодательно не подтверждается. В иске просит отказать. Факт назначения ФИО1 ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка с (дата) не оспаривал.

Третье лицо, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, в связи чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

С (дата)ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы».

(дата) у ФИО1 родился сын ФИО3, сведения об отце в актовую запись о рождении не внесены.

(дата) КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» зарегистрировано заявление ФИО1 о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в порядке, определенном Федеральным законом №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». К заявлению были представлены, в частности: налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения 2019 год, Книга учета доходов и расходов организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, справка 2НДФЛ о доходе за 2019 год.

Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» (№) от (дата)ФИО1 отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка по причине превышения общего дохода семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в (адрес) за период с (дата) по (дата), который составил 858859,25 руб. (заработная плата ФИО1 – 33859,25 руб., доходы от предпринимательской деятельности – 825000 руб.).

С (дата)ФИО1 производится ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

Заработная плата ФИО1 за период с (дата) по (дата) составила 33859,25 руб., доходы от предпринимательской деятельности – 825000 руб., сумма расходов составляет в сумме 816818,31 руб.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются исследованными в ходе дела доказательствами: свидетельства о рождении ФИО3 II-ДВ(№), трудовой книжки ФИО1 АТ-II(№), справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год от (дата), свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП (№), налоговой декларации за 2019 год, книгой учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСЧН за 2019 год, решения (№) от (дата) об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка, материалами личного дела получателя МСП.

Конституция Российской Федерации провозглашает Р. Ф. социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.

Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее Закон №418-ФЗ).

В силу ч.2 ст.1 Закона №418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

В статье 4 Закона №418-ФЗ законодатель определил порядок расчета среднедушевого дохода семьи для целей предоставления данной выплаты, установив, в частности, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6).

Такое правовое регулирование является элементом социальной защиты семей, направлено на адресную социальную защиту семей с детьми, с повышенным, по сравнению с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, уровнем среднедушевого дохода.

Согласно ст.210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 названного Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.218 - 221 данного Кодекса, с учетом особенностей, установленных его гл.23 (п.3).

В соответствии с п.1 ст.221 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, указанные в п.1 ст.227 НК РФ, при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица указаны в числе лиц, перечисленных в п.1 ст.227 Кодекса, и, следовательно, имеют право на получение профессионального налогового вычета.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

В силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса по доходам от предпринимательской и иной профессиональной деятельности имеют право уменьшить суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности, на профессиональные налоговые вычеты в размере фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Письмом №03-11-10/1925 от 31 января 2013 года Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения доходы индивидуальных предпринимателей и произведенные ими расходы определяются применительно к Разъяснениям о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года №841» (Приказ Минтруда России №703н, Минфина России №112н, Минобрнауки России №1294 от 29 ноября 2013 года). Данными разъяснениями предусмотрено удержание алиментов с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 декабря 2019 года №3576-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО4 на нарушение ее конституционных прав статьями 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частью 6 статьи 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», положения статей 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц отдельными категориями налогоплательщиков, в том числе адвокатами, не содержат неопределенности и при установлении налогооблагаемого дохода налогоплательщика, являющегося адвокатом, предполагают возможность применения, в том числе профессиональных налоговых вычетов.

Следовательно, налогооблагаемый доход налогоплательщика налога на доходы физических лиц, перечисленных в п.1 ст.227 НК РФ определяется с учетом профессиональных налоговых вычетов.

Таким образом, взаимосвязанные положения Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в силу их буквального содержания, поскольку не предусмотрено иное, предполагают определение доходов для целей получения соответствующей ежемесячной выплаты исходя из налогооблагаемого дохода (с учетом уменьшения доходов налогоплательщика на сумму профессиональных налоговых вычетов), но до вычета налогов. Определение дохода ФИО1 без учета расходов, которые она понесла в ходе предпринимательской деятельности и которые действительно необходимы для ее осуществления, лишит истца возможности реализации конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, что согласуется с правовой позицией, выраженной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2020 года №5-КА20-31-К2.

Так, в силу продпункта 1 абз.1 ст.221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Согласно статье 346.14 НК РФ объектом налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по выбору налогоплательщика признаются доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Изложенные в ответе на запрос ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре от 10 февраля 2021 года доводы о том, что профессиональный налоговый вычет для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом «доходы», не применятся, суд находит подлежащим применению в целях налогообложения, а не в целях определения среднедушевого дохода индивидуального предпринимателя для назначения социальных выплат в порядке, установленном Законом №418-ФЗ.

В соответствии со статьей 346.24 НК РФ, налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Приказом Минфина России от 22 октября 2012 года №135н утверждена форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 346.16 НК РФ «Порядок определения расходов» при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы, в том числе, на материальные расходы. Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.

Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов при исчислении налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 210 Кодекса и составляющей 13 процентов.

Как установлено судом, ФИО1 применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», при этом в подтверждение понесенных в связи с предпринимательской деятельностью расходов ведет книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с утвержденной формой и ее расходы согласно представленным документам составляет в сумме 816818,31 руб.

Как следует из материалов дела, основанием отказа в назначении ФИО1 ежемесячной выплаты явилось превышение среднедушевого дохода ее семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в (адрес) за 2 квартал 2019 года. При расчете среднедушевого дохода семьи ответчик учел доход ФИО1 за период с (дата) по (дата), который составил 858859,25 руб. (заработная плата ФИО1 – 33859,25 руб., доходы от предпринимательской деятельности – 825000 руб.). Сумма расходов, связанных с получением дохода от ведения предпринимательской деятельности, отраженная в книге учета доходов и расходов организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, представленная ФИО1 учтена не была.

Согласно представленной ФИО1 налоговой декларации за 2019 год, размер дохода за период с (дата) по (дата) составляет в сумме 825000 (975000-(450000/3*2-доход за 2 месяца 1 квартала)), согласно справке 2НДФЛ заработная плата за период с (дата) по (дата) составляет в сумме 33859,25 руб.

Из представленной Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за 2019 год, истцом внесены в качестве расходов суммы авансовых платежей и налога по УСН в размере 26250 руб. и 87250 руб. соответственно.

Вместе с тем, в силу подп.22 ч.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 настоящего Кодекса.

Таким образом, в силу требований п.22 ч.1 ст.346.16 НК РФ расходы по оплате суммы авансовых платежей и налога по УСН подлежат исключению их состава расходов, в связи с чем расходы ФИО1 связанные с осуществлением предпринимательской деятельности за период с (дата) по (дата) согласно представленной декларации с учетом книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за 2019 год составляет в сумме 703318,31 руб. (816818,31-26250-87250) и сумма дохода семьи ФИО1 за период с (дата) по (дата) составляет 155540,94 руб. (33859,25+825000-703318,31).

Среднедушевой доход семьи ФИО1, состоящий и двух человек, в соответствии с п.8 ст.4 Закона №418-ФЗ составляет в сумме 25923,49 руб. (155540,94/12*2), что не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в (адрес) за второй квартал 2019 года в соответствии с постановлением (адрес) от (дата)(№) «О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в (адрес) за II квартал 2019 года» составляющий 30520 руб.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» (№) от (дата) об отказе ФИО1 в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в соответствии с Федеральным законом от (дата) №418-ФЗ является незаконным.

Согласно п.5 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от (дата)(№)н в случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).

Поскольку с заявлением о назначении выплат подано до истечении 6 месяцев со дня рождения ФИО3, и ФИО3 производится ежемесячная выплата в связи с рождением первого с (дата) на основании ее заявления от (дата), ежемесячная выплата ФИО1 в связи с рождением первого ребенка ФИО3, (дата) года рождения на основании заявления от (дата) подлежит назначению и выплате ответчиком с (дата) по (дата).

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» об оспаривании решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, возложении обязанности удовлетворить.

Признать решение Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (№) от (дата) незаконным.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» назначить и выплатить ФИО1 ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка ФИО3, (дата) года рождения за период с (дата) по (дата).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Фадеева