ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5021 от 17.08.2011 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Красноярска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Красноярска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 2- 5021/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2011 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дуниной О.А.,

при секретаре Юдиной О.С.,

с участием прокурора Горбулевой О.О.,

представителя ответчика Берг Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иланского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Р» о запрете эксплуатации тепловоза ТЭМ-2 №5198,  

У С Т А Н О В И Л:

Иланский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Р» о признании незаконной эксплуатацию тепловоза ТЭМ-2 №5198, запрете эксплуатации тепловоза ТЭМ-2 №5198, ссылаясь на то, что срок эксплуатации указанного тепловоза истек. Однако, в нарушение положений Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» тепловоз эксплуатируется по настоящее время, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. Эксплуатация тепловоза, не отвечающего требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья работников локомотивных бригад, которым поручено управлять указанным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

Прокурор Горбулева О.О. поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Берг Д.Д. (доверенность от 10.09.2010 года) иск не признал, ссылаясь на то, что тепловоз своевременно проходит планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание, содержится в исправном состоянии.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

В соответствии со ст.ст.1,2 Федерального закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность. Железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью.

Согласно ст.17 указанного Федерального закона предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст.20 указанного Федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

В силу Указаний «Об утверждении нормативных сроков службы тягового подвижного состава для электровозов постоянного и переменного тока» от 21 января 1991 года № ЦТЛ-32, к которым относится тепловоз ТЭМ-2, установлен двадцатипятилетний нормативный срок службы.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 года №1 тепловоз (код ОКОФ 15 3520201) отнесен к седьмой амортизационной группе со сроком полезного использования от 15 до 20 лет.

В соответствии с Инструкцией о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, утвержденной Указанием МПС Российской Федерации №ЦФ-631 от 31 декабря 1998 года, списанию с бухгалтерских балансов подлежит стоимость транспортных средств, пришедших в негодность вследствие морального и (или) физического износа, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, а также по другим причинам. Списание с балансов локомотивов и моторвагонного подвижного состава осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава.

Пунктом 1.2 указанной инструкции предусмотрено исключение из инвентаря по истечении установленного срока службы локомотивов, вагонов электро- и дизель-поездов, автомотрис.

Пунктом 1.5 указанной инструкции предусмотрено исключение из инвентаря устаревших типов тягового подвижного состава, не удовлетворяющих современным требованиям эксплуатации и не подлежащим модернизации или использованию в других отраслях народного хозяйства, или когда для них прекращено производство запасных частей или капитального ремонта.

В технических условиях, разрабатываемых на тип подвижного состава, указывается срок службы, в течение которого локомотив сохраняет технические параметры, в том числе параметры надежности и безопасности эксплуатации. При конструировании локомотива в техническом задании на проектирование указывается срок службы. При проектировании несущих конструкций локомотива, его основных узлов учитывается срок эксплуатации соответствующего узла с учетом характеристик материалов, их устойчивости к износу, деформации, коррозии и др. Завод изготовитель не гарантирует сохранение технических параметров, в том числе надежности и безопасности эксплуатации локомотива сверх установленного техническими условиями срока службы.

Судом установлено, что Иланской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в И., в ходе которой установлено, что срок эксплуатации тепловоза ТЭМ-2 №5198 истек. Согласно техническому паспорту тепловоз ТЭМ-2 №5198 построен в 1976 году. Однако, в нарушение положений Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тепловоз эксплуатируется по настоящее время, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. При эксплуатации тепловоза, срок службы которого истек, высока вероятность выхода из строя основных узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения (тормозной системы, средств защиты тяговых электродвигателей, электрооборудования тепловоза, системы поездной автоматики, системой автоматического управления торможением поезда и.т.д.), что создает предпосылки для транспортных происшествий, причинения ущерба имуществу третьих лиц, вред их здоровью.

При таких обстоятельствах, эксплуатация тепловоза ТЭМ-2 №5198, срок службы которого истек, не отвечает требованиям безопасности, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. Эксплуатация тепловоза, не отвечающего требованиям безопасности создает угрозу для жизни и здоровья локомотивных бригад, которым поручено управлять названным тепловозом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Иланского транспортного прокурора о признании незаконной эксплуатацию тепловоза и запрете эксплуатации тепловоза подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконной эксплуатацию тепловоза ТЭМ-2 №5198.

Запретить ОАО «р»» эксплуатацию тепловоза ТЭМ-2 №5198.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, изготовленного 24 августа 2011 года.

Председательствующий О.А.Дунина