ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5023/20 от 11.02.2021 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

гражданское дело № 2-705/2021

24RS0056-01-2020-004179-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2021 года г.Красноярск

Центральный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Прошкиной М.П.,

при секретаре Сыроквашиной Д.С.,

с участием помощника прокурора Центрального района г. Красноярска Бажанова Д.В,

представителя ответчика ИП ФИО1 – ФИО2, представившей доверенность от 18.11.2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Красноярска к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ООО «Крастехснаб-Западный» о возложении обязанности демонтировать временные сооружения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Центрального района г. Красноярска обратился в суд с иском о возложении на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанности в течение двух недель с даты вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств демонтировать временное сооружение – строящееся летнее кафе длинной 117,15 метра, шириной 6 метров, высотой 4,5 метра, выполненное из бруса 150*150 мм, кровля вальмовая, покрытие из профлиста, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300286:58, а также о возложении на ООО «Крастехснаб-Западный» обязанности в течение двух недель с даты вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств демонтировать временное сооружение длинной 21,19 метра, шириной 5,15 метров, высотой 3,65 метра, стены снаружи обшиты сайдингом, выполнена внутренняя отделка пластиковыми и деревянными панелями, полы деревянные по балкам, кровля двухскатная, покрытие из поликарбоната, водосток неорганизованный, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Центрального района г. Красноярска проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства и законодательства в области охраны объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 10695,8 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – занимаемый нежилым зданием, находится в собственности ООО «Крастехснаб-Западный». По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Крастехснаб-Западный» представил за плату во временное владение и пользование ИП ФИО1 часть земельного участка с кадастровым номером для размещения сезонных кафе: летней веранды со стеклопакетом, общей площадью 400 кв.м, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке с кадастровым номером расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности ООО «Крастехснаб-Западный» - нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , который является объектом культурного значения «Речной вокзал» 1950-е гг. (далее ОКН). Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 №345 ОКН принят на государственную охрану. Приказом Службы по охране объектов культурного наследия Красноярского края от 12.09.2017 №572 утверждено охранное обязательство в отношении ОКН. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия «Речной вокзал» отнесена к охранной зоне, по отношению которой установлены особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300286:58 имеется строящиеся ФИО1 временное сооружение длиной 117,15 м, шириной 6 м, высотой 4,5 м, выполненное из бруса 150*150 мм, кровля вальмовая, покрытием из профлиста, и сооружение диной 21,19 м, длиной 5,15 м, высотой 3,65 м, стены снаружи обшиты сайдингом, выполнены внутренняя отделка пластиковыми и деревянными панелями, полы деревянные по балкам, кровля двухскатная, покрытие из поликарбоната, водосток неорганизованный. Согласно выводам Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, размещение указанных сооружений нарушает режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Речной вокзал», а также сооружения препятствуют обеспечению визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде с западной стороны. Таким образом, временные сооружения нарушают особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия, в частности запрет на размещение временных построек, а также нарушают обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Красноярска Бажанов Д.В. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО3 – ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

В судебное заседание ответчик ИП ФИО3, представитель ответчика ООО «Крастехснаб-Западный», представитель третьего лица Службы по государственной охране памятников культурного наследия Красноярского края, извещенные надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении процесса не просили, в связи с чем, суд руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика ИП ФИО3, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особенностями владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества, порядка формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, общих принципов государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), а также Законом Красноярского края от 23 апреля 2009 N 8-3166 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Красноярского края" в части регулирования отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Красноярского края.

К объектам культурного наследия народов Российской Федерации в целях указанного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статьи 3).

Одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия (статья 3).

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (абзац 2 части 5 статьи 3.1).

Полномочия органов государственной власти Красноярского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 1 апреля 2015 N 152-п "Об утверждении Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края" осуществляет Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.

Согласно ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу п. 4 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 данного ФЗ охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно ст. 4 этого же ФЗ N 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия регионального значения; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения; объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации.

Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, общей площадью 10695,8 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – занимаемый нежилым зданием, принадлежит на праве собственности ООО «Крастехснаб-Западный».

На указанном земельном участке расположено нежилое здание «Речной вокзал», 1950-е гг. Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 №345 данный объект культурного наследия принят на государственную охрану.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Крастехснаб-Западный» (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды согласно которому арендодатель предоставил в аренду за плату во временное владение и пользование сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ арендатору часть земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, для размещения павильона Летняя веранда со стеклопакетом, общей площадью 400 кв.м.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения мероприятия по контролю или систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия составленного представителями Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, было установлено, что земельный участок расположен в границах проекта планировки Исторического центра города Красноярска на территории отнесенной к границам земельных участков культурного наследия к зоне градостроительно значимых территорий в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, а также в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Речной вокзал», 1950-е г.г.» При осмотре установлено, что на земельном участке выявлен строящийся объект, не имеющий признаки капитального строительства, длиной 117,15 м, шириной 6 м, высотой 4,5 метров, который нарушает особый режим использования земель и требования градостроительных регламентов, а также препятствует обеспечению визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде с западной стороны.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Центрального района г. Красноярска также проведена проверка, в ходе которой был осмотрен земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, и установлено, что кроме объекта культурного наследия регионального значения «Речной вокзал», на земельном участке, часть которого предоставлена в аренду ИП ФИО1, находится строящийся ИП ФИО1 объект, не имеющий признаки капитального строительства, длиной 117,15 м, шириной 6 м, высотой 4,5 метров, выполненный из бруса 150*150 мм, с кровлей вальмовой, покрытой профлистом, а также сооружение, построенное ранее, длиной 21,19 м, шириной 5,15 м, высотой 3,65 м, стены снаружи обшиты сайдингом, выполнена внутренняя отделка пластиковыми и деревянными панелями, полы деревянные по балкам, кровля двускатная, покрытая поликарбонатом, водосток неорганизованный.

Согласно объяснениям ИП ФИО1, взятым в ходе проведения проверки, им, после заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке с кадастровым номером начато строительство временного сооружения – летнего кафе. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ более половины сооружения построено.

Согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 15.11.2016 N 569-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных в г. Красноярске, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон охраны" утверждена зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Речной вокзал", 1950-е гг.

Указанным Постановлением Правительства Красноярского края от 15.11.2016 N 569-п зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального значения "Речной вокзал", 1950-е гг., отнесена к охранной зоне.

Пунктом 1 Приложения №2 к Постановлению Правительства Красноярского края от 15.11.2016 N 569-п (ред. от 01.12.2020) "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных в г. Красноярске, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон охраны" установлены особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории охранных зон объектов культурного наследия устанавливаются с учетом следующих требований: а) запрещение строительства объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и характеристик историко-градостроительной и природной среды); в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов); г) сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов; д) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;

Таким образом, судом установлено, что ответчиками в пределах охранной зоны объекта культурного наследия с целью осуществления хозяйственной деятельности осуществлено возведение временных построек, что прямо запрещено пп. «в» п.1 Приложения №2 к Постановления Правительства Красноярского края от 15.11.2016 N 569-п, а возведением строений, что очевидно, нарушено обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде в нарушение пп. «д» п. 1 Приложения №2 к Постановления Правительства Красноярского края от 15.11.2016 N 569-п "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных в г. Красноярске, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон охраны".

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Центрального района г. Красноярска удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в течение двух недель с даты вступления в законную силу настоящего решения суда за счет собственных средств демонтировать временное сооружение, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300286:58 длиной 117,15 метра, шириной 6 метров, высотой 4,5 метра, выполненное из бруса 150*150 мм, с кровлей вальмовой, покрытой профлистрм.

Обязать ООО «Крастехснаб-Западный» в течение двух недель с даты вступления в законную силу настоящего решения суда за счет собственных средств демонтировать временное сооружение, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300286:58 длиной 21,19 метра, шириной 5,15 метра, высотой 3,65 метра, со стенами обшитыми сайдингом, с внутренней отделкой пластиковыми и деревянными панелями, с деревянными полами по балкам, с кровлей двухскатной покрытой поликарбонатом, с неорганизованным водостоком.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Взыскать с ООО «Крастехснаб-Западный» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2021 года.

Копия верна. Судья: