ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5029 от 05.10.2011 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-5029/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сургут 05 октября 2011 г.

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в составе:

председательствующего судьи Захарова Д.П.

секретаря судебного заседания Мирошниченко Н.А.

с участием:

истца ФИО3

представителя ответчика ФИО4

представителя ответчика ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3  к Управлению социальной защиты населения по  и  Депсоцразвития Югры о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от трех до четырех лет (на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и единовременного пособия при рождении второго ребенка (на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) со стороны Управления социальной защиты населения по  и  Депсоцразвития Югры;

обязании принять и рассмотреть заявление о назначении полагающихся по закону пособий

установил:

Заявитель ФИО3 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по  и  Депсоцразвития Югры о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от трех до четырех лет (на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и единовременного пособия при рождении второго ребенка (на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) со стороны Управления социальной защиты населения по  и  Депсоцразвития Югры; обязании принять и рассмотреть заявление о назначении полагающихся по закону пособий, по следующим основаниям.

С целью получения пособий на детей, а именно ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от трех до четырех лет - на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и единовременного пособия при рождении второго ребенка - на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец обратился в Управление социальной защиты населения по  и  Депсоцразвития Югры (Управление). На заявление истца Управлением был дан отказ в назначении выплат указанных пособий.

Истец считает такое решение незаконным, поскольку Управлением не были учтены объективные причины, по которым семья истца не имела возможности обратиться в установленные законом сроки с заявлением для назначения пособий.

Так, в соответствии с постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п, для подачи заявления на получение пособий на детей требуется справка о составе семьи с места жительства о совместном проживании ребенка (детей) с заявителем, с указанием даты выдачи. Информация с перечнем необходимых документов для получения пособий на детей со ссылкой на Закон ХМАО от 07.07.2004 г. № 45-О3, также размещена на официальном web-сервере администрации  и на сайте Управления социальной защиты населения по  и   где указано, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет назначается и выплачивается гражданам РФ, при наличии регистрации по месту жительства на территории ХМАО. При обращении за данным видом пособия предоставляется справка о составе семьи с места жительства о совместном проживании ребенка с заявителем.

На сайте также перечислены случаи, в которых гражданам (обратившимся в установленные законом сроки) может быть отказано в принятии заявления на назначение пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет. Одним из оснований в отказе принятия заявления является предоставление неполного перечня документов.

В связи с тем, что статус жилого помещения, в котором проживала семья истца с ДД.ММ.ГГГГ, не был определен с момента ввода здания в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ, до момента получения свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, истец и его семья были лишены возможности обратиться в Управление в сроки, установленные законом, а именно: для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от трех до четырех лет (на ФИО1) - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; для назначения единовременного пособия при рождении второго ребенка (на ФИО2) - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (копия источников данной информации: письмо на имя ФИО3 от Председателя Думы  от ДД.ММ.ГГГГ № и «Отзыв на заявление об установлении юридического факта» в Сургутский городской суд от  от ДД.ММ.ГГГГ №).

Так как вопрос с определением статуса жилого помещения и с регистрацией проживающих в нем граждан длительное время не решался, несмотря на то, что еще ДД.ММ.ГГГГ  истцу была выдана справка, в которой указывалось, что члены семьи истца будут зарегистрированы, истцом были направлены письменные обращения в следующие инстанции: начальнику Управления по правам ребёнка Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ; обращение Президенту РФ; обращение в ОУФМС по ХМАО-Югре в , а также коллективное обращение в Генеральную прокуратуру РФ.

В интересах семьи истца прокурор  обратился в Сургутский городской суд с заявлением об установлении факта проживания семьи истца в , по адресу: , с целью реализации прав на получение пособий на детей и социальных льгот.

Факты письменных обращений истца в указанные инстанции свидетельствуют об активной позиции со стороны истца в решении как вопроса о регистрации по месту жительства членов его семьи, так и назначения указанных выше пособий.

Учитывая, что сроки подачи заявлений на вышеуказанные пособия на детей были пропущены по уважительной причине и данный отказ ущемляет интересы малолетних детей истца, ФИО3 просит удовлетворить заявленные исковые требования.

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настоял в полном объеме, изложил обстоятельства дела, как это указано в описательной части решения.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали полностью. Суду пояснили, что пособия на детей назначаются и выплачиваются в порядке, утвержденном постановлением Правительства ХМАО-Югры № 396-п и носят заявительный характер. Выплата пособий за истекшее время действующим законодательством не предусмотрена. При обращении за пособиями позднее установленного срока пособие не назначается и не выплачивается.

Исследовав материалы дела, оригинал личного дела получателя мер социальной поддержки ФИО3, заслушав стороны, суд считает, что исковые требования ФИО3 не подлежат удовлетворению полностью, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о компенсации пособия на детей: ежемесячное пособие по уходу за ребенком (на ФИО1) от 3 до 4 лет в размере  руб. ежемесячно за ДД.ММ.ГГГГ г., единовременного пособия при рождении второго ребенка (ФИО2) в размере  руб. (л.д. №).

Ответчиком отказано в удовлетворении заявлении истца, что подтверждается ответом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

Суд считает оспариваемый отказ законным и обоснованным по следующим основаниям.

Пособия на детей гражданам, имеющим место жительства в  - Югре, установленные Законом автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в  - Югре», в том числе единовременное пособие при рождении второго ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет, согласно ч. 2 ст. 2 вышеназванного Закона назначаются и выплачиваются в Порядке, установленном Правительством ХМАО - Югры, в данном случае Положением
о порядке назначения и выплаты ежемесячных пособий гражданам,
имеющим детей, в  - Югре
(с изменениями от 25 апреля 2005 г., 17 января, 19 сентября, 28 декабря 2006 г., 31 января, 21 октября 2008 г., 25 марта 2009 г., 24 февраля 2010 г., 23 апреля 2011 г.), утвержденным Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 октября 2004 г. N 396-п
"О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями от 20 декабря 2004 г., 25 апреля 2005 г., 17 января, 19 сентября, 28 декабря 2006 г., 6 апреля 2007 г., 31 января, 19 мая, 21 октября 2008 г., 25 марта 2009 г., 24 февраля 2010 г., 23 апреля 2011 г.) (далее - Положение), и носят заявительный характер.

Согласно главе 7 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, в  - Югре, (с изменениями от 25 апреля 2005 г., 17 января, 19 сентября, 28 декабря 2006 г., 31 января, 21 октября 2008 г., 25 марта 2009 г., 24 февраля 2010 г., 23 апреля 2011 г.) ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте от трех до четырех лет назначается и выплачивается с месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о назначении пособия до момента, когда утрачены основания получения пособия в течение установленного периода.

Выплата данного вида пособия за истекшее время, действующим законодательством не предусмотрена.

Документы и заявление на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от трех до четырех лет ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ни от истца, ни от его супруги в Управление не поступали.

В соответствии с пунктом 8.2 главы 8 Положения о порядке назначения и выплаты единовременных пособий гражданам, имеющим место жительства на территории  - Югры (с изменениями от 17 января, 19 сентября, 28 декабря 2006 г., 31 января, 21 октября 2008 г., 25 марта 2009 г., 24 февраля 2010 г., 23 апреля 2011 г.), единовременное пособие при рождении второго ребенка, назначается и выплачивается в случае обращения за ним не позднее одного года со дня рождения ребенка.

Согласно п. 8.2.1. указанного Положения, при обращении за единовременными пособиями позднее сроков, предусмотренных пунктом 8.2 настоящей главы (главы 8), пособия не назначаются и не выплачиваются.

Истец, либо его супруга заявление на назначение единовременного пособия при рождении второго ребенка (ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р.) в Управление до ДД.ММ.ГГГГ не представил.

Доводы истца о том, что он предполагал, что ответчик откажет ему в выплате пособий, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства, являются необоснованными, поскольку истец заранее смоделировав поведение ответчика в данной ситуации, предположил, что оно будет именно таким, фактически же не зная, как было бы рассмотрено его заявление в совокупности с теми документами, а так же обстоятельством невозможности произвести регистрацию по месту проживания, которые истец мог представить при обращении к ответчику.

Истец, обладая правом на обращение к ответчику за выплатой пособий, добровольно не воспользовался этим правом, не предпринял никаких попыток для получения пособий, ошибочно предположив безнадежность своего обращения к ответчику, убедив в первую очередь в этом себя, что не может служить основанием для признания исковых требований обоснованными.

При указанных обстоятельствах требования истца в части признания незаконным отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от трех до четырех лет (на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и единовременного пособия при рождении второго ребенка (на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) со стороны Управления социальной защиты населения по  и  удовлетворению не подлежат.

Суд считает так же не подлежащими удовлетворению требования истца и об обязании принять и рассмотреть заявление о назначении полагающихся по закону пособий. Истцом, согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, не представлено доказательств того, что ответчик отказывается принимать и рассматривать его заявление о назначении полагающихся по закону пособий. Более того, предметом иска как раз и является отказ ответчика в назначении пособий, на которые претендовал истец, что говорит о том, что ответчик принял заявление истца, рассмотрел его и принял по нему решение. Доказательств новых обращений к ответчику, которые не были бы рассмотрены ответчиком и оставлены им без ответа, истцом не предоставлено.

При указанных обстоятельствах требование истца об обязании ответчика принять и рассмотреть заявление о назначении полагающихся по закону пособий, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

ФИО3  в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения по  и  о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от трех до четырех лет (на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и единовременного пособия при рождении второго ребенка (на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) со стороны Управления социальной защиты населения по  и ; обязании принять и рассмотреть заявление о назначении полагающихся по закону пособий - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня составления мотивированной части решения, в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подачей кассационной жалобы через Сургутский городской суд ХМАО - Югры.

Судья: подпись

Копия верна

Судья: Захаров Д.П.