ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5029/2022 от 23.08.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2022-002947-13

Дело № 2-5029/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 23 августа 2022 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Им А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Якутска Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации города Якутска о признании имущества бесхозяйным и обращении в муниципальную собственность,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора г. Якутска обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование своих требований указывая на то, что прокуратурой г. Якутска проведена проверка исполнения законодательства о безопасности пребывания несовершеннолетних на спортивных и игровых сооружениях, расположенных на территории городского округа «город Якутск», также в сфере благоустройства придомовых и муниципальных территорий, в части содержания детских площадок. По результатам проверки установлено, что на территории городского округа «город Якутск» на 50 детских и спортивных площадках выявлено бесхозяйное игровое оборудование, которое на протяжении длительного времени не имеет владельца, отсутствует паспорт детских и спортивных площадок, оборудование не соответствует ГОСТ и требует ремонта и последующего обслуживания, техническое обслуживание детских площадок не осуществляется, в связи с чем техническое состояние создает угрозу безопасности детей. 26 ноября 2021 г. прокуратурой г. Якутска в адрес Окружной администрации г. Якутска внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, проводятся мероприятия по постановке на балансе площадок, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Ссылаясь на Конвенцию о защите прав ребенка, положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ГОСТ Р 52169-2012, 52301-2013, положения Гражданского кодекса Российской Федерации, просил признать бесхозяйным движимое имущество по следующим адресам: ул. Короленко, 28 – ул. Курашова, 43 – ул. Пояркова, 18; ул. Короленко, 7 – ул. Короленко, 7/1 – ул. Ломоносова, 36; ул. Петра Алексеева, 73/1 – ул. Петра Алексеева, 73/2; ул. Петра Алексеева, 95 – ул. Петра Алексеева, 95/2; ул. Пушкина, 21 – ул. Пушкина, 23; ул. Пушкина, 24 – ул. Пушкина, 24/1; ул. Пушкина, 26; ул. Стадухина, 83/3; ул. Ярославского, 2 – ул. Ярославского, 4; ул. Якутская, 2/14; ул. Якутская, 2/15; ул. Якутска, 2/16; ул. Якутская, 2/17; ул. Якутская, 43А; ул. Халтурина, 12/1; ул. Халтурина, 14/4; ул. Халтурина, 22/2; ул. Халтурина, 34/2; ул. Халтурина, 63А; ул. Свердлова, 2/2; ул. Свердлова, 3/1; ул. Свердлова, 12; ул. Строителей, 8; ул. Семена Данилова, 32; ул. Рыдзинского, 20/2; ул. Рыдзинского, 24/2; ул. Пирогова, 7; ул. Пирогова, 7/1; ул. Пирогова, 9; ул. Петра Алексеева, 72; ул. Петра Алексеева, 72/1; ул. Лермонтова, 20; ул. Кутузова, 31; ул. Клары Цеткин, 12; ул. Клары Цеткин, 49; ул. Жорницкого, 7/4; ул. Жорницкого, 7/31; ул. Жорницкого, 7/32; ул. Жорницкого, 29/1; ул. Жорницкого, 30/1; ул. Дзержинского, 9; ул. Дзержинского, 11; ул. Дзержинского, 25; ул. Дзержинского, 37; ул. Дзержинского, 41/2; ул. Дзержинского, 47; ул. Дзержинского, 49.

В рамках подготовки дела истец уточнил свои требования, исключив некоторые адреса и оставив следующие: ул. Петра Алексеева, 95/2; ул. Якутская, 43А; ул. Халтурина, 12/1; ул. Халтурина, 22/2; ул. Халтурина, 34/2; ул. Свердлова, 12; ул. Строителей, 8; ул. Семена Данилова, 32; ул. Пирогова, 7; ул. Петра Алексеева, 72/1; ул. Лермонтова, 20; ул. Кутузова, 31; ул. Жорницкого, 7/32; ул. Дзержинского, 9; ул. Дзержинского, 25; ул. Дзержинского, 37; ул. Дзержинского, 41/2; ул. Дзержинского, 47; ул. Дзержинского, 49.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Якутска Неустроева М.В. поддержала требования в уточненном виде в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Окружной администрации г. Якутска Коба Е.А. в судебном заседании иск не признал в полном объеме, просил в удовлетворении отказать. Согласно письменному отзыву на исковое заявление и объяснениям представителя в судебном заседании содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям лица, осуществляющего управление домом, независимо от того, упомянуты ли они в договоре и имеется ли по вопросу их выполнения решение общего собрания собственников помещений в жилом доме. По большинству заявленных истцом адресов движимое имущество находится на сформированных под многоквартирные жилые дома земельных участках. Передача муниципальных детских площадок управляющим компаниям на временную эксплуатацию возможна путем подписания соответствующих договоров от балансодержателей с расходами на содержание и без, в целях массовой передачи во временную эксплуатацию отсутствует утвержденный порядок.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО ЖКХ «Строительное», ООО «Услуги+», ООО «Сфера комфорта», ООО «Прометей+», ООО «Управляющая компания ДСК» в судебном заседании оставили разрешение спора на усмотрение суда.

Согласно письменному отзыву третьего лица ООО Управляющая компания «Вертикаль» просили рассмотреть дело в их отсутствие, при этом в части требований относительно детской площадки по адресу: ул. Пирогова, 9, просили отказать, поскольку она относится к числу общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Пирогова, 9, она размещена на втором этаже автостояночного сооружения, расположенного на земельном участке многоквартирного жилого дома.

Согласно письменному отзыву третьего лица государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский индустриально-педагогический колледж имени В.М. Членова» просили рассмотреть дело в их отсутствие, относительно площадки по ул. Халтурина, 14/4, пояснили, что это недостроенная спортивная площадка, в настоящее время не функционирует, требуются ремонтные работы, на балансе учреждения находится недвижимое имущество – общежитие по этому адресу, эксплуатация спортивной площадки возможна путем подписания соответствующего договора с органом местного самоуправления с расходами на содержание или без.

Согласно письменному отзыву ООО «Сфера комфорта» детская площадка по ул. Дзержинского, 11, находится на малоэтажного корпуса многоквартирного дома по этому адресу, сходит в общее имущество собственников помещений в этом многоквартирном жилом доме, что подтверждается проектной документацией и договором управления многоквартирным жилым домом, в связи с чем просили исключить данную детскую площадку из исковых требований.

Согласно письменному отзыву ООО Управляющая компания ЖКХ «Бюджетник» как управляющая компания многоквартирных домов по ул. Халтурина, 12/1, ул. Рыдзинского, 24/2, ул. Якутской, 43А в части детских площадок по этим адресам просили иск удовлетворить.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела также размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Якутского городского Республики Саха (Якутия) (jakutsky.jak.sudrf.ru/, раздел «Судебное делопроизводство»).

С учетом изложенного, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и принимая во внимание, что участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания в срок достаточный для подготовки и обеспечения явки в судебное заседание, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Круг лиц, в чью защиту направлен иск прокурора, то есть неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, которые пользуются детскими игровыми и спортивными площадками, иных лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены вследствие не обеспечения надлежащего содержания и ремонта указанного движимого имущества, определен истцом верно. Таким образом, прокурором иск предъявлен в пределах его полномочий.

Из материалов дела следует, что по результатам проверки исполнения законодательства о безопасности пребывания несовершеннолетних на спортивных и игровых сооружениях, расположенных на территории городского округа «город Якутск», а также в сфере благоустройства придомовых и муниципальных территорий, в части содержания детских игровых и спортивных площадок, проведенной прокуратурой г. Якутска, установлено, что на территории городского округа «город Якутск» находятся бесхозяйные детские игровые и спортивные площадки. Данное движимое имущество длительное время остается без надлежащего содержания и ремонта.

В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то, что к таковым бесхозяйным объектам движимого имущества относятся детские игровые и спортивные площадки по следующим адресам: ул. Петра Алексеева, 95/2; ул. Якутская, 43А; ул. Халтурина, 12/1; ул. Халтурина, 22/2; ул. Халтурина, 34/2; ул. Свердлова, 12; ул. Строителей, 8; ул. Семена Данилова, 32; ул. Пирогова, 7; ул. Петра Алексеева, 72/1; ул. Лермонтова, 20; ул. Кутузова, 31; ул. Жорницкого, 7/32; ул. Дзержинского, 9; ул. Дзержинского, 25; ул. Дзержинского, 37; ул. Дзержинского, 41/2; ул. Дзержинского, 47; ул. Дзержинского, 49.

Исходя из положений действующего жилищного законодательства, к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Придомовая территория домов (зданий и строений) включает в себя: территорию под домом (зданием, строением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадку для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых бытовых отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, строения).

Из информации муниципального казенного учреждения «Управа Строительного округа» городского округа «город Якутск» с фотографиями, представленных Окружной администрацией г. Якутска выписок из Единого государственного реестра недвижимости, объяснений третьих лиц, других материалов дела следует, что часть указанного в уточненном исковом заявлении движимого имущества (детские игровые и спортивные площадки) расположена на сформированных земельных участках с видом разрешенного использования под многоквартирные жилые дома.

Так, движимое имущество по ул. Петра Алексеева, 95/2 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:104008:58 с видом разрешенного использования под жилищное строительство, правообладатель Тимофеева А.П.

Движимое имущество по ул. Якутской, 43А в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:104001:158 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, зарегистрировано право общей долевой собственности отдельных собственников.

Движимое имущество по ул. Халтурина, 12/1 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:103013:164 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, зарегистрировано право общей долевой собственности отдельных собственников.

Движимое имущество по ул. Халтурина, 22/2 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:103007:348 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, зарегистрировано право общей долевой собственности отдельных собственников.

Движимое имущество по ул. Халтурина, 34/2 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:104002:321 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, зарегистрировано право общей долевой собственности отдельных собственников.

Движимое имущество по ул. Свердлова, 12 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:105004:104 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, зарегистрировано право общей долевой собственности отдельных собственников.

Движимое имущество по ул. Строителей, 8 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:103007:20 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Движимое имущество по ул. Семена Данилова, 32 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится возле земельного участка с кадастровым номером 14:36:104001:4837 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Движимое имущество по ул. Пирогова, 7 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) частично находится на земельных участках с кадастровыми номерами 14:36:105004:135 и 14:36:105004:101 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, в отношении последнего зарегистрировано право общей долевой собственности отдельных собственников, в отношении первого сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Движимое имущество по ул. Петра Алексеева, 72/1 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:104003:3998 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, зарегистрировано право общей долевой собственности отдельных собственников.

Движимое имущество по ул. Лермонтова, 20 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:105004:187 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, зарегистрировано право общей долевой собственности отдельных собственников.

Движимое имущество по ул. Кутузова, 31 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:104013:3077 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, общее имущество собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Движимое имущество по ул. Жорницкого, 7/32 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:104007:92 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, зарегистрировано право общей долевой собственности отдельных собственников.

Движимое имущество по ул. Дзержинского, 9 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:105019:788 с видом разрешенного использования под строительство объекта дошкольного воспитания, имеется правообладатель по аренде ООО «Прогресс строй сервис».

Движимое имущество по ул. Дзержинского, 25 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:105004:103 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, общее имущество собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Движимое имущество по ул. Дзержинского, 37 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:103013:1894 с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, зарегистрировано право общей долевой собственности отдельных собственников, ПАО «Сбербанк России».

Движимое имущество по ул. Дзержинского, 41/2 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится частично в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами 14:36:103013:1923 под автостоянку и детскую игровую площадку без права капитального строительства и 14:36:103013:132 под проектирование и строительство многоквартирный жилой дом, в отношении последнего зарегистрировано право общей долевой собственности отдельных собственников, в отношении первого зарегистрированные права отсутствуют.

Движимое имущество по ул. Дзержинского, 47 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:103013:2002 под объекты предусмотренные территориальной зоной Ж-5 (зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки), зарегистрировано право общей долевой собственности отдельных собственников.

Движимое имущество по ул. Дзержинского, 49 в г. Якутске Республики Саха (Якутия) находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:103013:1928 под устройство внутридомовых проездов, с размещением объектов дворовой территории, автостоянки и подводящие сети инженерного обеспечения, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

В соответствии с пунктом 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 данной статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.

Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Принятие предусмотренного частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации решения обусловлено необходимостью обеспечения защиты прав собственников помещений в многоквартирных домах, создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, упорядочения процедуры передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации.

Из материалов дела следует, что предусмотренная частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил обязанность по принятию ответчиком органом местного самоуправления решения по выбору управляющей организации для вышеуказанных многоквартирных домов до настоящего времени не исполнена.

Орган местного самоуправления при этом обязан создать условия (организационного, финансового, налогового характера), направленные на стимулирование и повышение материальной и иной заинтересованности у действующих управляющих компаний для их включения в соответствующий перечень и привлечения их к участию в открытых конкурсах по выбору управляющей организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила № 491).

Подпунктами «а», «б», «г» пункта 10 Правил № 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Согласно подпункту «ж» пункта 2 раздела 1 Правил № 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания и благоустройства многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Поскольку в силу приведенных правовых норм, управляющая организация обязана содержать общее имущество многоквартирного дома, в состав которого включены детские игровые и спортивные площадки, в надлежащем и исправном состоянии, изложенная выше часть спорного движимого имущества находится в пределах сформированных под многоквартирные жилые дома земельных участков и соответственно относится к общему имуществу владельцев помещений в многоквартирных домах, то в этой части требования не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем в части иной части спорного движимого имущества, а именно расположенного по ул. Петра Алексеева, 95/2, ул. Семена Данилова, 32, ул. Пирогова, 7, ул. Дзержинского, 9 и по ул. Дзержинского, 49 в г. Якутске, сведений о его принадлежности к общему имуществу владельцев помещений в многоквартирных домах не имеется.

В частности, детская игровая площадка по ул. Петра Алексеева, 95/2 отсутствует многоквартирный жилой дом; по ул. Семена Данилова, 32 сформированный под многоквартирный жилой дом земельный участок отсутствует; по ул. Пирогова, 7 спорное движимое имущество находится между двумя многоквартирными жилыми домами и не входит в общее имущество ни одного из них; движимое имущество по ул. Дзержинского, 9 находится за пределами многоквартирного жилого дома на земельном участке, предназначенном под строительство; движимое имущество по ул. Дзержинского, 49 расположено на территории внутридомовых проездов и не относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 15) и утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (пункт 19).

Согласно пункту 7 части 2 статьи 45.1 вышеуказанного Федерального закона правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.

Согласно материалам дела детское игровое и спортивное оборудование по ул. Петра Алексеева, 95/2, ул. Семена Данилова, 32, ул. Пирогова, 7, ул. Дзержинского, 9 и по ул. Дзержинского, 49 в г. Якутске фактически являются бесхозяйными, к общему имуществу многоквартирных жилых домов не относятся, в пределах сформированных под многоквартирные жилые дома земельных участков не расположены, на баланс управляющих компаний не переданы. Отсутствие собственника спорного движимого имущества затрудняет эксплуатацию и содержание игрового и спортивного оборудования, неограниченный доступ к ним может привести к их аварийному состоянию, создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан, поскольку в силу своего возраста, отсутствия знаний и жизненного опыта они беззащитны перед обстоятельствами, создающими угрозу их жизни и здоровью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу пункта 1 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 поименованной статьи.

На основании статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено в том числе, необеспечение надлежащего содержания имущества.

Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, представленных суду доказательств, установленных обстоятельств, отсутствие надлежащего содержания спорного движимого по ул. Петра Алексеева, 95/2, ул. Семена Данилова, 32, ул. Пирогова, 7, ул. Дзержинского, 9 и по ул. Дзержинского, 49 в г. Якутске, суд приходит к выводу о том, что данное движимое имущество подлежит признанию бесхозяйным и, соответственно, подлежит обращению в муниципальную собственность городского округа «город Якутск».

При таких обстоятельствах иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск заместителя прокурора города Якутска Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации города Якутска о признании имущества бесхозяйным и обращении в муниципальную собственность – удовлетворить частично.

Признать бесхозяйным движимым имуществом игровое оборудование на детских игровых и спортивных площадках, расположенных по следующим адресам в городе Якутске Республики Саха (Якутия):

- ул. Петра Алексеева, 95/2;

- ул. Семена Данилова, 32;

- ул. Пирогова, 7;

- ул. Дзержинского, 9;

- ул. Дзержинского, 49.

Обязать Окружную администрацию города Якутска в срок не позднее двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу принять в муниципальную собственность городского округа «город Якутск» вышеуказанные движимые вещи – детские игровые и спортивные площадки для дальнейшего использования данного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий п/п М.А. Кузьмина

Копия верна:

Судья: М.А. Кузьмина

Секретарь: А.Р. Им

Решение изготовлено в окончательной форме 29 августа 2020 г.