РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2013 года пос. Чернь
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Духовской Е.Р.,
при секретаре Шадыкиной Н.А.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-502/13 по иску ФИО2 к государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Чернского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Чернского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», мотивируя исковые требования тем, что она обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Чернского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», но получила отказ. С данным отказом она не согласна, считает, что имеет достаточный трудовой стаж, что подтверждается копией трудовой книжки и удостоверением за добросовестный труд в потребительской кооперации России, которое выдано Центросоюзом РФ от 23.05.2005 года № 96. Согласно ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и присвоении звания «Ветеран труда», Условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Просит признать за ней - ФИО2 право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение установленного образца.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. В суд поступило письменное ходатайство, в котором она поддержала исковые требования и просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика - государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» по доверенности ФИО1 иск не признала и пояснила, что, по мнению Учреждения, требования ФИО2, являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно Федеральному закону от 19.12.2005 года №163-Ф3 порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, в связи с чем, приняты: Закон Тульской области от 28.02.2007 № 797 «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»; Постановление администрации Тульской области от 08.05.2007 № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда»; Постановление администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда».
В соответствии с Законом Тульской области от 28.02.2007г. № 797- ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», Постановления администрации Тульской области от 08.05.2007г. № 217 «О порядке и выдаче удостоверений «Ветеран труда» условиями для присвоения звания «Ветеран труда» является наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Истица обратилась в Учреждение за получением удостоверения «Ветеран труда», предоставив в качестве награды, удостоверение к Значку «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» №96-СП от 01.06.1998г, выданное в соответствии с постановлением Совета Центросоюза РФ №96-Сп от 01.06.1998 года «О поощрении в честь 100-летия Центросоюза и 76-го Международного Дня кооперации работников потребительской кооперации Российской Федерации». Однако данная награда не является ведомственным знаком отличия в труде и не может служить основанием для выдачи оспариваемого удостоверения, о чем истица была уведомлена письменно в соответствии с установленными действующим законодательством сроками.
В общероссийском классификаторе органов государственной власти и управления (СООГУ), утвержденном постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года № 294 (с внесенными изменениями и дополнениями) определена структура государственной власти: № 13100 федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; № 313200 федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
В разделе «Объединения предприятий и организаций» под кодом № указан Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» не включает Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации в число органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление.
Таким образом, система потребительской кооперации Российской Федерации не является ведомством, осуществляющим функции государственного управления какой-либо отраслью.
Согласно Федеральному закону от 19.06.1992г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации», определяющему статус центрального союза потребительских обществ России, правовых оснований для отнесения награды «За добросовестный труд в потребительской кооперации России»- не имеется.
Учитывая отсутствие на федеральном уровне классификатора ведомственных и иных негосударственных наград, в ранее действовавшей редакции ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» согласно предоставленным субъектам Российской Федерации полномочиям по регламентации порядка и условий присвоения «Ветеран труда» в регионе устанавливался принципиальный подход к наградам, в том числе, негосударственным, дающим право для присвоения указанного звания.
Установленные требования, предусматривавшие, что предъявляемые к рассмотрению ведомственные знаки отличия в труде должны быть выданы руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти Российской Федерации либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе, которых осуществлялась профессиональная деятельность (в штате которых состояли и получали заработную плату), отменены. В связи с этим награды Центросоюза Российской Федерации не могут приниматься при рассмотрении вопросов о присвоении звания «Ветеран труда».
Из вышеизложенного очевидно, что Центросоюз потребительской кооперации не правомочен осуществлять какие-либо полномочия от имени Российской Федерации, не является органом государственной власти. Следовательно, награда Центросоюза РФ «За добросовестный труд в потребительской кооперации России»является негосударственной.В качестве ведомственного знака отличия в труде данная награда не может рассматриваться, так как учреждена и выдана не органом государственного управления.
Данная награда может рассматриваться исключительно как мера поощрения, в целях совершенствования системы работников потребительской кооперации, поощрения граждан, их усердия, вклада в развитие и решение задач центрального союза потребительских обществ России. В данном конкретном случае, награждение значком к 100-летию относится к поощрению за труд морального характера, регламентируемому ст. 191 ТК РФ,являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Федеральный закон «О ветеранах», выделяя такие категории ветеранов как ветераны военной службы, ветераны государственной службы и ветераны труда, определяет различные требования для их присвоения. В связи с этим требования к стажу, трудовому стажу или продолжительности военной службы при установлении соответствующего звания ветерана не могут применяться для присвоения другого звания ветерана. Условием присвоения звания «Ветеран труда» наряду с наличием государственных или ведомственных наград за трудовые отличия является наличие у гражданина трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При применении данной нормы Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология, утратившего силу с 01.01.2002 г. Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», поскольку в действующем Федеральном законе от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вместо понятия «трудовой стаж» используется понятие «страховой стаж», а пенсия за выслугу лет не упоминается. В соответствии со ст.ст. 3, 10, 77, 88, 90 Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж, то есть общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении: мужчинам - не мене 25 лет, женщинам - не менее 20 лет. Причем действие закона не распространялось на лиц, проходивших государственную службу.
В статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержатся правовые нормы, связанные с необходимостью наличия у гражданина общего трудового стажа и регулирующие учет пенсионных прав граждан до 1 января 2002 г. Так, расчетный размер трудовой пенсии определяется в установленном порядке в зависимости от продолжительности общего трудового стажа. При этом различаются полный и неполный (имеющийся) общий трудовой стаж. Под полным трудовым стажем в Законе понимается 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Следовательно, для присвоения звания «Ветеран труда», принимая во внимание формулировку «трудовой стаж», необходимый для назначения пенсии по старости», учитывается трудовой стаж в 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет, что подтверждается трудовой книжкой серии № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2
Согласно удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 награждена Значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении ФИО2 звания «Ветеран труда» у ГУ ТО УСЗН Чернского района послужило то обстоятельство, что согласно норм Федерального закона от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации», определяющего статус центрального союза потребительских обществ России, правовых оснований для отнесения награды «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» к ведомственным знакам отличия в труде не имеется.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22 августа 2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28 февраля 2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде (в ред. Закона Тульской области от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО).
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
В соответствии ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 07.12.2008 года № 1093-ЗТО) для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно ч. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
В нормативных актах РФ отсутствует определение ведомственного знака отличия, нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», как и нет определения понятия «ведомство».
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет «ведомство» как совокупность учреждений, которые состоят в определенной подчиненности друг к другу, заведуют известным кругом дел.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» от 19.06.1992 года № 3085-1, потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ.
Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народное хозяйство).
Кроме того, судом принимается во внимание, что до июня 2008 года Министерством труда Российской Федерации - отраслевым федеральным органом исполнительной власти - значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания «Ветеран труда», на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия и организации, что нашло подтверждение в письмах Минтруда РФ от 12.02.1996 года № 258-вл, от 07.10.1998 г. № 5635-КС). Несмотря на то, что данные письма не были зарегистрированы в органе юстиции, в результате их применения гражданам присваивалось звание «Ветеран труда», в том числе и по основанию награждения значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации».
В первоначальной редакции Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (принято Постановлением Тульской областной Думы от 15.02.2007г. № 43/1867) под «ведомственными знаками отличия в труде» понимались знаки, выданные: руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п.п. 1 п. 3 ст. 3 вышеназванного закона).
Таким образом, первоначальная редакция закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО конкретизировала понятие «ведомство», прямо указывая на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций.
Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации.
Закон Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» не изменил основания и порядок присвоения звания, предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ.
Таким образом, произошедшее изменение практики применения п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение, по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время.
Из статей 2 и 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч.1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что награждение значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации» является ведомственным знаком отличия в труде, данный знак отличия получен за успехи истца в трудовой деятельности, факт наличия стажа, необходимого для назначения пенсии подтверждается данными трудовой книжки и не оспаривается ответчиком.
Таким образом, суд находит требования истца о признании незаконным решения комиссии ГУ ТО УСЗН Чернского района «По рассмотрению вопросов о присвоении звания «Ветеран труда» об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран труда» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд считает необходимым и возможным обязать комиссию ГУ ТО УСЗН Чернского района «По рассмотрению вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», вынести решение о присвоении ФИО2 звания «Ветеран труда» с момента первоначального обращения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО2, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
иск ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» присвоить ФИО2 звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение установленного образца.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий Е.Р. Духовская