ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-502/20 от 05.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело 2-502/20г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 февраля 2020 года г.Махачкала

Ленинский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Айгуновой З.Б., при секретаре судебного заседания Магомедовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ «АМП Каспийского моря» и третьему лицу ФГУП «УВО Минтранса России» об обязании обеспечить ведомственной охраной,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ «АМП Каспийского моря» и третьему лицу ФГУП «УВО Минтранса России» об обязании ответчика в течении 6-ти месяцев со дня вступления решении суда в законную силу обеспечить ведомственной охраной подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» объект – Махачкалинского филиала ФГУП «АМП Каспийского моря», по адресу: г.<адрес>, указав при этом, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере транспортной безопасности при организации ведомственной охраны на поднадзорных объектах транспорта.

В ходе проведенной проверки установлено, что Махачкалинский филиал ФГБУ «АМП Каспийское море» расположенный по адресу: г.<адрес>, включенный в перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранс России» утвержденный приказом Минтранса России от 03.08.2016 №222 не обеспечен ведомственной охраной.

Несоблюдение приведенных выше требований действующего законодательства не обеспечивает достаточную защиту от противоправных посягательств. Отсутствие должной охраны облегчает доступ к указанному объекту, что может повлиять на безопасность.

Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Махачкалинского транспортного прокурора – Алиев М.А. поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «АМП Каспийского моря» - ФИО1 исковые требования не признала, указав при этом, что спорный объект является государственной собственностью и обеспечение охраной объекта должно осуществляться за счет государства.

В судебном заседании представитель третьего лица ФГУП «УВО Минтранса России» – ФИО2 поддержал исковыми требования, указав при этом, что согласно статье 10 ФЗ 77-ФЗ предусмотрено, что финансирование и материально-техническое обеспечение ведомственной охраны осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) средств собственников охраняемых объектов.

В соответствии с ГК РФ ФГУП «УВО Минтранса России» является коммерческой организацией и осуществляет предоставление услуг на договорной основе (часть 1 ст. 113 ГК РФ). Пунктом 1.3. Устава ФГУП «УВО Минтранса России», также определено, что «Предприятие является коммерческой организацией».

Согласно пункта 12 Положения о ведомственной охране Минтранса России, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 743 от 11.10. 2001, финансовое обеспечение деятельности органа управления осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству транспорта Российской Федерации на руководство и управление в сфере установленных функций, предприятия - за счет средств собственников охраняемых объектов.

С учетом изложенного, оказание услуг по охране объектов должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований, распределением которых осуществляет ФГБУ «АМП Каспийского моря». Не осуществляя закупку охранных услуг у единственного возможного поставщика, в соответствии с требованиями норм законодательства - ФГУП «УВО Минтранса России», ФГБУ «АМП Каспийского моря» осуществляется нецелевое использование бюджетных денежных средств.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ « О ведомственной охране» ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.

Согласно ст. 5 ФЗ РФ « О ведомственной охране» имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, организации.

Нормы численности работников ведомственной охраны, структура органов ведомственной охраны, порядок организации деятельности ведомственной охраны, в том числе при осуществлении физической охраны объектов, охраны объектов с использованием технических средств охраны, охраны имущества при его транспортировке, определяются положениями о ведомственной охране, которые разрабатываются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждаются Правительством Российской Федерации.

ФГУП "УВО Минтранса России" создано в соответствии с Федеральным законом "О ведомственной охране" и Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 г. N 743 "Об утверждении Положения о ведомственной охране министерства транспорта РФ" в целях защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечения на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 11.10.2001 N 743 (ред. от 21.11.2019) "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации" финансирование и материально-техническое обеспечение ведомственной охраны осуществляются за счет средств Министерства транспорта Российской Федерации и (или) средств собственников охраняемых объектов.

Согласно п. 3 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта РФ, утвержденного Приказа Минтранса России от 24.11.2008 N 192 (ред. от 07.08.2019) ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения.

Охрана объектов, не являющихся государственной собственностью, осуществляется ведомственной охраной на договорной основе.

Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение «Администрация морских портов Каспийского моря» в лице Махачкалинского филиала, расположенное по адресу: <адрес>, включено в Раздел I этого Перечня и значится за номером 590.

Указанными выше нормативными актами, регулирующими вопросы ведомственной охраны объектов, относящихся к ведению Минтранса РФ, обязанность ФГБУ «АМП Каспийского моря» в лице Махачкалинского филиала заключить соответствующие договоры с ФГУП "УВО Минтранса России" не предусмотрена.

Из содержания данных нормативных актов следует, что ФГБУ «АМП Каспийского моря» в лице Махачкалинского филиала, относящееся к объектам государственной формы собственности, подлежит ведомственной охране в обязательном порядке, и не является тем объектом, охрана которого производится ФГУП "УВО Минтранса России" на договорной основе за счет средств собственника охраняемого объекта.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Поскольку понуждение к заключению договора возможно лишь при наличии условий, оговоренных в ст. 421 ГК РФ, которых в данном случае судом не установлено, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по заключению договоров с ФГУП "УВО Минтранса России".

Кроме того, следует учесть, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ), в связи с чем требование о возложении на одну сторону обязанности заключить договор, в котором будут участвовать две стороны, не основано на законе.

Принимая во внимание, что ФГБУ «АМП Каспийского моря» в лице Махачкалинского филиала относится к объекту государственной формы собственности, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворений требований об обязании ответчика в течении 6-ти месяцев со дня вступления решении суда в законную силу обеспечить ведомственной охраной подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» объект – Махачкалинского филиала ФГУП «АМП Каспийского моря», по адресу: <адрес> отсутствуют.

В связи с изложенным доводы представителя третьего лица о том, что ФГУП "УВО Минтранса России" является коммерческой организацией и осуществляет охранные функции только на договорной основе, суд находит необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ «АМП Каспийского моря» и третьему лицу ФГУП «УВО Минтранса России» об обязании в течении 6-ти месяцев со дня вступления решении суда в законную силу обеспечить ведомственной охраной подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» объект – Махачкалинского филиала ФГУП «АМП Каспийского моря», по адресу: <адрес> отказать.

Резолютивная часть решения оглашена 05 февраля 2020 года.

В мотивированном виде решение изготовлено 12.02.2020 года.

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке через Ленинский районный суд г.Махачкалы.

Председательствующий Айгунова З.Б.