ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-502/20 от 14.10.2020 Шекснинского районного суда (Вологодская область)

КОПИЯ

№ 2-502/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2020 года поселок Шексна

Шекснинский районный суд Вологодской области в составе: федерального судьи Денисовой А.В., при секретаре Орловой С.В., с участием заместителя прокурора Шекснинского района Камаева С.А., представителя администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области по доверенности Скобелевой М.Ю., представителя Управления муниципальной собственности Шекснинского района Вологодской области Бутиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шекснинского района к администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области, Смирновой О.А. о признании незаконным постановления администрации Шекснинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, о признании недействительным договора о передаче в безвозмездное пользование земельного участка и применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шекснинского района обратился с иском к администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области, Смирновой О.А. , в котором, после уточнения исковых требований, просил признать незаконным постановление администрации Шекснинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Шекснинского муниципального района и Смирновой О.А. о передаче в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м на срок шесть лет, зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ; применить последствия недействительности сделки, обязав Смирнову О.А. вернуть указанный земельный участок в распоряжение администрации Шекснинского муниципального района в состоянии пригодном для использования по целевому назначению и свободным от построек, строений и сооружений, в том числе хозяйственного назначения.

Свои требования обосновал тем, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование, в ходе которой установлено, что Смирнова О.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Шекснинского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления участка и об утверждении схемы расположения земельного участка в границах <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Шекснинского муниципального района без проведения публикации было принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка в границах кадастрового квартала площадью <данные изъяты> кв.м по испрашиваемому Смирновой О.А. варианту. ДД.ММ.ГГГГ Смирнова О.А. обратилась в администрацию Шекснинского муниципального района с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шекснинского муниципального района и Смирновой О.А. заключен договор безвозмездного пользования земельным участком общей площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес> (Сиземское сельское поселение) с кадастровым номером на срок шесть лет, который зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. До предоставления Смирновой О.А. указанного выше земельного участка органами местного самоуправления, в нарушение требований статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, не производились публикации о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование в средствах массовой информации. Принятие решения о предоставлении земельного участка без проведения публикации сведений о предстоящем предоставлении земельного участка на праве безвозмездного пользования повлекло невозможность выражения волеизъявления лицами, имеющими интерес в получении этого земельного участка. Выявление круга заинтересованных лиц было бы возможным при условии соблюдения администрацией Шекснинского муниципального района и администрацией сельского поселения Сиземское Шекснинского муниципального района, кроме публикации в официальном средстве массовой информации и на официальном сайте, 30-дневного срока, установленного законом для подачи заявлений. Процедура извещения заинтересованных лиц не была соблюдена уполномоченным органом. Договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Шекснинского муниципального района и Смирновой О.А. является ничтожным и подлежит признанию недействительным, так как заключен в нарушение требований закона. Кроме того, заключение договора на безвозмездное пользование землей в Сиземском сельском поселении нарушает права многодетных семей и несовершеннолетних детей. Так, в администрации Шекснинского муниципального района состоят на учете многодетные семьи, имеющие в соответствии с действующим законодательством право на предоставление земельных участков в безвозмездное пользование.

В судебном заседании заместитель прокурора Шекснинского района Камаев С.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Смирнова О.А. в судебное заседание не явилась, извещалась судом неоднократно по месту жительства.

Администрация Шекснинского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв, в котором не возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что при принятии решения о заключении договоров безвозмездного пользования земельными участками с гражданами без публикации извещения в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, Управление муниципальной собственности руководствовалось, в том числе, позицией, выраженной в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2015 года № Д23и-2019, согласно которой нормы статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном случае не применяются. Согласно статьям 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлен Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В соответствии с пунктом 8 статьи 39.14 предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с Договором ссудодатель передал ссудополучателю в безвозмездное пользование земельный участок из категории земель «Земли населенных пунктов», с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», находящийся по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ специалистами администрации Шекснинского муниципального района были осуществлены выездные мероприятия с целью осмотра земельных участков на местности. В ходе рейдового осмотра на земельном участке с кадастровым номером велись строительные работы, заложен фундамент, на участке складировались строительные материалы. Также прослеживались следы строительной техники. ДД.ММ.ГГГГ администрация Шекснинского муниципального района направила Смирновой О.В. уведомление . В отдел архитектуры и градостроительства Управления жилищно-коммунальным хозяйством, строительства и транспорта, архитектуры и градостроительства администрации Шекснинского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке Смирнова О.В. не обращалась.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация Договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Смирновой О.А. на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сведения кадастра недвижимости ЕГРН о расположении в пределах границ земельного участка с кадастровым номером зданий, строений, сооружений – отсутствуют. На основании норм действующего законодательства государственным регистратором прав проводилась правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов, проверка законности сделок, а также устанавливалось отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами. Представленные на государственную регистрацию документы соответствовали требованиям закона, то есть на момент проведения государственной регистрации являлись юридически действительными, судом недействительными признаны не были. Оснований для приостановления/отказа у государственного регистратора прав не имелось.

Управление муниципальной собственности Шекснинского муниципального района Вологодской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представило отзыв, в котором оставило разрешение исковых требований прокурора Шекснинского района на усмотрение суда, указав, что предоставление земельных участков в безвозмездное пользование производилось в соответствии со статьями Земельного кодекса Российской Федерации и законами области от 12.02.2015 № 3 569-ОЗ «Об определении перечня муниципальных образований Вологодской области, в которых земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, и об установлении перечня специальностей, работа по которым дает право гражданам получить такие земельные участки на территории Вологодской области» и законом Вологодской области от 12.05.2015 года № 3 661-ОЗ «Об установлении перечня муниципальных образований Вологодской области, в которых земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности». Порядок предоставления земельных участков был также прописан в рекомендациях Департамента имущественных отношений Вологодской области от 2015 года. Кроме того, на основании письма Минэкономразвития от 18.03.2015 года № Д23и-1019, согласно пункту 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование: гражданину для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет; для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет. Порядок предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке) гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Случаи, указанные в подпунктах 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, являются первоочередными (внеочередными), поскольку положения законов, принимаемых субъектами Российской Федерации в соответствии с данной нормой, содержат льготные условия и подлежат применению в отношении определенной территории либо ограниченного круга лиц. Соответственно положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в указанных случаях не применяются. Кроме того, Минэкономразвития Российской Федерации в своем письме отмечает, что положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены случаи проведения аукционов на право заключения договоров безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. После поступившего представления Прокуратуры 01.10.2019 года, с целью разрешения спорного вопроса, Управлением были подготовлены и направлены запросы в Департамент имущественных отношений Вологодской области, Управление Росреестра по Вологодской области, Правительство Вологодской области, Министерство экономического развития Российской Федерации. Кроме того, 02 декабря 2019 года в адрес администрации поступила информация Департамента имущественных отношений Вологодской области о рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона № 496293-7, предусматривающего отсутствие необходимости опубликования извещения при предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование, переходных положений, касающихся распространения его действия на правоотношения, возникшие ранее. В связи с этим, вопрос по расторжению договоров безвозмездного пользования долгое время оставался «открытым». Несмотря на это специалистами Управления совместно со специалистами по земельным вопросам администраций сельских поселений, проводилась работа по обследованию земельных участков на предмет фактического использования, либо неиспользования в соответствии с предоставленным видом разрешенного использования.

Суд, выслушав прокурора, представителей администрации Шекснинского муниципального района и Управления муниципальной собственности Шекснинского района Вологодской области, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела между администрацией Шекснинского муниципального района (ссудодатель) и Смирновой О.А. (ссудополучатель) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес><адрес> на срок шесть лет, который зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление земельного участка осуществлено без соблюдения требований статей 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка, что послужило основанием для обращения прокурора Шекснинского района с настоящим иском в суд. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет. Порядок предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой, предоставление земельных участков гражданам осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1)обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. В силу пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Таким образом, исходя из толкования указанных норм права, земельный участок может быть предоставлен гражданину в безвозмездное пользование без проведения аукциона, на основании предоставленного им заявления, при условии, что он является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов. Наличие либо отсутствие претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования соответствующего извещения. При вынесении обжалуемого постановления администрации Шекснинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и заключении спорного договора соответствующая публикация извещения о предоставлении земельного участка произведена не была, чем нарушен публичный порядок предоставления земельных участков и права неопределенного круга лиц, которые могли претендовать на данный земельный участок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акра и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положения раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. При таких обстоятельствах спорный договор является недействительным (ничтожным) как нарушающий публичные интересы. В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В силу пункта 2 указанной статьи при недействительности сделки, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Применительно к спорным правоотношениям последствием недействительности сделки выступает возврат земельного участка администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с удовлетворением иска, государственная пошлина подлежит взысканию со Смирновой О.А. в пользу федерального бюджета.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Шекснинского района к администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области, Смирновой О. А. - удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления его в безвозмездное пользование Смирновой О.А.».

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Шекснинского муниципального района Вологодской области и Смирновой О.А. о передаче в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м на срок 6 лет, зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

Применить последствия недействительности сделки, обязав Смирнову О.А. вернуть земельный участок, расположенный в <адрес> с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, в распоряжение администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области в состоянии, пригодном для использования по целевому назначению и свободным от построек, строений, сооружений, в том числе хозяйственного назначения.

Взыскать со Смирновой О.А. государственную пошлину в сумме 600 (шестьсот) рублей в пользу бюджета Шекснинского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья (подпись) А.В. Денисова

Решение изготовлено в окончательной форме 21 октября 2020 года.

Копия верна.

Судья А.В. Денисова

Секретарь: С.В. Орлова