ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-502/2016 от 06.04.2016 Братского районного суда (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2016 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ситкиной А.С., с участием представителя истца - старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвонинской М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Компания «Транслес», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентство лесного хозяйства Иркутской области, о взыскании ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование искового заявления Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой по заданию Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры Иркутской области проведен анализ состояния законности и эффективности межведомственного взаимодействия при организации противодействия преступлениям в сфере лесопользования. При изучении материалов проверки данных космического мониторинга, поступивших в территориальный отдел Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству в 2015 году, установлено, что ООО «Компания «Транслес», являющимся арендатором лесного участка на основании договора аренды *** от **.**.****, совершена незаконная рубка лесных насаждений на двух не заявленных в лесной декларации лесных участках, расположенных в ..., на общей площади <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> С учетом незаконной рубки лесных насаждений ООО «Компания «Транслес» превышен допустимый ежегодный объем изъятия древесины. В результате допущенного ООО «Компания «Транслес» нарушения лесного законодательства государству причинен ущерб в размере <данные изъяты> В соответствии с договором аренды лесного участка *** от **.**.****, заключенным между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству и ООО «Компания «Транслес», ответчику предоставлен во временное возмездное пользование сроком до **.**.**** лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка, с номером учетной записи в государственном лесном реестре ***, площадью <данные изъяты> имеющий местоположение: ..., для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - <данные изъяты> в том числе по хвойному хозяйству - <данные изъяты> Договор зарегистрирован УФРС по Иркутской области **.**.**** за номером ***. ООО «Компания «Транслес» разработан проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, утверждённое приказом агентства лесного хозяйства Иркутской области *** от **.**.****.

Приказом Рослесхоза от **.**.******* утверждены Правила заготовки древесины, согласно п. 5 которых заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией. Из п. 12 Правил следует, что рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, - в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

**.**.**** ООО «Компания «Транслес» в территориальный отдел Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству подана декларация об использовании лесов на предоставленном в аренду лесном участке в период с **.**.**** по **.**.****, согласно которой в ... в рубку заявлено 2 деляны, расположенные в выделах *** на площади <данные изъяты> и в выделе *** на площади <данные изъяты> Всего согласно лесной декларации от **.**.**** ООО «Компания «Транслес» на 2015 год заявлено к изъятию <данные изъяты> ликвидной древесины, в том числе <данные изъяты> - по хвойному хозяйству. Впоследствии **.**.**** ООО «Компания «Транслес» подана декларация ***, **.**.**** - изменение в лесную декларацию от **.**.****, согласно которым ответчиком заявлено к использованию в 2015 году 2 деляны, расположенные в квартале .... Таким образом, ни в одной из представленных в территориальный отдел агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству деклараций об использовании лесов в 2015 году лесные участки, расположенные в ..., не заявлены.

Согласно отчету об использовании лесов за январь-декабрь 2015 года в нарушение ч. 4 ст. 29 ЛК РФ фактический объем заготовленной в 2015 году ООО «Компания «Транслес» ликвидной древесины составил <данные изъяты> в том числе по хвойному хозяйству - <данные изъяты> При этом, объем заготовленной древесины - <данные изъяты> в результате незаконной рубки лесных насаждений в ... в отчете об использовании лесов за 2015 год не указан.

Договор аренды лесного участка не является достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. Факт лесонарушения выявлен работниками территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству: главным специалистом-экспертом Романовым М.И. и старшим специалистом 1 разряда Судьяровым В.В. при выезде **.**.**** на лесной участок с целью проверки данных, содержащихся в карточках дешифрирования *** и ***, о чем составлены акт осмотра лесонарушения и акт о лесонарушении. В ходе проверки с помощью измерительных приборов была выполнена привязка указанных в карточках дешифрирования лесных участков. При осмотре установлено, что незаконно вырубленные ООО «Компания «Транслес» лесные участки примыкают к лесному участку, заявленному в рубку в лесной декларации от **.**.****, расположенному в квартале ..., площадью <данные изъяты> и находятся на территории арендованного ответчиком лесного участка. Осмотр проводился в присутствии директора ООО «Компания «Транслес» Павлюк В.В. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия ООО «Компания «Транслес» при заготовке древесины в ... на площади <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> носят противоправный характер. Материалами проверки подтверждено и не оспаривается факт заготовки древесины именно ООО «Компания «Транслес», следовательно, установлена причинно-следственная связь между понесёнными убытками (ущербом) и противоправным поведением лица, причинившего вред. Виновность ООО «Компания «Транслес» также подтверждается постановлением о назначении административного наказания от **.**.****, вступившего в силу **.**.****, согласно которому ООО «Компания «Транслес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ, за рубку лесных насаждений в ... на площади <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> платежным поручением *** от **.**.**** об оплате назначенного за указанное административное правонарушение штрафа, а также объяснением директора ООО «Компания «Транслес» Павлюк В.В.

В соответствии со ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от **.**.******* утверждены таксы и методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства.

Согласно расчету, произведенному территориальным отделом Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству в соответствии с указанной методикой, вред, причиненный лесам вследствие нарушения ООО «Компания «Транслес» лесного законодательства, выразившегося в незаконной рубке лесных насаждений на двух не заявленных в лесной декларации лесных участках, расположенных в квартале ..., на общей площади <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> составил <данные изъяты>, исходя из расчета:

"расчет обезличен"

"расчет обезличен"

"расчет обезличен"

"расчет обезличен"

"расчет обезличен"

"расчет обезличен"

"расчет обезличен"

"расчет обезличен"

"расчет обезличен"

"расчет обезличен"

Ставки платы за древесину (сосна - <данные изъяты>, лиственница - <данные изъяты>, береза - <данные изъяты>, осина - <данные изъяты>) установлены Постановлением Правительства РФ №310 от 22.05.2007 «О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для пятого восточно-сибирского лесотаксового района средней категории крупности для первого разряда такс.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 №947 установлены коэффициенты к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Согласно Постановлению в 2015 году указанные ставки платы применяются с коэффициентом 1,37.

Расчет размера причиненного ущерба произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ №273 от 08.05.2007 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства». Согласно п. 1 ч. 1 приложения № 1 к указанному постановлению для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям в результате незаконной рубки деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, применяется 50-кратная стоимость древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Ответчик своими незаконными действиями нарушил законные интересы государства по пользованию, владению и распоряжению лесными ресурсами Российской Федерации. В результате противоправных действий ООО «Компания «Транслес», выразившихся в незаконной рубке лесных насаждений, причинен ущерб лесному фонду Российской Федерации, а именно Российской Федерации. Кроме того, незаконными действиями ответчика, следствием которых явилось причинение вреда окружающей среде, нарушены интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

Просит суд взыскать с ООО «Компания «Транслес» ущерб, причиненный лесам, в размере <данные изъяты> в пользу муниципального образования «Братский район».

В судебном заседании старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвонинская М.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.

Ответчик ООО «Компания «Транслес» в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Агентство лесного хозяйства Иркутской области в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, с учетом мнения старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвонинской М.Н., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 167 ГПК РФ, и не явившегося ответчика в порядке заочного судопроизводства, предусмотренного ст. ст. 233-237 ГПК РФ.

Выслушав старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвонинскую М.Н., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В судебном заседании установлено, что **.**.**** между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству (арендодатель) и ООО «Компания «Транслес» (арендатор) заключен договор аренды *** лесного участка, согласно которому ООО «Компания «Транслес» предоставлен во временное возмездное пользование сроком до **.**.**** лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 474-2008-10, площадью 2067 га, имеющий местоположение: ..., для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - <данные изъяты> в том числе по хвойному хозяйству - <данные изъяты> Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области **.**.*******.

Также в судебном заседании установлено, что **.**.**** ООО «Компания «Транслес» в территориальный отдел Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству подана декларация об использовании лесов на предоставленном в аренду лесном участке в период с **.**.**** по **.**.****, согласно которой в ... в рубку заявлено 2 деляны, расположенные в выделах *** на площади <данные изъяты> и в выделе *** на площади <данные изъяты> Всего согласно лесной декларации от **.**.**** ООО «Компания «Транслес» на 2015 год заявлено к изъятию <данные изъяты> ликвидной древесины, в том числе <данные изъяты> - по хвойному хозяйству. Впоследствии **.**.**** ООО «Компания «Транслес» подана декларация ***, **.**.**** - изменение в лесную декларацию от **.**.****, согласно которым ответчиком заявлено к использованию в 2015 году 2 деляны, расположенные в квартале ....

В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 9 ст. 29 JIK РФ).

Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 №337 утверждены Правила заготовки древесины, согласно п. 5 которых заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

Согласно п. 12 Правил рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, - в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Согласно ч. 4 ст. 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

В силу п. 16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ООО «Компания «Транслес» совершена рубка лесных насаждений на двух не заявленных в лесной декларации лесных участках, расположенных в ..., на общей площади <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> что подтверждается материалами проверки, а также представленными в территориальный отдел Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству декларациями об использовании лесов в 2015 году, согласно котором лесные участки, расположенные в ..., не заявлены.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что фактический объем заготовленной ООО «Компания «Транслес» в 2015 году ликвидной древесины составил <данные изъяты> в том числе по хвойному хозяйству - <данные изъяты> что подтверждается отчетом об использовании лесов за январь-декабрь 2015 года, при этом, объем заготовленной древесины - <данные изъяты> в результате незаконной рубки лесных насаждений в квартале ... в отчете об использовании лесов за 2015 год не указан.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что арендатором лесного участка ООО «Компания «Транслес» в нарушение требований действующего законодательства совершена незаконная рубка лесных насаждений на двух не заявленных в лесной декларации лесных участках, расположенных в ..., на общей площади <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> а также превышен допустимый ежегодный объем изъятия древесины. Данные обстоятельства также подтверждаются постановлением *** Агентства лесного хозяйства Иркутской области от **.**.****, вступившим в законную силу **.**.****, согласно которому ООО «Компания «Транслес» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по <данные изъяты> КоАП РФ- за рубку лесных насаждений в ... на площади <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>, а также объяснениями от **.**.**** генерального директора ООО «Компания «Транслес» Павлюк В.В.

Таким образом, ООО «Компания «Транслес» своими незаконными действиями нарушило законные интересы государства по пользованию, владению и распоряжению лесными ресурсами Российской Федерации.

В результате противоправных действий ООО «Компания «Транслес», выразившихся в незаконной рубке лесных насаждений, причинен ущерб лесному фонду Российской Федерации, а именно Российской Федерации. Кроме того, незаконными действиями ответчика, следствием которых явилось причинение вреда окружающей среде, нарушены интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 99 ЛК РФ привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду, определенный на основании утвержденных такс и методик расчета, также предусмотрена ст. 100 ЛК РФ, согласно которой лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, ответчик своими незаконными действиями нарушил законные интересы государства по пользованию, владению и распоряжению лесными ресурсами Российской Федерации. Ущерб, нанесенный незаконной порубкой, причинен лесному фонду Российской Федерации, а именно Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что размер ущерба, причиненный ответчиком лесам, составляет <данные изъяты>

Суд принимает расчет ущерба, причиненного ответчиком лесному хозяйству незаконной порубкой деревьев, представленный истцом, поскольку данный расчет произведен в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 №273 и подтвержден актом о лесонарушении от **.**.****, перечетными ведомостями древесины, при этом суд учитывает, что ответчиком не оспорены наличие и размер причиненного ущерба, доказательств, подтверждающих уплату причиненного ущерба либо его части, суду не представлено.

Согласно п. 6 ст. 46 БК РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку незаконными действиями ООО «Компания «Транслес» - незаконной рубки лесных насаждений, находящихся на территории ... Территориального отдела Агентства лесного хо­зяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству, расположенного на территории Брат­ского района Иркутской области общей площади <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> а также превышении допустимого ежегодного объема изъятия древесины, причинен ущерб Российской Федерации в размере <данные изъяты>, то исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Компания «Транслес» о взыскании ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений в размере <данные изъяты> в пользу муниципального образования «Братский район», законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от <данные изъяты> до <данные изъяты> - <данные изъяты> плюс 1 процент суммы, превышающей <данные изъяты>

Таким образом, государственная пошлина в размере <данные изъяты> подлежит взысканию с ООО «Компания «Транслес» в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Компания «Транслес» удовлетворить.

Взыскать с ООО «Компания «Транслес» ущерб, причиненный незаконной порубкой лесных насаждений, в размере <данные изъяты> в бюджет муниципального образования «Братский район»:

"реквизиты обезличены"

Взыскать с ООО «Компания «Транслес» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья И.В. Ларичева