Дело № 2-502/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2021 года г. Оханск
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе:
председательствующего судьи Томилиной Е.А.,
при секретаре Никитиной К.Ю.,
с участием представителя истца помощника прокурора Оханского района Макаричевой Ю.А.,
представителя ответчиков в лице администрации Оханского городского округа, МБОУ «Дубровская СОШ» ФИО1, действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в судебном заседании с применением аудиозаписи дело по иску Прокурора Оханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Оханского городского округа, МБОУ «Дубровская СОШ» о понуждении к совершению действий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения,
у с т а н о в и л:
прокурор Оханского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Оханского городского округа, МБОУ «Дубровская СОШ» о понуждении к совершению действий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, указав в обоснование иска, что прокуратурой Оханского района проведена проверка исполнения муниципальными образовательными организациями требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, противодействии экстремизму и терроризму. При проведении проверки установлено, что в МБОУ «Дубровская СОШ» охрана осуществляется силами учреждения, вахтерами в дневное время, сторожами в ночное время.
Таким образом, в ходе проведения проверки установлено, что обеспечение контрольно-пропускного режима в образовательном учреждении, как элемента охраны, осуществляется работниками школы, а не сотрудниками специализированного охранного предприятия, имеющего лицензию, выданную органами внутренних дел на осуществление охранной деятельности, владеющими навыками применения спецсредств.
В соответствии с п.7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35- № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно ст. 7, п. «д» ст. 11, ст. 40 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно уставу МБОУ «Дубровская СОШ» учредителем данной образовательной организации является муниципальное образование Оханский городской округ.
Образовательное учреждение является местом с массовым пребыванием граждан и отсутствие физической охраны, направленной на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников, способствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью учащихся и работников, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого является массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Таким образом, МБОУ «Дубровская СОШ» и администрацией Оханского городского округа не предпринимаются в полном объеме меры по обеспечению антитеррористической защищенности, что нарушает права учащихся, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию образовательных организаций, состав которых не является неизменным на гарантирующую охрану от проявлений терроризма и экстремистской деятельности.
По факту нарушений указанного законодательства, прокуратурой района администрации Оханского городского округа вносилось представление, однако должных мер по их устранению принято не было.
На основании изложенного, прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит суд обязать администрацию Оханского городского округа и МБОУ «Дубровская СОШ» в срок до 01.09.2021 обеспечить финансирование расходов по заключению МБОУ «Дубровская СОШ» договора с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охран и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в МБОУ «Дубровская СОШ»; обязать МБОУ «Дубровская СОШ» в срок до 01.09.2021 заключить договор с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в МБОУ«Дубровская СОШ».
В судебном заседании помощник прокурора Оханского района Макаричева Ю.А. поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков администрации Оханского городского округа, МБОУ «Дубровская СОШ» заявленные прокурором исковые требования не признал, по доводам письменных возражений.
В письменных возражениях ответчиков указано, что руководством школы совместно с отделом образования администрации Оханского городского округа организовано:
- обследование с составлением Акта обследования и категорирования объекта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное заместителем главы администрации, начальником УМУ администрации Оханского городского округа ФИО2;
- получение паспорта безопасности, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Оханского городского округа, (п.VIII, п.п. А гласит, что объект не отвечает установленным требованиям, в п.п.Б перечислены все рекомендации для выполнения требований по данной категории объекта);
- составление Плана на 2020-2023 год по устранению замечаний антитеррористической защищенности объекта «Дубровская СОШ», утверждённый директором и согласованный с председателем межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объектов.
Для исполнения требований безопасности объекта в школе организован стационарный пост охраны (вахтера), оборудованный системой контроля и управлениям доступа (СКУД), ежедневно с охранником заступающим на службу проводятся инструктажи о соблюдении порядка пропускного режима, с отметкой в журнале инструктажей. Вход в здание школы организован через турникет с применением личного электронного пропуска выданному каждому ученику и преподавателю школы. Для досмотра людей применяется металлодетектор. Установлены кнопки тревожной сигнализации с выводам на пост Федеральной службы национальной гвардии. Въезд на территорию школы осуществляется после проверки документов и досмотра транспортного средства с отметкой в соответствующем журнале. Для осуществления постоянного контроля в помещениях и на территории школы установлено 6 видео камер, с учениками и преподавательским составом на постоянной основе проводятся различные занятия, учения на тему действия при ЧС.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Дубровская СОШ», находящееся по адресу: <адрес>, является бюджетным образовательным учреждением, реализующим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
МБОУ «Дубровская СОШ» создана муниципальным образованием Оханский городской округ и является муниципальной образовательной организацией. Организационно-правовая форма школы –бюджетное учреждение. По типу общеобразовательной организации, реализующей основные образовательные программы, школа относится к общеобразовательным организациям.
Образовательная организация имеет структурные подразделения находящиеся по адресам: <адрес> (детский сад «Буратино»); <адрес>,1 (Пономаревская школа-детский сад); <адрес> (Пономаревская школа-детский сад).
Учредителем школы и собственником имущества школы является муниципальное образование Оханский городской округ. Функции и полномочия учредителя, собственника имущества, находящегося в оперативном управлении школы, от имени муниципального образования Оханский городской округ, осуществляет администрация Оханского городского округа.
Охрана здания и территории школы осуществляется в дневное время-вахтерами, в ночное время- сторожами.
На имя главы администрации Оханского муниципального района ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ прокурором Оханского района вынесено представление об устранении нарушений антитеррористического законодательства в общеобразовательных учреждениях, в котором указано, что во всех общеобразовательных учреждениях на территории района отсутствует охрана, имеющая лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима, в представлении было предложено предусмотреть финансирование мероприятий для обеспечения антитеррористической защищенности указанных объектов, жизни и здоровья людей, а также провести служебную проверку и рассмотреть вопрос о привлечении виновных сотрудников администрации Оханского муниципального района, образовательных учреждений к дисциплинарной ответственности.
До настоящего времени в зданиях МБОУ «Дубровская СОШ» отсутствует физическая профессиональная охрана зданий школы.
Изложенные обстоятельства полностью подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства, исследованными в судебном заседании материалами дела.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статьям 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пункт 3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г. устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 29).
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42).
Приказом Рособразования N 2013 от 11.11.2009 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, вступивших в действие 11.04.2015.
В соответствии с п.п. "а" п. 23 названных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Так согласно п. 5 названного постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п. 17 названного постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.п. «б» п. 25 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006).
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании п. 6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утверждены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10)", для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Осуществление охранной деятельности регламентируется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст. 1 Закона №2487-1 от 11.03.1992 частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Частью 2 статьи 3 Закона №2487-1 от 11.03.1992 определены виды охранных услуг, к которым, в том числе, отнесены: охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.
Согласно ч.1 ст. 11 Закона №2487-1 от 11.03.1992 оказание услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
При этом ч.3 ст. 3 Закона №2487-1 от 11.03.1992 предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги.
Таким образом, вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников школы и иных посетителей находятся в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую безопасность, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения жизни и здоровья учащихся и учителей образовательного учреждения. При этом, орган местного самоуправления, осуществляющий финансирование образовательного учреждения, обязан выделить денежные средства на заключение образовательным учреждением договора об оказании охранных услуг с организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Судом установлено, что МБОУ «Дубровская СОШ» является образовательным учреждением, реализующим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что организация физической профессиональной охраны зданий данного образовательного учреждения, является обязательным, выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц. Исполнение указанных требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения – МБОУ «Дубровская СОШ», но и органа местного самоуправления – муниципального образования Оханский городской округ, являющегося учредителем данного образовательного учреждения, обеспечивающего его финансирование, и обязанного в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.
На основании изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Оханского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Дубровская СОШ» и администрации Оханского городского округа исковые требования о понуждении к совершению действий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Устанавливая срок, в течение которого ответчиками должны быть совершены действия, суд исходя из принципа исполнимости решения, полагает возможным определить срок для исполнения решения в части возложения обязанности на администрацию Оханского городского округа обеспечить финансирование расходов по заключению МБОУ «Дубровская СОШ» договора с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в МБОУ «Дубровская СОШ»- до 1 сентября 2021 года. В части возложения обязанности на МБОУ «Дубровская СОШ» заключить договор с организацией специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в МБОУ «Дубровская СОШ» -с момента перечисления денежных средств.
При этом суд обращает внимание, что на стадии исполнения решения ответчик не лишен права заявить ходатайство об отсрочке исполнение решения при предоставлении соответствующих доказательств в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Оханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Оханского городского округа в срок до 1 сентября 2021 года обеспечить финансирование расходов по заключению муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Дубровская СОШ» договора с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в муниципальном бюджетом общеобразовательном учреждении «Дубровская СОШ».
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дубровская СОШ» с момента перечисления денежных средств заключить договор с организацией специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Дубровская СОШ».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 1 июля 2021 года.
Судья Е.А. Томилина