ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-502/2021ИЗГ.17 от 17.05.2021 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-502/21 Изг.17.05.2021г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Орловой Ю.В.,

при секретаре Квасниковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле 20 апреля 2021 года гражданское дело по иску Михайлова Александра Вячеславовича к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании права на предоставление земельного участка в аренду, признании недействительным Решения градостроительной комиссии Ярославского МР № от 30.10.2020г., возложении обязанности инициировать внесение изменений в Правила землепользования и застройки Некрасовского сельского поселения ЯМР ЯО,

установил:

Михайлов А.В. обратился в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, в котором просит:

1. признать за ним право на предоставление в аренду земельного участка за пределами населенного пункта д.Калинино Ярославского муниципального района Ярославской области из состава земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) для ведения личного подсобного хозяйства без возведения на нем зданий и сооружений;

2. признать недействительным Решение градостроительной комиссии Ярославского муниципального района от 30.10.2020г.;

3. обязать ответчика инициировать внесение изменений в Правила землепользования и застройки Некрасовского сельского поселения ЯМР ЯО, заключающиеся в установлении границы территориальной зоны СХ-2 (сельскохозяйственное производство) вместо СХ-1 (сельскохозяйственные угодья) для территории, на которой планируется образовать участок в соответствии с подготовленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3000 кв.м.

В иске указано, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок, находящийся в <адрес>. На данном земельном участке истец ведет личное подсобное хозяйство. У истца возникли намерения увеличить продуктивность пчеловодства, в связи с чем, истцу необходим земельный участок для выращивания медоносных растений и размещения ульев.

09.01.2020г. истец обратился в КУМИ Администрации ЯМР ЯО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Испрашиваемый истцом земельный участок расположен за границей населенного пункта <адрес>.

На основании Распоряжения КУМИ Администрации ЯМР ЯО № 101 от 06.02.2020г. истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду того, что согласно Правилам землепользования и застройки Некрасовского сельского поселения ЯМР испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), в которой ведение личного подсобного хозяйства не предусмотрено.

20.08.2020г. истец обратился с заявлением к главе Ярославского муниципального района Ярославской области с просьбой инициировать процесс внесения изменений в ПЗЗ Некрасовского сельского поселения ЯМР ЯО, которые заключаются в установлении территориальной зоны СХ-2 вместо СХ-1 в отношении испрашиваемого истцом земельного участка.

Истцу поступил ответ от 26.08.2020г. о том, что рассмотрение вопроса о внесении изменений в Генеральный план Некрасовского сельского поселения по вопросу перевода указанной территории из СХ-1 в территориальную зону СХ-2 состоится на заседании градостроительной комиссии Ярославского муниципального района 09.10.2020г.

Из полученной истцом выписки из протокола заседания градостроительной комиссии следует, что комиссия отказала во внесении изменений в действующую редакцию Правил землепользования и застройки Некрасовского сельского поселения по той причине, что территориальная зона СХ-2 предусматривает строительство, которое запрещено на землях сельскохозяйственных угодий.

Истец считает такой отказ незаконным и необоснованным.

Истец намерен использовать указанный земельный участок только для производства сельскохозяйственной продукции в рамках ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, без возведения зданий и строений.

В настоящее время данная территория никем не используется, зарастает кустарником.

Ответчик – орган местного самоуправления в лице Администрации ЯМР ЯО, отказав в использовании земельного участка за пределами населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства, нарушил права истца на ведение личного подсобного хозяйства, установленные ст.ст.2,3,4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве».

Представитель истца адвокат Самойлов В.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика – Администрации ЯМР ЯО по доверенности Стрекаловская Е.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на законность принятого градостроительной комиссией 30.10.2020г. решения.

Представители третьих лиц – КУМИ Администрации ЯМР ЯО по доверенности Потапова И.В. и МКУ «Центр земельных ресурсов» ЯМР по доверенности Назарова О.А. в судебном заседании также возражали против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица – Администрации Некрасовского сельского поселения ЯМР ЯО в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о слушании дела извещен надлежаще.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителей истца, ответчика, третьих лиц, проверив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ.

В силу пункта 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в числе прочего физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 ГрК РФ).

Из приведенных выше норм следует, что в случаях, когда безусловные основания для внесения изменений в правила землепользования и застройки отсутствуют, вопрос о внесении в соответствии с поступившим предложением таких изменений в правила или об отклонении такого предложения относится к усмотрению органа местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что 09.01.2020г. Михайлов А.В. обратился с заявлением в КУМИ Администрации ЯМР ЯО о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, в аренду, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, в границах, согласно приложенной схемы.

Распоряжением КУМИ Администрации ЯМР ЯО от 06.02.2020г. Михайлову А.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения не предусмотрено (сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

Истцом было подано заявление в Администрацию ЯМР ЯО о внесении изменений в действующую редакцию ПЗЗ Некрасовского сельского поселения ЯМР ЯО в части установления территориальной зоны СХ-2 на земельном участке в соответствии с подготовленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 3000 кв.м., по адресу: <адрес>.

Указанное заявление было рассмотрено на заседании градостроительной комиссии Ярославского муниципального района 30.10.2020г.

В выписке из протокола заседания градостроительной комиссии от 30.10.2020г. указано, что на данный момент земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-1. Территориальная зона СХ-2 предусматривает строительство, которое запрещено на землях сельскохозяйственных угодий, в связи с чем, градостроительной комиссией рекомендовано отказать во внесении изменений в ПЗЗ Некрасовского сельского поселения ЯМР в части установления территориальной зоны СХ-2 на земельном участке в соответствии с подготовленной схемой; заявителю рекомендовано повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка с другим видом разрешенного использования, например – сенокошение.

Таким образом, заявление истца было рассмотрено с соблюдением установленного законом порядка, в пределах компетенции градостроительной комиссии.

При этом, наличие права физического или юридического лица на подачу предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки не возлагают на орган местного самоуправления безусловную обязанность принять соответствующее решение о внесении таких изменений.

Помимо того, что в данном случае отсутствовали безусловные основания для внесения изменений в правила землепользования и застройки, суд считает, что ответчиком обоснованно были учтены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Судом получен ответ из Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО, в котором указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Некрасовского сельского поселения, утвержденными Решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 25.08.2016г. № 38 (в редакции изменений от 30.04.2020 № 37), спорный земельный участок площадью 3000 кв.м. расположен в территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения».

В отношении сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (СХ-1) градостроительный регламент не устанавливается.

В соответствии с положениями части 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.

Для принятия решения о смене вида разрешенного использования для рассматриваемой категории земель сельскохозяйственного назначения необходима смена категории земли с соблюдением требований Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Михайлова Александра Вячеславовича к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании права на предоставление земельного участка в аренду, признании недействительным Решения градостроительной комиссии Ярославского МР от 30.10.2020г., возложении обязанности инициировать внесение изменений в Правила землепользования и застройки Некрасовского сельского поселения ЯМР ЯО, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Ярославский районный суд Ярославской области.

Судья Ю.В.Орлова