Дело №2-502/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2022 года город Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Авраменко О.В.
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Орла к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного дома,
установил:
Прокурор Советского района г. Орла обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее НО «РФКР») об обязании обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Советского района г. Орла проведена проверка исполнения НО «РФКР» требований законодательства при организации и проведении капитального ремонта многоквартирного .
Проведенная проверка показала, что требования закона НО «РФКР» в полной мере не соблюдаются и не исполняются.
Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2018 - 2020 годах» (далее - Краткосрочный план).
Согласно приложению к Краткосрочному плану проведение капитального ремонта крыши и фасада в многоквартирном доме, расположенном по адресу: , запланировано на 2020 год.
Согласно объяснению и.о. директора НО «РФКР» ФИО5 от 22.12.2021 г. договор с проектной организацией ЗАО «Горпроект» заключен ДД.ММ.ГГГГ№, срок сдачи по договору 27.07.2020 г. НО «РФКР» направлялись неоднократно уведомления о срыве сроков, направлена жалоба на действия (бездействие) члена СРО оказать содействие о предоставлении НО «РФКР» результатов выполненных работ по договору. Положительное заключение достоверности сметной стоимости от 21.01.2021 г. В настоящее время готовятся документы для проведения электронного аукциона.
Несмотря на установление срока окончания проведения капитального ремонта (2020 г.) многоквартирного дома, расположенного по адресу: , согласно объяснению и.о. директора НО «РФКР» ФИО5 от 22.12.2021 г. проведение аукциона по отбору подрядной организации на проведение строительно-монтажных работ не было осуществлено, соответственно работы по проведению капитального ремонта указанного многоквартирного дома до настоящего времени не начаты.
Прокурор района полагает, что НО «РФКР» не принят весь исчерпывающий комплекс мер для скорейшего проведения электронного аукциона и заключения по его результатам договора подряда с подрядной организацией на выполнение указанных работ в целях осуществления их в установленных срок. Затягивание срока проведения капитального ремонта нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
По изложенным основаниям прокурор Советского района г. Орла просил суд обязать НО «РФКР» организовать проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: , путем проведения электронного аукциона и заключения по его результатам договора подряда с подрядной организацией на выполнение указанных работ.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Орла Тюляков С.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просил суд иск удовлетворить.
Представитель НО «РФКР», действующая на основании доверенности, ФИО2, иск не признала, суду пояснила, что НО «РФКР» принимало меры к организации проведения капитального ремонта указанного многоквартирного дома. В настоящее время подготовлена проектно-сметная документация. Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ№ сроки по ремонту спорного многоквартирного дома перенесены на 2023 год. В связи с чем, полагал, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется, просила суд в иске отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Согласно п. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Частью 2 ст. 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Частью 6 ст. 182 ЖК РФ предусмотрена ответственность регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.
Инфляция - социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности.
В соответствии с информацией, размещенной в системе «Консультант» инфляция в целом за истекший период 2021 года составила 3,48% к декабрю 2020 года, стоимость товаров увеличилась на 4,09%, на услуги - на 1,86%. В соответствии с информацией, представленной Банком России, размещенной на сайте rg.ru «Стройматериальный интерес. Почему цены на строительные материалы растут так стремительно», являющейся официальным средством массовой информации, рост цен на строительные материалы значительно обгоняет уровень общей инфляции. По данным Росстата металлочерепица с начала 2021 года выросла в цене на 21,6%, цены на ориентировано-стружечные плиты (ОСП) выросли на 21%, образная доска - на 11,7%.
Президентом РФ утвержден Перечень поручений по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам от 16.01.2021 № Пр-45ГС, согласно которому Правительству Российской Федерации совместно с комиссией Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда» представить предложения по ограничению роста цен на строительные материалы.
Основной целью любой организации является извлечение прибыли, однако нынешние условия, созданные региональным оператором, предлагают потенциальным заказчикам осуществление работ без получения таковой, что объективно обосновывает нежелание подрядных организаций заключать договор на проведение капитального ремонта анализируемого многоквартирного дома.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что региональному оператору необходимо принять весь исчерпывающий комплекс мер для создания привлекательных условий подрядным организациям, в том числе необходимо принять меры по пересмотру стоимости капитального ремонта, поскольку затягивание срока проведения капитального ремонта нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Судом установлено, что постановлением Правительства Орловской области от 28.11.2017 № 500 утвержден краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2018 - 2020 годах» (далее - Краткосрочный план).
Согласно приложению к Краткосрочному плану проведение капитального ремонта крыши и фасада в многоквартирном доме, расположенном по адресу: , запланировано на 2020 год.
Несмотря на установление срока окончания проведения капитального ремонта (2020 г.) многоквартирного дома, расположенного по адресу: , проведение аукциона по отбору подрядной организации на проведение строительно-монтажных работ не было осуществлено, соответственно работы по проведению капитального ремонта указанного многоквартирного дома до настоящего времени не начаты.
Договор с проектной организацией ЗАО «Горпроект» заключен ДД.ММ.ГГГГ№-ПСД/КФ/2020, срок сдачи по договору 27.07.2020 г.
Работы по проведению оценки технического состояния и разработки проектной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов закончены и приняты 22.11.2021.
Постановлением Правительства Орловской области в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№ в г. орле включен в перечень домов, капитальный ремонт которых перенесен на 2023 год.
При этом, суд учитывает, что в ходе судебного заседания установлено, что НО «РФКР» не был принят своевременно весь исчерпывающий комплекс мер для скорейшего проведения электронного аукциона и заключения по его результатам договора подряда с подрядной организацией на выполнение указанных работ в целях осуществления их в установленный срок, в результате чего нарушены права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, а также права жильцов данного дома и интересы общества при реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области».
При таких обстоятельствах довод представителя НО «РФКР» об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в связи с переносом срока проведения капитального ремонта, судом не принимается.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Советского района г. Орла к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного дома удовлетворить.
Обязать некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» организовать проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: , путем проведения электронного аукциона и заключения по его результатам договора подряда с подрядной организацией на выполнение указанных работ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 19 апреля 2022 года.
Судья Авраменко О.В.