РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петропавловск-Камчатский 19 апреля 2022 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Денщик Е.А., при секретаре Тадиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным отказа в передачи служебного жилого помещения в собственность и понуждении заключить договор его приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 предъявила в суде иск к Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным отказа в передачи служебного жилого помещения в собственность и понуждении заключить договор передачи его в собственность.
В обоснование требований указала на то, что с 22 сентября 2009 года проживает в квартире по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, куда была вселена с детьми в качестве членов семьи супруга ФИО2 Данное жилое помещение в общежитии было предоставлено ему на период службы в ГУ МЧС России по Камчатскому краю. На основании соглашения от 25 сентября 2017 года между супругом и ответчиком договор найма квартиры был расторгнут, а в декабре 2017 года заключен с ней на период работы в МАДОУ «Детский сад № 57». 23 марта 2021 года она обратилась к ответчику с заявлением о согласовании приватизации служебного жилого помещения, в чем решением № от 9 апреля 2021 года ей было отказано со ссылкой на то, что она проживает в спорной квартире, на приватизацию которой претендует, менее 5 лет. Не соглашаясь с таким решением, просила суд признать его незаконным и возложить на ответчика обязанность передать ей в собственность в порядке приватизации квартиру по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.
В судебном заседании ФИО1 уточнила требования и просила суд признать незаконным решение Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № от 9 апреля 2021 года и обязать ответчика заключить с ней и ее двумя ее несовершеннолетними детьми ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор передачи жилого помещения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, в собственность. Пояснила, что фактически проживает в квартире с 2009 года, когда она была предоставлена супруга в качестве общежития на период его службы в ГУ МЧС России по Камчатскому краю. В последующем семейные отношения с супругом прекратились и он съехал с квартиры. По договоренности между ними он расторг договор найма спорной квартиры, после чего она была передана муниципалитетов в оперативное управление ее работодателю и предоставлена ей в качестве служебного помещения на период работы в МАДОУ «Детский сад № 57». На данный момент детский сад реорганизован путем присоединения в МАОУ «Средняя школа № 8», где она продолжает работать в должности воспитателя. Ее непрерывный трудовой стаж в муниципальном учреждении составляет более 8 лет, в а образовательной отрасли – более 18 лет. Просила рассмотреть спор без участия ее несовершеннолетней дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлеченной к участию в деле на основании ст. 37 ГПК РФ, которая извещена ею о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО5 исковые требования не признала. Пояснила, что дляреализации права на приватизацию служебного жилого помещения из муниципального жилищного фонда необходимо наличие трех из шести условий, предусмотренных Порядком принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденным решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края № 247-нд от 2 сентября 2014 года. У истца отсутствует одно из необходимых условий –проживание гражданина, претендующего на приватизацию служебного жилого помещения, в занимаемом жилом помещении не менее 5 лет. Договор найма спорного служебного помещения заключен с ней 22 декабря 2017 года. Кроме того, поскольку квартира закреплена на праве оперативного управления за работодателем истца, решение о приватизации служебного жилого помещения должно приниматься этим учреждением с согласия Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Оспариваемым решением № от 9 апреля 2021 года истице отказано в согласовании приватизации служебного жилого помещения. В случае получения такого согласия договор приватизации подлежит заключению между лицом, претендующим на получение квартиры в собственности, и учреждением, в оперативном управлении служебная квартира находится.
ФИО2 полагал требования истца подлежащими удовлетворению. Пояснил, что проживал в спорной квартире с истицей и детьми с октября 2009 года. Расторг договор найма жилого помещения в общежитии ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением семейного положения, фактическим прекращением семейных отношений с истцом и достигнутой договоренностью о ее проживании с детьми в этой квартире после его выезда из нее. Из данной квартиры истец с детьми не выезжала. Квартира была передана в оперативное управление работодателя истца и предоставлена последней в качестве служебного жилья.
Представитель МАОУ «Средняя школа №» (правопреемник МАДОУ «Детский сад №») ФИО9 просила суд требования истца удовлетворить, поскольку истец долгое время работает в муниципальном учреждении и занимается педагогической деятельность, захарактеризовала себя только с положительной стороны, как добросовестный и ответственный работник, достойна передачи ей служебного жилья муниципального жилищного фонда в собственность.
ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, заявлений и ходатайств не представила.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В силу ст. ст. 93, 94 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Согласно ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
В соответствие со ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст.102 ЖК РФ и частью 2 настоящей статьи.
В силу ст. ст. 4, 5 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края № 247-нд от 2 сентября 2014 года в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года № 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», утвержден Порядок принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 1 Порядок принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда, в случае если жилое помещение закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием или на праве оперативного управления за учреждением, решение о приватизации служебного жилого помещения принимается этим предприятием или учреждением (далее - уполномоченный орган) с согласия Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Управление). Порядок дачи согласия Управлением уполномоченному органу на принятие последним решения о приватизации служебного жилого помещения устанавливается приказом Управления.
В силу ст. 2 указанного Порядка, право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения имеют следующие граждане профессий, входящих в перечень востребованных профессий в городском округе, установленный в приложении к настоящему Решению, а также муниципальные служащие: наниматель служебного жилого помещения и члены его семьи, ранее не реализовавшие право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда; наниматель и члены его семьи, у которых отсутствуют другие жилые помещения на праве собственности или ином праве; наниматель и члены его семьи, которые в период проживания в служебном жилом помещении не совершали гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к их отчуждению; наниматель, не реализовавший свое право на получение субсидий для приобретения или строительства жилых помещений или не участвовавший в государственных либо муниципальных программах по улучшению жилищных условий.
В перечень востребованных профессий в городском округе данным решением отнесены, в том числе учитель (преподаватель) и воспитатель.
Условиями реализации права на приватизацию являются:
1) наличие решения (приказа) Управления о признании нанимателя и членов его семьи малоимущими в соответствии с Законом Камчатского края от 04.05.2008 N 53 "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма";
2) наличие у нанимателя непрерывного трудового стажа в муниципальных учреждениях, предприятиях городского округа одной отрасли деятельности (и/или государственных учреждениях, предприятиях здравоохранения, расположенных на территории городского округа) не менее 13 лет;
3) наличие у нанимателя не менее 8 лет непрерывного трудового стажа в муниципальном учреждении или предприятии (государственном учреждении, предприятии здравоохранения), работником которого является наниматель на дату подачи заявления;
4) наличие у гражданина статуса члена семьи умершего нанимателя служебного жилого помещения, имевшего на момент смерти непрерывный стаж работы в муниципальных учреждениях, предприятиях одной отрасли деятельности (и/или государственных учреждениях, предприятиях здравоохранения) на территории городского округа не менее 13 лет и непрерывный стаж работы в одном муниципальном учреждении, предприятии (и/или государственном учреждении, предприятии здравоохранения) не менее 8 лет;
5) проживание гражданина, претендующего на приватизацию служебного жилого помещения, в занимаемом жилом помещении не менее 5 лет;
6) замещение нанимателем должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа не менее 9 лет на дату подачи заявления;
8) наличие у нанимателя государственных наград, наград Камчатского края, предусмотренных статьей 4 Закона Камчатского края от 06.05.2019 N 323 "О наградах Камчатского края", наград или почетных званий, предусмотренных пунктами 1, 2 части 2 статьи 1 Решения городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 N 145-нд "О наградах и почетных званиях Петропавловск-Камчатского городского округа".
Для реализации права на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения достаточно наличия 3 из 7 в совокупности условий, указанных в части 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 3 указанного Порядка, по результатам рассмотрения заявления Управление или уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления выдает нанимателю разрешение на приватизацию либо отказ в приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Разрешение на приватизацию служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда оформляется постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа либо приказом уполномоченного органа (если служебное жилое помещение находится в жилищном фонде предприятия, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, или учреждения, в оперативное управление которого передан жилищный фонд) и является основанием для заключения договора передачи в собственность граждан жилых помещений.
Основаниями для отказа в приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда являются, в том числе несоответствие нанимателя требованиям, предусмотренным статьей 2 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 в период с 4 июня 2001 года по настоящее время работает в должности воспитателя муниципальных образовательных учреждений Петропавловск-Камчатского городского округа, ее непрерывный трудовой стаж в этой должности составляет более 18 лет, последние 8 лет она работает в МАОУ «Средняя школа № 8», являющегося правопреемником МАДОУ «Детский сад № 57» (л.д. 55-63, 135-141).
С 16 сентября 205 года ФИО1 состоит в браке с ФИО2 и имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 22, 28, 29).
На основании договора найма жилого помещения в общежитии от 22 октября 2009 года ФИО2 на период прохождения службы в ГУ МЧС России по Камчатскому краю было предоставлено жилое помещение по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, на состав семьи, в том числе с учетом супруги ФИО1 и дочери ФИО3 (л.д. 120-126).
21 июня 2017 года заведующая МАДОУ «Детский сад № 57», в котором работала ФИО1, обратилась к главе Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о передаче жилое помещение по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, в оперативное управление МАДОУ «Детский сад № 57» с целью предоставления сотруднику ФИО1 (л.д. 118).
Приказом Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № от 22 августа 2017 года был изменен вид спорного специализированного жилого помещения с «общежития» на «служебное жилое помещение» (л.д. 116).
Приказом Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ право оперативного управления указанным служебным жилым помещением закреплено за МАДОУ «Детский сад №» (л.д. 115).
25 сентября 2017 года по соглашению сторон договор найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 был расторгнут (л.д. 37).
Как следует из пояснений ФИО2 и ФИО1 в судебном заседании, договор найма жилого помещения в общежитии был расторгнут в связи с изменением семейного положения, фактическим прекращением семейных отношений с истцом и достигнутой договоренностью о ее проживании с детьми в этой квартире после выезда супруга из нее. Из данной квартиры истец с детьми не выезжали и проживают до настоящего времени.
После расторжения договора найма общежития от 22 октября 2009 года с ФИО2 в силу договора найма № 1 от 22 декабря 2017 года служебное жилое помещение по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, было предоставлено ФИО1 на период работы в МАДОУ «Детский сад № 57» с учетом состава семьи: супруга ФИО2 и детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 38).
18 февраля 2019 года МАДОУ «Детский сад № 57» было реорганизовано путем слияния с МАОУ «Средняя школа № 8».
Приказами Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 12-01-136/19 от 19 февраля 2019 года, № 12-01-240/19 от 20 марта 2019 года служебная квартира была изъята из оперативного управления МАДОУ «Детский сад № 57» и передана в оперативное управление МАОУ «Средняя школа № 8» (л.д. 113-115).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства расторжения 25 сентября 2017 года договора найма специализированного жилого помещения в общежитии по соглашению сторон на основании положений ст. ст. 101, 103 ЖК РФ с момента расторжения договора, проживающие в специализированном жилом помещении лица, утратили право пользования им и должны были освободить его без предоставления других жилого помещения.
Следует отметить, что на тот момент к категориям граждан, предусмотренным ч. 2 ст.102 ЖК РФ и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ истец и члены ее семьи не относились.
При этом, последующее предоставление ФИО1 на период ее трудовой деятельности в МАДОУ «Детский сад № 57» того же жилого помещения, в отношении которого собственником (Петропавловск-Камчатским городским округом) в августе 2017 года было принято решение о смене вида специализированного жилого помещения с «общежития» на «служебное жилое помещение» и передаче в оперативное управление иного муниципального учреждения, о пролонгации правоотношений, вытекающих из первоначального договора найма жилого помещения в общежитии от 22 октября 2009 года не свидетельствует.
Вышеизложенные последовательные события в отношении спорного жилого помещения и одной семьи, по мнению суда, являются лишь стечением обстоятельств, которые по своей правовой природе не могли продлить правоотношения по договору найма жилого помещения в общежитии от 22 октября 2009 года, заключенного с иным нанимателем на условиях его временного проживания с семьей в период службы.
Обеспечение ФИО1 на состав семьи спорным жилым помещением на основании договора найма служебного жилого помещения № 1 от 22 декабря 2017 года является самостоятельным основанием возникновения новых правоотношений в отношении служебного жилого помещения.
Следует также отметить, что применительно к толкованию норм права, регулирующих спорные правоотношения, одним из условий реализации права на приватизацию являются проживание гражданина, претендующего на приватизацию служебного жилого помещения, в занимаемом жилом помещении не менее 5 лет. При этом, статус «служебного жилого помещения» спорному специализированному жилому помещению был присвоен в установленном порядке лишь в августа 2017 года, после чего в этом статусе оно было предоставлено для временного проживания истице.
Давая оценку наличию у истца иных условий реализации права на приватизацию служебного жилого помещения, суд приходит к выводу, что из необходимых минимальных трех условий реализации такого права у ФИО1 на момент обращение с заявлением к ответчику за согласованием решения о приватизации имелись только лишь два, а именно наличие у нее непрерывного трудового стажа в муниципальных учреждениях, предприятиях городского округа одной отрасли не менее 13 лет и наличие не менее 8 лет непрерывного трудового стажа в муниципальном учреждении, работником которого она является.
В этой связи, поскольку для реализации права на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения у истца отсутствует совокупность трех из семи необходимых условий, суд не находит оснований признать решение Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № от 9 апреля 2021 года об отказе в согласовании приватизации истцом спорного жилого помещения незаконным и понуждении ответчика заключить с ней и ее двумя ее несовершеннолетними детьми договор передачи жилого помещения в собственность.
Следует также отметить, что в силу того, что спорное служебное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за МАОУ «Средняя школа № 8» в соответствие со ст. 1 Порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда полномочия по принятию непосредственного решения о передачи в собственность граждан служебного жилого делегированы этому учреждению с согласия Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и в силу ст. 5 Закона Российской Федерации № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан (заключение договоров) осуществляется муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Доказательств обращения в установленном порядке к МАОУ «Средняя школа № 8» с предложениям передачи в ее собственность служебного жилого и отказе ей в этом со стороны муниципального учреждения, в оперативное управление которого находится спорная квартира, истцом суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным отказа в передачи служебного жилого помещения в собственность и понуждении заключить договор его приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Петропавловск-
Камчатского городского суда подпись
Копия верна
Судья Петропавловск-
Камчатского городского суда Е.А. Денщик
Мотивированное решение составлено со дня окончания судебного разбирательства 25 апреля 2022 года.