(УИД47RS0001-01-2022-000513-47)
Решение по делу № 2-502/2022
Именем Российской Федерации
24 августа 2022 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой А.Г.,
при секретаре Телешман И.В.,
с участием:
истцов Сясиной С.В. и Сясина Е.В.
представителя ответчика ООО «Ефимовский жилкомсервис» Гусевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сясина С.В. и Сясин Е.В. к ООО «Ефимовский жилкомсервис» об обязании произвести провести ремонт кровли, косметический ремонт подъезда, очистку подвального помещения от канализационных стоков, произвести перерасчет платы за содержание помещений, взыскании денежной компенсации морального вреда
установил:
Истцы Сясина С.В. и Сясин Е.В. обратились в суд с иском к ответчику ООО «Ефимовский жилкомсервис» об обязании произвести провести ремонт кровли, косметический ремонт подъезда, очистку подвального помещения от канализационных стоков, произвести перерасчет платы за содержание помещений, взыскании денежной компенсации морального вреда.
В обоснование иска с учетом уточнений указано, что истица Сясина С.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: , проживает в квартире с супругом Сясиным Е.В. Квартира расположена на последнем, 5-м этаже многоквартирного жилого дома.
На протяжении нескольких десятилетий в подъезде течет крыша, систематически заливая квартиру и площадки подъезда, от сырости стены и потолки покрыты грибком, мхом и плесенью. Обращения к ответчику безрезультатны. В 2021 году обратились с коллективным заявлением в ООО «Ефимовский жилкомсервис» с просьбой провести соответствующие работы по ремонту крыши, подъезда и очистке подвала от канализационных стоков, не заделав крышу в июле начали красить стены и белить потолки, но работу не доделали. В январе 2022 года с наступлением оттепели потекла крыша, подъезд заливает талой водой до 2 этажа, вода течет через электрический щит по счетчикам и проводам. На заявки диспетчеру ответчик не реагирует, от составления актов устраняется, в связи с чем жильцы дома вынуждены оставлять акты сами. В результате протечек не докрашенные стены и потолки подъезда облупились, выступили плесень и ржавчина, стены постоянно мокрые.
ДД.ММ.ГГГГ в результате сильнейшей протечки произошло короткое замыкание в квартире истцов, квартира обесточена, электроснабжение в квартире восстановлено только ДД.ММ.ГГГГ. На жалобу истцов от ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, что работы по текущему ремонту кровли будут проведены до ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени никаких работ по данному ремонту не ведется.
По коллективной жалобе от ДД.ММ.ГГГГ был обещан косметический ремонт подъезда, он был начат в июле 2021 года и не закончен по сей день.
Также указывают, что подвал дома затоплен канализационными стоками, глубина их доходит до колена, невозможно дышать даже на 5 этаже, щиплет глаза, першит в горле, что создает угрозу для здоровья людей.
Согласно пункта 2.2 раздела 2 Договора управления № от ДД.ММ.ГГГГ Управляющая компания обязуется выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Однако, ООО «Ефимовский жилкомсервис» не осуществляет обязательства по выполнению данного пункта Договора.
Истцы поддерживают принадлежащую им площадь в надлежащем состоянии, ежемесячно и своевременно вносят квартплату в установленном размере, в том числе плату за содержание помещений общего пользования в сумме 1074 рубля.
Согласно п. 1.1 Приложения № к Договору управления № от ДД.ММ.ГГГГ истица, как собственник, оплачивает в том числе и текущий ремонт кровли 1,56 руб. с 1 кв.м., ремонт помещений в МКД, не являющихся частями квартиры, в том числе межквартирные лестничные клетки и технические подъезды 1,10 руб. с кв.м., и как собственник имеет право получать услуги надлежащего качества, а Управляющая компания, согласно п. 3.1.3 раздела 3 Договора обязана выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ООО «Ефимовский жилкомсервис» с заявлением о перерасчете платы за содержание помещений, ею был получен ответ, что был составлен Акт о заливе квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ей была уменьшена плата на сумму 2100 руб. По данному Акту истцу должны были компенсировать расходы на ремонт имущества, а не уменьшать плату за содержание помещения. Из этого следует, что истица оплачивает услуги, которые не оказываются должным образом. Согласно п.п. 3.3.6 раздела 3 Договора управления истица вправе требовать изменения платы в случае неоказания услуг и невыполнения части работ по управлению и текущему ремонту общего имущества в МКД.
На основании вышеизложенного истцы просят:
Обязать ответчика провести ремонт кровли над подъездом, косметический ремонт подъезда, очистку подвального помещения от канализационных стоков, произвести перерасчет платы за содержание помещений с момента начала протечек (сентябрь 2021) по дату их устранения, компенсировать моральный вред Сясиной С.В. – 25000 рублей, Сясину Е.В. – 25000 рублей.
Ответчиком ООО «Ефимовский жилкомсервис» представлен в суд отзыв на исковое заявление, согласно которого исковые требования не признает. В обоснование своей позиции указывает, что ООО «Ефимовский жилкомсервис» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: пг., с ДД.ММ.ГГГГ. Открытый конкурс по выбору управляющей компании для управления многоквартирными домами проведен администрацией Ефимовского городского поселения в соответствии с требованиями Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. №1616.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом ООО «Ефимовский жилкомсервис» предоставляет собственникам услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Ответчиком заключены соответствующие договоры со всеми необходимыми ресурсоснабжающими организациями и по настоящее время осуществляется управление и эксплуатация вышеуказанного жилого многоквартирного дома.
ООО «Ефимовский жилкомсервис» не отвечает по обязательствам своего предшественника ООО «Ефимовская управляющая организация».
Первое обращение от жителей многоквартирного дома поступило в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ с просьбой принять меры по очистке крыши, так как капает вода с потолка в подъезде.
На основании обращения жильцов многоквартирного дома было проведено комиссионное обследование и выявлено, что в результате негерметичности мягкой кровли произошел залив подъезда №, имеются подтеки на стенах площадью 8,0 м2 и потолках междуэтажных перекрытий площадью 5,0 м2 с 5-го по 3-й этажи. Вывод комиссии: требуется частичный ремонт мягкой кровли.
В ответе на обращение ответчик сообщил, что кровля дома истца имеет определенный технический регламент и ремонтные работы возможны при благоприятных погодных условиях и отсутствия влажности. Очистка кровли от снега была произведена.
Второе обращение истца к ответчику было ДД.ММ.ГГГГ с просьбой устранить протечки крыши, в результате которого произошел залив квартиры .
ДД.ММ.ГГГГ истцу направлен ответ, что работы по текущему ремонту кровли дома № будут произведены до ДД.ММ.ГГГГ. Также было проведено комиссионное обследование квартиры истца на предмет залива. В результате комиссионного обследования квартиры истца, общей площадью 46,7 м2, ответчиком установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошел залив с кровли потолка 2 м2 и стены 5,2 м2 в прихожей. Причиной залива с кровли послужила разгерметизация мягкой кровли. Ответчиком был оценен принесенный ущерб и составлен локальный сметный расчет на ремонт потолка и стены по адресу: на сумму 2100 руб.00 коп. Возмещение ущерба после залива квартиры истца было выполнено путем внесения денежных средств на лицевой счет истца за содержание жилого помещения в размере 2100 руб., о чем направлено письмо в АО «ЕИРЦ ЛО». Таким образом, ответчик возместил нанесенный ущерб после залива квартиры в полном объеме.
Доводы истца о том, что ответчик должен произвести перерасчет платы за содержание помещений с сентября 2021 года по дату их устранения считают необоснованными. Работы по содержанию общего имущества проводятся за счет средств, уплаченных собственниками помещений многоквартирного дома по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Изменение размера платы за содержание жилого помещения в соответствии с правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее - Правила) в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - услуги, работы, общее имущество) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Собственник помещений должен доказать, что работы или услуги были необходимы, а управляющая организация отказалась их выполнять.
Ответчик не отказывался выполнять работы по ремонту кровли, косметическому ремонту подъезда, о планах проведения работ было сообщено истцу. Ущерб в результате залива квартиры истцу возмещен.
Согласно перечню услуг и работ по содержанию, управлению и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (приложение № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ) в обязательные услуги включен текущий ремонт и подготовка здания к сезонной эксплуатации, в том числе ремонт покрытия кровли. Стоимость указанных работ в составе платы за содержание общего имущества многоквартирного дома составляет 1,56 руб. с 1 м2. Плата по данной статье истца составляет: 46,7 м2 общая площадь квартиры * 1,56 руб. = 72,85 руб/м2 в месяц. За период с сентября по июнь = 10 мес. * 72,85 руб./м2 = 728,52 руб./м2. Планируемая стоимость работ согласно локальной сметы на ремонт кровли составляет 368834 руб.
В период июнь-август 2022 года будет выполнен текущий ремонт межпанельных швов 20 п.м. и ремонт кровли 200 м2 многоквартирного дома в соответствии с планом-графиком подготовки объектов ЖКХ к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023гг. Таким образом, ответчик не отказывается выполнять работы по текущему ремонту кровли, косметическому ремонту подъезда, что подтверждается представленными доказательствами, а значит, основания перерасчета платы в части ремонта кровли отсутствуют.
В рамках договора управления многоквартирным домом ответчик может выполнить только текущий ремонт кровли. Капитальный ремонт многоквартирных домов проводит Фонд капитального ремонта многоквартирных домов.
В связи с тем, что ремонт кровли многоквартирного на ближайший период не включен в программу капитального ремонта, то возможно произвести текущий ремонт за счет средств, уплаченных на содержание общего имущества или средств, дополнительно собранных по решению общего собрания на проведение частичного капитального ремонта.
Ответчик обращался в администрацию Ефимовского городского поселения с просьбой оказать финансовую помощь из бюджета на капитальный ремонт кровли.
Косметический ремонт подъезда ответчик выполнит сразу после завершения работ по текущему ремонту кровли.
Очистка подвала многоквартирного выполнена в полном объеме.
Комиссия ответчика в присутствии представителя администрации Ефимовского городского поселения провела ДД.ММ.ГГГГ обследование подвального помещения указанного дома. В результате проверки установлено, что подвал сухой, проведена замена канализационной трубы с 4 по 6 подъезды, помещение от строительного мусора очищено. Таким образом, заявленные требования истца необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Заявление истца о том, что он имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с протечкой кровли, необоснованно. Ответчик возместил причиненный ущерб в результате залива квартиры из-за протечки кровли. Сумма ущерба составила 2100 руб. и была зачислена на лицевой счет истца.
Для взыскания с ответчика компенсации морального вреда необходимо доказать наличие морального вреда (физических и нравственных страданий), возникшего от противоправных действий ответчика. Истцом не представлены доказательства причинно-следственной связи причиненных нравственных страданий с нарушающими закон действиями ответчика. Отсутствует факт причинения морального вреда и возникновения психоэмоционального стресса.
В судебном заседании истица Сясина С.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Показала суду, что до настоящего времени ремонт кровли и подъезда не произведены, подвал от канализационных стоков не очищен, что подтверждается представленными фотографиями, не согласна с доводами ответчика о том, что поскольку ущерб от залива в размере 2100 рублей ей возмещен путем внесения денежных средств на лицевой счет истца то ответчик не должен произвести перерасчет платы за содержание помещений, поскольку право на перерасчет платы за содержание помещений в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества не зависит от возмещения причиненного ущерба, а является самостоятельным. Просит удовлетворить требования о взыскании компенсации морального вреда в полном объеме, поскольку ответчик никаких действий не производит, от сырости стены и потолки подъезда и квартиры покрыты грибком, мхом и плесенью, из-за залива возникает электрозамыкание, из-за затопления подвала канализационными стоками стоит стойкий запах канализации, в квартире невозможно дышать, щиплет глаза, першит в горле, что создает угрозу для здоровья людей.
В судебном заседании истец Сясин Е.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик представитель ООО «Ефимовский жилкомсервис» Гусева М.С. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве, просила в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица гр. А. и гр. Б. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:
Как установлено судом, истица Сясина С.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: , квартира расположена на последнем, 5-м этаже многоквартирного жилого дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, в числе прочего:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Аналогичные положения содержатся в п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (с изм. и доп.)
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Как следует из пункта 10 вышеуказанных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Следовательно, обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома возложена на управляющую организацию.
ООО «Ефимовский жилкомсервис» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: пг., с ДД.ММ.ГГГГ. Открытый конкурс по выбору управляющей компании для управления многоквартирными домами проведен администрацией Ефимовского городского поселения в соответствии с требованиями Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. №1616.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Ефимовский жилкомсервис» и администрацией Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области заключен Договор управления многоквартирным домом №, целью которого (п. 2.1) является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных и иных услуг собственнику, а также членам семьи собственника, нанимателям и членам его семьи и иным лицам, пользующимся помещениями на законных основаниях. В соответствии с п. 2.2 Договора управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного настоящим договором срока за плату обязуется оказывать услуги, выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы собственнику (нанимателю, арендатору) в соответствии с п. 3.1.2, 3.1.3 настоящего Договора, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В соответствии с п. 2.4 Договора перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также периодичность указаны в Приложении № к настоящему договору. перечень коммунальный услуг указан в Приложении № к договору (п. 2.5).
Разделом 3 договора предусмотрены обязанности управляющей организации:
3.1.1 осуществлять управление общим имуществом в МКД в соответствии с условиями настоящего Договора и законодательством РФ в интересах собственника в соответствии с целями, указанными в п. 2.1 Договора, в также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов;
3.1.2 предоставлять коммунальные услуги собственнику помещений в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными законодательством РФ, согласно Приложению № к настоящему договору, установленного качества в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу;
3.1.3 оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с Приложением № к настоящему Договору.
Также разделом 3 договора предусмотрены права собственника:
3.3.1 получать услуги по настоящему договору надлежащего качества;
3.3.6 требовать изменения размера платы в случае неоказания части услуг и/или невыполнения части работ по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД в соответствии с условиями настоящего договора;
3.3.8 требовать от управляющей организации возмещения убытков, причиненных вследствие невыполнения либо недобросовестного выполнения управляющей организацией своих обязанностей по настоящему договору.
В соответствии с п. 5.1 Договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. в соответствии с п. 5.2 Договора управляющая организация несет ответственность за ущерб, причиненный общему имуществу в МКД, возникший в результате ее действий или бездействия, в порядке, установленном законодательством РФ.
Как установлено судом, подтверждается представленными в суд документами, не оспаривается ответчиком:
ДД.ММ.ГГГГ жильцы подъезда № дома , в том числе истцы Сясины, обратились в ООО «Ефимовский жилкомсервис» с заявлением с просьбой произвести косметический ремонт подъезда после заливов с кровли, очистить подвал от канализационных стоков; ответом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ефимовский жилкомсервис» сообщил о том, что работы по косметическому ремонту подъезда будут производиться в июне месяце 2021 года, очистка подвального помещения будет производиться в летне-осенний период после частичной замены канализационных труб;
ДД.ММ.ГГГГ истица Сясина С.В. обратилась в ООО «Ефимовский жилкомсервис» с заявлением о принятии мер по очистке крыши от снега в 6 подъезде указывая, что на площадке 5 этажа даже в минусовые температуры стоит вода, с потолка капает на голову, стены 5 и 4 этажей постоянно мокрые, от покраски стен не осталось и следа, все отваливается; ответом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ефимовский жилкомсервис» сообщил о том, что кровля дома имеет определенный технический регламент и ремонтные работы мягкой кровли будут производиться в благоприятные погодные условия (плюсовая температура наружного воздуха и отсутствие влажности), произведена очистка кровли над подъездом от снега и наледи;
ДД.ММ.ГГГГ жильцами подъезда № был составлен акт о протечке крыши, талой водой залило площадки 5 и 4 этажей, стены и потолки мокрые, вода течет через электрический щит по счетчикам и проводам, воздается угроза короткого замыкания;
ДД.ММ.ГГГГ жильцами подъезда № был составлен акт о том, что протечка крыши продолжается, площадь протечки увеличилась, вода достигла площадки 2 этажа, из электрощитка 5 этажа вода вытекает ручьем;
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ефимовский жилкомсервис» был составлен Акт № о том, что комиссия выявила следующее: в результате негерметичности мягкой кровли произошел залив указанного подъезда, имеются подтеки на стенах (площадью 8,0 кв.м.) и потолках междуэтажных перекрытий (площадью 5,0 кв.м.) 5, 4, 3 этажей;
ДД.ММ.ГГГГ жильцами подъезда № был составлен акт о протечке крыши, вода залила площадки с 5 по 2 этажи, в квартирах 4 и 3 этажей мокрые стены в прихожей, талая вода течет по электрическим щитам 5 и 4 этажей, создавая угрозу замыкания, техник гр. Т. от составления акта отказалась;
ДД.ММ.ГГГГ Сясина С.В. обратилась в ООО «Ефимовский жилкомсервис» с заявлением о принятии срочных мер по устранению протечки крыши в 6 подъезде , в результате которой произошло короткое замыкание электропроводки в ее , ДД.ММ.ГГГГ с 22 часов квартира обесточена; ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ефимовский жилкомсервис» был составлен Акт о последствиях залива по адресу: , из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ произошел залив указанной квартиры с кровли, залит потолок и стена в прихожей, задняя стенка шкафа в прихожей покрыта плесенью, были нарушены нормы технической эксплуатации зданий – разгерметизация мягкой кровли, причиной залива явилась протечка кровли, необходимо провести ремонт силами ООО «ЕЖКС», объем причиненного ущерба и восстановительных работ: потолок 2 кв.м., стены – 5,2 кв.м., замена стенки (задней) в шкафу; ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ефимовский жилкомсервис» на заявление Сясиной С.В. от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что работы по текущему ремонту мягкой кровли будут произведены до ДД.ММ.ГГГГ;
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ефимовский жилкомсервис» был составлен акт сезонного (весеннего) осмотра общего имущества МКД, из которого усматривается необходимость ремонта кровельного покрытия объемом 200 кв.м., межпанельных швов объемом 20 пог.м., доделать ремонт в подъезде, произвести уборку и откачку канализации.
Из представленных истцом фотографий следует, что подъезд № дома находится в антисанитарном состоянии, имеет многочисленные следы протечек, грибок, плесень, подвальное помещение также находится в антисанитарном состоянии, стены покрыты грибком, плесенью, пол залит канализационными стоками.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, на момент рассмотрения дела в суде ремонт кровли над подъездом истцов не произведен, косметический ремонт подъезда не выполнен, подвал не очищен от канализационных стоков. При этом, в ходе судебного разбирательства представитель ответчика ООО «Ефимовский жилкомсервис» Гусева М.С. показала суду, что данные работы запланированы и будут выполнены. Учитывая установленные по делу обстоятельства суд находит исковые требования истцов Сясиных об обязании ответчика провести ремонт кровли над подъездом № 6 , провести косметический ремонт подъезда № 6 , провести очистку подвального помещения от канализационных стоков обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в нарушение вышеуказанных условий Договора управления МКД длительное бездействие ответчика по производству указанных работ нарушает права собственников на благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а многочисленные обращения истцов оказались безрезультатными, конкретных мер по устранению нарушений ответчиком не предпринято.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица Сясина С.В. обратилась в ООО «Ефимовский жилкомсервис» с заявлением, в котором просила произвести перерасчет платы за содержание помещений собственника по адресу: за период с сентября 2021 г. (начало протечек) по дату их устранения (кровля, подъезд, подвал).
Согласно справки ООО «Жилкомсервис» Сясина С.В. задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ефимовский жилкомсервис» сообщил Сясиной С.В. о том, что на сумму ущерба 2100 рублей был сделан перерасчет платы за содержание помещения, основания для исключения из платы за содержание в части ремонта кровли, подъезда, отсутствуют.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила изменения размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее по тексту - Правила N 491).
Согласно пункту 6 Правил N 491, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации (пункт 7 Правил N 491).
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8 Правил N 491).
Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 указанных правил, направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 15).
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 16).
Таким образом, на собственнике помещения лежит обязанность в определенный срок обратиться с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения к уполномоченному лицу вследствие оказания им услуги ненадлежащего качества, а уполномоченное лицо обязано произвести такой перерасчет на основании составленного акта о нарушении качества оказания услуг.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
В п. 10 Правил изменения размера оплаты N 491 предусмотрено, что в случаях, указанных в п. 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле, приведенной в указанном пункте Правил.
С учетом вышеуказанных норм юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении спора о перерасчете начисленных платежей за предоставление услуг являются, в том числе, установление факта предоставления услуги ненадлежащего качества, выяснение состава предоставляемых потребителю услуг, стоимость соответствующих услуг и работ в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Как установлено судом, усматривается из представленных в суд документов, не оспорено ответчиком, первоначальное обращение истицы Сясиной С.В. в ООО «Ефимовский жилкомсервис» об оказании услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества (протечке с крыши, затоплении подъезда, загрязнении подвала канализационными стоками) произошло ДД.ММ.ГГГГ, однако, до настоящего времени нарушения не устранены, конкретных мер по их устранению не принято, в связи с чем суд находит обоснованными требования истца Сясиной С.В. об обязании произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения собственнику помещений Сясиной С.В. в порядке, установленном Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 начиная с сентября 2021 года (в пределах заявленных истцом требований в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ) по дату их устранения.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что поскольку ущерб от залива в размере 2100 рублей возмещен истцу Сясиной С.В. путем внесения денежных средств на лицевой счет истца, а потому ответчик не должен производить перерасчет платы за содержание помещений, поскольку право на перерасчет платы за содержание помещений в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества не зависит от возмещения причиненного ущерба.
Также истцы просят взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда по 25000 рублей каждому указывая, что ответчик никаких действий не производит, от сырости стены и потолки подъезда и квартиры покрыты грибком, мхом и плесенью, из-за залива возникает электрозамыкание, из-за затопления подвала канализационными стоками стоит стойкий запах канализации, в квартире невозможно дышать, щиплет глаза, першит в горле, что создает угрозу для здоровья людей.
В силу ст. 151 ГК РФ денежная компенсация морального вреда присуждается, если он причинен гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага (их неисчерпывающий перечень приведен в ст. 150 ГК РФ: жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства и др.); в случаях нарушения иных прав (имущественных) присуждение денежной компенсации причиненного морального вреда допустимо, только если это прямо предусмотрено федеральным Законом.
Поскольку истцы являются потребителями услуг, оказываемых ответчиком в рамках договора управления многоквартирным домом, судом установлено ненадлежащее оказание ответчиком услуг по указанному договору, то к правоотношениям, возникшим между сторонами, следует применять положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", которые предусматривают возложение на ответчика обязанности по выплате компенсации морального вреда.
Согласно ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как разъяснено в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Определяя размер компенсации морального вреда суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер и степень физических и нравственных страданий истцов, степень вины нарушителя, требований разумности и справедливости, принимая во внимание, что истцы в результате залива квартиры и общего имущества МКД, ненадлежащего содержания подвального помещения, испытывают нравственные страдания, связанные с неблагоприятными условиями проживания, необходимостью устранять последствия протечек, суд полагает возможным определить размер компенсации морального вреда собственнику жилого помещения Сясиной С.В. в размере 5000 рублей, члену семьи собственника жилого помещения Сясину Е.В – 2500 рублей, в остальной части истцам – отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
решил:
Исковые требования Сясина С.В. и Сясин Е.В. удовлетворить частично.
Обязать ООО «Ефимовский жилкомсервис»:
провести ремонт кровли над подъездом № ;
провести косметический ремонт подъезда № ;
провести очистку подвального помещения от канализационных стоков;
произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения собственнику помещений Сясина С.В. в порядке, установленном Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491начиная с сентября 2021 года по дату их устранения.
Взыскать с ООО «Ефимовский жилкомсервис» денежную компенсацию морального вреда в пользу Сясина С.В. – 5000 рублей, в пользу Сясин Е.В. – 2500 рублей.
В остальной части иска Сясиной С.В. и Сясину Е.В. отказать.
Взыскать с ООО «Ефимовский жилкомсервис» государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 26 августа 2022 года.
Судья: