Ульчский районный суд Хабаровского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ульчский районный суд Хабаровского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
2-503/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2011 г. с. Богородское
Ульчский районный суд Хабаровского края
под председательством судьи Гаркуль И.В.,
с участием помощника прокурора Королькова Д.Р.,
при секретаре Сухар Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску и.о. прокурора Ульчского района Хабаровского края Майковой Ю.А. в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края, ИП Гарееву Е.С. о приостановлении деятельности автозаправочной станции, расположенной на земельном участке по адресу Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Озерная 25 до получения согласования на осуществление деятельности с Федеральным агентством по рыболовству и приведения имущественного комплекса АЗС в соответствие с требованиями «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций», как создающую опасность причинения вреда в будущем.
УСТАНОВИЛ:
И.О. Прокурора Ульчского района Хабаровского края Майкова Ю.А. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения «село Богородское», ИП Гарееву Е.С. о приостановлении деятельности автозаправочной станции расположенной на земельном участке по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Озерная, 25., в водоохранной зоне водного водоёма о. Кенжа (Богородское), до получения согласования на осуществление деятельности с Федеральным агентством по рыболовству, пользование и владение которой на основании договора № 4 от 24 января 2010 года, осуществляет индивидуальный предприниматель Гареев Е.С., и до приведения имущественного комплекса АЗС, расположенного по адресу Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Озерная, 25 в водоохраной зоны о. Кенжа (Богородское) в соответствие с требованиями «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций» РД 153-39.2-080-01, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 августа 2001г. № 229 и введенные в действие с 1 ноября 2001 года, так как указанная деятельность создает опасность причинения вреда в будущем.
В обоснование своих требований в иске указали, что прокуратурой Ульчского района проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении природоохранного и экологического законодательства на территории сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края. Установлено следующее: на основании договора аренды имущественного комплекса ЖКХ от 24 января 2010го-да №3, заключенного между администрацией сельского поселения «Село Богородское» в лице Парфенова В.А. и ИП Гареевым Е.С., последнему передано во временное владение и пользование (аренду) основные средства (операторная АЗС Лит А, дежурное помещение АЗС Лит Б, трубопровод, входящий в состав объекта «Автозаправочная станция», емкости горизонтальные (далее по тексту - «Автозаправочная станция»). Переданное по договору имущество находится по адресу: РФ, Хабаровский край Ульчский район, с. Богородское, ул. Озерная, 25. Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП Гареев Е.С. осуществляет деятельность по оптовой торговли топливом и розничной торговли моторными маслами. Прокурорской проверкой установлено, что «Автозаправочная станция» расположена на земельном участке по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Озерная, 25., в водоохранной зоне водного водоёма о. Кенжа (Богородское), который является рыбохозяйственным водоёмом высшей категории, путем к местам нереста ценных пород рыб, находящимся на расстоянии 137 метров от уреза воды указанного водоема. В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Требования по охране окружающей среды и непосредственно водных объектов установлены Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Водным кодексом Российской Федерации. Статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
-соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
-охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
-платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
-презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
-обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
-обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
-обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, согласно ч. 1 ст. 4 Закона об охране окружающей среды, являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Согласно ч.ч.1 и 2 статьи 65 Водного кодекса водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Частью 16 ст. 65 Водного кодекса предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В силу ст. 32 Закона об охране окружающей среды, в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду проводится оценка воздействия ее на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) в Порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 569 от 28.07.2008, в лице Федерального агентства по рыболовству осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения технологических процессов на территории двух и более субъектов Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях.
Согласно п.п. Б п.9 названного Порядка, решение о согласовании размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов должно содержать условия и ограничения, необходимые для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия).
Таким образом, субъекты хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовых форм собственности, до начала осуществления хозяйственной или иной деятельности в пределах водоохраной зоны водного объекта, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, обязаны согласовать проведение работ с территориальным органом Росрыболовства.
Согласно пункту 2,4 части 15 Водного кодекса в границах водоохранных зон запрещаются размещение химических, взрывчатых, токсичных веществ; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 ноября 1996г. №1404 утверждены СНиП 2.07.01-89 п.9.12., согласно которым не допускается размещение АЗС и АЗК в пределах водоохранных зон водных объектов.
Минимальная ширина водоохранных зон устанавливаются для участков рек протяженностью от их истока:
до 10 км-50 м;
от 10 до 50 км-100 м;
от 50 до 100 км-200 м;
от 100 до 200 км-300 м;
от 200 до 500 км - 400 м;
от 500 до и более - 500 м.
Для истоков рек водоохранная зона устанавливается радиусом не менее 50м.
Минимальная ширина водоохранных зон водохранилищ принимается при площади акватории до 2 км2-300 м, от 2 км 2 и более-500 м.
Ширина водоохранных зон устанавливается для рек, стариц и озер от среднемноголетнего уреза воды в летний период. Между тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что в границе водоохранной зоны о. Кенжа (Богородское) ИП Гареевым Е.С. осуществляется деятельность по реализации топлива (бензина, дизельного топлива) для автомобилей, что подтверждается материалами прокурорской проверки. При этом в нарушение установленных требований закона производство данной деятельности с Амурским территориальным управлением Росрыболовства не согласовано, условия и ограничения, необходимые для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания не определены. Таким образом, Индивидуальным предпринимателем Гареевым Е.С, администрацией сельского поселения «село Богородское» нарушены требования по охране окружающей среды, и непосредственно требования по охране водных объектов, чем в свою очередь нарушены права неопределенного круга граждан, гарантированные ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации. Кроме этого, при эксплуатации, переданной по договору аренды «Автозаправочной станции» ИП Гареевым Е.С. и администрацией сельского поселения «село Богородское» нарушены "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций" РД 153-39.2-080-01, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 августа 2001г. № 229., и введенные в действие с 1 ноября 2001 года (далее по тексту Правила). Так, согласно пункту 1.1. Правил настоящий РД устанавливает требования к эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС), ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке. При этом согласно п. 2.2 Правил место расположения АЗС определяется в порядке, установленном действующим законодательством.
п. 4.3. Правил, проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливораздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов.
п.4.4. Правил, территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.
п.4.5. Правил, на территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также выделяются места для установки мусоросборников.
п.4.9. Правил, в случае ограждения территории АЗС ограждающие конструкции должны быть продуваемые и выполнены из негорючих материалов. п.4.10. Правил, не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, деревьями, кустарниками и травами, выделяющими волокнистые вещества или опушенные семена. На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.
п. 4.14. Правил, стоянка транспортных средств на территории АЗС запрещена, кроме парковок и стоянок, определенных проектом.
п. 18.1. Правил, при эксплуатации автозаправочных станций должны выполняться экологические требования, определенные природоохранным законодательством и действующими нормативными техническими документами по охране окружающей среды. Производственная деятельность АЗС не должна приводить к загрязнению окружающей природной среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами выше допустимых норм.
Основными источниками выделения загрязняющих веществ на АЗС являются:
-резервуары с нефтепродуктами (испарения нефтепродуктов - "большие и малые дыхания");
-топливораздаточные колонки (испарения при заполнении бензобаков автомобилей);
-объекты очистных сооружений (испарения нефтепродуктов и сброс остатков (после очистки) в систему канализации);
-аварийные и непреднамеренные разливы нефтепродуктов на территории АЗС;
-неплотности технологического оборудования и коммуникаций;
-вентиляционные устройства производственных помещений АЗС и пунктов технического обслуживания, размещенных на территории АЗС;
- выбросы отработавших газов автотранспорта;
- отходы при очистке резервуаров.
п. 18.3. Правил, охрана поверхностных вод осуществляется с учетом установленных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
п. 18.4. Правил, сбор поверхностно-ливневых сточных вод обеспечивается со всей площади АЗС путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения.
АЗС, оснащаются очистными сооружениями состав очистных сооружений и необходимое качество очистки производственных сточных вод обосновываются с учетом места их сброса.
п.18.5. Правил, смена фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений производится по мере необходимости, в зависимости от соблюдения установленных нормативов ПДС.
п. 18.7. Правил, территория АЗС в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм. Территория должна иметь уклон в сторону лотков или колодцев. Покрытие территории должно быть выполнено из материалов, обеспечивающих максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами.
Лотки должны иметь уклон к сборным колодцам (приямкам) через гидравлические или иного типа затворы.
Площадка АЗС должна быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны. Указанные требования Правил при эксплуатации «Автозаправочной станции» ИП Гареевым Е.С. нарушены. В соответствии с частью 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Учитывая, что данный спор вытекает из экологических правоотношений, касается нарушений ответчиком природоохранного законодательства и необходимости защиты окружающей среды и прав граждан на благоприятную окружающую среду, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокурор просит суд:
1. Приостановить деятельность автозаправочной станции расположенной на земельном участке по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Озерная, 25., в водоохранной зоне водного водоёма о. Кенжа (Богородское), который является рыбохозяйственным водоёмом высшей категории, путем к местам нереста ценных пород рыб, находящимся на расстоянии 137 метров от уреза воды указанного водоема, до получения согласования на осуществление деятельности с Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) в Порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 569 от 28.07.2008 г., пользование и владение которой на основании договора № 4 от 24 января 2010 года, осуществляет индивидуальный предприниматель Гареев Евгений Саитович, и до приведения имущественного комплекса АЗС, расположенного по адресу Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Озерная, 25 в водоохраной зоны о. Кенжа (Богородское) в соответствие с требованиями «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций» РД 153-39.2-080-01, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 августа 2001г. № 229 и введенные в действие с 1 ноября 2001 года, так как указанная деятельность создает опасность причинения вреда в будущем.
Помощник прокурора Корольков Д.Р. в судебном заседании требования поддержал и показал, что в ходе проверки установлен ряд нарушений природоохранного законодательства, ответчиками нарушаются требования по согласованию места размещения с Росрыболовством. Согласно ответу на запрос о. Кенха является водоемом и местом нереста лососевых видов рыб, водоохранная зона составляет 200 метров. АЗС находится в 137 метрах от озера, что недопустимо. Согласно техническим регламентам нарушен ряд положений, которые указаны в иске, в частности на территории нет канализационной системы, что повлечет попадание в озеро загрязняющих веществ и гибель ВБР. В озеро Кенжа впадают 2 нерестовые речки, озеро впадает в р. Амур, что может привести к загрязнению реки Амур и массовой гибель Водных биоресурсов. Отсутствовало на момент проверки ограждение вокруг заправки. В настоящее время ограждение установлено, однако из горючих материалов. 30 августа 2011 г. проводилась проверка АЗС пожарным надзором, установлено, что отсутствуют огнетушителя, в 2005 г. истекли их сроки годности, отсутствуют средства для тушения пожара грузовых автомобилей, емкостью 50 литров. Противопожарный разрыв зарос растительностью. Указанные нарушения могут привести к возгоранию, повлечь гибель людей, лесного массива уничтожение. В результате бездействия администрации сельского поселения «село Богородское» и ИП Гареева создается опасность причинения вреда в будущем лесному фонду, водным биоресурсам, людям. Устранены ответчиком три нарушения – установлено освещение, засыпаны разливы. Акт проверки вручался специалисту Ходосевич. Территория водоохраной зоны определена согласно Водному кодексу и составляет 200 метров. При возникновении пожара он может дойти до жилых домов. Просит требования удовлетворить. В п. Де-Кастри недавно был разлив топлива 10 тонн, пятно растянулось на 500 кв. метров, но его унесло в море. На заправку доступ свободный, нет охраны. Доказательств причинения вреда ранее суду не представили. В с. Богородское действуют 2 заправки. Сертификата на огнетушители ответчики не представили, в связи с чем просит не принимать во внимание, что данные нарушение устранено, пожарные при проверке не участвовали.
Представитель администрации сельского поселения «село Богородское» Ульчского района Хабаровского края Парфенов В.А. в судебном заседании требования прокурора не признал и показал, что законодательство с 1980 годов изменилось. Заправку они получили в декабре 2008 г. от Ульчского района в собственность. На тот момент расположение заправки было согласовано. Администрация проводила работу, изготовили технические паспорта. Заправка была передана в аренду ИП Гарееву. В настоящее время разрешение от Росрыболовства не получено, им направлен пакет документов, который необходимо подготовить для согласования. Арендатор провел работу по установке ограждения по всему периметру, водоотводных канав с накопителями. Указанные отходы вывозятся.
Представитель ИП Гареева Е.С. - Овечкин А.Н. в судебном заседании показал, что требования не признают. Заключая договор он не знали, что АЗС в водоохраной зоне, никаких уведомлений об этом не получали. Согласно ст. 65 Водного Кодекса РФ указанные зоны устанавливаются правительством РФ. Постановлением от 10 января 1995 г. утверждены правила и реестр водоохранных зон. Он не нашел в нормативных документах, что водоохранная зона озера – 200 метров. Они провели следующие работы – поменяли кабель, забор, вырубили деревья, завезли гравий, просили администрацию забрать машины. На заправке горючее находится по минимуму, для того, чтобы обеспечить село топливом несколько дней, в связи с чем не может быть большого вреда озеру и реке. 90 % жителей с. Богородское заправляются на данной заправке. Их в поселке две. Заменены колонки, чтобы не допустить разливы. Топливо находится в емкостях над землей. Считают, что на данный момент нет оснований для приостановления деятельности, ими собираются документы для согласования с Росрыболовством. Согласно вынесенному решению им установлен срок для согласования до 01 декабря 2011 г. Все нарушения установленные пожарной инспекцией устраняются, вреда быть не может. Гареев намерен установить систему видеонаблюдения на АЗС. Убрали горючие материалы от щитовых, стол. Постановлением Правительства Хабаровского края № 86-ПР от 28 апреля 2007 г. утвержден перечень объектов подлежащих региональному контролю, куда относится река Амурчик. Знаков никаких о том, что это водоохранная зона не установлено. Заправка построена в 80-х годах. Постановление 569 не говорит о том, что ранее построенные объекты должны согласовывать местоположение с Росрыболовством. Утверждение границ лежит на Правительстве РФ, все водные объекты должны находиться в специальном реестре, о. Кенжа там нет. С замерами произведенными прокуратурой не согласны, т.к. они должны производиться на основании среднего уреза воды за многолетний период, документов об этом нету. Не доверяют акту представленному прокуратурой.
Представитель ответчика ИП Гареева Е.С. - Днепровская Г.А. в судебном заседании требования не признала и показала, что на колонки имеются сертификаты, прокопаны канавы, в связи с чем разлив топлива невозможен. Траву на противопожарном разрыве они скашивают регулярно, канализация сделана. Заправка работает круглосуточно, кассир следит за охраной территории. Провели проверку огнетушителей со специалистом Купаловым заменили их, установили их возле колонок, спилили сосну с территории, убрали горючие материалы.
Свидетель Гейкер Н.Б. в судебном заседании показал, что работает инспектором рыбоохраны по Ульчскому району. АЗС по ул. Озерная находится в водоохраной зоне. Они писали в Росрыболовство запрос, им дали такой ответ. Это регламентируется ст. 65 Водного кодекса, если водоток реки 50 км. и более, то водоохранная зона составляет 200 метров. Расстояние проверяли рулеткой, которая сертифицирована. Расстояние от АЗС до озера менее 200 метров, в случае розлива нефтепродуктов возможно их попадание в озеро. Не помнит имелись ли случаи розлива нефтепродуктов ранее с АЗС, официально такие не зафиксировано. Озеро Кенжа является водоемом высшей категории. Розлив отрицательно скажется на кормовой базе рыб, на среду их обитания, может повлечь массовую гибель водных биоресурсов. Нефтепродукты также могут попасть в р. Амур. Он не имеет специального образования, работает 9 лет. Они не обязаны обращаться с предписаниями, согласно ст. 8.42 КоАП РФ предприятия должны сами согласовывать свое местоположение. За время его работы экологических происшествий не было, массовой гибели водных биоресурсов не было.
Заслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1065 ГК РФ Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Согласно ч.ч.1 и 2 статьи 65 Водного кодекса водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
Частью 16 ст. 65 Водного кодекса предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) в Порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 569 от 28.07.2008, в лице Федерального агентства по рыболовству осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения технологических процессов на территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2, 4 части 15 ст. 65 Водного кодекса в границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 ноября 1996г. №1404 утверждены СНиП 2.07.01-89 п.9.12., согласно которым не допускается размещение АЗС и АЗК в пределах водоохранных зон водных объектов.
Минимальная ширина водоохранных зон устанавливаются для участков рек протяженностью от их истока:
до 10 км - 50 м;
от 10 до 50 км - 100 м;
от 50 до 100 км-200 м;
от 100 до 200 км-300 м;
от 200 до 500 км - 400 м;
от 500 до и более - 500 м.
Для истоков рек водоохранная зона устанавливается радиусом не менее 50 м.
Минимальная ширина водоохранных зон водохранилищ принимается при площади акватории до 2 км 2-300 м, от 2 км 2 и более - 500 м.
Ширина водоохранных зон устанавливается для рек, стариц и озер от среднемноголетнего уреза воды в летний период.
Согласно пункту 1.1. "Правил технической эксплуатации автозаправочных станций" РД 153-39.2-080-01, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 августа 2001г. № 229., и введенным в действие с 1 ноября 2001 года настоящий РД устанавливает требования к эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС), ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.
В судебном заседании установлено: в границе водоохранной зоны о. Кенжа (Богородское) ИП Гареевым Е.С. осуществляется деятельность по реализации топлива (бензина, дизельного топлива) для автомобилей, что подтверждается материалами прокурорской проверки. При этом в нарушение установленных требований закона производство данной деятельности с Амурским территориальным управлением Росрыболовства не согласовано, условия и ограничения, необходимые для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания не определены. Собственником АЗС включая операторную АЗС, дежурное помещение АЗС, трубопровод является сельское поселение «село Богородское» Ульчского района Хабаровского края. Кроме этого, при эксплуатации, переданной по договору аренды «Автозаправочной станции» ИП Гареевым Е.С. и администрацией сельского поселения «село Богородское» нарушены "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций" РД 153-39.2-080-01, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 августа 2001г. № 229, и введенные в действие с 1 ноября 2001 года. Доказательств фактов розлива нефтепродуктов ранее на АЗС суду не представлено.
Согласно акту проверки от 30 августа 2011 г. на АЗС отсутствуют документы, территория АЗС не благоустроена, не содержится чистоте, отсутствуют ящики для сбора песка, схема движения, таблички, не в полном мере обеспечена первичными средствами пожаротушения – огнетушителями, отсутствуют передвижные порошковые огнетушители, территория АЗС не очищается своевременно от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы.
АЗС работает круглосуточно, охраняется. ИП Гареевым выполнены мероприятия по установке забора, очистке противопожарного разрыва, устранении горючих материалов, замене огнетушителей, установке ливневой канализации и накопителями, замене колонок, администрацией готовится пакет документов для согласования на осуществление деятельности с Росрыболовством.
Решением Ульчского районного суда Хабаровского края от 15 июля 2011 г. администрация сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края обязана получить согласование на осуществление деятельности автозаправочной станции с Федеральным агентством по рыболовству в Порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 569 от 28.07.2008 г., пользование и владение которой на основании договора № 4 от 24 января 2010 года, осуществляет индивидуальный предприниматель Гареев Евгений Саитович до 01 декабря 2011 г. и привести имущественный комплекс АЗС, расположенный по адресу Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Озерная, 25 в водоохраной зоны о. Кенжа (Богородское) в соответствие с требованиями «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций» РД 153-39.2-080-01, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 августа 2001 г. № 229 до 01 декабря 2011 г. Решение вступило в законную силу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку вина ответчика в рассматриваемых правонарушениях, в отличие от деликтных и других гражданско-правовых обязательств, не презюмируется. Бремя доказывания возможности причинения вреда и необходимости запретить ту или иную деятельность лежит на лице, обратившемся в суд, т.е. прокуроре. Для доказательства деятельности, создающей повышенную опасность, суду необходимо представить доказательства нарушения норм и правил по безопасности на производстве, которое способно повлечь аварию или инцидент с негативными последствиями за пределами санитарно-защитной зоны производственного объекта. Прокурором суду не представлено доказательств, что деятельность АЗС несет опасность причинения вреда в будущем, доказательств причиненного вреда вследствие эксплуатации АЗС, угрозы нового вреда, также не представлено. На администрацию сельского поселения «село Богородское» Ульчского района Хабаровского края решением Ульчского районного суда Хабаровского края от 15 июля 2011 г. возложена обязана получить согласование на осуществление деятельности автозаправочной станции с Федеральным агентством по рыболовству и привести имущественный комплекс АЗС, в соответствие с требованиями «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций» РД 153-39.2-080-01, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 августа 2001 г. № 229 до 01 декабря 2011 г., указанные меры применяются.
Кроме этого, при вынесении решения об отказе в иске о приостановлении деятельности АЗС, суд приходит к выводу, что ее приостановление противоречит общественным интересам, при этом учитывает социально-экономические потребности общества в топливе, факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
И.о. прокурора Ульчского района Хабаровского края в иске в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края, ИП Гарееву Е.С. о приостановлении деятельности автозаправочной станции, расположенной на земельном участке по адресу Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Озерная 25 до получения согласования на осуществление деятельности с Федеральным агентством по рыболовству и приведения имущественного комплекса АЗС в соответствие с требованиями «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций», как создающую опасность причинения вреда в будущем отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Гаркуль И.В.
Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2011 г.