Октябрьский районный суд города Мурманска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2011 года
Дело № 2-5030
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2011 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего - судьи Кулдыкина А.В.,
при секретаре - Солдатовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об обжаловании бездействия Губернатора Мурманской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд города Мурманска с заявлением об обжаловании бездействия Губернатора Мурманской области.
В обоснование заявления указал, что ФИО1 является ветераном Великой Отечественной войны, имеющим .... группу инвалидности. Решением ****ского районного суда города Мурманска от Дата удовлетворен иск ФИО1 к Администрации города Мурманска о признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с обязанием Администрации города Мурманска предоставить ФИО1 жилое помещение в срок и по нормам площади жилья, установленным законом. ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на обеспечение жильем, который направлен в Министерство труда и социального развития Мурманской области. В соответствии с сообщением Министерства труда и социального развития Мурманской области от Дата, ФИО1 включен в единый областной список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714, который направлен в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области для предоставления социальных выплат на приобретение жилья. В связи с неисполнением законодательства о ветеранах, Указа Президента РФ, им подано заявление на имя Губернатора МО ФИО2 с требованиями: Принять реальные меры к исполнению требования п. 3 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» с принятием дополнительных мер по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»; Обязать Минтерразвития Мурманской области изготовить именное гарантийное письмо Мурманской области о предоставлении безвозмездной единовременной денежной выплаты на приобретение жилья ветерану Великой Отечественной войны ФИО1, Дата рождения, и передать его для вручения установленным порядком. Однако Губернатор МО на данное обращение не прореагировал. Он не согласен с не обеспечением ветерана – участника Великой Отечественной войны ФИО1 жилым помещением, а также с бездействием Губернатора МО, препятствующим реализации права ФИО1 на обеспечение его жильем в соответствии с законодательством о ветеранах. Полагает, что бездействием Губернатора Мурманской области ФИО2 созданы препятствия к осуществлению (реализации) ФИО1 права на обеспечение его жильем в соответствии с законодательством о ветеранах.
Просит суд признать незаконным и необоснованным бездействие Губернатора Мурманской области ФИО2 при поступлении заявления ФИО1 от Дата об обеспечении его жильем в соответствии с законодательством о ветеранах и в связи с неисполнением требования пункта 3 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» о принятии дополнительных мер по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также с не отдачей распоряжения Минтерразвития Мурманской области по изготовлению именного гарантийного письма Мурманской области о предоставлении безвозмездной единовременной денежной выплаты на приобретение жилья ветерану Великой Отечественной войны ФИО1
В связи с указанным, просит суд обязать Губернатора Мурманской области ФИО2 устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению заявителем его прав и свобод, а именно по исполнению им требования пункта 3 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714«Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» о принятии дополнительных мер по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Обязать Губернатора Мурманской области ФИО2 отдать распоряжение Минтерразвития Мурманской области по изготовлению именного гарантийного письма Мурманской области о предоставлении безвозмездной единовременной выплаты на приобретение жилья ветерану Великой Отечественной войны ФИО1, Дата рождения, и передать его для вручения установленным порядком.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 поддержал требования, изложенные в заявлении.
Представитель Губернатора Мурманской области в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя, указав, что письменное обращение ФИО1, адресованное Губернатору Мурманской области, рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», региональными нормативными правовыми актами: Регламентом исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 25.09.2009 года № 447-ПП, Административным регламентом исполнения государственной функции «Организация рассмотрения обращений граждан, поступающих в Правительство Мурманской области», утвержденным приказом Аппарата Правительства области от 21.04.2010 года № 55-ОД. Требование заявителя об обязании Министерства строительства и территориального развития Мурманской области изготовить именное гарантийное письмо Мурманской области о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья ФИО1 может быть удовлетворено только в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 06.04.2009 года № 160-ПП. Согласно данному нормативному акту Министерство строительства и территориального развития Мурманской области изготавливает именные гарантийные письма о предоставлении безвозмездной единовременной денежной выплаты для вручения их гражданам после утверждения приказом Минтерразвития списка получателей единовременных денежных выплат, который в свою очередь, готовится после поступления субвенций из федерального бюджета в бюджет Мурманской области. Полагает, что требования заявителя о признании незаконным и необоснованным бездействия Губернатора Мурманской области ФИО2 являются необоснованными, в связи с чем, просит суд в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, в связи с тем, что в Дата из поступивших денежных средств на реализацию Федерального закона «О ветеранах» в части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны были улучшены жилищные условия ветеранов, стоявших в очереди перед заявителем и поставленных на учет в Дата, соответственно, на заявителя, который был поставлен на учет в Дата, выделенных средств не хватило.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Мурманска в судебном заседании также полагала, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, пояснив, что в соответствии с решением ****ского районного суда города Мурманска от Дата Администрация города Мурманска признала ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий, и он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как Ветеран Великой Отечественной войны. Поскольку в силу законодательства обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны является расходным обязательством Российской Федерации, муниципальное образование город Мурманск не имеет правовых оснований для выделения ФИО1 жилого помещения, а обязана дать соответствующие сведения о наличии на учете ветеранов в Министерство труда и социального развития Мурманской области, которое, в свою очередь, предоставляет в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области список ветеранов для решения вопроса о выделении им средств федерального бюджета для приобретения жилья. Руководствуясь данными требованиями законодательства, Администрация города Мурманска своевременно проинформировала Министерство труда и социального развития Мурманской области о постановке на учет ветерана Великой Отечественной войны ФИО1, чем исполнила возложенные на нее решением суда от Дата и законом обязанности. Решение суда от Дата в части обязания Администрации города Мурманска предоставить ФИО1 жилье, как ветерану Великой Отечественной войны, Администрация города Мурманска в силу закона исполнить не может.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданского дела № ** по иску ФИО1 к Администрации города Мурманска о признании нуждающимся в получении жилого помещения и постановке на учет, приходит к следующему.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно статье 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения
Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Правительству Российской Федерации: в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра; предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом;
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 23.2).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 23.2).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11 ст. 23.2).
Форма и порядок обеспечения жильем участников, инвалидов Великой Отечественной войны в Мурманской области установлены Законом Мурманской области от 23.12.2008 года № 1057-01-ЗМО «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем».
В соответствии со статьей 2 указанного закона меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, в числе которых ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, реализуются в денежной форме в виде предоставления лицам, указанным в статье 1 закона, единовременных выплат на приобретение и строительства жилья.
Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем в виде единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений утверждается Правительством Мурманской области.
Постановлением Правительства Мурманской области от 06 апреля 2009 года № 160-ПП «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» утверждены Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и Порядок формирования единого областного списка граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 06 апреля 2009 года № 160-ПП определено, что Министерство строительства и территориального развития Мурманской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Мурманской области и ответственным за организацию и исполнение мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а также главным распорядителем средств субвенции, предоставленной из федерального бюджета бюджету Мурманской области на реализацию государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Согласно пункту 2.5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 06 апреля 2009 года № 160-ПП, на основании муниципальных списков ветеранов и инвалидов, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты, Минтрудсоцразвития формирует и ежегодно, к 15 февраля, предоставляет в Минтерразвития: - единый областной список граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - областной список ветеранов и инвалидов); - единый областной список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (далее - Указ по обеспечению жильем ветеранов войны и список ветеранов войны).
Включение заявителей в единый областной список ветеранов войны производится на основании сведений органов местного самоуправления по состоянию на первое число каждого квартала.
После поступления субвенций из федерального бюджета в бюджет Мурманской области Минтерразвития направляет запрос в органы местного самоуправления о необходимости предоставления учетных дел граждан, осуществляет их проверку и принимает решение об утверждении размера единовременных денежных выплат и списков их получателей.
Судом установлено, что ФИО1 является ветераном Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Решением ****ского районного суда города Мурманска от Дата Администрация города Мурманска обязана поставить ветерана Великой Отечественной войны ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, а также предоставить ФИО1 жилое помещение в срок и по нормам площади жилья, установленным законом. Решение суда вступило в законную силу.
В Администрации города Мурманска ФИО1 состоит на учете в составе граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветеран Великой Отечественной войны, с Дата, на основании постановления администрации города Мурманска от Дата № **).
Реализуя решение суда, а также, учитывая то, что в силу требований вышеприведенного законодательства, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны является расходным обязательством Российской Федерации, Администрация города Мурманска в установленном порядке включила ФИО1 в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", который направлен в Министерство труда и социального развития Мурманской области.
Письмом от Дата (исх. № **) единый областной список указанных ветеранов Великой Отечественной войны, сформированный в Министерстве труда и социального развития Мурманской области, направлен Министерством труда и социального развития Мурманской области в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области для предоставления социальных выплат на приобретение жилья.
Согласно статье 8 Закона Мурманской области от 24.12.2010 года № 1290-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утверждены распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета согласно приложению N 13 к настоящему Закону и ведомственную структуру расходов областного бюджета согласно приложению N 14 к настоящему Закону, согласно которым Министерству строительства и территориального развития Мурманской области за счет средств, выделенных из федерального бюджета в форме субвенции, запланировано на Дата на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", то есть на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны по единому областному списку граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", .... тыс. рублей.
Согласно Федеральному закону от 13.12.2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (в редакции Федерального закона от 01.06.2011 года № 105-ФЗ) Мурманской области из федерального бюджета дополнительно распределена субвенция на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в размере .... тыс. рублей, которые поступили в бюджет Мурманской области.
Таким образом, в бюджете Мурманской области на Дата за счет средств субвенции из федерального бюджета на вышеприведенные цели было предусмотрено .... тыс. рублей.
Как следует из Отчета Минтерразвития Мурманской области о расходах бюджета РФ, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъекта РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на 1 октября 2011 года, в котором указано количество граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем и размер указанной меры социальной поддержки, на начало года числится .... ветеранов, из которых .... человек получили жилье: .... человек – по договору социального найма; .... человек - за счет государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; за счет единовременных денежных выплат – .... человек на общую сумму .... рублей, остаток средств субвенции на конец отчетного периода составил .... тыс. рублей, что соответствует общему объему предусмотренных на Дата средств бюджета Мурманской области за счет субвенции из федерального бюджета.
При этом, как показало изучение предоставленных Минтерразвития Мурманской области в судебное заседание сведений о лицах, получивших в Дата за счет единовременных денежных выплат в общем размере .... рублей, указанные лица были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714" Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», ранее Дата, то есть имели преимущество в очередности предоставления единовременной денежной выплатой перед ветераном ФИО1
Как установлено в судебном заседании, в едином областном списке граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» по состоянию на 01 октября 2011 года, значится .... ветерана, ФИО1 значится под № **.
Дата Министерством строительства и территориального развития Мурманской области направлено в Минрегион России дополнительное соглашение о предоставлении в Дата субвенций из Федерального бюджета бюджету Мурманской области на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года на сумму .... тысяч рублей в соответствии с распределением средств по субъектам Российской Федерации, утвержденным таблицей 38 приложения 30 к Федеральному закону от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», которые на день рассмотрения настоящего дела еще не были выделены из федерального бюджета в бюджет Мурманской области.
В Дата объем субвенций федерального бюджета бюджету Мурманской области на осуществление вышеуказанных полномочий планируется в размере .... тысяч рублей.
Таким образом, в судебном заседании не установлено нарушений действующего законодательства в части обеспечения жильем ФИО1 как ветерана Великой Отечественной войны за счет средств, выделяемых из бюджета Мурманской области за счет субвенции из федерального бюджета, соответственно, нарушений жилищных прав ФИО1 в этой части не имеется.
Судом установлено, что Дата А., действуя в интересах ФИО1, обратился к Губернатору Мурманской области с заявлением об обеспечении жильем в соответствии с законодательством о ветеранах, в котором просил принять реальные меры к исполнению требования п. 3 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» с принятием дополнительных мер по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также обязать Минтерразвития Мурманской области изготовить именное гарантийное письмо Мурманской области о предоставлении безвозмездной единовременной денежной выплаты на приобретение жилья ветерану Великой Отечественной войны ФИО1, Дата рождения и передать его для вручения установленным порядком.
Порядок рассмотрения письменных обращений граждан к Губернатору Мурманской области определен Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Регламентом исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 25.09.2009 года № 447-ПП, Административным регламентом исполнения государственной функции «Организация рассмотрения обращений граждан, поступающих в Правительство Мурманской области» утвержденным приказом Аппарата Правительства области от 21.04.2010 года № 55-ОД.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Согласно пункту 20.1 Регламента исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 25.09.2009 года № 447-ПП, поступившие письменные и устные обращения граждан, в том числе по информационным системам общего пользования, регистрируются в Аппарате Правительства в СЭДО (система электронного документооборота).
Согласно пункту 20.2 данного нормативного правового акта в зависимости от содержания письменного обращения о нем докладывается Губернатору, заместителям Губернатора или членам Правительства.
Обращение ФИО3 зарегистрировано в Аппарате Правительства Мурманской области Дата (вх. № **).
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Как следует из представленных документов, об обращении ФИО1 было доложено заместителю Губернатора Мурманской области Б., который Дата поручил рассмотрение данного обращения заместителю министра строительства и территориального развития Мурманской области В., поскольку указанное Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Мурманской области, ответственным за организацию и исполнение мероприятий по обеспечению жильем ветеранов и участников Великой Отечественной войны.
Письмом начальника отдела по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Мурманской области от Дата обращение ФИО1 и его представителя А. направлено для рассмотрения в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, в адрес А. направлено извещение о переадресации обращения по компетенции, что подтверждено представленной в судебное заседание копией настоящего извещения из СЭДО (система электронного документооборота) Аппарата Правительства Мурманской области.
Статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Дата письмом (исх. № **) за подписью заместителя министра строительства и территориального развития Мурманской области Г., в установленный законом срок, А. направлен письменный ответ на обращение, из которого следует, что Правительством Мурманской области реализация мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется на средства федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных ассигнований субъектам Российской Федерации на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», ФИО1 состоит под номером № ** в областном списке граждан, имеющих право на обеспечение жильем. Также в письме указано, что гарантийное письмо для самостоятельного приобретения жилья будет выдано ФИО1 при поступлении в бюджет Мурманской области средств целевой федеральной субвенции.
В соответствии с разделами 2, 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 06.04.2009 года № 160-ПП, Министерство строительства и территориального развития Мурманской области изготавливает именные гарантийные письма о предоставлении безвозмездной единовременной выплаты для вручения их гражданам только после утверждения приказом Министерства строительства и территориального развития Мурманской области списка получателей единовременных денежных выплат, который готовится после поступления субвенций из федерального бюджета в бюджет Мурманской области, при этом, в гарантийном письме на имя конкретного ветерана обязательно указывается объем денежных средств, предназначенных для перечисления указанному ветерану.
Согласно указанному Порядку гарантийное письмо подписывается Министром строительства и территориального развития Мурманской области.
При этом в силу действующего законодательства в полномочия Губернатора Мурманской области решение вопросов выдачи указанных гарантийных писем не входит.
Поскольку в судебном заседании установлено, что денежных средств для предоставления безвозмездной единовременной выплаты ветерану Великой Отечественной войны ФИО1 в истекшем периоде Дата было недостаточно, соответственно, Министерство строительства и территориального развития Мурманской области по результатам рассмотрения обращения ФИО1, направленного его представителем Дата на имя Губернатора Мурманской области, в силу действующего законодательства не имело правовых оснований для выдачи на имя ФИО1 вышеуказанного гарантийного письма.
Соответственно, в данном случае никаких правовых оснований для того, чтобы Губернатор Мурманской области обязал Министерство строительства и территориального развития Мурманской области выдать такое гарантийное письмо на имя ФИО1, также не имелось.
Как уже указывалось выше, заявитель просит признать незаконным и необоснованным бездействие Губернатора Мурманской области ФИО2 при поступлении заявления ФИО1 от Дата об обеспечении его жильем в соответствии с законодательством о ветеранах и в связи с неисполнением требования пункта 3 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» о принятии дополнительных мер по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах.
В связи с указанным, заявитель просит суд обязать Губернатора Мурманской области ФИО2 устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению заявителем его прав и свобод, а именно по исполнению им требования пункта 3 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714«Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» о принятии дополнительных мер по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В данном случае, рассматривая требования заявителя в части реализации пункта 3 данного Указа Президента РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714«Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно статье 90 Конституции РФ Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно статье 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов.
Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что принцип самостоятельности бюджетов означает: недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Согласно пункту 4 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса.
Анализируя вышеприведенное законодательство, суд соглашается с позицией представителя Губернатора Мурманской области о том, что пункт 3 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714«Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», согласуясь с требованиями федеральных законов, не обязывает Губернатора Мурманской области принять дополнительные меры за счет средств бюджета Мурманской области по обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны жильем, а предлагает принять такие меры при условии наличия таких средств в бюджете Мурманской области.
Вместе с тем согласно Закону Мурманской области от 24.12.2010 года № 1290-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» бюджет Мурманской области дефицитный, то есть расходы бюджета превышают его расходы (.... тыс. рублей дефицит бюджета), который в ходе исполнения бюджета покрывается за счет заимствований, в результате чего растут долговые обязательства бюджета.
При этом доходная часть бюджета является дотационной, то есть существенная часть доходов бюджета Мурманской области на Дата формируется за счет нецелевой безвозмездной помощи из федерального бюджета в форме дотаций (.... рублей), поскольку своих доходов не хватает, а также недостаточно лимита дефицита бюджета на данный финансовый год, покрываемого за счет заимствований.
В силу бюджетного законодательства РФ объем доходов, который восполняется за счет дотаций в каждом финансовом году, это тот объем доходов, который не может быть восполнен собственными доходами из-за их нехватки, и не может быть восполнен за счет тех средств, которые идут на покрытие дефицита бюджета, поскольку в этой части из-за общей нехватки средств дефицит бюджета будет выше того предела, который разрешен законом.
Аналогичное положение существовало в Мурманской области и в предшествующие финансовые годы.
При таких обстоятельствах, не принятие в Мурманской области дополнительных мер по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, помимо тех мер, которые реализуются за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Федерального закона «О ветеранах», не свидетельствует о том, что Губернатором Мурманской области допускается нарушение федерального законодательства в этой части, соответственно, в этом случае им не допускается незаконных действий или незаконного бездействия.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При этом в соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку судом в ходе рассмотрения дела не установлены противоречащие законодательству действия или бездействие Губернатора Мурманской области, а также возможные последствия таких действий или бездействия в виде нарушения прав ветерана Великой Отечественной войны ФИО1 на получение в Дата меры социальной поддержки, направленной на улучшение его жилищных условий, настоящее заявление подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об обжаловании бездействия Губернатора Мурманской области, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий А.В. Кулдыкин