Рубцовский городской суд Алтайского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Рубцовский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-5032/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2011 г. Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Челпановской М.А.,
при секретаре Панасенко Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации города Рубцовска Алтайского края, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчикам, просила признать ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование своих требований указала, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Кытмановского районного суда от *** ее родители Х. и М. лишены родительских прав. Постановлением администрации Кытмановского района Алтайского края от *** истица была определена в учреждение общественного воспитания. Указанным постановлением за ней было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: .... Как следует из акта обследования жилого помещения, проведенного администрацией Зареченского сельсовета Кытмановского района от ***, закрепленное жилое помещение находится в непригодном состоянии. На основании данного акта постановлением администрации от *** «О внесении изменений в постановление от *** «О помещении в учреждение общественного воспитания несовершеннолетних ...» пункт 2 постановления администрации Кытмановского района от *** признан утратившим силу. Фактически истец осталась без жилья, собственного жилья не имеет, снимать жилье на условиях коммерческого найма не имеет возможности в силу малообеспеченности. В *** года она обратилась в жилищный комитет администрации г.Рубцовска с заявлением о постановке на учет для внеочередного получения жилья. *** в постановке на учет отказано в связи с отсутствием справки из Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительства жилого дома за пятилетний период, предшествующий подаче заявления. Данную справку в Росреестре не выдают, так как действующим законодательством такая форма справки не предусмотрена. Считает, что своим отказом администрация г. Рубцовска нарушает ее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, гарантированное Законом Алтайского края от 13.12.2004 №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Просила признать ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить ей по договору социального найма жилое помещение в черте города Рубцовска, общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования уточнила, требование в части обязания предоставить жилое помещение по договору социального найма не поддержалаи просила не рассматривать ввиду того, что намерена обратиться за предоставлением ей субсидии на приобретение жилья в соответствии с пп.3.1 Постановления Администрации Алтайского краяот 15 января 2008 г. N 8; просила признать нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Представитель ответчика администрации города Рубцовска Алтайского края в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление, в котором указал, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26,3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ. Уполномоченный орган в Алтайском крае определен и им является Управление по жилищно-коммунальному хозяйству, на который возложена обязанность по предоставлению жилья. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменные возражения по существу заявленных требований, в которых указал, что в соответствии со ст. 4 вышеуказанного закона учет нуждающихся граждан осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края). В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 10.04.2006 № 145, уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год. Краевая инвестиционная программа на 2011 год сформирована без учета истицы. В соответствии со ст. 11 закона Алтайского края № 136-ЗС жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края. ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения краевого жилищного фонда органом местного самоуправления не принята, отказ администрации г. Рубцовска в постановке на учет надлежаще не обжалован. В управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на настоящий момент в Сводном реестре граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, сведения об истице отсутствуют. Вопрос о наличии у ФИО1 права на предоставление жилого помещения не рассматривался; решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не принималось.
Таким образом, управление полагает, что у ФИО1 право на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда по договору социального найма на основании закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» не возникло. Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству права истицы нарушены не были. Поскольку законом установлен определенный порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, который в настоящее время не соблюден, то требования о предоставлении жилого помещения заявлены истицей преждевременно. Просил дело рассмотреть без участия представителя.
В судебном заседании представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации города Рубцовска ФИО2 требования поддержала, пояснила, что истица относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет. В связи с чем, имеет право на постановку на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным дело рассмотреть дело в отсутствие участников процесса по имеющимся доказательствам.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законам нормами.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Жилищный кодекс РФ в пункте 2 части 2 статьи 57 устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что родители ФИО1 - мать Х. и отец М. лишены родительских прав, что подтверждается решением Кытмановского районного суда от *** Таким образом, истец приобрела статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Кытмановского района Алтайского края от *** «О помещении в учреждение общественного воспитания ...» истица была определена в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение, за несовершеннолетней ФИО1 закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ....
Постановлением администрации Кытмановского района *** «О внесении изменений в постановление от *** «О помещении в учреждение общественного воспитания несовершеннолетних ...» пункт 2 постановления администрации Кытмановского района от *** признан утратившим силу в связи с тем, что жилье, закрепленное за несовершеннолетней ФИО1, признано непригодным для проживания.
ФИО1 зарегистрирована по месту нахождения учреждения общественного воспитания - КГС(К)ОУ «И.», который окончила *** Опека над ФИО1 прекращена в связи с достижением ею совершеннолетнего возраста. Материалами дела также подтверждается, что истец в период с *** по *** обучалась в профессиональном училище ..., где после окончания учебного заведения ей присвоены квалификации ; в период с *** по *** обучалась на очном отделении в ФГОУ СП «Р.» и находилась на полном государственном обеспечении, приказом от *** отчислена за пропуски. В настоящее время временно проживает в общежитии по месту учебы КГБОУ НПО «П.» в ..., обучается на третьем курсе очного отделения по профессии с ***, что подтверждается справкой директора КГБОУ НПО «П.» , копией свидетельства о регистрации по месту пребывания на срок с *** по ***
Согласно справке от *** Рубцовского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю установлено, что ФИО1 каких-либо жилых помещений на праве собственности и ином праве пользования на территории г. Рубцовска не имеет. Также истец не имеет жилых помещений на праве собственности и ином праве пользования на территории Тягунского сельсовета Кытмановского района, Алтайского края, что подтверждается справкой от ***, выданной администрацией Тягунского сельсовета Кытмановского района, Алтайского края. Уведомлением Рубцовского отдела Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации и картографии по Алтайскому краю об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается отсутствие у истца на праве собственности каких-либо объектов недвижимости на территории г. Рубцовска, Рубцовского и Угловского районов. Кроме того, в настоящее время истец проживает по временной прописке до *** в ....
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Из этого следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В *** г., то есть до достижения 23 лет и по окончании образовательного учреждения, истец обратилась в администрацию города Рубцовска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет.
*** администрация г. Рубцовска отказала ФИО1 в постановке на учет, в связи с отсутствием справки органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествующий подаче заявления.
Суд, учитывая изложенные выше обстоятельства и представленные истцом доказательства, полагает, что отказ данного ответчика в части признания истицы нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и постановки на учет является незаконным.
Статьей 4 указанного Закона Алтайского края от 12.12.2006г. №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений Государственного жилищного фонда Алтайского края» предусматривается, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются таковым органами исполнительной власти данного субъекта РФ. Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.
Таким образом, администрацией города Рубцовска необоснованно было отказано истцу в постановке на учет, по основанию отсутствия справки Росреестрао сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительства жилого дома, за пятилетний период.
Постановлением Администрации Алтайского края от 10.04.2006 г. № 145, пунктом 1 Положения об Управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству устанавливается, что уполномоченным органом в сфере жилищно-коммунального хозяйства, исполняющим полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма вышеуказанной категории граждан, к числу которых относится истица, является данное Управление.
Согласно подпункту 3.1 п. 3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Администрации края от 15 января 2008 г. N 8, право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года.Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется однократно. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что истец поддерживает лишь требования в части признания ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, надлежащим ответчиком является орган местного самоуправления, то есть администрация города Рубцовска Алтайского края, к ведению которой законом отнесен учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Соответственно, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству не является надлежащим ответчиком.
Таким образом, указанные требования ФИО1 о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать ФИО1 нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству отказать.
Взыскать с администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой в течение 10-ти дней со дня вынесения в окончательной форме суд через Рубцовский городской суд.
Председательствующий М.А. Челпановская