ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5038/19 от 20.07.2020 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Решение принято в окончательной форме 20 июля 2020 г.

Дело № 2-848/2020

УИД: 76RS0016-01-2019-005556-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2020 г. г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю., при секретаре Коноваловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 2» о перерасчете платы за коммунальную услугу,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, собственник квартиры по адресу: <адрес>, обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – ПАО «ТГК-2») о признании незаконным перерасчета платы за коммунальную услугу: ГВС компонент на тепловую энергию в размере 19 948 руб. 50 коп., ГВС компонент на теплоноситель – 8 368 руб. 52 коп., произведенного в счете за сентябрь 2019 г., одновременно просила обязать ответчика произвести новый перерасчет платы за коммунальную услугу в соответствии с нормативами потребления за период с 26 августа 2019 г. по 11 октября 2019 г.

В обоснование иска указано, что квартира истца оборудована индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды. 26 августа 2019 г. по заявке истца была проведена проверка индивидуальных приборов учета ООО «Техсервис», по результатам которой приборы учета были признаны пригодными к эксплуатации, имели пломбы водоснабжающей организации. 20 сентября 2019 г. ответчиком проведена проверка индивидуального прибора учета горячей воды, в ходе которой специалистом было выявлено нарушение сохранности контрольной пломбы, составлен акт о выявлении несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета горячей воды. На основании указанного акта ответчик в счете за сентябрь 2019 г. произвел перерасчет платы за коммунальную услугу: ГВС компонент на тепловую энергию на сумму 19 948 руб. 50 коп., ГВС компонент на теплоноситель – 8 368 руб. 52 коп. Оснований для начисления платы, в том числе с учетом повышающего коэффициента у ответчика не имелось, так как по состоянию на день проверки все пломбы находились в наличии.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала в объеме и по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ПАО «ТГК-2» по доверенности ФИО2, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица ФИО3 исковые требования не признали, ссылаясь на их необоснованность, пояснили, что факт несанкционированного вмешательства в работу прибора и нарушение контрольной пломбы прибора учета потребления горячей воды установлен актом от 20 сентября 2019 г. Перерасчет платы за коммунальную услугу произведен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.

Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в их отсутствие.

Заслушав объяснения сторон, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Из дела видно, что квартира по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1 В данной квартире совместно с собственником проживают члены семьи: ФИО4, ФИО4, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц. Данное обстоятельство подтверждено выпиской из домовой книги, выпиской из ЕГРН.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договоров ресурсоснабжения вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 названной статьи.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила).

Согласно п. 2 Правил, «исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Подпунктом е(1)) пункта 31 Правил на исполнителя возложена обязанность осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).

В Разделе VII Правил определен порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний, а в абз. 1 п. 81(11) установлены требование о защищенности прибора учета от несанкционированного вмешательства в его работу и предусмотрено право исполнителя установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения.

В соответствии с абз. 4 п. 81(11) Правил исполнитель при проверке состояния прибора учета проверяет целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение указанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

При этом, при установлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель в соответствии с абз. 6 п. 81(11) Правил составляет соответствующий акт. Если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Такой способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 10, и применяется тогда, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу.

Из дела видно, что квартира истца оборудована индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды. ПАО «ТГК-2» является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также производит расчет и начисление платы за данную коммунальные услугу в многоквартирном жилом доме, где расположена квартира истца.

20 сентября 2019 г. ПАО «ТГК-2» в квартире истца производилась проверка индивидуального прибора учета горячей воды. В ходе проверки установлен факт несанкционированного вмешательство в работу индивидуального прибора учета горячей воды, а именно: обрыв контрольной пломбы.

Изложенные обстоятельства подтверждены счетами на оплату коммунальных услуг ПАО «ТГК-2», актом проверки индивидуального прибора учета горячей воды от 20 сентября 2019 г., а также актом о выявлении несанкционированного вмешательства работу индивидуального прибора учета от 20 сентября 2019 г. Факт обрыва контрольной пломбы индивидуального прибора учета горячей воды истцом не оспаривался.

Утверждение ФИО1 о том, что обрыв пломбы произошел вследствие действий специалистов ПАО «ТГК-2», проводивших 20 сентября 2019 г. проверку прибора учета, является голословным, доказательствами не подтверждено. Представитель ПАО «ТГК-2» по доверенности ФИО2, а также привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц специалисты ПАО «ТГК-2» ФИО5, ФИО3, данное обстоятельство отрицали. Указанные выше акты от 20 сентября 2019 г. соответствующих сведений не содержат. Акт проверки индивидуального прибора учета горячей воды от 20 сентября 2019 г., которым зафиксирован факт обрыва контрольной пломбы, подписан истцом без замечаний. В акте от 20 сентября 2019 г. о выявлении несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета горячей воды в графе «пояснения потребителя» истцом была сделана запись «при поверке». По мнению суда, из содержания данных пояснений истца, изложенных в акте, не следует, что обрыв пломбы произошел при проверке прибора учета, производившейся 20 сентября 2019 г., и по вине специалистов ПАО «ТГК-2».

При таких обстоятельствах дела, принимая во внимание установление факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета горячей воды в квартире истца, суд пришел к выводу о том, что ответчик был вправе в соответствии с абз. 6 п. 81(11) Правил произвести перерасчет и доначислить плату за коммунальную горячего водоснабжения, в том числе ГВС компонент на тепловую энергию, ГВС компонент на теплоноситель, в том числе с применением повышающего коэффициента 10.

Согласно предоставленному ПАО «ТГК-2» расчету (л.д. 47), доначисление платы произведено за период с 01 августа 2019 г. по 30 сентября 2019 г. на общую сумму 28 317 руб. 02 коп. За август 2019 г. (31 день) сумма доначисленной платы за ГВС компонент на тепловую энергию составила 10 137 руб. 60 коп., ГВС компонент на теплоноситель – 4 252 руб. 85 коп. За сентябрь 2019 г. (30 дней) сумма доначисленной платы за ГВС компонент на тепловую энергию составила 9 810 руб. 90 коп., ГВС компонент на теплоноситель – 4 115 руб. 67 коп. Соответствующие суммы указаны в счете за сентябрь 2019 г. (л.д. 13) в столбце «перерасчеты»: ГВС компонент на тепловую энергию – 19 948 руб. 50 коп., ГВС компонент на теплоноситель – 8 368 руб. 52 коп., в сумме – 28 317 руб. 02 коп.

Вместе с тем, следует учесть, что 26 августа 2019 г. производилась поверка прибора учета горячей воды в квартире истца специализированной организацией ООО «Техсервис». Данный факт подтвержден свидетельством о поверке № 190010518545 (л.д. 23), аттестатом аккредитации ООО «Техсервис» (л.д. 94), справкой ООО «Техсервис» (л.д. 93),показаниями свидетеля ФИО6, допрошенного в судебном заседании 13 мая 2020 г Наличие у ООО «Техсервис» права на проведение поверки прибора учета горячей воды ответчиком не оспаривалось. В акте ПАО «ТГК-2» проверки индивидуального прибора учета горячей воды от 20 сентября 2019 г. в графе «дата первичной поверки» указана дата первичной поверки прибора учета 26 августа 2019 г., то есть дата поверки прибора учета ООО «Техсервис».

На обороте свидетельства ООО «Техсервис» о поверке указано на наличие пломбы водоснабжающей организации.

По смыслу абз. 6 п. 81(11) Правил доначисление платы может быть произведено исполнителем за период не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки.

Поскольку 26 августа 2019 г. на момент проведения проверки индивидуального прибора учета специалистом ООО «Техсервис» на нем имелась контрольная пломба, суд полагает, что оснований для доначисления платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения за период до даты проверки, до есть до 25 августа 2019 г. включительно, у ПАО «ТГК-2» не имелось.

На основании пункта 81 Правил, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Перечисленные положения п. 81 Правил ответчиком не нарушены. Из объяснений ФИО1 следует, что с заявкой о вводе прибора учета в эксплуатацию она обратилась в ПАО «ТГК-2» 23 сентября 2019 г. Акт ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета горячей воды подписан сторонами 11 октября 2019 г., то есть в срок, установленный п. 81 Правил. При этом, с 01 октября 2019 г., то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, как это предусмотрено п. 81 Правил, ответчик производил расчет размера платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

С учетом изложенного, с целью восстановления прав истца, суд полагает необходимым признать незаконными действия ПАО «ТГК-2» по доначислению платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения, включая ГВС компонент на тепловую энергию, ГВС компонент на теплоноситель за период с 01 по 25 августа 2019 г. (25 дней), обязать ответчика произвести перерасчет, уменьшив размер доначисленной платы на 11 605 руб. 20 коп. на основании следующего расчета: (10 137 руб. 60 коп. + 4 252 руб. 85 коп.) / 31 день х 25 дней, где 10 137 руб. 60 коп. - сумма доначисленной платы за ГВС компонент на тепловую энергию за август 2019 г., 4 252 руб. 85 коп. – сумма доначисленной платы за ГВС компонент на теплоноситель за август 2019 г.

В остальной части суд оставляет исковые требования ФИО1 без удовлетворения.

Доводы истца об отсутствии у ответчика оснований для применения повышающего коэффициента 10 основаны на неправильном толковании вышеперечисленных положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.

По материалам дела у суда нет оснований полагать, что ответчик производил доначисление платы в соответствии с абз. 6 п. 81(11) Правил за период до 11 октября 2019 г. Доводы истца в этой части не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Счета ПАО «ТГК-2» за октябрь, ноябрь 2019 г. (л.д. 14, 15) сведений о каких-либо перерасчетах за этот период не содержат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» по доначислению в порядке, предусмотренном абз. 6 п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения в сумме 11 605 руб. 20 коп. за период с 01 по 25 августа 2019 г. (25 дней) по квартире по адресу: <адрес>.

Обязать Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения по квартире по адресу: <адрес>, уменьшив размер доначисленной в порядке, предусмотренном абз. 6 п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, платы на 11 605 руб. 20 коп.

В остальной части исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Ю. Фомина